Идеальная карта: step by step
В последнее время уровень информированности потенциальных банковских клиентов о спектре услуг, предлагаемых банками частным лицам, а также их требовательность к удобству и уровню качества предлагаемых сервисов динамично возрастают. Так, представители практически всех клиентских групп уже не просто стремятся получить максимальный пакет банковских услуг, заплатив за обслуживание минимальную сумму, но все чаще отдают предпочтение индивидуально-ориентированным комплексным сервисам, наиболее подходящим для решения повседневных запросов конкретных пользователей. С другой стороны, у большинства клиентов из числа физлиц практически нет времени, а зачастую и желания проводить сравнение условий огромного количества разнообразных предложений, существующих в настоящее время на российском рынке банковской розницы, включая сегмент платежных карт. На этом фоне новая концепция карточных продуктов “Моя идеальная карта”, с которой ИМПЭКСБАНК вышел на рынок в конце апреля 2005г., направлена на удовлетворение запросов не какой-то отдельной целевой клиентской группы, но представителей практически всех слоев населения, от традиционно неравнодушных к карточным продуктам входного уровня студентов до VIP-клиентов, уровень доходов которых позволяет им претендовать как минимум на карты категории Platinum. Об итогах развития карточного бизнеса ИМПЭКСБАНКа, его планах на ближайшее будущее, а также о концепции новой карточной программы корреспонденту журнала “ПЛАС” рассказывает заместитель председателя правления ИМПЭКСБАНКа Павел Иванов.
Прошедший 2004 год стал для карточного бизнеса ИМПЭКСБАНКа одним из наиболее удачных. Так, к настоящему моменту банк эмитировал в совокупности порядка 300 тыс. карт. Из них около 30 тыс. приходится на кредитные карты Visa International и MasterCard International и около 10 тыс. – на смарт-карты платежной системы ACCORD.
По итогам 2004 г., совокупный оборот по картам ИМПЭКСБАНКа в торгово-сервисной сети продемонстрировал 100%-ный рост, что является одним из самых высоких показателей не только на мировом, но и на быстроразвивающемся российском рынке за последние несколько лет. Интересно отметить, что банку удалось достичь таких темпов роста, не производя принципиальных изменений в социальном составе держателей эмитированных им карт.
Филиальная сеть ИМПЭКСБАНКа насчитывает к настоящему времени более 180 точек, порядка 50 из которых расположены в Москве и 27 – в Санкт-Петербурге. При этом наш филиал в Санкт-Петербурге располагает также собственным эмбоссингом.
Говоря о росте объема оборотов по картам в торгово-сервисной сети, хотелось бы отметить следующую тенденцию, свидетельствующую о заметном увеличении активности держателей карт в российских регионах. Так, в течение 2004г. очень высоких показателей в этой области (порядка 50% от оборотов в эквайринговой сети ИМПЭКСБАНКа в московском регионе) продемонстрировали отделения банка, расположенные в Центральном регионе России, в Сибири, Новосибирске и Кемерово. Характерно, что наши клиенты в этих регионах пользуются своими картами для оплаты товаров и услуг чаще, чем московские держатели. Показателен и другой факт – держатели карт ИМПЭКСБАНКа совершают по ним все меньше трансграничных транзакций, в то время как число транзакций в торгово-сервисной сети банка неуклонно возрастает.
На сегодняшний день сеть банковского обслуживания ИМПЭКСБАНКа насчитывает 200 точек выдачи кредитов и включает в себя порядка 1,8 тыс. торгово-сервисных предприятий, прирост которых составляет 15% в год.
Немаловажная роль в общей стратегии развития розничной инфраструктуры отводится банком и банкоматной сети. Общее количество банкоматов в ATM-сети банка в настоящее время составляет около 300 устройств. В течение ближайших двух лет мы планируем довести их число до 750 ATM. Так, недавно банком был подписан крупный контракт с компанией Diebold. Его условия предусматривают поставку 389 банкоматов, часть из которых будет оборудована функцией приема наличных (cash-in).
Банк обладает эффективной службой экономической безопасности, позволяющей предотвращать попытки мошенничества по картам как со стороны держателей, так и со стороны персонала торгово-сервисных точек. Так, недавно наши сотрудники обнаружили и ликвидировали фальшивую торговую точку, созданную специально для проведения мошеннических транзакций.
Являясь принципиальным членом Visa International и MasterCard International и обладая собственным процессинговым центром, в настоящее время ИМПЭКСБАНК выступает спонсором или агентом для 22 российских банков по работе с картами этих международных платежных систем. В числе обслуживаемых банков – “Банк Русский Стандарт”, банки “Абсолют”, “Платина”, “Славинвест”, “Югра” и многие другие. Доходы ИМПЭКСБАНКа от обслуживания операций по картам сторонних банков также продемонстрировали высокие темпы роста в течение прошедшего года.
Наиболее активно развивающимися направлениями деятельности ИМПЭКСБАНКа в настоящее время являются электронная коммерция и Интернетбанкинг. Только за 2004г. обороты банка в рамках реализации данных сервисов выросли примерно в 22 раза. Так, через Интернет банком обслуживается ряд крупных торгово-сервисных предприятий, в числе которых – несколько турецких туристических компаний, кроме того, через ИМПЭКСБАНК проходит порядка 50% всех онлайновых расчетов за растительное масло на рынке России. При этом особо хотелось бы подчеркнуть строгость политики банка в отношении обслуживаемых категорий Интернет-мерчантов, базирующуюся на жестких этических принципах: нами принципиально не обслуживается ни одно on-line-казино, тотализатор или порносайт.
Несмотря на заметные успехи в развитии столь широкого спектра различных бизнес-направлений, в целом среди основных достижений ИМПЭКСБАНКа можно выделить два: высокий уровень инновационности в отношении используемых банковских технологий, а также качество обслуживания банковских клиентов. Не останавливаясь на достигнутых результатах, каждый год мы предпринимаем новые шаги в этом направлении.
Вопросы грамотного позиционирования карточных продуктов среди различных клиентских групп начинают требовать принципиально иных подходов, чем те, которые практиковались ранее
В качестве примера высокой инновационности ИМПЭКСБАНКа в таком глобальном процессе, как EMV-миграция, можно привести тот факт, что летом 2005г. банк заканчивает сертификацию на эмиссию карт стандарта EMV с приложениями VSDC и M/Chip в Visa International и MasterCard International. Кроме того, банк намеревается стать первой на российском рынке кредитно-финансовой организацией, еще до конца текущего года приступившей к эмиссии карт стандарта EMV с поддержкой новых спецификаций CCD (Common Core Definition), принятых EMVCo в сентябре 2004г.
Что касается дальнейшего повышения уровня клиентского обслуживания, то очередным шагом в этом направлении стала разработка принципиально новой концепции карточных продуктов, получившей название “Моя идеальная карта”. Как уже отмечалось, к реализации данной программы ИМПЭКСБАНК приступил 22 апреля нынешнего года.
В ходе разработки концепции новых карточных продуктов “Моя идеальная карта” специалистами банка изначально был проанализирован ряд глобальных тенденций развития мирового карточного бизнеса. Проведенный анализ показал, что в последнее время на большинстве страновых рынков заметно расширился спектр предлагаемых карточных продуктов самых различных категорий. В первую очередь такая тенденция обусловлена стремлением банков-эмитентов укомплектовать свои карточные портфели продуктами, соответствующими запросам каждой конкретной социальной и возрастной группы существующих и потенциальных клиентов, предлагая их под различными запоминающимися названиями, оформляя с использованием самых разных вариантов дизайна и т.д. Так, например, появилось также большое количество неэмбоссированных карт, которые выглядят как эмбоссированные.
В то же время вследствие бурного развития мирового телекоммуникационного рынка, в частности, в Европе и США, мы становимся свидетелями начала постепенного реального перехода к единому платежному пространству со 100%-ной онлайновой авторизацией. В рамках этой тенденции процесс авторизации по карточным продуктам категории Platinum при проведении стандартного платежа фактически ничем не будет отличаться от аналогичного процесса по таким картам входного уровня, как Visa Electron и Maestro, и происходит одинаково успешно. Таким образом, существующая сегодня некоторая технологическая разница между этими категориями карт стирается буквально на глазах. Вопросы грамотного позиционирования тех или иных карточных продуктов среди различных клиентских групп начинают требовать принципиально иных подходов, чем те, которые практиковались ранее.
Все это подсказало специалистам ИМПЭКСБАНКа идею “разделить”, условно говоря, ранее неразрывно связанные между собой тип карточного продукта и конкретные условия обслуживания картсчета, которая и легла в основу проекта “Моя идеальная карта”.
В целом суть нашего нового предложения заключается в том, что банк позволяет клиенту самостоятельно, как из детских кубиков, “сконструировать” собственный карточный банковский продукт, подобрав из предлагаемых вариантов оптимальные для себя условия ведения кредитного и депозитного счетов, привязанных к его карте, выбрать удобный grace period, а также другие необходимые опции.
На практике процесс оформления такого “трансформерного” карточного продукта происходит чрезвычайно просто. Клиенту, желающему стать держателем карты ИМПЭКСБАНКа, банковский менеджер предлагает выбрать платежную систему (MasterCard International или Visa International), валюту карточного счета (рубли, доллары США или евро), а также категорию карточного продукта – Visa Classic или MasterCard Standard либо премиальные карточные продукты категорий Gold или Platinum каждой из платежных систем – в зависимости от своих финансовых возможностей и запросов. При этом клиенту, выбравшему карточный продукт категории Gold, предлагается возможность бесплатно нанести на карту свою фотографию, а также открыть 2 дополнительные карты категории Gold к основному карточному счету. Соответственно, держателям карт категории Platinum предлагается, помимо нанесения фотографии, бесплатное открытие 4 дополнительных карт аналогичной категории, а также подключение SMS-сервиса.
Вторым шагом в создании собственного карточного продукта является выбор клиентом кредитного плана из трех предоставляемых вариантов – “Стандарт”, “Премиум” и “ДеЛюкс”, каждый из которых может быть открыт к любому из карточных продуктов, предлагаемых в рамках программы “Моя идеальная карта”. Главным отличием каждого из этих трех кредитных планов является длительность grace period, составляющая, соответственно, 15, 25 и 50 дней.
Так, например, если держатель получает зарплату строго 2 раза в месяц и в определенные дни, то ему вполне подойдет grace period протяженностью в 15 дней. Если же держатель карты – “свободный художник” и получает доходы раз в квартал, ему будет удобнее воспользоваться периодом бесплатного кредитования длительностью 50 дней.
С момента окончания grace period стоимость использования предоставляемого по карте банковского кредита составляет 22% годовых при открытии рублевого счета или 15% годовых по счетам в долларах или евро.
Немаловажным представляется тот факт, что возможность выбора grace period предоставляется ИМПЭКСБАНКом впервые в истории российского карточного рынка.
Еще одной уникальной особенностью карточных продуктов “Моя идеальная карта” является возможность открытия для каждого держателя карты в дополнение к кредитному и депозитного карточного счета. Клиенту предлагается выбрать депозитный план в зависимости от суммы наличных, которые он намерен разместить на депозитном карточном счете. Например, для открытия плана “Стандарт” клиенту необходимо разместить сумму от 10 тыс. до 30 тыс. рублей или же в случае открытия валютного счета – от 500 долл. или евро до 1 тыс. долл. или евро. Депозитный план “Премиум” предполагает размещение суммы от 30 тыс. до 60 тыс. рублей либо от 1 тыс. долл. (евро) до 2 тыс. долл. (евро). И, наконец, для открытия плана “Де-Люкс” требуется сумма свыше 60 тыс. рублей или 2 тыс. долл. (или евро). Депозитные планы отличаются друг от друга и процентами, начисляемыми на денежные средства клиента: от 6 до 8% в рублях или от 4 до 7% в валюте – в зависимости от суммы и типа валюты. При этом независимо от выбранного плана никаких ограничений для клиентов банка по использованию своих средств, размещенных на депозитном карточном счете, не предусматривается.
После выбора всех перечисленных опций клиенту остается лишь решить, будет ли он наносить фотографию на свою карту, а также пользоваться услугами SMS-оповещения.
Затем потенциальный держатель заполняет заявление на выдачу карты, отметив там все выбранные им опции, и получает карту через день (при срочном изготовлении) или через 4 дня (при стандартном сроке изготовления).
Интересно отметить, что все перечисленные опции новых карточных продуктов ИМПЭКСБАНКа, кроме кредитной (с получением заявки на открытие кредитного плана банк проводит скоринговую оценку, рассмотрение и одобрение заявки и т. д.), держатель может подключать не сразу, но постепенно, по мере необходимости. Кроме того, начиная с лета 2005 г. подключать или отключать данные опции клиенты ИМПЭКСБАНКа смогут дистанционно, воспользовавшись услугами Интернетбанкинга, а с сентября текущего года – и через сеть ATM банка.
“Моя идеальная карта” позиционируется банком как линейка продуктов для требовательных и хорошо информированных клиентов, которые весьма разборчивы в своем выборе современных банковских сервисов и предпочитают индивидуальный подход к предоставлению тех или иных услуг, действительно востребованных ими в силу особенностей своего социального статуса и образа жизни. И сегодня доля таких клиентов на российском рынке постоянно увеличивается. При этом концепция новых карточных продуктов рассчитана на представителей самых различных социальных и возрастных категорий, от студентов до людей с весьма солидным доходом и VIP-клиентов.
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что в рамках данной программы банк не намерен реализовывать традиционные для российского карточного рынка масштабные зарплатные проекты, делая акцент на массовое привлечение розничных клиентов в частном порядке. Несмотря на это, уже к концу года число держателей карт ИМПЭКСБАНКа, по нашим оценкам, увеличится как минимум в несколько раз. Так, с запуском программы “Моя идеальная карта” ожидается широкий приток частных клиентов из других банков, неудовлетворенных имеющимся уровнем банковского обслуживания.
Уже в ближайшем будущем банк намерен реализовать на российском рынке ряд весьма агрессивных маркетинговых инициатив, которые также приведут к значительному увеличению числа клиентов – держателей карт ИМПЭКСБАНКа. Кстати, бесплатный выпуск дополнительных карт премиальных категорий, предлагаемый в рамках программы “Моя идеальная карта”, является одной из них.
Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 4 (104) ’2005 стр. 14