17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 199

BGS и Net 1: новый DUET в индустрии платежных карт

BGS и Net 1: новый DUET в индустрии платежных карт

Всвете происходящих в настоящее время стратегических изменений, которые обусловлены слиянием компаний BGS Smartcard Systems и Net 1 Applied Technologies, я хотел бы прежде всего подтвердить нашим многочисленным клиентам, как существующим, так и потенциальным, что компания BGS будет в полном объеме продолжать поддержку своих систем и решений, а также развивать и укреплять отношения со всеми нашими клиентами и партнерами. Таким образом, с данной точки зрения, слияние BGS и Net 1 не привносит никаких принципиальных изменений в наши существующие отношения и проекты. Более того, если говорить о целях нашего альянса, то основной из них является возможность предоставить своим клиентам новые технологические возможности и инновационные услуги, причем в гораздо большем объеме и ассортименте, чем ранее.

 Однако, прежде чем перейти к тем перспективам, которые открываются перед нами и нашими клиентами после завершения слияния, я хотел бы коснуться наиболее важных моментов истории создания и становления компании BGS Smartcard Systems и развития ее деятельности.

Еще в далеком 1992 г. компания BGS получила от Сбербанка России предложение по созданию универсальной платежной системы на базе карточных технологий. При этом требования банка предусматривали стандартное в то время централизованное решение, включающее в себя масштабную распределенную банкоматную и POS-терминальную инфраструктуру, подключенную в режиме online к локальному свичинговому центру, расположенному в Москве. Именно поэтому изначально данный проект наша компания предложила реализовать на базе имеющегося у нас стандартного решения, основанного на инновационных для того времени технологиях магнитной полосы. Однако в силу ряда объективных причин это решение так и не было реализовано.

Во-первых, для реализации проекта на базе технологии магнитной полосы была необходима хорошо развитая IT- и телекоммуникационная инфраструктура, которой в России в то время просто не существовало. Во-вторых, к началу 1990-х годов на российском рынке еще не была сформирована сколько-нибудь значительная по своей численности кредитоспособная клиентская база, фактически полностью отсутствовали кредитные истории населения, а доля банковских клиентов, пользующихся высоким уровнем доверия со стороны кредитных организаций, была крайне незначительна. И, наконец, технология магнитной полосы в России не могла обеспечить достаточного для проведения транзакций уровня безопасности. В этих условиях стандартные карточные технологии не могли рассчитывать на успех.

На этом фоне BGS приняла предложение Сбербанка найти какое-либо альтернативное решение, которое отвечало бы требованиям растущего карточного рынка России и полностью соответствовало бы его специфике и реалиям. На тот момент смарт-карточные технологии еще только осуществляли переход от фазы изобретения к фазе практического внедрения. К сожалению, многие из разрабатываемых тогда решений фактически копировали функциональность решений, использовавшихся в традиционных карточных системах на базе технологии магнитной полосы, и не использовали в полной мере реальные преимущества и потенциал технологий смарт-карт.

После того как специалисты BGS провели определенный анализ рынка карточных решений, наш выбор остановился на технологии UEPS (Universal Electronic Payment System) от компании Net 1. Посетив штаб-квартиру компании, расположенную в Йоханнесбурге (Южная Африка), и достигнув соответствующей предварительной договоренности, я привез в Сбербанк России слайд – описание их FTS концепции. Это было очень простое, но при этом гениальное решение.

Преимущества этой концепции в полной мере оценило и руководство Сбербанка, которое приняло решение о внедрении технологии UEPS и заключило с BGS договор на разработку пилотной версии проекта карточной системы, базирующейся на данной технологии. Этот момент в истории нашей деятельности можно рассматривать как подлинное рождение компании BGS Smartcard Systems. После завершения пилотной стадии проекта мы поняли, что наше решение нуждается в дополнительной доработке, которая позволит оптимально адаптировать систему под требования Сберегательного банка и других российских клиентов. С этой целью специалистами BGS была предложена децентрализованная карточная система, основанная на распределенных PCсерверах, включающая в себя широкую банковскую функциональность. Ядро решения по-прежнему базировалось на технологии, разработанной компанией Net 1 Applied Technologies, – транзакции между двумя картами (клиента и мерчанта) осуществлялись в режиме offline. Несколько позже именно эта технология, отражающая специфику Сберегательного банка России, получила название «СБЕРКАРТ».

В последующие годы компания BGS внедрила целый ряд проектов на базе смарт-карточной технологии с коммерческими банками в России и других странах мира. Базируясь на своем знании этих локальных рынков, мы разработали новую продуктовую платформу с использованием ядра UEPS, получившую у нас название DUET. Эта технология зарекомендовала себя в качестве эффективного универсального и гибкого решения для использования в самых различных рыночных условиях, в разных странах и регионах. В то время сама компания BGS окончательно перешла в статус провайдера решений, основанных на инновационных платежных технологиях, сделав стратегический акцент на расширение своего присутствия на развивающихся рынках.

Как известно, создание и развитие любого нового бизнеса на основе инновационных технологий является достаточно непростым делом. В нашем случае BGS с самого начала пришлось участвовать в острой конкурентной борьбе с традиционными карточными системами на базе технологии магнитной полосы, которые к тому времени занимали значительную долю рынка. Многие программные и аппаратные решения, как и внутрибанковские процессы, были уже хорошо адаптированы к работе с международными платежными системами, имелись хорошо обученные и опытные специалисты-пользователи. Чем же руководствовалась компания BGS, принимая стратегическое решение предложить альтернативную технологию, тем самым бросив рынку достаточно смелый вызов?

Дело в том, что уже тогда мы были убеждены: наши инновационные продукты являются тем решением, которое позволяет устранить недостатки доминирующих на тот момент традиционных «магнитных» карточных технологий. Данные инновации на локальных рынках были способны обеспечить реальный рост карточного бизнеса путем повышения качества, эффективности, функциональности и конкурентоспособности продуктового портфеля банка.

Использование смарт-карточной технологии DUET обеспечивало безопасный обмен данными в режиме off-line. При очень низкой стоимости транзакции можно было охватить карточными услугами практически любые сферы рынка, включая даже микроплатежи, предлагая такие услуги для всех категорий клиентов и в любом месте, даже в отсутствие линий связи.

Однако, как известно, внедрение любых инновационных решений связано и с определенной долей коммерческого риска. Поэтому ключевым условием для внедрения любых бизнес-инноваций является способность сохранить баланс между разработкой инновационного продукта и развитием сервиса, основанного на его использовании.

Разработка продукта является деятельностью, направленной на идеальное удовлетворение новых коммерческих и функциональных требований потребителей. В свою очередь, создание новых сервисов базируется на комбинации возможностей продукта и результатов исследований потребностей рынка, что обеспечивает успех нового продукта в течение всего его жизненного цикла.

Именно поэтому «идеальным пользователем» нового продукта мог бы быть сам его разработчик, поскольку он досконально знает свой продукт и убежден в его рыночных преимуществах.

Традиционно, по окончании процесса разработки продукта, начитается процесс его продвижения на рынок, включая маркетинг и продажу данного продукта пользователю. И здесь необходимо учитывать рыночные возможности поставщика технологии. Так, последний должен предложить не только сам продукт, но и самые разные механизмы его внедрения, разработав планы по экономическому обоснованию и прибыльности его использования. После чего клиент исключительно самостоятельно будет принимать решение о том, как на основе этого продукта надо создавать и продавать свои услуги, обеспечивая, таким образом, прибыльность своего бизнеса. Поэтому внедрение инновационного продукта – это периодически изменяемая динамическая бизнес-модель, которая дает возможность создавать постоянный и значительный источник доходов.

На сегодняшний день компания BGS Smartcard Systems является типичным провайдером технологий, получающим прибыль от разработки и внедрения своих продуктов. Мы разрабатываем новые продукты, адаптируем их под требования клиентов, а также оказываем им поддержку в течение всего жизненного цикла наших решений.

В ходе этапа внедрения продукта мы обеспечиваем подготовку и обучение клиентского персонала, предоставляя ему соответствующие знания, в том числе и в области системной интеграции. Но, как правило, в качестве технологического провайдера мы не занимаемся разработкой и внедрением услуг: фактически наша задача на этом этапе завершается после того, как акт о сдаче системы в эксплуатацию подписан сторонами.

Созданная в рамках BGS группа по развитию бизнеса обладает обширными компетенциями по внедрению продуктов и прекрасным знанием рынка, полученными при реализации наших предыдущих проектов. В ходе продвижения наших продуктов группа по развитию бизнеса проводит исследования рынка, SWOP-анализ, расчет экономической целесообразности и составление бизнесплана, что помогает найти наиболее эффективный путь внедрения того или иного продукта технологии DUET для каждого конкретного клиента.

Еще одним решающим фактором эффективности продаж технологии DUET является то обстоятельство, что мы предлагаем ключевое решение, оказывающее сильное влияние на многие внутрибанковские процессы. Во внедрение и управление системой DUET вовлечено множество пользователей: технологи, юристы, банковские специалисты розничного бизнеса, операционисты и многие другие. Поэтому созданная нами группа специалистов по поддержке бизнеса работает в тесной связи с техническими департаментами и бизнес-подразделениями наших компаний-клиентов. Специалисты группы могут рассказать все о продукте и о процессе его внедрения, а также предложить нашим клиентам эффективную комплексную поддержку после его внедрения.

Создание группы по поддержке бизнеса позволило компании BGS получить бесценные знания по адаптации своего продукта и его развитию в течение всего жизненного цикла. Для нашей компании процесс внедрения продукта заканчивается после того, как клиент подписывает акт приемки-сдачи работ. Фактически это является подтверждением соответствия продукта как требованиям клиента, так и нашим собственным требованиям на момент внедрения. После этого мы получаем платеж, и договор на этом, с юридической точки зрения, завершен. Довольны ли мы этим? На данной стадии, несомненно. Однако удовлетворены ли мы результатами системы внедрения? В этот момент – еще нет. Как правило, пользователи намерены начать внедрение технологии DUET с реализации небольшого пилотного проекта, с тем чтобы «попробовать воду»: действительно ли это решение будет отвечать требованиям рынка, и действительно ли этот продукт будет востребован клиентами. Поэтому реализация пилотного проекта – очень важный шаг для обеих сторон. Мы должны обеспечить работоспособность продукта, а пользователь – эффективность его коммерческого успеха.

Однако после передачи системы пользователю мы, по большей части, можем действовать только в качестве наблюдателей. Пользователь сам, основываясь на результатах своих маркетинговых исследований, должен создать с помощью нашей технологии такой продукт, который был бы востребован его клиентами. Таким образом, успех или неудача действующей системы находятся вне нашего контроля. Так, например, мы не можем контролировать выбор нашим клиентом правильной бизнес-модели, которая могла бы раскрыть все преимущества технологии DUET. Если клиент предлагает инновационные услуги, для того чтобы занять или укрепить лидирующее положение на рынке, или пытается адаптировать свою существующую бизнесмодель с помощью новаторских услуг – это его личный выбор, сделанный независимо от компании BGS.

Процесс интеграции нового продукта в существующий бизнес заказчика очень важен, но зачастую он противоречит основной деятельности банка. Ведь банк, как известно, существует для того, чтобы предоставлять банковские услуги. Если же банк покупает новую технологию, первое, что он должен сделать, это интегрировать ее в свою бизнес-среду и создать новые услуги, которые обеспечат ее востребованность среди существующих клиентов банка и привлекут новых. Кроме того, банку необходимо осуществлять инвестиции в систему процессинга, в новую инфраструктуру, а также привлечь значительные человеческие ресурсы. Собственно говоря, банку приходится расходовать свои деньги на непрофильную для него деятельность, для того чтобы в конечном счете быть способным предложить банковские услуги.

BGS, несомненно, обладает глубокими знаниями о возможностях своего продукта. Это наряду с пониманием требований рынка дает нам возможность наиболее эффективно управлять развитием нашей технологии. В результате нашей многолетней деятельности мы накопили уникальные знания и ноу-хау. Поэтому, предоставляя пользователю свои технологические решения для создания или развития его карточного бизнеса, мы передаем ему не только информацию о нашем продукте, но также наш опыт эксплуатации и маркетинга этого продукта.

По сути, BGS обладает уникальными знаниями, достаточными для того, чтобы самому быть оператором своих продуктов. Поэтому уже в течение длительного времени в ряде проектов мы продумывали схему развития сервисной составляющей нашего бизнеса, однако до недавнего времени этот вопрос оставался открытым. Несколько лет спустя после реализации проекта Сбербанка России, в конце 1998 года, я снова посетил Йоханнесбург и встретился с Сержем Белламантом. Он рассказал мне о новой стратегии, которая в те времена находилась еще в стадии рассмотрения. В частности, в планы Сержа Белламанта входило преобразование Net 1 из компании, предоставляющей исключительно технологии, в компанию Applied Technologies, которая сама покупает технологию и предоставляет пользователям свои прикладные услуги. Эти планы меня восхитили, но тогда у меня не возникло уверенности, что нам будет легко воплотить их в жизнь. Однако, как показало время, рассматриваемая стратегия была абсолютно выигрышной.

Я очень рад открыть нашу ежегодную конференцию сообщением о слиянии компаний BGS Smartcard Systems и Net 1 Applied Technologies в единую бизнесструктуру.

Хочу отметить, что хотя не во всех случаях технологии наших компаний (DUET и UEPS) полностью совместимы, но, тем не менее, они концептуально полностью совпадают, а функционально способны дополнить друг друга. Я уверен, что данный шаг обеспечит эффективность дальнейшего развития нашего общего стратегического бизнес-направления: предоставлять услуги в области карточного бизнеса. Мы сможем действовать на рынке с еще большей эффективностью и предлагать нашим клиентам более широкую функциональность, чем это способны делать какие-либо другие существующие сегодня в мире карточные системы. Совместно с Net 1, используя синергетический эффект от слияния наших компетенций, интеллектуальных и производственных потенциалов и, конечно же, наших технологий, мы сможем еще быстрее двигаться вперед, выполняя нашу миссию обеспечения карточных платежей везде и всегда.

Читайте также:

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 9 (139) ’2008 сс. 62-65

 

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube