Журнал ПЛАС » Архив » 2005 » Журнал ПЛАС № 5 (105)2005 » 380 просмотров

“Технологии Розничного Бизнеса” для Украины

БПЦ и FNS провели совместный тематический семинар в Киеве

Начало совместной работы БПЦ и FNS было положено в первом квартале 2004г., когда в результате всестороннего анализа рыночной ситуации компаниями было подписано партнерское соглашение, согласно которому БПЦ получил статус официального дистрибьютора программного комплекса BANCS в России, Казахстане, на Украине и в ряде других стран СНГ. Объединение производственных и интеллектуальных ресурсов позволило компаниям выйти на рынок с уникальным в своем роде предложением – интегрированным решением на основе программных продуктов BANCS и SmartVista, предназначенным для автоматизации всех направлений деятельности современного розничного банка.

Стратегическое решение БПЦ выступить партнером компании FNS в рамках продвижения программного комплекса BANCS на новых для нее рынках было предопределено динамично растущим спросом на автоматизированные банковские системы международного уровня со стороны многих кредитно-финансовых организаций стран СНГ, чьи существующие системы в силу исторических особенностей развития банковского сектора на сегодняшний день уже не обладают достаточной функциональностью и производительностью, сдерживая тем самым темпы дальнейшего развития розничного банковского бизнеса.

Решение BANCS представляет собой универсальную банковскую систему, обеспечивающую поддержку широкого спектра розничных и корпоративных операций и обработку всех бизнес-функций в режиме реального времени. Одним из основных конкурентных преимуществ системы является ее способность гибко формировать и оперативно выводить на рынок комплексные розничные продукты, важное место среди которых занимают различные виды кредитования. Сегодня БПЦ и FNS проводят активную работу с банками России и Казахстана, развивающими свой розничный бизнес, а также участвуют в ряде тендеров на поставку и внедрение автоматизированной банковской системы.

Основными темами, рассматриваемыми в рамках семинара “Технологии Розничного Бизнеса”, стали современные тенденции развития сектора розничных финансовых услуг в странах СНГ и технологические решения для создания эффективного банковского бизнеса. При этом главной задачей, которую ставили перед собой организаторы мероприятия, было формирование объективного представления о роли и месте информационных систем в деятельности кредитно-финансовых организаций, ознакомление представителей банковского сообщества Украины с новейшими технологиями для поддержки розничных операций, а также демонстрация возможностей реализации проектов по построению розничной инфраструктуры на базе программного комплекса BANCS разработки FNS и решения БПЦ SmartVista.

Анатолий Логинов, генеральный директор БПЦ

Тематический семинар, участие в котором, помимо организаторов, приняли также международные и региональные партнеры БПЦ и FNS, собрал в стенах “Президент-отеля “Киевский” представителей широкого ряда украинских банков. В общей сложности мероприятие посетили порядка 50 делегатов – руководителей банков, отвечающих за развитие розничного и карточного бизнеса, начальников управлений информационных технологий, специалистов по работе с физическими лицами, менеджеров проектов и т.д.

Выбор компаниямипартнерами места и времени для проведения семинара был обусловлен целым рядом факторов. За последнее время рынок розничных финансовых услуг Украины существенно вырос по всем направлениям и достиг относительной зрелости. В свете этих обстоятельств банки страны уделяют все большее внимание развитию розничной инфраструктуры, и, как следствие, их требования к качеству используемых информационных систем существенно возросли.

Определенные проблемы технологического характера, связанные с неспособностью многих существующих систем обеспечить выполнение новых задач развития розничного бизнеса, заставляют сегодня украинские банки все активнее проводить анализ международного рынка IT-решений для финансовой сферы. Очевидно, что перечисленные тенденции, в свою очередь, открывают ряд новых перспектив для разработчиков банковских систем мирового уровня. Поэтому представляется вполне логичным, что компании БПЦ и FNS приняли совместное решение о выходе на рынок Украины с программным комплексом BANCS именно в этот ключевой для развития банковской розницы на Украине момент.

Семинар открылся приветственным обращением к делегатам генерального директора компании БПЦ Анатолия Логинова, в ходе которого он отметил, что сегодня банковский рынок Украины уже достиг того уровня развития, когда пришла пора задуматься о внедрении современных, апробированных мировой практикой технологий. Именно поэтому компания БПЦ, которая уже хорошо известна банковскому сообществу Украины как поставщик процессинговых решений, выходит на рынок со своим партнером FNS, мировым разработчиком автоматизированных банковских систем. По словам А.Логинова, “те эволюционные изменения, которые в настоящее время происходят на рынке Украины, позволяют быть уверенными в том, что спрос на интегрированные банковские решения международного уровня будет возрастать, что открывает широкие перспективы для продвижения программного комплекса BANCS на Украине”.

Первая часть рабочей программы семинара, посвященная перспективам развития розничного банковского бизнеса на Украине и в мире, началась с доклада Бориса Дьяченко, заместителя директора департамента информатизации Национального Банка Украины. В своем выступлении он кратко описал ситуацию на украинском рынке платежных карт, охарактеризовав долю безналичных платежей в общем обороте по картам как чрезвычайно низкую (в 2004г. – 4,8%), и рассказал об инициативах, предпринимаемых правительством и Национальным банком Украины для создания благоприятных условий для роста объемов безналичных расчетов с использованием банковских платежных инструментов в сфере торговли и услуг. В частности, в 2004г. были внесены изменения в Закон Украины “О платежных системах и переводе денег в Украине”, требующие от мерчантов определенных категорий обязательного приема банковских карт. В нынешнем году уже внесены изменения в Положение НБУ “О порядке эмиссии”, в настоящее время идет работа над документом, регламентирующим работу платежных систем с “электронными деньгами”. Кроме того, ведется активная работа в направлении создания на Украине единой эквайринговой сети.

Подводя итог, Б.Дьяченко отметил, что, несмотря на устойчивый рост и расширение карточного рынка Украины, он еще весьма далек от насыщения и тем самым открывает широкие возможности для национальных банков в области дальнейшего развития розничной инфраструктуры.

О мировых тенденциях развития банковского бизнеса и факторах, которые будут определять успех конкретного банка на рынке розничных услуг в ближайшем будущем, рассказала Юлия Гулянская, представляющая стратегическое подразделение сектора услуг финансовым институтам IBM Business Consulting. В своем выступлении она подробно остановилась на методах повышения эффективности обслуживания частных лиц, затронув такой важный этап в процессе создания современной модели розничного бизнеса, как развертывание многоканальной клиентоориентированной инфраструктуры, обеспечивающей возможность предоставления банковских продуктов и услуг по различным каналам по выбору клиента. По мнению Ю.Гулянской, именно стремление банков соответствовать ожиданиям клиента сегодня заставляет их пересматривать свое отношение к традиционным филиалам и все шире задействовать возможности обслуживания клиентов через сеть различных каналов доставки. Так как доля операций в филиалах по-прежнему значительно превышает интенсивность использования альтернативных каналов, одним из основных приоритетов для банков становится внедрение в филиалах новых технологических решений, являющихся частью стратегии и архитектуры многоканального обслуживания. Как подчеркнула Ю.Гулянская, “сегодня эта стратегия может быть реализована посредством внедрения высокопроизводительной, масштабируемой и функционирующей в режиме реального времени системы, такой, как BANCS”.

Завершила первую часть семинара презентация Александра Карпова, директора Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА, посвященная вопросам развития инфраструктуры для работы с платежными картами в странах Европейского союза. Базируясь на актуальной статистической информации по рынкам ЕС, А.Карпов проследил зависимость между уровнем торговой уступки и степенью развития эквайринговой инфраструктуры. Данный анализ представляется крайне актуальным в свете того, что к маю 2006г. крупные торговые точки Украины, как ожидается, должны будут в обязательном порядке принимать платежные карты для проведения расчетов за товары и услуги. Резюмируя свой доклад, директор EMA сделал вывод: несмотря на то, что украинский рынок эмиссии и эквайринга является весьма конкурентным, снижение торговой уступки не сможет стимулировать активное подключение торговых точек к системе расчетов с помощью платежных карт.

Следующая часть рабочей программы семинара была посвящена деятельности компании FNS и ее решениям для банковского сектора. В своем выступлении Питер Ньюман (Peter Newman), старший вице-президент по развитию бизнеса FNS, ознакомил делегатов с историей компании FNS и ее подходами к ведению бизнеса в различных странах мира.

Следует отметить, что компания FNS работает на международном рынке уже более 20 лет. За это время она прошла путь от австралийского разработчика решений для розничного бизнеса до международного поставщика универсальных банковских систем, позволяющих автоматизировать все аспекты работы современного финансового института. Реализуя проекты в Австралии и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Центральной и Восточной Европе, компания FNS приобрела уникальный опыт работы в различных средах и условиях бизнеса, благодаря которому система BANCS превратилась в действительно международное решение, способное эффективно поддерживать деятельность как небольших кредитных компаний, так и финансовых институтов национального масштаба. Сегодня в клиентской базе FNS более 100 банков по всему миру, компания имеет офисы и представительства во всех ключевых регионах, где работают в общей сложности более 3 тыс. высококвалифицированных специалистов.

Ричард Стюарт, вице-президент FNS

В ходе своей презентации П.Ньюман представил вниманию участников семинара наиболее интересные проекты FNS в различных регионах, рассказав об особенностях реализации решений в Государственном Банке Индии (более 100 млн. счетов и 13 тыс. отделений), Bank Negara Indonesia (более 8 млн. счетов и более 1 тыс. отделений), ведущем банке Словении Nova Lublijanska Banka, обслуживающем 6 банков страны, и ряде других. Докладчик кратко остановился на основных преимуществах решения BANCS, в числе которых были отмечены интеграция всех компонентов системы в режиме реального времени, гибкость в настройке бизнес-функций и параметров, а также масштабируемость решения, подтвержденные в процессе многолетней эксплуатации системы крупнейшими банками мира.

Выступление П.Ньюмана продолжил его коллега Ричард Стюарт (Richard Stuart), вице-президент FNS, отвечающий за развитие розничной функциональности системы BANCS, который приехал в Киев из Сиднея специально для участия в семинаре. Его выступление было акцентировано на возможностях системы BANCS по поддержке операций розничного бизнеса. В ходе презентации Р.Стюарт подробно рассказал о клиентоориентированной архитектуре решения BANCS, центральным компонентом которой является централизованное хранилище информации о клиентах (BANCS Customer Information File), тесно интегрированное с различными функциональными модулями системы, в число которых входят: Депозиты, Кредиты, Казначейство, Документарные операции, Платежи, CRM, Интернет-банкинг и ряд других. Таким образом, решение BANCS позволяет обеспечить обработку транзакций и предоставление отчетов по всем каналам взаимодействия с клиентами в реальном масштабе времени по схеме 24х7. Особое внимание докладчик уделил принципам формирования и обслуживания в системе BANCS розничных банковских продуктов, среди которых сегодня ключевое место занимают кредиты. Решение BANCS позволяет полностью автоматизировать процесс работы со ссудами, от получения заявки до погашения и, таким образом, в кратчайшие сроки обслуживать клиентов в режиме реального времени во всей филиальной сети банка, как в полностью централизованном режиме обработки кредитов, так и на основе децентрализованного процесса кредитования.

В рамках третьей секции семинара, основной тематикой которой стали платежные карты и каналы банковского обслуживания, мероприятие продолжилось докладом Станислава Широчина, консультанта по новым технологиям Visa International CEMEA Ukraine, посвященным деятельности международной платежной системы на Украине и ее инновационным технологиям и продуктам, продвигаемым на рынке страны. Как отметил С.Широчин, количество карт Visa на Украине растет устойчивыми темпами, достигнув к настоящему моменту показателя 8,4 млн. (только за I квартал 2005г. рост составил 11%). Что касается столь актуального аспекта, как процесс EMV-миграции, то здесь Украина также добилась заметных результатов: 5 украинских банков сертифицированы на эмиссию и POS-терминальный эквайринг карт VSDC, 10 банков находятся в процессе сертификации. Совокупный объем эмиссии украинскими банками EMV-карт платежной системы уже превысил 200 тыс., при этом ожидается, что к концу 2005г. этот показатель достигнет 1 млн.

Освещая деятельность Visa International в области продвижения новых технологий, докладчик рассказал о перспективах объединенного стандарта чиповых карт CCD/CPA, использовании GPRS-терминалов, а также о пилотном проекте платежной системы в области мобильной коммерции, одним из участников которого выступает компания БПЦ. В заключение своего выступления С.Широчин отметил, что для реализации новых технологий Visa, многие из которых становятся сегодня обязательными, банку необходима современная процессинговая система, соответствующая стандартам международных платежных систем.

Тему банковских информационных технологий продолжили ведущие менеджеры представительства компании Oracle в Украине иМолдове – Тамара Коринковская и Александр Сипаков. В своем выступлении они рассказали о том, как базовые технологии и решения Oracle могут эффективно решать задачи современного банка, выступая надежной основой для реализации различных бизнес-приложений.

Продолжая анализ различных аспектов карточного бизнеса, Василий Волынский, директор по продажам БПЦ, рассмотрел широкий потенциал автоматизированного филиала самообслуживания в качестве инструмента взаимодействия банка и розничного клиента. В своем выступлении он подробно описал основные преимущества филиалов самообслуживания перед другими удаленными каналами доставки банковских услуг, которые заключаются в возможности предоставления большинства финансовых продуктов, доступных в отделении, в любом месте и в любое время по выбору клиента. Ключом доступа к банковским продуктам в режиме самообслуживания выступает платежная карта, которая позволяет клиенту самостоятельно управлять своими счетами и совершать финансовые транзакции.

Отдельное внимание В.Волынский уделил анализу наиболее распространенных банковских услуг, которыми клиент может воспользоваться в режиме самообслуживания. В числе последних были названы перевод средств со счета на счет клиента, оплата счетов и перевод средств в пользу третьих сторон (операторов мобильной связи, коммунальных служб идр.), автоматизированные депозиты (как конвертные, так и с пересчетом купюр, когда зачисление средств происходит в режиме реального времени) и, что крайне востребовано на данном этапе развития рынка розничных финансовых услуг, – управление кредитными счетами: просмотр текущей задолженности по кредиту, частичное или полное погашение кредита и т. д. “Очевидно, что кредитование сейчас является самым перспективным направлением розничного банковского бизнеса, и поэтому обеспечение возможности проведения различных операций по кредитным счетам на устройстве самообслуживания является важным элементом реализации стратегии по развитию розницы”, – отметил докладчик. В заключение В.Волынский детально рассмотрел функциональные возможности решения SmartVista разработки БПЦ в области поддержки филиалов самообслуживания и преимущества интеграции решений SmartVista и BANCS для создания современной многоканальной инфраструктуры розничного обслуживания.

В свою очередь, Ричард Стюарт (FNS) рассказал участникам семинара о том, как в рамках единого интегрированного решения BANCS осуществляется поддержка различных каналов клиентского обслуживания, предназначенных для осуществления разных типов операций. Речь шла преимущественно о модуле для предоставления услуг клиентам через филиалы (BANCS Link) и о системе доступа к банковским сервисам через Интернет – BANCS Connect.

BANCS Link представляет собой специальный модуль, тесно интегрированный с прикладными модулями BANCS и обеспечивающий доступ ко всем функциональным процессам системы для пользователей сети филиалов как в централизованном, так и в децентрализованном режиме. Важной особенностью модуля является широкое использование схем взаимодействия между сотрудниками и схем документооборота.

Решение BANCS Connect обеспечивает сквозную автоматическую обработку операций в реальном масштабе времени, что позволяет предоставлять клиентам банка круглосуточный доступ к практически неограниченному спектру банковских услуг через Интернет. Функциональные возможности модуля включают в себя регулярные платежи, оплату счетов за коммунальные услуги, моделирование погашения кредита, оформление заявок на выдачу ссуды, международные денежные переводы и т.д.

Заключительная часть семинара открылась выступлением Чарли Хэмдена (Charlie Hamden), вице-президента FNS, отвечающего за функциональность корпоративного банка, реализуемую в системе BANCS. В своем выступлении он рассказал о возможностях поддержки в решении BANCS операций с валютой, операций фондового рынка и сделок с ценными бумагами, реализуемых посредством модуля BANCS Treasury. BANCS Treasury позволяет оптимизировать работу банка по продажам финансовых инструментов, обслуживанию корпоративных клиентов и осуществлению в режиме реального времени коммерческих операций по всем своим подразделениям – от дилерской комнаты до сети розничных филиалов. Благодаря тесной интеграции с ядром банковской системы BANCS модуль BANCS Treasury позволяет справиться с проблемами разобщенных банковских приложений и разных групп клиентов в рамках крупного финансового учреждения. Отдельным вопросом, который затронул Ч.Хэмден в своем выступлении, стали механизмы управления рисками в масштабе банка применительно к различным типам операций.


“Сегодняшний семинар – это только начало нашей работы на рынке Украины в рамках направления по продвижению интегрированных решений на базе BANCS. Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество и планируем в дальнейшем предпринимать серьезные усилия для создания эффективных партнерств с банками Украины”


Предвосхищая вопросы аудитории о способах адаптации зарубежной банковской системы к требованиям локального рынка, национального законодательства и индивидуальным потребностям финансового института, Александр Горюнов, руководитель направления банковских систем компании БПЦ, рассказал о широких возможностях локализации и кастомизации решения BANCS. В своей презентации он осветил принципы адаптации системы BANCS к требованиям национальных рынков, выработанные БПЦ совместно с FNS. В частности, докладчик подробно остановился на процедурах ведения учета в BANCS и на путях интеграции системы с главной бухгалтерской книгой, в качестве которой может выступать как решение, поставляемое FNS, так и системы сторонних разработчиков, международных или локальных. Также А. Горюнов рассмотрел различные способы настройки печатных документов, документооборота, а также языков в решении BANCS.

Заключительным выступлением рабочей программы семинара стала презентация П.Ньюмана, в ходе которой вице-президент по развитию бизнеса FNS рассказал о ключевых факторах, позволяющих компании FNS избегать традиционных ошибок в процессе реализации проектов и добиваться максимальной результативности, – профессионализме, опыте и соответствующей мировым стандартам методологии. В своем докладе П.Ньюман отдельно остановился на методологии ведения проектов, принятой в FNS, и подробно описал все этапы работы с заказчиком, начиная с предпроектного обследования и заканчивая сопровождением установленной системы. При этом он подчеркнул, что важная роль в процессе развертывания решения BANCS в финансовых институтах России и СНГ отводится именно компании БПЦ, обладающей многолетним опытом реализации комплексных проектов по построению инфраструктуры розничного бизнеса и способной обеспечить эффективное внедрение и квалифицированную поддержку системы. В заключение П.Ньюман выразил свою уверенность в том, что альянс с БПЦ позволит компании FNS занять устойчивые позиции на новых для нее рынках стран СНГ.

Семинар завершился открытой интерактивной дискуссией, в ходе которой его участники смогли задать докладчикам интересующие их вопросы и получить на них исчерпывающие ответы. Подводя итоги семинара, Анатолий Логинов отметил, что уровень интереса, проявленного участниками мероприятия к технологиям банковского бизнеса, в особенности к решениям для поддержки розничных операций, дает серьезные основания полагать, что в ближайшие годы этот интерес трансформируется в реальные проекты по созданию современной инфраструктуры розничного бизнеса. “Сегодняшний семинар – это только начало нашей работы на рынке Украины в рамках направления по продвижению интегрированных решений на базе BANCS, – отметил генеральный директор БПЦ. – Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество и планируем в дальнейшем предпринимать серьезные усилия для создания эффективных партнерств с банками Украины. Текущая ситуация подсказывает нам, что эта работа принесет свои плоды”.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (105) ’2005 стр. 35

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных