JCB: Япония, ATP, далее везде?

JCB: Япония, ATP, далее везде?

Индивидуальность + открытость
До настоящего времени эта крупнейшая в Японии (около 40% карточного рынка страны) и одна из ведущих в мире платежных систем практически не проявляла интереса к российскому рынку, если не считать нескольких проектов, которые можно было бы пересчитать по пальцам. Характерно, что за всеми из них, как правило, стояли интересы, которые навряд ли можно назвать чисто экономическими. При этом по состоянию на начало 2004г. совокупный объем эмиссии карточек JCB, выпускаемых банками 17 стран мира, составил порядка 50 млн., их прием обеспечивался в 11,5 млн. торгово-сервисных точек, расположенных в 189 странах. В течение прошлого года по картам JCB было проведено в общей сложности 11,5 млн. транзакций, суммарный объем которых составил свыше 43 млрд. долл. США. При этом компания сотрудничает более чем с 320 финансовыми организациями по всему миру.

Начало деятельности JCB совпало с периодом экономического подъема в Японии, что, в свою очередь, стимулировало развитие туристического бизнеса. В дальнейшем компания имела возможность отказаться от эмиссии собственных карточек, присоединившись к ассоциациям Visa International или MasterCard International, и продолжить эмиссию только локальных карточных продуктов для использования на территории Японии. Однако JCB выбрала путь независимого развития, предпочтя сохранить торговую марку и выйти на международный рынок самостоятельно. Следует, однако, отметить, что платежная система продолжает активную совместную работу с лидерами рынка: так, например, подписано и работает соглашение о сотрудничестве с American Express – JCB занимается эквайрингом карточек AmEx в Японии, а японские туристы и бизнесмены могут расплачиваться с мерчантами AmEx в Мексике, Индии, Австралии и ряде других стран.

Эволюции JCB в по-настоящему международную систему, помимо всего прочего, способствовала дальнейшая интеграция Японии в мировую экономику, которая на каком-то этапе выразилась, в частности, в стремительном росте потока туристов, пересекающих границы страны в обоих направлениях.

Многоэтажный “карточный минка(Минка – традиционный японский жилой дом)”
В настоящее время JBC позиционирует себя как компанию, занимающую достаточно обособленную рыночную нишу, и по многим параметрам принципиально отличную от своих основных конкурентов. Это позволяет ей не только удерживать лидирующие позиции в АТР, но и вести успешную экспансию на рынки Европы и США. Так, с одной стороны, карточные продукты JCB, продвигаемые за рубеж, ориентированы на массового потребителя не в той степени, как продукты “входного уровня” или “классика” Visa International и MasterCard International. Так, помимо традиционного набора услуг, владельцам карточек JCB предоставляется ряд дополнительных возможностей: сервис в информационно-туристских центрах JCB Plaza и JCB Service Desk, электронная база данных Т&Е Information Processing System (TIPS), услуги лизинга через компанию JCB Lease, скидки в магазинах-партнерах JCB, бонусы при покупке авиабилетов, различные страховые услуги и т.д.

С другой стороны – они более доступны для широкого потребителя, чем клубные инструменты Diners Club и American Express, а уровень сервиса, предоставляемого по ним, позволил за последние годы “оттянуть” на себя значительную часть VIP-клиентуры (в истинном, а не маркетинговом смысле этого термина), в частности, в таком избалованном качеством высококлассного сервиса регионе, как США.

Совокупный оборот по картам JCB (млрд. долл. США)
Совокупный объем эмиссии карт JCB (млн. шт.)
Торгово-сервисная сеть JCB по всему миру (млн. предприятий)

Несмотря на тот факт, что в соответствии с японским законодательством сфера действия карточек первоначально была ограничена только расчетной функцией, JCB удалось включить в свой карточный портфель самый широкий спектр продуктов, позволяющий пользователям диверсифицировать способы безналичной оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Самой первой картой JCB была золотая карточка, предназначенная, соответственно, для требовательных и часто совершающих поездки представителей японского бизнеса. Позднее компания также разработала и запустила на тот момент достаточно революционную по своей широте, направленности и дополнительной стоимости продуктовую линейку, специально ориентированную на удовлетворение спроса со стороны самых широких слоев населения, ведущих различный образ жизни.

В настоящее время основными картами в продуктовом портфеле JCB попрежнему остаются JCB Card и JCB Gold Card. JCB Card – наиболее распространенный продукт со стандартным набором услуг, предназначен для использования как внутри Японии, так и за границей. В сентябре 1992г. JCB первой из японских компаний добавила к своей JCB Card функцию возобновляющегося кредита, воспользовавшись тем, что правительство сняло действовавшие ранее ограничения на выпуск таких карт.

В начале 1993г. компания JACCS Co., Ltd. – одна из франчайзинговых фирм, эмитирующих карты JCB, выпустила первую чиповую карточку (со встроенным микропроцессором), причем ей удалось снизить первоначально планируемые издержки производства этих продуктов на треть.

JCB Gold Card – карточка для привилегированных пользователей, прежде всего для должностных лиц высокого ранга. Среди услуг, предоставляемых по ней, предусматривается дополнительное страхование во время авиаперелетов, расширенный кредит, бронирование мест в гостиницах, билетов в театры, на авиарейсы и т.д., а также приоритетные услуги в отелях высшего класса и 31 центре JCB Plaza по всему миру. Исключительно узкий, избранный круг пользователей с особым статусом получает наиболее престижную золотую карту JCB – The Class Card.

Другими популярными продуктами JCB являются карты JCB Nexus Card, JCB Grande Card и CB J-l Card. JCB Nexus Card – карта для молодых должностных лиц до 30 лет, по которой предоставляет услуги высокого уровня, включая страхование на время поездок и на случай автомобильной аварии. В свою очередь, JCB Grande Card – продукт, ориентированный на пользователей среднего возраста, имеющих семью и заинтересованных в медицинском и туристическом страховании. И, наконец, CB J-l Card – карточка для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, с двумя вариантами исполнения – для студентов и для выпускников колледжей.

Географическое присутствие JCB в мире

Кроме того, JCB эмитирует корпоративные карты JCB Corporate Card с двумя подвидами – стандартной и золотой картой. Они используется в целях оплаты представительских расходов компаний, прежде всего служебных поездок и посещений ресторанов.

Компания также разработала карточки, специально приспособленные для людей, которые отправляются в путешествие (JCB Travel Card), но не имеют стандартной карточки и желают срочно получить доступ к услугам JCB в пунктах назначения. Первой из платежных систем JCB разработала карточку, ориентированную специально на женскую аудиторию, – JCB Ladies Card. По ней представительницам прекрасного пола предоставляются особые скидки, сувениры и специальное обслуживание в определенных ассоциированных предприятиях торговли и услуг.

Под брендом JCB выпускается и более 400 видов ко-брендинговых и клубных карт. Последней новинкой (с ноября 2003г.) стала Marukai JCB Card, совместная карточка американского филиала JCB International и подразделения крупного японского банка Marukai Corporation. Эта карточка совмещает в себе возможность идентификации владельца в клубных супермаркетах Marukai в США и кредитные возможности JCB. Ряд ко-брендинговых карт JCB, помимо прочего, позволяет получать скидки в магазинах-партнерах платежной системы. Для большинства продуктов системы действует система начисления бонусных очков за каждую покупку на 200 долл. США.

Карточная экспансия по-японски
Компания JCB существует на рынке платежных технологий с 1961г., однако стратегическое решение о выходе за пределы Японии было принято только в 1983г., когда с целью продвижения за рубеж был создан филиал компании JCB International , координирующий работу представительств JCB по всему миру. Уже в 1988г. руководство компании смогло поставить перед собой амбициозную цель стать одной из ведущих международных платежных систем. Этому способствовала смена приоритетов компании в отношении потенциальных клиентов: если ранее продукты JCB были ориентированы в основном на людей с доходами выше среднего уровня, то с этого времени карточки стали доступны более широкому спектру клиентских групп, сохранив при этом практически тот же набор дополнительных сервисов.

С 1989г. JCB выпускает корпоративные карты в США и параллельно начинает активно развивать партнерские отношения с европейскими банками. В ноябре 1994г. компания меняет вектор своей экспансии – наиболее привлекательным, с точки зрения развития карточного бизнеса, признается АТР.

На сегодняшний день JCB представлена практически во всех странах, на которые распространяются интересы японских компаний: Юго-Восточную Азию, Австралию, Европу, Северную Америку. Без особого внимания остаются только Ближний Восток, Средняя Азия, Африка, Южная Америка и, к сожалению, страны СНГ. Отчасти это можно объяснить не столько тем, что JCB не рассматривает эти рынки в качестве перспективных, сколько низким уровнем делового сотрудничества между японскими и местными бизнес-кругами.

В отличие от других международных платежных ассоциаций JCB имеет самое низкое соотношение числа держателей карточек и торговых точек (в Гонконге и на Тайване на каждый магазин приходится 2 держателя карточек, в Таиланде – 4 , в Корее – 6). Для сравнения: на каждую торговую точку, принимающую к обслуживанию карточки American Express, в среднем приходится 8 держателей карточек. Таким образом, развитие эквайринговой сети значительно опережает темпы эмиссии карточек JCB за пределами Японии в силу традиционной ориентации платежной системы удовлетворение запросов японских бизнесменов и туристов, часто бывающих за рубежом. В настоящее время особую актуальность приобрела задача увеличения оборота в торговых точках за пределами Японии. Однако эту задачу невозможно решить без наращивания локальной “карточной” базы.

По состоянию на январь 2004г., банки-участники JCB во всем мире эмитировали порядка 50 млн. карточек. Из них свыше 40 млн. приходилось на Японию, более 1,5 млн. – на Южную Корею, более чем по одному миллиону карточек – на Тайвань и остальные страны региона в целом. При этом, несмотря на столь высокую концентрацию карточного бизнеса JCB на территории Японии, львиная доля транзакций по карточкам системы совершается именно на зарубежных рынках.

Причем международный бизнес JCB развивается динамичнее, чем локальный, и прежде всего благодаря относительно низкой степени внедрения карточных систем в АТР. Так, в 1998г. держатели карточек, выезжающие из Японии, обеспечивали порядка 65% общего объема международных транзакций, в то время как на держателейнерезидентов приходились оставшиеся 35%. Однако уже в 2000г. данное соотношение изменилось с точностью до наоборот. Кроме того, за этот период общий объем международных транзакций увеличился на 250%, и в основном – за счет операций, совершаемых нерезидентами.

АТР: до самых до окраин
Как уже отмечалось, основной акцент за пределами Японии JCB делает на рынки стран АТР. Последние интересны для компании по ряду причин. Вопервых, страны АТР наиболее часто посещаемы японскими туристами и бизнесменами. Во-вторых, динамика экономического роста в этих странах делает азиатские рынки привлекательными для карточного бизнеса JCB сами по себе, а не только в связи с развитием японского туризма (в Южной Корее, например, в середине 90-х годов прошлого века чуть более 60%, а в 2000г. уже около 95% оборота по карточкам JCB приходилось на платежные инструменты местных эмитентов). Наконец, хорошие перспективы развития сочетаются в этом регионе с относительно низким уровнем концентрации карточного бизнеса. Если в других регионах (например, в США) для того чтобы получить доступ к потребителю, JCB приходилось создавать собственный или приобретать независимый банк, то в отношении азиатских банков платежной системе, как правило, достаточно заключить лицензионное соглашение об эквайринге и предоставлении процессингового сервиса для торгово-сервисных предприятий.

Основными партнерами JCB за пределами Японии, безусловно, являются южнокорейские банки. Сотрудничество платежной системы с местным эмитентом BC Bank Co. длится уже более 20 лет. Помимо прочего, развитию карточного бизнеса в стране способствует введенный в Южной Корее льготный режим налогообложения доходов, позволяющий вычитать из налогооблагаемой базы часть расходов по кредитной карточке, превышающую 10% от суммы дохода.

С 2001г. карточки JCB здесь выпускает и Shinghan Bank. Тогда же было подписано соглашение о выпуске карточки LG/JCB ALL-JAPAN Card с крупнейшим в стране эмитентом пластиковых карт LG Capital Services Corp. Характерно, что этот проект ориентирован на корейских бизнесменов и туристов, часто посещающих Японию, в то время как ранее подобные соглашения преследовали противоположные цели: расширить сервис для японцев, выезжающих в другие страны. Кроме того, это первый опыт выпуска карточки, ориентированной на определенную страну, в данном случае Японию, в Южной Корее.


Развитию карточного бизнеса в Южной Корее способствует введенный льготный режим налогообложения, позволяющий вычитать из налогооблагаемой базы часть расходов по кредитной карточке, превышающую 10% от суммы дохода


Как уже отмечалось, проводя экспансию на рынки АТР, JBC прежде всего заключает, как правило, эквайринговое соглашение с крупнейшим в стране карточным банком. Показательным в этом смысле является подписанное в прошлом году соглашение с таиландским Bangkok Bank, на долю которого приходится 40% всего пластикового бизнеса страны. Договор предусматривает поэтапное присоединение к эквайринговой сети банка около 50 тыс. торгово-сервисных предприятий, которые будут принимать кредитные карточки JCB. Кроме того, банк начнет осуществлять процессинг операций по этим карточкам для существующей приемной сети.

Стоит отметить, что Таиланд всегда пользовался особым вниманием со стороны JCB. Именно здесь в 1994г., на 4-й конференции, руководством платежной системы было принято решение о начале полномасштабной экспансии в регион “азиатских тигров”. История делового сотрудничества JCB и местных банков еще более давняя: первое соглашение об эквайринге торгово-сервисных предприятий Таиланда JCB заключила еще в 1989г. с банком Siam Commercial Bank, начавшим эмиссию карточек JCB в 1990г.

Аналогичные соглашения JCB имеет с банками Китая: она стала первой международной платежной системой, подписавшей договор с китайским банком об осуществлении эквайринговых операций (Банк Китая, 1982г.). В январе 2003г. JCB заключила договор с местной межбанковской расчетной системой China UnionPay, работающей в 40 крупных городах страны, что позволило объединить сети приема платежей двух систем на территории Китая.

Отдельно развиваются отношения с финансовыми институтами Гонконга (Банк Восточной Азии, 2001).

Китайский рынок крайне интересен для JCB, поскольку, имея широкий опыт работы в этой стране, она может рассчитывать на высокий рост популярности своего бренда в свете хорошей динамики экономического развития Китая и низкой степени конкуренции со стороны других платежных систем. Кроме того, опыт проведения рекламной кампании во время чемпионата мира по футболу в 2002г. в Японии и Корее показал, что Олимпийские игры 2008 года иWorld Expo2010, которые будут проведены в Китае, позволят JCB снова напомнить о себе всему миру.

Говоря об АТР, стоит также отметить, что JCB присутствует также в Австралии, Новой Зеландии, на островах Фиджи, в Папуа – Новой Гвинее (через посредство Австралийской и Новозеландской банковской группы – ANZ, с 2002г.), во Вьетнаме (Банк Вьетком, 2001г.), ряде других стран региона. Совместно с ANZ в настоящее время реализуется проект по внедрению продуктов JCB в Самоа, на островах Кука, Соломоновых островах, в Восточном Тиморе и ряде других небольших стран АТР, в которых до последнего времени карточки JCB практически не обращались.

Ярким примером политики JCB, направленной на обеспечение приема своих карт практически в любом регионе мира, который посещаем их держателями из Японии, может служить тот факт, что с 1994г. компания присутствует и на рынке Монголии. Ежегодно эту страну посещает не более 3 тыс. японских туристов и бизнесменов, внутренний спрос на пластиковые карточки здесь практически отсутствует. Поэтому эквайринговое соглашение с Банком Торговли и Развития Монголии, которое позволило местным торгово-сервисным предприятиям принимать карточки JCB, можно расценивать в первую очередь как стремление платежной системы создать эквайринговую инфраструктуру для своих клиентов в любой точке земного шара, где бы они ни появились, даже если это сопряжено с высокими инвестициями.

Стоит, правда, отметить, что в данном случае прибывающие в Монголию иностранцы смогли также упростить свои расчеты в этой стране, поскольку из иностранных валют к оплате в монгольских торговых точках принимаются исключительно доллары США, причем обмен любой другой валюты на доллары там чрезвычайно затруднен. В такой ситуации предлагаемая JCB возможность расчетов по платежной карточке выглядит весьма привлекательной.

“Открытие” Америки
Вторым по приоритетности после АТР для JCB является американский рынок. Корпоративные карты JCB выпускаются в США с 1989г., индивидуальные – с 1991г. Компания поддерживает партнерские отношения с Bank of America, в 1993г. JCB был открыт собственный банк в Лос-Анджелесе – JCB Bank, N.A.Этот шаг позволил JCB эмитировать индивидуальные карты во всех штатах страны. В США также ведется выпуск ко-брендинговых карт JCB с торговой компанией Takashimaya, владеющей сетью универмагов, а также с Японской торгово-промышленной палатой в Чикаго.

В октябре 2002г. процессинговая компания Vital Processing Services провела первую в США транзакцию по смарт-картам JCB, а через несколько месяцев заключила соглашение с банком First Hawaiian Bank о запуске пилотного проекта по эмиссии смарт-карт JCB на Гавайях. С мая 1999г. действует соглашение о приеме карточек JCB с американской Федеральной почтовой службой. Все это позволило компании довести к настоящему времени количество американских торгово-сервисных точек, принимающих карточки JCB, до уровня более чем 700 тыс.

“Похищение” Европы
После крупномасштабной экспансии на рынок США JCB стала укреплять свои позиции и в Европе. Присутствие на этом рынке является стратегическим для японского эмитента – без завоевания европейского потребителя ему не удастся удержать статус одной из крупнейших международных платежных систем. Как и в Азии, в Европе JCB использовала стратегию заключения эквайринговых соглашений с местными банками и не стала формировать собственную сеть филиалов, как в США. Одним из последних шагов такого рода стал договор с крупнейшей итальянской процессинговой компанией CartaSi. В соответствии с ним CartaSi возьмет на себя процессинг транзакций по картам JCB на территории Италии. Это позволит JCB расширить сеть приема своих карт на 510 тыс. торгово-сервисных предприятий страны.

Чуть ранее, в декабре 2002г., JCB заключила соглашение с одним из ведущих турецких банков Turkiye Garanti Bankasi A.S., в рамках которого последний возьмет на себя процессинг транзакций по картам JCB на территории Турции. Банк имеет около 297 отделений по всей территории страны и обслуживает свыше 60 тыс. мерчантов. Кроме того, JCB имеет соглашение о приеме к оплате карточек системы с испанской компанией RENFE (с марта 1999г.), контролирующей сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей в стране, лицензионное соглашение со шведским банком Sparbanken Finans AB, сервисный контракт с норвежским Europay Norge A.S.

Торгово-сервисная сеть JCB продолжает расширяться за счет предприятий, обслуживающих карточки компании в Лондоне, Париже, Риме, других крупнейших городах Европы. С начала 2003г. JCB стала активным игроком на карточном рынке Восточной Европы, после того как заключила лицензионные соглашения с чешскими Ceskoslovenska obchodni banka (CSOB), Ceska sporitelna и Komercni banka. До этого с 1999г. JCB имела соответствующие договоры только с румынскими банками.

“Латинский квартал”
В апреле 2001 г. JCB подписала партнерское соглашение с компанией Credomatic, крупной кредитно-финансовой организацией Центральной Америки, получив в результате возможность распространить прием своих карточек на более чем 45 тыс. торгово-сервисных точек в КостаРике, Эль-Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа и Панаме. Примечательно, что этот регион не представляет особого интереса для японских предпринимателей, в связи с чем экспансия JCB на рынки Латинской Америки, на первый взгляд, несколько расходится с заявленной политикой компании: “обеспечить качественное обслуживание японских держателей карточек JCB в регионах, наиболее часто посещаемых японскими туристами”. Однако, по мнению экспертов карточного рынка, данный пример демонстрирует, как JCB превращается из национальной платежной системы, обслуживающей преимущественно японских держателей карточек, в систему по-настоящему международную. Нельзя забывать, что расширение бизнеса в Латинскую Америку было обусловлено не чем иным, как растущим спросом на карточные продукты в этом регионе со стороны клиентов JCB в США, Канаде и Европе.


В ближайшем будущем JCB планирует существенно расширить список стран, в которых будет осуществлена миграция на микропроцессорные технологии


Карточки “восходящего интеллекта”
В 1999г. JCB анонсировала эмиссию контактно-бесконтактных смарт-карточек с дуальным интерфейсом, созданных совместно с Sony, Motorola и Toppan Printing Company. Корпорация Sony привнесла в этот альянс свой опыт создания транспортных приложений для микропроцессорных карточек, Motorola – разработки в области дизайна микрокристаллов, Toppan Printing Company – технологию имплантации микромодуля в пластиковую заготовку карточки. По замыслу, контактно-бесконтактные карточки должны были стать активным элементом ко-брендинговых программ и ускорить создание инфраструктуры обслуживания микропроцессорных карточек с содержащимся на них кредитным приложением JCB.

Однако полноценная миграция карточных продуктов JCB на микропроцессорную технологию началась только в 2002г., после успешного тестирования в рамках проектов почтово-сберегательных карточек и электронной системы взимания дорожных сборов на автострадах, реализуемых в Японии.

Для реализации первого этапа внедрения смарт-карт в стране JCB вступила в альянс с шестью крупнейшими местными эмитентами пластиковых карточек. Установка POS-терминалов, адаптированных для приема смарткарточек, в японских торгово-сервисных предприятиях началась с июля 2002г. (к концу года было размещено до 3 тыс. таких устройств). Объем эмиссии микропроцессорных карт к концу 2002г. достиг 15 млн., причем большинство из них – EMV-совместимые. Стандартом на транзакции, осуществляемые с помощью микропроцессорных кредитных и дебетовых продуктов JCB, стала ее собственная платежная технология J/Smart. Все эмитенты и эквайеры JCB, независимо от страны их местонахождения, должны будут работать в соответствии с этим стандартом.

Уже за первую половину 2002г. JCB выпустила более 3 млн. новых EMVсовместимых микропроцессорных карточек, на которых было реализовано приложение J/Smart. К марту 2003г. компания выпустила 10 млн. смарт-карт, доведя долю их держателей до 20% своей клиентской базы. Примеру JCB сразу же последовали ее конкуренты на рынке Японии – Nippon Shinpan и UFJ.

Сегодня переход на чиповую технологию осуществляется и за пределами Японии, однако пока большинство подобных проектов носит экспериментальный характер. Несмотря на то, что первая такая транзакция с использованием смарт-карточки JCB прошла в британском центре JCB Plaza, приложение J/Smart широко используется только на Тайване. В первом полугодии 2002г. JCB заключила соглашение с банком Taipei (Тайвань) об эмиссии контактно-бесконтактных EMV-совместимых микропроцессорных карточек, которые были выданы 3 тыс. сотрудников крупной местной компании. Помимо платежного, карты несут на себе дополнительные небанковские приложения: удостоверения личности сотрудников, пропуска в офисные помещения и на парковочные площадки компании, а также электронные кошельки для оплаты питания в служебных столовых. Проект осуществляется при содействии тайваньского Национального Центра Кредитных Карточек (NCCC).

В ближайшем будущем JCB планирует существенно расширить список стран, в которых будет осуществлена миграция на микропроцессорные технологии, включив в него Южную Корею и другие страны, традиционно входящие в сферу бизнес-приоритетов платежной системы.

Так, в 2002г. JCB заявила о планах по расширению возможности приема смарт-карт в торгово-сервисных точках США в интересах своих японских клиентов, проживающих или временно выезжающих в эту страну. Для содействия миграции на чип JCB планирует в ближайшее время заключить партнерские соглашения с компаниями – владельцами соответствующей инфраструктуры в Северной иЮжной Америке. В свою очередь, Франция, Италия иШвейцария стали первыми странами Европы, в которых началась полномасштабная миграция карточек системы на стандарт EMV.

В процессе перехода на микропроцессорные карточки JCB столкнулась по крайней мере с двумя серьезными проблемами. Первая из них типична для всех платежных систем, отказывающихся от карт с магнитной лентой в пользу смарт-карт: необходимость соответствующей масштабной модернизации POS-терминальной сети. Для решения этой задачи JCB провела большую работу по адаптации программного обеспечения POS-терминалов для работы с картами J/Smart. Соглашение с компанией ACI Worldwide позволило адаптировать решение BASE24, широко используемое по всему миру и, в частности, присутствующее в системах NCCC, для работы с микропроцессорными картами JCB.

Сертификацию на работу с микропроцессорными кредитными карточками J/Smart во всех терминалах серии ICE (ICE 5500, 4000, 6500 и 6000) прошла и EMV-библиотека для POSтерминалов компании Hypercom. Сертификация позволила создать на базе терминалов Hypercom ICE 5500 первую сеть приема карточек J/Smart в Великобритании. Кроме того, Hypercom объявила о заключении с JCB глобального соглашения о маркетинге, цель которого – содействие распространению карточек J/Smart и сбыту своего терминального оборудования, предназначенного для их приема, во всех странах мира. Вместе с тем JCB не отказалась от сотрудничества с мелкими поставщиками терминалов и выразила готовность сертифицировать все оборудование, способное работать с EMV-карточками JCB. Учитывая затратность миграции эквайринговой сети, для небольших банков-эмитентов JCB предложила услуги аутсорсинга для выполнения работ по адаптации POS-терминального парка. Не последнюю роль в развитии этого процесса играют и проводимые JCB International специальные семинары, посвященные новой карточной технологии.

Вторая проблема встала перед JCB после того, как в 2002г. MasterCard International приобрела контрольный пакет акций компании Mondex, мирового лидера в области разработки и продвижения технологии “электронных кошельков”. До этого JCB активно сотрудничала с Mondex, войдя в 1999г. в состав ее франчайзинговой группы на территории Японии. Кроме того, JCB стимулировала организацию специального комитета по продвижению “электронных наличных” и созданию инфраструктуры их обслуживания (Japan Mondex Promotion Council), в состав которого вошли представители 130 японских банков, корпораций и финансово-торговых групп, включая Sanwa Bank, Dai Nippon Printing, Hitachi Ltd., Matsushita Electronics идр. Столкнувшись после столь резкого поворота событий с необходимостью предложить собственную альтернативную технологию, JCB предприняла к настоящему моменту ряд шагов, призванных компенсировать последствия приобретения Mondex MasterCard International и сгладить их влияние на развитие ситуации на мировом карточном рынке.

В частности, JCB запустила пилотный проект по созданию принципиально новой смарт-карты с памятью 1Мб. Планируется, что карта не только решит все проблемы миграции на микропроцессорные технологии в банковском секторе, но и позволит JCB осуществить прорыв на рынке G3 в области m-commerce. Помимо этого JCB разрабатывает ряд транспортных проектов на базе своих микропроцессорных карт. В этом плане заслуживают внимания ее программы по эмиссии смарт-карт для пассажиров пригородного транспорта.


Второе по важности стратегическое направление деятельности JCB после перевода всех карточек на микропроцессорную платформу – это развитие системы мобильных платежей


Первый такой проект был запущен в начале 2003г. По карте можно оплачивать проезд в электричках и автобусах. Вскоре совместно с японским Министерством землеустройства, инфраструктуры и транспорта в городе Саппоро была представлена первая в Японии система оплаты проезда на общественном транспорте с отсрочкой платежа. Задолженность по оплате проезда, накапливаемая в течение месяца, будет погашаться списанием средств со специального картсчета держателя кредитной карточки JCB или с его банковского счета. Данная схема оплаты позволит метрополитену более эффективно отслеживать перемещения пассажиров, реализовывать систему скидок и предоставления льгот и т. д. В рамках пилотного проекта JCB выпустила около 1 тыс. карт с бесконтактным интерфейсом.

Подобные эксперименты не остаются без внимания конкурентов. Так, корпорация Sony Finance вслед за JCB запустила в эксплуатацию систему бесконтактных карточек, с помощью которых их держатели могут оплачивать через Интернет билеты на мероприятия, проводимые в известном концертном зале “Будокан”. В свою очередь, компания UC Card Co разработала карточку со встроенной идентификационной системой, которая, помимо осуществления микроплатежей, будет использоваться для контроля доступа студентов в аудитории и проверки посещаемости занятий.

Ставка на новые технологии
Второе по важности стратегическое направление деятельности JCB после перевода всех карточек на микропроцессорную платформу – это развитие системы мобильных платежей. Понимая перспективность мобильных технологий, в апреле 2003г. JCB начала испытания совместно с телефонной сетью KDDI – вторым по количеству абонентов японским оператором мобильной связи. Помимо KDDI, в проекте также приняла участие Visa Japan в лице двух своих эмитентов – UC Card и Toyota Finance. В рамках проекта ограниченное число абонентов KDDI получили возможность оплачивать покупки в нескольких магазинах при помощи инфракрасного порта мобильного телефона. Реализация аналогичного проекта недавно началась вЮжной Корее, где организаторам удалось добиться совместимости платежного приложения со стандартом EMV.

Продолжаются эксперименты по эмиссии виртуальных карточек для проведения платежей в Интернете. Начав с предоставления сервисных услуг на собственном корпоративном web-сайте (с июня 2002г. компания начала поддерживать интернетуслугу “My JCB”), JCB за небольшой промежуток времени смогла предложить ряд виртуальных платежных сервисов: оплату покупок в Интернет-магазинах, заказ билетов и т. д. JCB была также создана служба аутентификации в системе электронной коммерции, осуществляются мероприятия по расширению сети электронных торговых точек, созданию Интернет-аукциона. Самым активным эмитентом виртуальных карточек JCB сегодня является тайваньский E-SUN Bank.

Параллельно с этим JCB продолжает развивать совместные проекты с сервисными предприятиями, в первую очередь авиаперевозчиками, в Японии и за ее пределами, которые в свое время стали отличительной чертой этой платежной системы. В 1993г. компания впервые выпустила совместную кредитную карточку с авиакомпанией Norwest Airlines с лоялти-приложением в рамках программы, направленной на поощрение регулярных авиаперелетов держателя карточки (Frequent Flyer). За выпуском первой карточки последовали совместные программы с другими авиакомпаниями, в частности, с United Japan Airlines. Эмиссия совместных карточек с лоялти-приложением Frequent Flyer не только позволила увеличить число держателей карточек, но и повысила активность использования карточек: объем транзакций по ним превысил потребительские расходы по традиционным продуктам JCB в 5-6 раз. JCB имеет также большой опыт в сфере работы с карточками для парков отдыха, ассоциация была официальным спонсором праздников Dysneyland и Dysneysea вТокио.

Проекты такого рода продолжают активно развиваться: с 2002г. JCB совместно с крупнейшим сингапурским эмитентом United Overseas Bank выпускает ко-брендинговые совмещенные смарт-карты Bugis Junction JCB Card для приема в торговой сети Bugis Junction и гостиничном комплексе Hotel InterContinental. Все держатели карт Bugis Junction JCB автоматически становятся участниками бонусной лоялти-программы (в соответствии с суммой потраченных по карте средств клиент получает бонусные очки, на которые он может выбрать подарки из специального каталога). Кроме того, владелец карты получает скидку при заказе номера в гостиничном комплексе Hotel InterContinental. Информация о количестве накопленных бонусных очков сохраняется на микрочипе карты. При этом для проведения самой платежной транзакции по карте используется магнитная полоса.


JCB разработала ряд собственных решений, которые должны упростить переход ее участников на микропроцессорные технологии


JCB разработала ряд собственных решений, которые должны упростить переход ее участников на микропроцессорные и мобильные технологии. Так, в 2003г. компания приступила к международной сертификации принципиально новой технологии эмбоссинга (Convex Letter Card). Последняя будет применяться при персонализации карточек, на которых нельзя применять традиционное эмбоссирование, – например, на смарткартах с бесконтактным интерфейсом или на удостоверениях личности с фотографиями. Технология позволяет наносить выпуклые пластиковые буквы поверх пластика карточки без деформации самой пластиковой заготовки и создания углублений на ее оборотной стороне. Это снимает, в том числе, проблемы, связанные с возможной нечитаемостью букв или искажением фотографий владельцев. Но основным преимуществом новой персонализационной технологии является то, что ее использование позволяет избегать повреждения внутренней антенны и микросхемы, используемых в бесконтактных микропроцессорных карточках. Пока данный метод будет применяться на новых удостоверениях личности сотрудников JCB, имеющих функции кредитных карточек. В дальнейшем компания планирует использовать его в рамках ранее реализованных карточных проектов на территории Японии, а также внедрять ее на мировом рынке через эмитентов карточек JCB.

JCB: стратегия развития
В ходе последней на сегодняшний день, седьмой по счету международной конференции JCB 2000г. (позже, в 2002г., планировалось проведение очередной встречи в Индонезии, на острове Бали, однако, как в свое время уже сообщал журнал “ПЛАС”, она была отменена в связи с угрозой терактов) были обозначены перспективный среднесрочный и долгосрочный планы развития корпорации. В частности, была поставлена задача достичь к 2003г. 50-миллионной отметки держателей карточек системы (из них 5 млн. нерезидентов) и расширить торгово-сервисную сеть до 10 млн. точек (в том числе 5 млн. за пределами Японии). Как уже отмечалось, все эти цели были достигнуты.

Помимо экстенсивного развития руководство компании намерено осуществить технологический рывок и уже к 2005г. перевести все эмитированные карточки JCB на микропроцессорную базу.

Кроме того, к числу основных задач была отнесена разработка интерфейса на основе мобильной связи и Интернета. Виртуальные карточки рассматривались как промежуточный вариант до тех пор, пока смарт-карточки не будут полностью адаптированы для массового использования в виртуальной среде. Учитывая уже имеющийся положительный опыт интегрирования EMV-технологий и микропроцессорных продуктов JCB, соответствие стандартам EMV должно стать неотъемлемой частью функциональных возможностей смарт-карточек платежной системы.

Наконец, запланировано изменение акцентов географического присутствия JCB на мировом рынке. В 2000г. 81% общего числа транзакций приходился на АТР, и только 4% операций по карточкам осуществлялось в Европе. В то же время в Европе находилось 29% всех торговых точек, принимающих карточки JCB, причем объем операций по картам платежной системы в одной торговой точке в АТР в среднем в 11 раз превышал аналогичный показатель европейской торговой точки. На этом фоне JCB прилагает усилия к изменению данного соотношения в пользу европейской торгово-сервисной сети.

Сейчас можно с уверенностью говорить, что большинство своих инициатив JCB удалось осуществить. Более того, за последние годы платежной системой был разработан и реализован целый ряд интересных проектов, за которыми стояло появление новых дополнительных сервисов для держателей ее карточек. Все это наряду с мощными финансовыми ресурсами инвесторов и участников JCB, грамотным стратегическим планированием, учетом национальных особенностей страновых рынков и востребованности в международном масштабе позволило JCB стать одной из крупнейших платежных систем, которая, по всей вероятности, еще неоднократно предоставит нам возможность не только восхититься своими достижениями, но и учесть и использовать ее опыт в собственном карточном бизнесе.

“Давайте мечтать о будущем вместе, давайте создавать будущее вместе”. Таков с апреля 2002г. новый девиз компании JCB. Несмотря на амбициозность своих планов, JCB уверенно движется к поставленной цели – стать одной из крупнейших мировых платежных систем, одновременно изменяя своей деятельностью мир карточных технологий и формируя будущее рынка безналичных платежей.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (95) ’2004 стр. 2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных