Wincor World 2004: ставка на “Объединение концепций”

Wincor World 2004: ставка на “Объединение концепций”

Что такое “Объединение концепций”?
Прошлогодняя выставка Wincor World была посвящена главным образом демонстрации технологических достижений компании, которые легли в основу динамичного роста продаж ее продукции на международных рынках в 2001/2002 финансовом году. Минувший год также не стал исключением. Несмотря на сложившуюся сегодня неблагоприятную рыночную конъюнктуру на рынках ряда стран Старого Света, и прежде всего Германии, компания смогла выполнить запланированные показатели по прибыли, увеличившейся на 7,1% и составившей 1,44 млрд. евро. При этом EBITA Wincor Nixdorf вырос на 18%, достигнув 104 млн. евро. За последний год Wincor Nixdorf удалось увеличить свою долю продаж за пределами Германии на 62% – с 900 млн. евро до 1,44 млрд. евро, удвоив при этом свое присутствие на европейском рынке, который традиционно составлял основную долю в портфеле продаж компании мультивендорного и управляющего программного обеспечения для банкоматных сетей. Что касается Германии, то в этой стране в течение года Wincor Nixdorf увеличила объем продаж с 534 млн. евро до 540 млн. евро.

Продемонстрированные в ходе Wincor World 2004 новые технологии в области депозитарных операций, cash-ресайклинга, расширения каналов предоставления банковских услуг и безопасности рассматривались специалистами компании Wincor Nixdorf в первую очередь именно как составные компоненты комплексных решений для управления и организации сетей автономных устройств банковского самообслуживания и филиальных сетей, отвечающих требованиям конкретного банка-клиента. Именно на средства реализации таких решений и был сделан основной акцент Wincor World 2004. Таким образом, объединяющим звеном представленных на выставке решений стало отражение двух идеологических компонент, в значительной мере определяющих концепцию успешной работы современного кредитно-финансового института: надежных средств автоматизации как канала доставки банковских сервисов и банковского офиса по работе с клиентами.

Надежные средства автоматизации как канал доставки сервисов
Несмотря на указанное смещение акцентов мероприятия, оно в очередной раз продемонстрировало лидерство Wincor Nixdorf в области “традиционных” программно-аппаратных средств систем банковского самообслуживания, таких, как банкоматы, принтеры выписок и информационно-транзакционные терминалы. Неизменным остается и то положение, что автоматизированные системы банковского самообслуживания остаются каналами, наиболее востребованными потребителями для получения этих услуг. Так, порядка 60% доходов компании за прошедший финансовый год приходится на продажи терминального оборудования систем банковского самообслуживания, что, помимо подтверждения приоритетов производителя, подтверждает и результативность инвестированных Wincor Nixdorf в течение последних двух лет 66,1 млн. евро в программу исследований и развития (R&D). При этом объем инвестиций компании в развитие производственных мощностей составил почти 26 млн. евро.

Учитывая бизнес-показатели минувшего финансового года, можно утверждать, что Wincor Nixdorf стабильно наращивает объемы выпускаемой продукции, усиливая свои позиции как лидера мирового масштаба в области производства средств систем банковского самообслуживания. Нынешняя выставка продемонстрировала наличие эффективных программно-аппаратных решений Wincor Nixdorf во всех сегментах наиболее актуальных и перспективных приложений для банковских технологий – систем и средств обеспечения безопасности, средств электроники, электротехники и электромеханики, технического дизайна и техники работы с наличностью.

На последнем аспекте стоит остановиться подробнее: за истекший год компания Wincor Nixdorf вышла на новые рубежи в области автоматизации процессов депонирования наличных (cash-in). Представленные на выставке промышленные образцы депозитных автоматических устройств различной производительности (ProCash 3100, CCDM) убедительно продемонстрировали, что в этом сегменте рынка Wincor Nixdorf, имеющая крупный задел технологических решений и инвестирующая на протяжении многих лет в разработку целого ряда внедряемых ныне депозитных систем, занимает лидирующие позиции.

Необходимо, однако, еще раз подчеркнуть, что Wincor World 2004 примечательна именно тем, что все аппаратные средства экспозиции, за исключением прототипов перспективного модельного ряда, не были представлены “сами по себе”. Все оборудование демонстрировалось в качестве “по умолчанию” абсолютно надежных, выверенных практикой компонентов комплексных решений для информационных технологий banking retail.

Офис по работе с клиентами Как показывает практика, грамотная организация работы банковских офисов всех уровней является ключевым моментом в реализации эффективного взаимодействия финансового института и клиентов. Снижение расходов на содержание и эксплуатацию филиальной сети при одновременном ее расширении в настоящее время является одной из важнейших задач, решаемых банками. Рынки ряда европейских стран являют немало примеров того, что недостаточно продуманные организационные модели некоторых розничных банков оказываются одной из основных причин недостаточной отдачи их банкоматных сетей.

И нынешняя выставка в полной мере показала возможности Wincor Nixdorf в течение короткого срока перейти от констатации признания этих фактов к созданию комплекса маркетинговых методов, технологий и программных продуктов, позволяющих банкам создавать рентабельную и привлекательную для клиентов (что практически одно и то же) филиальную сеть с высоким уровнем автоматизации. Так, в ходе Wincor World 2004 вниманию партнеров и клиентов Wincor Nixdorf был предложен набор уникальных комплексных технологий, объединивших в себе ПО и оригинальные методики. Эти технологии призваны обеспечить банк готовым решением непростой задачи создания эффективно работающей филиальной сети либо оказать помощь в выборе такового в соответствии с конкретными задачами, стоящими перед кредитно-финансовой организацией при построении филиальной сети. Рассмотрим данные разработки по порядку, исходя из функциональных особенностей каждого из представленных продуктов.

Консультации. Что и как можно было бы реализовать в филиале? BranchLab. Программный инструментарий для процессного моделирования с целью оптимизации операционной деятельности филиала. Исходя из данных о транзакциях проектируемого или существующего филиала, инструментарий BranchLab позволяет путем многократного моделирования с изменением таких параметров, как уровень автоматизации, расширение или сужение набора предоставляемых услуг, введение новых средств и каналов доставки сервисов, предоставить наглядные материалы, с помощью которых ответственное подразделение банка сможет определить направление реструктуризации или развития как конкретного филиала, так и сети филиалов.

Оптимизация. Что и как автоматизировать в филиале? Business Case Tool. Продукт, позволяющий проводить анализ процессов перехода к автоматизированным операциям, связанным с выдачей и депонированием наличных средств. В процессе применения инструментария можно с достоверностью, зависящей от уровня достоверности исходной информации, определить не только целесообразность перехода на автоматизированные методы работы, но и провести моделирование процесса внедрения выбранных средств автоматизации (банкоматы, депозитные или cash-recycling автоматы), изменяя как набор аппаратных средств, так и темп их внедрения.

Выбор средств автоматизации. ProCash Optima. Продукт позволяет проанализировать различные варианты оснащения филиала средствами автоматизации, что дает банку возможность принять обоснованное решение по выбору количества, типов и конфигураций устройств самообслуживания, исходя из специфики сервисов, предоставляемых тем или иным филиалом. Исходя из имеющихся у производителя данных по стоимости оборудования и затратах на его внедрение, может быть получен расчет уровня затрат, максимально близкий к реальному. Продукт позволяет провести расчеты даже без привязки к конкретным моделям устройств конкретных производителей.

Сегодняшняя задача компании “Система” как партнера Wincor Nixdorf – обеспечить “встречу и взаимораспознавание” интересов потребителя и поставщика

Оптимизация. Операции по обработке наличности (“инкассация”). ProCash Analyzer. В банковских технологиях стран Евросоюза не менее 28% эксплуатационных расходов жизненного цикла устройств систем банковского самообслуживания, реализующих выдачу или депонирование наличности, приходится на операции, связанные с обслуживанием наличности, оборачивающейся в этих устройствах. Выравнивание частоты инкассаторских операций, равномерная нагрузка на кассы пересчета, их оптимальное количество при постоянной и равномерной загрузке банкоматов и депозитных машин является задачей, помочь в решении которой призван этот продукт. ProCash Analyzer дает возможность проанализировать текущую ситуацию в указанной области и определить экономически оправданное направление оптимизации процессов обработки наличности.

Не ограничиваясь данными решениями, относящимися к области консалтинга и предварительного анализа, Wincor Nixdorf предлагает продукты, практически учитывающие специфику информационной технологии филиала с высокой степенью автоматизации.

Структура информационной сети автоматизированного фронтального офиса. ProCash FOnet. Никакой уровень автоматизации операций с наличностью в филиале не позволяет оставить клиентов без возможности получения информационных, в том числе и адресных, услуг вне автоматизированного процесса. ProCash FOnet является клиент-серверным приложением, позволяющим интегрировать решения, реализующие бизнес-логику автоматизированного филиала, с программно-аппаратным обеспечением службы поддержки пользователей, гарантирующей безопасный и непрерывный процесс предоставления услуг.

Платформа создания клиентсерверных приложений для автоматизированного филиала. ProDevice/FO. Помимо устройств по приему и депонированию наличных, в состав технических средств автоматизированного филиала, как правило, включены и другие аппаратные средства различных производителей, такие, как банковские принтеры, автоматические сейфы кассиров, моторизованные картридеры и т.д. Для интеграции этих устройств в комплекс программного обеспечения автоматизированного филиала Wincor Nixdorf предлагает ProDevice/FO – программную платформу создания приложений для разнообразного периферийного оборудования на платформе WOSA (CEN)/XFS.

Организация экспозиции Wincor World 2004 наглядно подтвердила успех решений, разработанных и продвигаемых Wincor Nixdorf на базе идеологии, согласно которой оптимальная модель построения филиальной банковской сети подразумевает принципиально новый подход к организации деятельности банковского отделения, обучению банковского персонала, а также к изменению самого принципа мышления банковских технологов. Сегодняшний банк – это совершенно иной банк, нежели тот, каким он был еще несколько лет назад, и задачи, стоящие перед его отделениями, равно как и сама цель их создания, совершенно иные.

Выставка продемонстрировала и значительный прогресс в подготовке новых решений, отвечающих нынешним перспективам развития банковских систем. Так, новая платформа ProClassic Enterprise, компоненты которой были представлены на Wincor World 2004 в виде решений для отдельных проектов, вероятно, воплотится в текущем году в набор готовых решений, позволяющих интегрировать каналы доставки банковских сервисов на основе последних достижений в области информационных технологий – от Java-платформы на уровне системы самообслуживания до поддержки спецификаций IFX.

“Традиционные” программные решения
Понятие “традиционные” мы намеренно приводим в кавычках, поскольку нынешняя выставка подтверждает стабильное развитие целого ряда таких уже широко известных программных продуктов Wincor Nixdorf, как, например, эмуляции известных отраслевых протоколов финансовых сообщений, мониторинга и администрирования сетей ProView. Оставаясь стратегическим продуктом компании, ProView, помимо применения в традиционной нише, в этот раз был продемонстрирован в качестве эффективного механизма автоматизированного получения информации для компонентов CRM, связанных с анализом и принятием решений в области повышения надежности и обеспечения непрерывности обслуживания клиентов в сетях банковских автоматов.

Особо стоит отметить, что для ряда программных продуктов, которые не могут быть применены вне рамок специальных условий и проектов, таких, как EMV-технологии (ProChip EMV D/C), web-приложения (ProClassic Web Extensions), Multivendor solution (NCR/Diebold/Olivetti/Fujitsu), Wincor Nixdorf разработал и четко сформулировал принципы, методики и правила реализации таких проектов. Именно эти аспекты, а не решения (которые уже давно стабильны и широко апробированы) и были собственно предметом соответствующих разделов экспозиции выставки.

Возвращаясь к основным акцентам и теме Wincor World 2004, отметим, что в минувшем финансовом году 40% доходов компании пришлось на IT-решения, программное обеспечение и консалтинг. Помимо прикладного программного обеспечения для банкоматов и информационно-транзакционных терминалов, данные продукты и консалтинговые услуги, связанные с ними, составили существенную долю в продажах производителя. Этот факт, наряду с очевидной заинтересованностью большинства посетителей выставки этими решениями, подтверждает, что Wincor Nixdorf представил новую линейку готовых решений, базирующихся на достаточно глубоком анализе банковских процессов, связанных не только и не столько с аппаратным обеспечением, сколько с управлением оборотом наличных средств, маркетинговой политикой, имиджевой составляющей банка. Хотя эта тенденция уже нашла свое отражение в ходе Wincor World 2003, в нынешнем году от анализа таких частных элементов, как дизайн банковских отделений и разработка методик оптимизации потока наличных средств, компания перешла к продвижению комплексных индивидуализированных концепций построения автоматизированных банковских офисов для обслуживания клиентов.

Выставка в полной мере продемонстрировала масштабность намерений Wincor Nixdorf позиционировать себя не столько в качестве производителя и поставщика терминального оборудования, но, в первую очередь, в роли разработчика и системного интегратора комплексных решений в сфере финансовых услуг, предлагающего своим клиентам эффективный сценарий создания и эксплуатации автоматизированных банковских отделений на базе надежного и современного программно-аппаратного комплекса. Наиболее ярким (и в каком-то смысле даже парадоксальным) подтверждением этого служит фактическое изъятие из контекста методик первичных переговоров представителей Wincor Nixdorf с будущим заказчиком вопросов приобретения оборудования конкретного производителя для систем самообслуживания – достаточно проанализировать возможную схему проведения проекта по перечисленным выше решениям. Использование опыта и имеющегося потенциала компании позволяет в значительной степени гарантировать банку, во-первых, что его филиалы будут эффективно решать поставленные перед ними задачи по работе с клиентурой, во-вторых, что средства банка инвестированы в понятный и предсказуемый бизнес, и в-третьих – что банк избежит необоснованных затрат на перестройку, перепрофилирование, переоснащение отделений, ошибок в вопросах закупки, установки и использования устройств самообслуживания.

Безусловно, полный спектр программно-технических решений, являющихся дополнительной гарантией правильности выбора на терминальном уровне, по-прежнему остается в фокусе активности Wincor Nixdorf. Оборудование, представленное на выставке, не оставляет сомнений в том, что производитель адекватно реагирует на запросы современного рынка. Особого внимания заслуживает проиллюстрированное целым рядом перспективных изделий следование правилу “качество – не цена стоимости”: перспективные модели для нижних ценовых ниш терминального оборудования гарантированно обеспечиваются Wincor Nixdorf всеми критичными функциональными преимуществами моделей “старшего ряда”.

Россия: фактор доверия
В то же время нельзя не отметить, что подобная революционная концепция при отсутствии необходимости обсуждения ее логичности вызывает и немало опасений применительно к ситуации на российском рынке.

Сразу оговоримся: дело не в отсутствии в России рынка как такового – наоборот, он практически неограниченно емок. Рост тенденций к развитию филиальных сетей как к средству получения новых рынков и осознание отечественными банками проблемы эффективности данных сетей также являются бесспорными реалиями сегодняшнего дня. И в этом отношении новые идеи и продукты Wincor Nixdorf как раз более актуальны для российской банковской системы.

Опасения, о которых пойдет речь, связаны, скорее, с наметившимся разрывом в уровне развития технологии освоения данных идей и продуктов, или, точнее, в степени готовности структурных банковских подразделений к применению соответствующих технологий. Эффективность последних не определяется только оптимизацией цен на терминальное оборудование и программные решения. Принимая во внимание достаточно жесткую конкуренцию ведущих производителей, решающим фактором для банка, приступающего к развертыванию или модернизации филиальной сети, оказывается обеспечение эффективного освоения технологий консалтинга и моделирования на основе предоставления максимально достоверных данных, касающихся специфики основных показателей своей розничной деятельности.

И здесь имеются объективные предпосылки для возникновения серьезных проблем, поскольку специфика деятельности среднестатистического российского банка не может быть автоматически учтена на этапе моделирования. Дело в том, что соответствующие методики, предлагаемые Wincor Nixdorf, подразумевают высокий уровень открытости банка в отношении предоставляемой им информации, а также высокую степень ее достоверности. При несоблюдении этих условий в исходные расчеты могут вкрасться значительные ошибки, что неизбежно приведет к необходимости учета дополнительных исходных данных и оценке общей погрешности. С другой стороны, указанные трудности вполне преодолимы, поскольку система исходных данных, на которой базируются германские методики, предельно приближена к системе показателей любого банка, активно занимающегося работой с клиентурой в системе фронтальных офисов. Вероятно также возникновение некоторых сложностей в определении аналитических показателей как конечной цели проекта по развертыванию филиальной сети. В свою очередь, без этого шага столь привлекательная возможность почти автоматически получать оценку эффективности проекта может быть упущена.

Безусловно, проблема доверия отечественных банков новой технологии в целом не будет решаться легко до завершения нескольких успешных проектов, реализованных с применением рассматриваемых методик. Однако даже для такой непростой ситуации Wincor Nixdorf предлагает специальную программу развертывания проектной деятельности, базирующуюся на итерационном процессе консультаций, моделирования и обсуждения результатов, предусматривающем на начальных стадиях проекта активные контакты специалистов банка-заказчика с консультантами Wincor Nixdorf с последующим переносом ответственности и поддержки на уполномоченных российских партнеров. Такой подход, вероятно, сможет заметно снизить накладные расходы на реализацию проекта при сохранении его высокой эффективности на начальных этапах.

Еще одна специфическая проблема связана с адресацией новых продуктов. Они не адресованы (как минимум не адресованы в первую очередь) департаментам, отвечающим за карточный ритейл, где продукция Wincor Nixdorf уже имеет устойчивый имидж. В связи с этим сегодняшняя задача компании “Система” как партнера Wincor Nixdorf – обеспечить “встречу и взаимораспознавание” интересов потребителя и поставщика.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, как и в случае с развитием карточного бизнеса, российские банки получают значительные преимущества в сравнении со своими западными и восточными коллегами при использовании новых продуктов и новой идеологии Wincor Nixdorf: грамотное создание нового всегда обходится дешевле, чем масштабная перестройка и реструктуризация созданного ранее. При этом нельзя забывать: настоящий рост филиальных сетей российских банков еще впереди.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 2 (92) ’2004 стр. 31

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных