VATax Reclaim: реальный шаг к возврату капиталов в Россию

VATax Reclaim: реальный шаг к возврату капиталов в Россию

По мнению экспертов, этот процесс может начаться с “депортации” из-за рубежа уплаченного НДС

Компания VATax Reclaim была создана в 1986г., получив статус самостоятельно развивающегося подразделения международной группы Buzzacott. Основанная в 1919г. в Лондоне, последняя является в настоящее время одной из наиболее уважаемых аудиторских компаний Великобритании.

Дата создания VATax Reclaim отнюдь не случайна. Именно в 1986г. Комиссия Евросоюза приняла Директиву №13, которая законодательно закрепила право на возврат налога на добавленную стоимость (в западной терминологии – value added tax, VAT) за странами, не являющимися членами Евросоюза. Таким образом, с момента своего создания VATax Reclaim стала одной из первых компаний, услугами по возврату VAT которой смогли воспользоваться юридические лица – резиденты стран, расположенных за пределами Европы.

В настоящее время VATax Reclaim активно сотрудничает с компаниямиклиентами из США, Канады, Китая, Израиля, ОАЭ, Австралии и ряда других стран. Учитывая, что деятельность последних лежит практически во всех ведущих областях экономики, а также принимая во внимание то обстоятельство, что VATax Reclaim по понятным причинам не раскрывает полный список своих клиентов, выделить среди этих компаний определенные клиентские группы достаточно сложно. В то же время общее представление о широте спектра партнерских отношений VATax Reclaim может дать лишь краткий перечень ее постоянных клиентов. В их числе – крупнейшие аудиторские и финансовые компании Deloitte & Touche, PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young, Citigroup, Mellon Bank; промышленные гиганты General Motors, Kawasaki, Lockheed Martin; информационные и телекоммуникационные компании ABC News International, CNBC, International Herald Tribune, British Telecom; мировые торговые бренды New Balance, Johnson & Johnson, Pfizer Inc., а также лидер в области высоких технологий компания Intel.

На сегодняшний день клиенты VATax Reclaim могут воспользоваться ее услугами по возврату VAT из 42 стран мира, где его размер составляет от 5% (в Японии) до 25% (в Швеции).

Благодаря созданной за 18 лет деятельности партнерской сети, насчитывающей 23 подразделения в 12 странах мира, совокупный годовой оборот компании к настоящему времени достигает нескольких десятков миллионов евро в год. При этом, по мнению экспертов, экспансия VATax Reclaim на российский рынок, до последнего времени не знакомый с подобным сервисом (при этом его потенциал оценивается в 120 млн. долл. США, ежегодно оставляемых отечественными компаниями-резидентами за рубежом и подлежащих возврату), позволит компании как минимум на 15% увеличить совокупный объем возврата VAT, осуществляемого ею по всему миру. Стоит отметить, что до недавнего времени, вплоть до открытия российского подразделения VATax Reclaim, в нашей стране воспользоваться возможностью по возврату части понесенных за рубежом расходов могли только частные лица.

Более того, в настоящий момент российский рынок по возврату отечественного НДС иностранным юридическим лицам достаточно ограничен, поскольку законодательная возможность для этого пока отсутствует. По этой же причине сегодня не наблюдается спроса на услугу возврата российского НДС со стороны зарубежных компаний-клиентов VATax Reclaim, которым в процессе деятельности приходится оплачивать счета российских компаний с учетом этого налога.

Со своей стороны, юридические лица, зарегистрированные в России и СНГ и ведущие деловые отношения со своими зарубежными партнерами, также могут пока претендовать на возврат VAT только лишь из 17 стран. Эти ограничения связаны с отсутствием согласованных паритетных договоров на межправительственном уровне о взаимном возврате VAT, а также с отказом России и стран СНГ возвращать зарегистрированным за их пределами компаниям российский НДС.

По оценкам экспертов VATax Reclaim, ситуация на отечественном рынке может существенно измениться после вступления России в ВТО и принятия законодательной базы, в рамках которой зарубежные компании получат возможность возвращать российский НДС.

Следует отметить, что международный рынок услуг по возврату VAT относительно молод. Уровень его развития в той или иной стране обусловлен тремя основными факторами: законодательно определенным правом возврата местного НДС для зарубежных компаний, наличием тесных экономических связей с другими странами, а также уровнем ставки используемого внутри страны налога на добавленную стоимость. При этом, как правило, развитие деятельности VATax Reclaim на рынке каждой из стран, в которых она сегодня присутствует, начиналось с предоставления услуг по возврату местного VAT организациям, зарегистрированным вне пределов данного государства.

В настоящее время в качестве основных своих клиентов на рынке России и стран СНГ VATax Reclaim рассматривает прежде всего российские дочерние предприятия крупных международных компаний, уже являющихся ее клиентами и хорошо знакомых с уровнем и качеством предоставляемых ею услуг по возврату VAT. Уже сейчас они могут воспользоваться услугами компании, доступными всем ее клиентам на зарубежных рынках. Так, помимо основной услуги по возврату VAT, клиентам предоставляется возможность регистрации своей организации в качестве налогоплательщика в части VAT в той или иной стране мира. Эта услуга особенно интересна российским экспортерам, рассматривающим Европу как рынок сбыта своей продукции.

Кроме того, одной из первостепенных задач, стоящих перед российским подразделением VATax Reclaim, является создание до конца текущего года партнерской сети среди отечественных кредитно-финансовых учреждений, а также продвижение на российском рынке программы “TAX FREE for Business”, специально разработанной для держателей корпоративных карт Visa International, MasterCard International, Diners Club International и American Express.

В рамках программы юридическим лицам, зарегистрированным в России и СНГ и являющимся держателями данных карт, будет предоставлена возможность возмещения VAT, начисленного на услуги зарубежных компаний 17 стран мира, по целому ряду расходных статей, в числе которых – командировочные расходы, расходы на обучение и участие в выставках, конференциях, расходы на транспортные услуги и т.д.

Участниками данной программы смогут стать как российские, так и зарубежные банки, ведущие свою деятельность на территории России или других стран СНГ. Единственное требование, которому они должны отвечать, – наличие клиентуры из числа юридических лиц, потенциально заинтересованных в услугах по возврату VAT, а также готовность самого банка широко информировать своих клиентов об этой услуге. Кроме того, к участию в программе будут привлекаться крупные игроки на рынке делового туризма, а также организации – устроители зарубежных выставок и конференций.

Присоединившись к “TAX FREE for Business”, банк получит возможность значительно расширить пакет услуг сервисных возможностей для своих корпоративных клиентов. В первую очередь это касается держателей эмитируемых им корпоративных карт международных платежных систем. Очевидно, что предоставление нового, широко востребованного сервиса, включая зачисление на картсчета сумм возвращенного VAT, позволит банку повысить привлекательность данных продуктов, увеличить объем эмиссии корпоративных карт и обороты по ним, а также укрепить лояльность этой категории клиентов. В свою очередь, клиенты банков – участников программы получают возможность за счет возврата VAT сэкономить до 25% от своих зарубежных расходов.

В настоящее время реализация программы “TAX FREE for Business” на российском рынке находится в стадии активного привлечения участников. Так, по оценкам VATax Reclaim, уже к концу апреля нынешнего года ее участниками станут как минимум 7 российских банков. При этом до конца года компания намерена завершить формирование пула банков – участников программы и приступить к обслуживанию дочерних структур своих международных клиентов, работающих на рынках России и СНГ.

Кроме того, среди других проектов, готовящихся VATax Reclaim к реализации в этом регионе в текущем году, стоит отметить ряд программ, разработанных для транспортных компаний – международных перевозчиков, а также для предприятий, занимающихся организацией выставок и специализирующихся в области делового туризма.

Как уже отмечалось, в течение первого года деятельности в России компания планирует увеличить свой совокупный оборот на мировом рынке на 15%. Следует, однако, подчеркнуть, что достичь этого показателя удастся только при условии сохранения или увеличения годовых показателей платежного баланса России в части импорта услуг. Говорить более конкретно о выходе на какие-то финансовые показатели пока представляется преждевременным.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 3 (93) ’2004 стр. 27

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных