“Волга”: покупатели голосуют смарт-карточками

“Волга”: покупатели голосуют смарт-карточками

В Поволжье появился реальный конкурент наличным

Первая в регионе Поволжья многоэмитентная платежная система на базе микропроцессорных карт “Волга” была образована в 1995г. тремя региональными банками – Экономбанк (г. Саратов), ВКАБАНК (г. Астрахань), Волгопромбанк (г. Волгоград) – и Межбанковским инвестиционным объединением “Инвесткредит” (г. Москва). С 2003г. в систему вступил саратовский НВКбанк.

Первоначально центр эмиссии платежной системы был расположен в Москве. Однако в 1996г. учредители сочли более целесообразным перенести эту структуру непосредственно в регион деятельности большинства банков – участников системы, т. е. в Поволжье.

В качестве пилотных проектов по использованию смарт-карт “Волга” банками – участниками платежной системы были реализованы зарплатные программы для собственного штата сотрудников. В кассовых узлах банков были открыты пункты выдачи наличных и установлено специализированное оборудование.

Однако масштабному развитию торгово-сервисной сети платежной системы на начальном этапе препятствовал ряд обстоятельств. Так, руководители торговых организаций весьма неохотно шли на заключение эквайринговых договоров и установку терминального оборудования. В первую очередь это была естественная реакция мелких предпринимателей, которые таким образом стремились минимизировать или совсем уйти от налогообложения и т.п.

Несмотря на это, банкам-участникам в скором времени удалось создать в регионе сеть приема карточных платежей, небольшую по масштабам, но охватывающую весь основной спектр товаров и услуг. Ряд небольших торговых точек удалось заинтересовать возможностью привлечь новые категории покупателей из числа держателей пластиковых карт. Характерно, что привлечь на эквайринговое обслуживание крупные супермаркеты было несколько проще, поскольку они уже имели опыт по приему к оплате карт других платежных систем. Кроме того, в торговосервисную сеть “Волги” вошли магазины, являющиеся корпоративными клиентами банков-участников.

В то же время договориться с торгово-сервисными предприятиями, вошедшими в эквайринговую сеть платежной системы, о размерах торговой уступки банкам-эквайерам так и не удалось. Учитывая сложившиеся обстоятельства, банки-участники, уже инвестировавшие к тому периоду крупные средства в развитие проекта и стремящиеся их окупить, приняли решение реализовать ряд зарплатных проектов на базе карт “Волга” для сотрудников предприятий и организаций из числа их корпоративных клиентов.

При этом каждый участник платежной системы получил право устанавливать уровень комиссии и иные условия открытия карточек по собственному усмотрению. Кроме того, идеология создания платежной системы предусматривала не валовое наращивание объема эмиссии, но акцентирование на привлечение именно платежеспособных клиентов.

Платежный киоск, позволяющий оплачивать коммунальные услуги по карточке “Волга”. Снабжен сканером штрих-кода для автоматического считывания квитанции

Уже первые зарплатные проекты показали эффективность выбранной микропроцессорной технологии. Незначительные затраты на обслуживание системы и очень низкая себестоимость транзакций в совокупности с высоким уровнем комиссионных доходов от оборота по картам позволили банкам-участникам достаточно быстро окупить свои затраты и получить первую прибыль от работы системы. Кроме того, с расширением банкоматной и POS-терминальной сетей платежной системы, сопровождавшим увеличение числа зарплатных проектов, крупные предприятия охотно приобретали банкоматы для установки на своей территории, а банки, в свою очередь, кредитовали их на приобретение ATM.

Визитная карточка

Экономбанк

Статус коммерческого банка Экономбанк получил при проведении банковской реформы 29 декабря 1990г., в результате реорганизации крупного специализированного Промстройбанка, имеющего обширную сеть филиалов, в несколько десятков банковских учреждений, все имущество которых было передано на баланс Центробанка. Несмотря на это, через 10 лет работы Экономбанк превратился в ведущий банк региона с 11 филиалами, а также счетами в банках таких стран, как Бельгия, США, Германия, Италия, Кипр, Швейцария, Литва, Австрия, Казахстан, а также в российских кредитно-финансовых организациях Москвы, Курска, Астрахани и Волгограда. К настоящему времени, после переоформления акций перешедших во владение банка заводов электронной и электротехнической промышленности “Рефлектор” и “Тантал”, а также одного сельхозпредприятия, Экономбанк фактически превратился в финансово-промышленную группу.

Следует также отметить, что наиболее интересной и прибыльной областью применения карточных программ банков-участников платежной системы “Волга”, и в первую очередь Экономбанка, является такой рыночный сегмент, как реализация нефтепродуктов. В связи с этим в число приоритетных задач, стоявших перед ними, вошло привлечение на эквайринговое обслуживание предприятий розничной торговли ГСМ. Так, в настоящее время банки принимают активное участие в областных программах по переводу системы оплаты горюче-смазочных материалов на пластиковые карты, инициированных администрацией Саратовской области для усиления контроля реализации ГСМ и исключения сокрытия наличной выручки.

На сегодняшний день основным и наиболее активным участником платежной системы “Волга” является Экономбанк. На начало нынешнего года банк реализовал 255 зарплатных проектов на базе смарт-карт “Волга” на предприятиях приоритетных сфер экономики региона.

Взвешенная тарифная политика, а также действующая система лояльности в торгово-сервисной сети, предусматривающая скидки до 10% при оплате товаров или услуг с помощью карты, позволили банку привлечь значительное число держателей. Как уже отмечалось, на конец 2003г. его совокупный объем эмиссии карт “Волга” достиг 22 тыс. Характерно, что держателем юбилейной 20-тысячной карты в сентябре прошедшего года стал Владимир Шинкевич, литейщик Саратовского подшипникового завода – одного из крупнейших предприятий региона.

При этом, как уже отмечалось, в своей стратегии Экономбанк изначально не делал ставку на массовую эмиссию карт как таковую, но прежде всего стремился придать им статус полноценного средства платежа.

С этой целью банк разработал и внедрил ряд маркетинговых программ, направленных на поощрение потребительской активности держателей карточных продуктов “Волга”. Так, с 1 января по 1 июня прошлого года среди них был проведен конкурс на самого активного покупателя. Его победителем стал офицер в отставке Петр Когут. За время конкурса он использовал свою карту для совершения 158 покупок в 116 торговых точках.

Сюрпризом для победителей стал специально изготовленный торт в виде карточки “Волга”.

В период с 1 октября по 25 декабря 2003г. банком был проведен конкурс “ВолгаПрофи-2003” среди персонала торгово-сервисных предприятий, принимающих к оплате карты “Волга”. Победителями мероприятия стали сотрудники салона “Мегафон GSM”, аптеки “Ветеран”, павильона “Садовый центр”, магазинов “Соблазн”, “Антураж” и Торгового Дома “Самсунг”.

И, наконец, с 1 декабря прошлого по 1 марта нынешнего года Экономбанком была проведена масштабная маркетинговая акция “Делай покупки — зарабатывай премию!” По ее условиям, каждому держателю, совершившему в течение одного месяца в торгово-сервисной сети платежи по карте “Волга” на общую сумму свыше 2 тыс. руб., в качестве премии перечислялось на карточный счет 0,5% от общей суммы оплаченных покупок.

Общим результатом проведенных мероприятий стало увеличение по итогам 2003г. количества POS-терминальных карточных транзакций в 1,5 раза, до 46 тыс. За минувший год объем операций по картам “Волга” в торгово-сервисной сети Экономбанка увеличился при этом на 68%, составив свыше 19 млн. рублей и значительно превысив аналогичные показатели по картам других платежных систем в торговых точках Саратова.

Подобный успех был обусловлен также значительным расширением POS-терминальной сети банка, которая в течение 2003г. выросла на 60%, до 168 устройств. Постоянный мониторинг работоспособности POS-терминалов осуществляет специально созданное подразделение банка. В его функции входит также периодическое обучение персонала торгово-сервисных точек по работе с платежными картами. В настоящий момент эквайринговая сеть банка насчитывает также 9 пунктов группового самообслуживания, 13 ATM и 12 ПВН, расположенных в Саратове, Энгельсе, Балакове и Москве.

При этом деятельность Экономбанка по оптимизации инфраструктуры обслуживания карт платежной системы позволила ему значительно повысить уровень сервиса для держателей, что, как показывает практика, не замедлило сказаться на основных бизнес-показателях его карточного бизнеса.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 3 (93) ’2004 стр. 9

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных