Журнал ПЛАС » Архив » 2004 » Журнал ПЛАС № 1 (91)2004 » 364 просмотра

Украинский карточный рынок: от международного к национальному и обратно

Украинские банки и MasterCard
Впервые карточные продукты MasterCard International появились на Украине благодаря Первому Украинскому Международному банку (ПУМБ), который в середине 90-хгг. приступил к распространению на рынке страны карт платежной системы, персонализированных в голландской компании Interpay Netherlands. А эмиссия карт MasterCard International на Украине началась в рамках совместной программы банка “Украина” и Перкомбанка лишь в 1996г. Однако в настоящее время Украина находится уже на третьем месте по объему эмиссии карт MasterCard International в регионе Восточной Европы после Польши (5,6 млн. карт) и России (порядка 5,1 млн. карт). Совокупный объем эмиссии украинских карт MasterCard International к концу III квартала текущего года превысил 4 млн. Если за II квартал 2003 г. прирост данного показателя составил 0,5 млн. карт, то в III квартале он достиг 900 тыс., при этом ежегодный прирост эмиссии карт платежной системы на украинском рынке составляет от 70% до 100%. В целом к настоящему времени карточным продуктам MasterCard принадлежит более 50% объема рынка страны.

Отличительными особенностями украинского карточного рынка в сравнении с российским руководство MasterCard называет, во-первых, достаточно быстрое продвижение украинских банков в этом секторе бизнеса, а во-вторых – равномерное распределение бизнеса между рядом украинских эмитентов карт MasterCard и отсутствие среди последних какоголибо явного лидера по карточным продуктам платежной системы. Так, из совокупного объема эмиссии карт платежной системы более 3 млн. карт приходится на долю 6-7 лидеров карточного рынка страны, каждый из которых выпустил порядка 0,5 млн. карт. При этом в настоящий момент быстрыми темпами наращивают объемы выпущенных карт, приблизившись к этому рубежу, еще 2-3 украинских банка.

К концу III квартала 2003г. участниками международных и локальных платежных систем являлись более 60 украинских банков, или почти 50% от общего количества кредитно-финансовых организаций в стране. Они эмитировали в общей сложности свыше 9 млн. карт международных платежных систем MasterCard International и Visa International, а также порядка 200 тыс. карт в рамках Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП) и около 1,4 млн. карт внутрибанковских платежных систем.

Как и в России, основной прирост эмиссии карт MasterCard на украинском рынке осуществляется за счет реализации банками зарплатных проектов, а также развития ставших весьма популярными программ потребительского кредитования по картам. Последние базируются на основе нового кредитного карточного продукта платежной системы, обладающего рядом уникальных качеств, – MasterCard Electronic. Практика показала, что карты MasterCard Electronic наиболее удобны для использования в схемах массового потребительского кредитования, когда банк кредитует новых клиентов, зачастую не имеющих еще кредитной истории. Основным их преимуществом является возможность 100%-ного контроля расходов средств выданного клиенту кредита. В конце декабря 2003г. банк “Надра” приступил к выпуску первых не только на Украине, но и во всем регионе Восточной Европы международных кредитных карт MasterCard Electronic, держателям которых предоставляется бессрочный кредит при условии внесения обязательного минимального платежа в размере 7% от суммы использованного кредита. К настоящему времени к реализации программ потребительского карточного кредитования на базе MasterCard Electronic присоединились 18 банков Украины.

Предполагается, что уже в 2004г. программы кредитования на базе этих карт станут массовым явлением, что качественно изменит соотношение кредитных и дебетовых продуктов на карточном рынке Украины в пользу первых.

Кроме того, стремительный рост объемов эмиссии карт платежной системы на Украине связан в том числе и с развитием программы по эмиссии карт Maestro Prepaid, крупным эмитентом которых стал, в частности, ПриватБанк.

По мнению экспертов, в целом банки страны развивают свои карточные программы весьма активно. В последнее время ряд банков активно интересуется возможностью эмиссии VIPпродуктов MasterCard, таких, как карточки категории Platinum. Более того, вероятно, что уже в 2004г. один из них приступит к реализации абсолютно нового для карточного рынка страны премиального продукта – проекта World Signia. Кроме того, еще одним положительным моментом является наблюдающаяся сегодня тенденция по качественному расширению банками продуктового ряда. Так, например, сейчас украинские эмитенты очень активно реализуют ко-брендовые проекты.

Тот факт, что маркетинговый потенциал карточного рынка Украины не только не уступает российскому, но по некоторым показателям даже его превосходит, еще в конце 2001г. отмечал в своем интервью журналу “ПЛАС” Тони Фекете (Tony Fekete), генеральный менеджер MasterCard Europe по Восточной Европе. В то же время, по его мнению, взаимоотношения украинских банков с клиентурой страны еще не достигли к тому времени желаемого уровня, и, как следствие, количество международных карт, обращающихся на рынке, было еще не столь велико. Справедливости ради следует отметить, что за прошедшие годы ситуация на украинском рынке в этом отношении мало изменилась. Так, несмотря на бурный количественный рост рынка, уровень использования карточных продуктов в торгово-сервисной сети остается здесь по-прежнему весьма низким. В то же время, по мнению экспертов MasterCard, в последние годы в стране наметилась тенденция к некоторому увеличению объемов оборота по картам, сопровождающая динамичный прирост эмиссии.

Украинские банки и Visa
Первые карты Visa International, эмитированные российским Кредобанком и распространяемые Перкомбанком, появились на Украине в 1992г. А в 1996г. к эмиссии карт платежной системы на рынке Украины приступил ПриватБанк.

В настоящее время карточный рынок страны как самый быстроразвивающийся в регионе CEMEA, называет приоритетным и Visa International. Еще 5 лет назад по объему эмиссии карт Visa в регионе CEMEA Украине принадлежало лишь 24-е место, 2 года назад ей удалось передвинуться на 12-е место. Однако уже к концу I квартала 2003г. Украина вышла по этому показателю на 4-ю позицию, а по итогам III квартала – на 3-е место, вслед за Польшей (9,4 млн. карт) и Россией (7,5 млн. карт).

К 1 октября 2003г. объем эмиссии карт Visa на Украине составил 3,4 млн., что в 1,5 раза превышает аналогичные показатели прошлого года. Более того, по количеству карт на душу населения Украина, банки которой выпустили в среднем 6 карт на 100 жителей страны, почти вдвое обогнала Россию (3,5 карты на 100 россиян).

За период с 1 октября 2002г. количество транзакций по картам Visa украинских банков практически удвоилось и составило 48,2 млн. Общий оборот по ним, также увеличившийся на 100%, превысил 2,2 млрд. долл. Количество торгово-сервисных точек, принимающих к оплате карты платежной системы, составило порядка 28,6 тыс.

В настоящее время участниками Visa International являются 50 украинских банков, или порядка трети от общего количества кредитно-финансовых организаций в стране. При этом в число принципиальных членов (13 банков) входят почти все ведущие украинские банки.

Из новых карточных продуктов, внедренных на рынке страны в текущем году, руководители платежной системы особо отмечают специальные карты для проведения расчетов в Интернете с высоким уровнем безопасности Visa Virtual Accounts (VVA), карточки CFT/PTP, позволяющие осуществлять быстрые и недорогие переводы средств, а также карточки Visa уникального дизайна, включая карты с прозрачными элементами дизайна.

В отличие от России эмиссией карт на Украине занимаются в основном банки с разветвленной филиальной сетью, на которых платежная система и делает ставку. Так, безусловным лидером на карточном рынке Украины среди участников Visa International был и остается ПриватБанк, доля которого по всем эмитированным картам на рынке страны составляет 43%.

Именно ПриватБанку принадлежит первенство в выпуске первой карточки Visa в стране, эмиссия первых полумиллиона карт Visa, а также первый чиповый проект на базе карт этой платежной системы. К настоящему времени, по заявлению банка, им эмитировано в общей сложности свыше 4 млн. карт Visa International и MasterCard International, что выше его аналогичных показателей начала 2003г. на 80%. При этом более 2,5 млн. карт из этого количества приходится на продукты Visa, что составляет свыше 50% совокупного объема эмиссии карт платежной системы на рынке страны.

В 2003г. банк предложил держателям своих карт и ряд новых уникальных сервисов – возможность подписаться на услуги своего Интернетбанка “Приват24”, а также воспользоваться возможностями виртуального Интерактивного Сервисного Центра, обеспечивающего быструю и удобную связь клиента с банком, не ограниченную по времени и объему передаваемой информации.

Эквайринговый рынок Одной из первоочередных задач, стоящих перед MasterCard International на Украине, Тони Фекете в свое время называл развитие инфраструктуры карточного рынка. Стоит отметить, что украинские банки весьма активно развивают национальную сеть приема карт. Так, по данным на конец первого полугодия уходящего года, украинские банки установили более 22,6 тыс. POS-терминалов, почти две трети которых оборудованы ридерами для считывания информации с микропроцессорных карт, и свыше 3,25 тыс. ATM, принимающих карты Visa и MasterCard. При этом с начала года число банкоматов увеличилось на 24%, а POS-терминалов – на 4%. Однако высокие темпы развития банкоматной сети в стране карточные эксперты уже сами по себе считают хорошим показателем роста инфраструктуры рынка, своего рода “фундаментом” его будущего развития. Так, именно расширение парка ATM сегодня предоставляет банкам возможность дальнейшего роста и получения новых доходов.

Как следствие явного перевеса в карточных портфелях банков страны зарплатных проектов, соотношение банкоматных и POS-терминальных транзакций по их картам пока явно склоняется в пользу первых. Так, в течение I квартала 2003г. держатели карт, эмитированных украинскими банками, совершили порядка 24 млн. операций на общую сумму 6,3 млрд. грн. (порядка 1,2 млрд. долл. США). При этом объем операций по снятию наличных в ATM составил около 95% общего объема карточных транзакций.

EMV-миграция
Минувший год ознаменовался для участников украинского рынка немаловажным событием: началом процесса EMV-миграции. Пионером здесь выступил банк “Аваль”, реализовав проект по эмиссии EMV-совместимых карт MasterCard International на базе карт Maestro с платежным приложением M/Chip. Первая международная транзакция по выпущенной им чиповой карте платежной системы была проведена еще весной 2003 г., а в начале осени банк приступил к обслуживанию карт в POS-терминалах VeriFone Omni 3350 и 3750, сертифицированных компанией CardPay в MasterCard International. Кроме того, совместно с Украинским процессинговым центром “Аваль” завершил сертификацию на обслуживание EMV-карт MasterCard в своей эквайринговой сети, а также адаптировал значительную часть своих POS-терминалов для приема этих продуктов.

Первым украинским банком, приступившим к эмиссии EMV-карт Visa International, стал ПриватБанк. С 1 ноября 2003г. совмещенные карты Visa Classic с приложением VSDC стали доступны его клиентам в каждом из 1430 отделений банка. Кроме того, с этой же даты банк продекларировал прекращение выпуска традиционных карт Visa Classic с магнитной полосой. По словам Александра Витязя, руководителя Центра электронного бизнеса ПриватБанка, к концу 2003г. банку принадлежало около 80% эквайринговой сети на территории Украины. Эквайринговая сеть ПриватБанка насчитывала более 1,2 тыс. ATM, почти 13 тыс. POSтерминалов и 1,7 тыс. ПВН, расположенных практически во всех городах и крупных населенных пунктах страны. Поэтому его масштабная миграция на EMV фактически ознаменует собой технический прорыв в национальном масштабе.

Вслед за ПриватБанком сертификацию в Visa International на эмиссию и эквайринг EMV-продуктов прошел банк “Аваль”. В настоящий момент для приема карт VSDC уже адаптировано порядка 1,4 тыс. его POS-терминалов.

Примечательно, что к настоящему моменту ряд украинских банков уже анонсировал и реализовал запуск EMVпроектов вMasterCard International.

Сейчас в стадии реализации на Украине находятся еще три проекта на базе EMV-совместимых карт MasterCard, в рамках которых принимают участие 6 принципиальных членов MasterCard International и все их банки-аффилиаты, а также ряд проектов на базе карт VSDC.

По прогнозам MasterCard Europe, уже к концу нынешнего года на Украине 100% банков-эквайеров пройдут сертификацию на прием и обслуживание EMV-карт платежной системы. Стратегия перехода участников украинского рынка на EMV остается неизменной – с 1 января 2005г. вступит в силу перенос ответственности по спорным транзакциям в рамках MasterCard International, и 1 января 2006г. это произойдет в рамках Visa International. К этому моменту на рынке Украины, наряду с рынками ведущих стран Европы, инфраструктура приема и обслуживания карт будет полностью адаптирована для приема EMV-продуктов. Причем реальные изменения на рынке страны, происходящие в связи с проведением EMV-миграции, ожидаются уже к середине 2004г. Стоит отметить, что на этом фоне MasterCard, со своей стороны, предпринимает в настоящее время вполне определенные шаги для того, чтобы ускорить данный процесс. В частности, платежная система проводит сертификацию банковского ПО для эмиссии и эквайринга карт с EMVприложением бесплатно.

Национальные платежные системы
Характерной особенностью украинского карточного рынка эксперты называют наличие большого числа одноэмитентных (внутрибанковских) платежных систем, на базе которых банки реализуют зарплатные проекты. Несомненными лидерами среди них являются проект Проминвестбанка, реализованного на собственной технологии, в рамках которого эмитировано более 1 млн. карт, а также карточные системы Ощадбанка и Укрсоцбанка, реализованные на технологии СБОН.

Интересно отметить, что значительная часть внутрибанковских микропроцессорных платежных систем Украины реализована на базе смарткарточной технологии компании BGS. В их числе – платежные системы ГЕО (УкрСиббанк), МТ-Карт (МТ Банк) и ОЛ-Карт (ОЛБанк).

Кроме того, начиная с лета 2002г. ряд украинских банков приступил к выдаче наличных по чиповым картам российской платежной системы “Золотая Корона”, и в настоящее время обслуживающие их ПВН установлены в ряде крупных городов страны. Помимо высоких темпов развития, украинский карточный рынок отличает от российского еще одна характерная черта: именно украинские банки имеют опыт (причем неоднократный!) в создании национальной платежной системы.

Действительно, еще в 1995г., на заре формирования карточного рынка Украины, с целью внедрения в стране автоматизированной системы безналичных расчетов, работающей в офлайновом режиме, по инициативе Нацбанка была создана межбанковская платежная система “УкрКарт”. Именно на нее изначально была возложена миссия выпуска национальной карточки, на которой предполагалось совместить магнитную полосу и чип. Сама платежная система должна была интегрироваться с Visa International и MasterCard International.

Однако все попытки Нацбанка продвинуть проект практически ни к чему не привели. Основной причиной этого специалисты называют техническую несовместимость с международными стандартами технологии, выбранной для реализации проекта, а также и то обстоятельство, что “УкрКарт” могла реально составить весьма серьезную конкуренцию тем процессинговым центрам, которые уже существовали на рынке страны. В результате уже в 1997г. Нацбанк отказался от реализации этого проекта. В настоящее время, после смены ряда владельцев, процессинг “УкрКарт” принадлежит Укргазбанку. Сегодня его называют вторым по величине на рынке Украины процессором третьей стороны, услугами которого пользуются порядка 15-17 банков. Объем эмиссии карт в рамках платежной системы к началу 2003 г. достиг 80 тыс.

В 1996г. к реализации конкретных планов по созданию национальной платежной системы на базе международных карт приступила Visa International. Первым ее шагом стало предоставление местным банкам права проводить расчеты в системе VisaNet в национальной валюте – гривнах. Однако первая неудача в реализации общенационального проекта Нацбанк не обескураживает, уже в 2001г. он проводит презентацию новой инициативы – НСМЭП. На ее базе в Одессе реализуется проект региональной платежной системы “АВЕРС”, а также пилотный проект в Харькове. Однако, судя по всему, НСМЭП также не оправдала возложенных на нее ожиданий, на практике так и не выйдя за рамки пилота и не достигнув статуса общенациональной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что к настоящему времени в рамках системы банки эмитировали всего лишь порядка 200 тыс. карт.

Одной из причин низкой популярности НСМЭП среди участников украинского карточного рынка специалисты называют тот факт, что технологическая платформа реализации проекта оказалась несколько в стороне от того магистрального пути, по которому идут общемировые процессы. Так, модель микропроцессора Siemens, закупленная для реализации проекта НСМЭП, оказалась EMV-несовместимой. Соответственно, тем украинским банкам, которые адаптировали свою эквайринговую сеть для приема карточек Национальной системы массовых электронных платежей и одновременно работают также с международными платежными системами, сегодня приходится дублировать всю инфраструктуру приема и процессингового обслуживания карт, что как минимум можно рассматривать в качестве затратного варианта, т.к. обходится данный проект довольно дорого.

Не исключено, что кто-либо из специалистов украинского карточного рынка с подобным выводом не согласится и заявит, что банковская система страны должна иметь собственное технологическое решение. К сожалению, опыт российских банков, совершивших на этом пути на фоне бесспорных достижений и немало ошибок, пока говорит об обратном.

Примерно в это же время Нацбанк совместно с Visa International создает Национальный процессинговый центр “Топаз”. Вплоть до недавнего времени он осуществлял функции клиринга и взаиморасчетов по внутренним транзакциям в гривнах по картам Visa.

Однако идея единого национального процессинга также не оправдывает возложенных на нее ожиданий участников проекта. Как результат, уже в сентябре 2002г. Visa International ставит вопрос о закрытии “Топаза”, поясняя это отсутствием экономической целесообразности его существования, что подтверждается дальнейшей практикой работы.

Эксперты объясняют неудачу создания национального процессинга применением чисто административных методов его построения и управления, за которыми бизнесстратегии как таковой просто не стояло. И действительно, за несколько лет своего существования “Топаз” не смог предложить практически никаких новых процессинговых услуг. К примеру, он не давал возможности проводить клиринговые сообщения о транзакциях по микропроцессорным картам. В целом работа “Топаза” была нестабильна, что зачастую приводило к сбоям в обслуживании клиентов и рождало целый ряд иных проблем. Несомненно, свою отрицательную роль сыграла и ограниченность финансирования со стороны НБУ, что повлекло за собой невозможность внедрения более современных технологий, оборудования, а также привлечения высококлассных специалистов. Все эти факторы, в совокупности с достаточно высокой стоимостью годового обслуживания банков, к настоящему моменту сделали реализацию идеи создания и существования национального процессинга, мягко говоря, неоднозначной.

Окончательное решение о закрытии “Топаза” было принято летом текущего года, и с 1 ноября 2003г. вся информация о транзакциях по картам Visa начала поступать напрямую в процессинговый центр VisaNet. Сам же “Топаз” фактически прекратил свою работу. В недалеком прошлом, по сведениям экспертов, НБ предполагал передать его Ощадбанку.

Кстати, решение отключить “Топаз” подогрело уже некоторое время ведущийся спор о целесообразности существования на Украине НСМЭП.

На этом фоне неудивительно, что некоторое время назад Нацбанк одновременно с отключением “Топаза” отказался и от дальнейшего развития НСМЭП в том виде, в котором она существует в настоящее время. Но при этом он продекларировал свои намерения сделать еще одну попытку в этом направлении – создать новую Единую национальную систему банковских карт, которая работала бы одновременно как по технологиям локальных, так и международных платежных систем.

Проект предполагает, что новая единая система будет более проста в использовании, поскольку прием банковских карт на внутреннем рынке не станет зависеть от связи банка с любой из международных платежных систем. Все внутренние вопросы между банками страны будут решаться без участия международных банковских ассоциаций. При этом НБУ намерен взять на себя функции расчетного банка новой системы через корреспондентские счета коммерческих банков, которые в нем открыты.

Как и предсказывали эксперты, для реализации проекта новой платежной системы была выбрана французская модель. Так, известно, что помощь Нацбанку в разработке проекта уже оказывают эксперты MHB SA, представляющие интересы национальной платежной системы Франции Carte Bancaire. Однако аналитики карточного рынка полагают, что новый проект также может постичь печальная судьба предыдущей общенациональной платежной системы. И подтверждением тому – обратная сторона EMV-миграции на французском карточном рынке.

Как известно, именно Франции принадлежит “пальма первенства” в реализации чиповых проектов, на базе которых еще в 1990г. в стране была создана национальная платежная система. Таким образом, уровень мошенничества, который был основной причиной нововведения, по внутренним платежам по картам французских банков удалось снизить сразу на несколько порядков. Однако французы, выезжающие за границу, не смогли почувствовать разницы, так как для них уровень риска мошенничества по картам остался прежним: никакие локальные решения за рубежом не действовали и не могли действовать по определению. То же самое относилось и ко всем иностранцам, приезжающим во Францию со своими картами, они оказывались столь же беззащитными перед криминалитетом, как и до реализации общефранцузского проекта “локальной чипизации”. Не секрет, что в конце 90-х – начале 2000-х годов дело доходило до откровенной дискриминации отдельными мерчантами карт, выпущенных за рубежом. Их держателям абсолютно в открытую предлагалось снять деньги в ближайшем банкомате, после чего расплатиться наличными.

Эти причины оказались в череде тех, которые и вынудили банки Франции в конечном итоге начать переход на стандарт EMV. Оказалось, что былое преимущество обернулось теперь для французских банкиров чрезвычайными неудобствами и необходимостью более серьезных по сравнению с банками других стран Европы инвестиций. Так, банкам страны, которым приходится совершать переход с нестандартных локальных микропроцессорных решений на EMVсовместимую микропроцессорную технологию, в переходный период необходимо обеспечивать работу обеих микропроцессорных платформ, что требует более масштабных технологических разработок (при выполнении транзакций терминалы должны будут “уметь” выбирать один из двух чипов, размещенных на карте) и финансовых затрат.

По сведениям экспертов, Нацбанку еще не удалось убедить украинские банки в том, что им выгодно вкладывать средства в очередной проект новой национальной платежной системы. Поэтому пока неизвестно, кто возьмется его финансировать. Однако, судя по всему, споры вокруг новой национальной платежной системы должны решиться в ближайшее время. И в случае принятия положительного решения ее внедрение, скорее всего, также будет осуществляться административными методами.

На этом фоне следует отметить общую тенденцию перехода ряда “национальных” платежных систем на процессинговый и клиринговый аутсорсинг MasterCard, яркими примерами которой являются миграция Switch (Великобритания) и Muza (Чехия). По сведениям экспертов, о целесообразности этого шага начинает задумываться и Франция.

Кстати, эксперты не исключают, что уже в недалеком будущем претендовать на статус общенационального, скорее всего, сможет уникальная как для украинского, так и для российского карточного рынка модель ко-брендового проекта, над совместной реализацией которого в России в настоящее время работает MasterCard International с “Золотой Короной” и ACCORD. На смарт-картах M/Chip 4, выпущенных в рамках проекта, будет размещаться единое платежное EMV-приложение.

Схема работы проекта достаточно проста. С технологической точки зрения, EMV-приложения, выполненные как на микропроцессорных картах “Золотая Корона”, так и на картах международных платежных систем, при соблюдении всех стандартов ничем друг от друга не отличаются. Все остальное – только вопрос взаиморасчетов.

Так, если подобная совместная карта будет предъявлена к оплате в инфраструктуре “Золотой Короны”, она будет идентифицирована как выпущенная в рамках этой платежной системы. При этом все взаиморасчеты происходят по правилам “Золотой Короны”, а информация о транзакции, соответственно, поступает в клиринговый центр платежной системы.

Если же карта с единым EMV-приложением будет обращаться в регионе, где эквайринговая сеть “Золотой Короны” отсутствует, то в приемной сети MasterCard она будет идентифицирована как международный продукт.

Заинтересованность в реализации подобного проекта на Украине уже выразили ряд национальных и локальных платежных систем.

Перспективы украинского рынка
Как полагают эксперты, 2004 г. может принести карточному рынку Украины радикальные перемены. Этого же мнения, судя по всему, придерживаются и представители международных платежных систем. Так, например, старший вице-президент Visa CEMEA Лу Наумовский, комментируя итоги работы Visa International в III квартале 2003 г., отметил: “Сегодня мы можем говорить о достижении на Украине той критической массы карт и оборотов по ним, которая способна качественно изменить портрет украинского держателя карт Visa”. Украинцы, уже получившие опыт использования карт в банкоматах, готовы осваивать более продвинутые способы их применения, и в первую очередь для оплаты товаров и услуг.

В наступившем году Visa International намерена продолжать на Украине развитие зарплатных проектов, активизировать переход банков-членов на чиповые технологии, а также готовить их к выпуску кредитных продуктов. Кроме того, как считает глава представительства Visa на Украине Сергей Равняго, главная задача платежной системы сегодня – привлечь к приему платежных карт как можно больше крупных торговых сетей, рассчитанных на массового покупателя. В этом направлении активно работают все ведущие розничные банки страны.

Как полагают специалисты, в 2004г. игроки украинского карточного рынка имеют вполне реальную возможность реализовать также и проект по созданию столь актуального сейчас национального кредитного бюро. Этот вопрос уже прорабатывается на уровне законодательных органов страны. В I квартале 2004г. под эгидой Ассоциации украинских банков-членов Europay (EMA), принимавшей участие в разработке закона о кредитных бюро, будет запущен соответствующий пилот, благодаря которому банки-участники MasterCard смогут получить полный спектр услуг кредитного бюро еще до принятия Верховной Радой соответствующего закона.

В принципе, уже в ближайшем будущем украинские банки смогли бы предложить частным лицам полноценные кредитные карты, однако для реализации таких продуктов им потребуются, как и во всем мире, достоверные сведения о потенциальных заемщиках – иными словами, их кредитные истории. Кстати, именно поэтому в ближайшие 2 года MasterCard International намерена активно продвигать на рынке страны локальную карточку MasterCard Electronic в качестве кредитного продукта начального уровня. С тем, чтобы за это время заемщики смогли накопить кредитные истории и получили бы возможность воспользоваться впоследствии традиционными кредитными картами.

Кроме того, в наступившем году у международных платежных систем будет повод отпраздновать еще два знаковых события. Так, динамика развития бизнеса MasterCard International в стране дает все основания предполагать, что уже к апрелю 2004г. объем эмиссии ее карт достигнет здесь 5 млн., а к концу года возрастет до 6,5 млн.

В свою очередь, в планах Visa International – к концу 2004 г. достичь уровня эмиссии в 7 млн. карт. Как уже отмечалось, темпы роста украинского рынка продуктов платежной системы сегодня самые высокие во всей Восточной Европе. Таким образом, по мнению экспертов, Украина вслед за Россией имеет реальные шансы обогнать Польшу и выйти на второе место в регионе по объему эмиссии.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 1 (91) ’2004 стр. 16

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных