Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №9 » 1202 просмотра

«Тяжелые» деньги: почему монеты много, но ее не хватает?

В сфере организации наличного денежного обращения в России остается актуальной проблема повышения эффективности работы с разменной монетой. Учитывая огромные объемы ее чеканки и выпуска в обращение, а также довольно высокую стоимость изготовления и обработки монеты, сегодня и банковский сектор, и ритейл заинтересованы в пересмотре устоявшихся подходов к организации оборота монеты.

Статистика Банка России свидетельствует о том, что сейчас сохраняется устойчивая тенденция роста наличных денег. По данным ЦБ, на 1 января 2018 года в России в наличном обращении находилось 9 трлн 547,6 млрд рублей, что на 8,5% больше, чем годом ранее. Что касается объемов монеты в обращении, то по состоянию на 1 июля 2018 года этот показатель оценивался в 98,4 млрд рублей. Для сравнения — в 2016 и 2015 гг. он составлял 84,7 млрд и 79,2 млрд рублей соответственно.

Таким образом, Россия остается мировым лидером по количеству монет, находящихся в обращении. При этом монета наравне с банкнотами остается одним из наиболее востребованных платежных средств.

Как известно, ритейлеры обязаны выдавать кассирам размен, с этой целью они постоянно заказывают монеты у банка.  Данный процесс с течением времени дорожает, так как выпускать монеты низких номиналов экономически нецелесообразно: во-первых, затраты на чеканку такой монеты существенно превышают ее номинальную стоимость, во-вторых, монета по разным причинам практически не возвращается в кассы кредитных учреждений из наличного денежного оборота.

В свою очередь, политика Банка России направлена на сокращение объемов выпуска монеты (в особенности это касается низкого номинала): ритейлеров призывают самостоятельно собирать монету с рынка. Несколько лет назад Гознак снизил затраты на чеканку монеты за счет применения технологии, позволяющей обходиться без использования цветного металла. Однако полностью отказаться от выпуска монеты в обозримом будущем не получится. В среднем срок службы одной монеты составляет 10–15 лет, тогда как банкнота низкого номинала «живет» всего 5–6 месяцев. Поэтому переход на выпуск банкнот малого номинала для замены монеты невыгоден с экономической точки зрения, так как придется затрачивать существенные средства для замены ветхих купюр. Альтернативный вариант — банкноты на пластиковом субстрате — достаточно дорогой.

На данный момент мелкие монеты оседают на руках у граждан. По статистике, только две из десяти десятирублевых монеты возвращаются в оборот. Это невыгодно и магазинам, которые вынуждены затрачивать дополнительные средства для заказа разменного фонда, и экономике в целом. Чтобы вернуть монету в обращение, нужно, чтобы банки ставили в торговых точках устройства по приему мелких денег. Но так как аппараты для автоматизированного приема монеты довольно дорогие, у обслуживающего магазин банка должна быть заинтересованность в возвращении монеты в оборот. Проблема заключается в том, что покупательная способность монеты низкая, и отношение к ней соответствующее. К тому же инкассация монеты представляет собой сложный и дорогой процесс вследствие ее большого веса по сравнению с банкнотами, а также необходимости тщательного пересчета и сортировки.

Зачастую ритейлеры недостаточно информированы о передовых технологических решениях, представленных на рынке, и не могут самостоятельно решить вопрос с дефицитом монеты.

Для того чтобы объективно оценить ситуацию с оборотом монеты, выявить те проблемы, которые испытывают различные участники рынка, и обсудить возможные пути их решения, мы обратились к экспертам — представителям банковского сектора, торговых сетей и инкассаторских компаний. 

Нужны российские решения для автоматизации работы с монетой

Сергей Барсуков,
президент компании Profindustry

«Давайте рассмотрим основные проблемы, которые сложились на рынке с монетой.

Наблюдается парадоксальная ситуация: с одной стороны, огромное количество монеты находится в обращении, о чем говорит статистика ЦБ РФ, с другой стороны, наблюдается ее дефицит у ритейлеров. С каждым годом ситуация не улучшается, поэтому можно задаться вопросом — стоит ли решать эту проблему или нет?

На мой взгляд, самый простой выход — отказаться от монеты и полностью перейти на банкноты, так как обрабатывать монету значительно дороже: нужно учитывать стоимость машин, транспортировку, пересчет и сортировку. Это сложный и затратный процесс, поэтому банки не стремятся развивать услуги по обработке монеты.

К тому же номинальная стоимость монеты очень низкая, и, соответственно, те проценты или те затраты, которые влечет ее обработка, настолько высоки, что ритейлеры не готовы ее собирать и дополнительно платить деньги банкам за обработку и доставку.

Если мы отменим монету, придется выпускать большое количество бумажных денег разных номиналов — нагрузка на пересчет увеличится в разы. Низкий номинал быстрее стирается и изнашивается: срок жизни такой банкноты короткий. А выпускать в обращение низкие номиналы необходимо в любом случае — для формирования разменного фонда.

На данный момент ритейлеры, чтобы компенсировать нехватку монеты, отказались от низких номиналов в учете — 1, 5, 10, 50 копеек. Наблюдается тенденция округления до рубля в пользу клиента, однако она убыточна. Из статистики одного нашего клиента-ритейлера за 2017 год: на округлении он потерял 74 миллиона рублей за год. Чтобы избежать прямых убытков, нужно повышать цены — а это плохо скажется на потоке клиентов.

Из-за такой неоднозначной ситуации возникает вопрос: что делать?

На мой взгляд, нужно сделать несколько вещей. Во-первых, официально вывести из оборота все копейки. Во-вторых, ввести новый номинал 50 рублей монетой при сохранении банкноты. Ритейлерам, банкам и производителям станет выгоднее использовать монету, так как увеличится ее ценность. Получится запустить рециркуляцию монеты в общем обороте наличных расчетов — она перестанет скапливаться у населения.

В-третьих, можно обратиться к европейскому опыту. В Европе монеты более подготовлены для машинной обработки — почему это важно?

Если монета подготовлена для машинной обработки, оборудование для пересчета, депонирования и фасовки становится дешевле и доступнее. В России мы вынуждены адаптировать и настраивать оборудование под конкретные условия. Подробнее я планирую вернуться к этому вопросу в ходе конференции юбилейного 10-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО», который пройдет в московском КВЦ «Сокольники» 14–15 ноября 2018 года. А сейчас лишь отмечу, что мы нуждаемся в разработке собственных решений, которые позволят нам сделать комфортным процесс работы с монетой.

Компания Profindustry разрабатывает специальные решения, которые помогают собирать монету с рынка и обеспечивать ею ритейлеров. На данный момент таких решений несколько — мы стараемся учесть индивидуальные потребности каждого ритейлера. Я надеюсь, что в скором времени смогу поделиться с вами результатами и успехами, которых мы добились».

Дефицит монеты усиливает нагрузку на ритейлера

Елена Тишакова,
независимый эксперт в сфере казначейства и финансового управления

ПЛАС: Какие проблемы испытывают ритейлеры с оборотом монеты?

Е. Тишакова: Во-первых, крупные ритейлеры (с кросс-форматной моделью, включающей в себя гипермаркеты) не до конца адаптировались к новым реалиям. Аутсорсинг формирования разменных фондов (когда банки оказывают данную услугу ритейлеру) стал дорогим. Услуга по формированию фондов уже не будет такой дешевой, как была изначально, когда банки предлагали ее как дополнительный сервис ко всему комплексу услуг и не считали отдельно прибыльность данного сервиса. Банки считают рентабельность инкассации как отдельного продукта и выводят его из зоны убытков. Это тенденция последних двух лет. Трудозатраты на прием и выдачу монеты для банков очень высоки.

Во-вторых, ритейлеры испытывают дефицит монеты — только 30–40% монет находятся в активном обращении. Это усиливает нагрузку на ритейлера, так как ему необходимо заказывать больше разменных фондов, проводить округление чека в сторону уменьшения, что выливается в потери для бизнеса — недополученную прибыль. Часто крупные ритейлеры сталкиваются с невыполнением заявок по монете со стороны подрядчиков.

ПЛАС: Какие, на ваш взгляд, существуют перспективные решения по обработке монеты?

Е. Тишакова: Для крупных гипермаркетов это замыкание обращения монеты между поставщиком и потребителем.  Еще одно перспективное направление — это автоматизация цикла обращения монеты на стороне магазина с обязательным применением соответствующего оборудования: ресайклеры монеты с функцией формирования разменных фондов.

ПЛАС: С какими вариантами оптимизации вам приходилось сталкиваться по опыту работы в АШАНе?

Е. Тишакова: Мы провели пилотный проект с установкой ресайклера, который позволил оптимизировать процесс работы с монетой. Нам удалось полностью отказаться от заказа мелочи, уменьшить трудозатраты сотрудников кассы на обработку монеты, и сократить издержки, связанные с заказом разменного фонда.

Работу с монетой необходимо выделять в отдельное направление

Надежда Прошина, заместитель начальника Департамента стандартных расчетных продуктов, Газпромбанк

ПЛАС: Какие моменты, на ваш взгляд, препятствуют сегодня эффективному обороту монеты в России?

Н. Прошина: Важно отметить, что основными потребителями монеты на рынке являются ритейлеры и предприятия ЖКХ, использующие монету для расчетов с населением. При этом потребность в монете определяется размером магазина (гипермаркет, мини-маркет и т. п.).

Нехватка монеты для размена и сложность ее получения отмечаются во всех регионах.

Ритейлеры испытывают дефицит монеты — только 30–40% монет находятся в активном обращении

Банк России не обеспечивает потребность банков монетой в необходимом объеме, ссылаясь на то, что монеты в обороте достаточно для осуществления наличных расходов хозяйствующих субъектов. Тенденция сокращения издержек и закрытия РКЦ вынуждает коммерческие банки принимать на себя полную ответственность по поиску и обеспечению монетой своих клиентов.

Тем не менее плохая рециркуляция монеты в основном связана со следующими моментами:

  1. Существенный объем монеты находится на руках у населения и не возвращается в кассы кредитных организаций/магазинов, что, скорее всего, связано с низким номиналом монет, значительным весом, неудобством использования в расчетах и отсутствием комфортных способов сдачи монеты в банк.
  2. Коммерческие организации и предприятия розничной торговли предпочитают аккумулировать определенный объем монеты у себя, чтобы избежать затруднений при обслуживании покупателей, и не спешат сдавать монету в инкассацию. Если ранее обеспечение своих подразделений монетой крупные торговые сети передавали банкам на полный аутсорсинг, то сейчас, столкнувшись со сложностями в получении разменной монеты, компании пересматривают свое отношение к обработке наличных денег.

Накопление монеты вне кредитных организаций привело к существенному дефициту ее в обращении. Для выполнения своих договорных обязательств банки вынуждены прибегать к различным методам решения данной проблемы: подкрепляться монетой друг у друга, доставлять монету из близлежащих регионов или из Москвы.

Газпромбанк: «Накопление монеты вне кредитных организаций привело к существенному дефициту
ее в обращении»

Кроме этого, сам процесс инкассации монеты связан с высокими издержками по ее пересчету, упаковке (как правило, монета в инкассацию сдается отдельным СП), транспортировке и сдаче в банк. Многие банки не имеют необходимых мощностей для ее обработки и вынуждены обращаться в специализированные компании.

Все вышеуказанное приводит к существенному удорожанию монеты.

ПЛАС: Насколько остро стоит проблема обработки монеты и необходимости ее автоматизации?

Н. Прошина: В целом обработка монеты весьма трудоемкая операция. Очень часто монета поступает в кассы банков загрязненная, с ржавчиной и т. п., и при попадании в монетоприемник может привести к поломке оборудования — затраты на ремонт оборудования велики.

Техника для сортировки, пересчета монеты, определения ее подлинности выпускается многими производителями. Компании-производители на регулярной основе проводят мониторинг потребностей рынка, на основании чего осуществляют модернизацию техники. Как правило, у крупных кассовых центров банков имеется в наличии несколько сортировщиков монеты. Однако, чтобы эффективно справляться с обработкой больших объемов монеты, нужны сложные интегрированные системы, связывающие весь цикл.

ПЛАС: Рассматривает ли банк реализацию устройств монетоприемников для населения?

Н. Прошина: При установке монетоприемников важно понимать существующие сложности, начиная от затрат на приобретение устройств до их инкассации и технического обслуживания. Учитывая доступность монетоприемников, население будет преимущественно сдавать монету низкого качества и малых номиналов. В любом случае для банка установка монетоприемников может быть одним из способов получения монеты, который поможет закрыть потребность в монете. Однако цена получения этой монеты будет также высокая.

ПЛАС: Какие, на ваш взгляд, существуют перспективные направления по оптимизации монетного НДО, на что производителям оборудования, разработчикам стоит обратить
внимание в первую очередь?

Н. Прошина: Сейчас рынок пришел к пониманию, что необходимо выделить функцию по обеспечению монетой в отдельное направление. Если мелкими банкнотами банки могут обеспечить себя и своих клиентов, то вопрос с монетой достаточно специфичен. На наш взгляд, функции по работе с монетой необходимо нормативно либерализировать и возложить на специализированную компанию, которая возьмет на себя организацию не только процесса по сбору монеты, но и по ее обработке и выдаче/продаже ритейлерам, кредитным организациям и т. д. Такое перераспределение функциональной нагрузки позволит внести ясность, где найти монету в необходимом объеме и на каких условиях ее можно приобрести.

Нужны монетные биржи!

Михаил Белоусов,
генеральный директор компании «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС»

ПЛАС: Какие трудности, связанные с инкассацией монеты, представляются наиболее критичными?

М. Белоусов: Я выделил бы следующие трудности работы с монетой. Во-первых, ее неудобно транспортировать и хранить, так как она требует специальных устройств и значительных площадей с крепкими полами в силу своего большого объема и веса.

Для эффективной инкассации монеты компания должна быть оснащена целым рядом специальных устройств для работы с тяжелыми грузами: такелажные тележки, гидроборта на машины и гидролифты в хранилище или кассовом узле. В свою очередь, сами сотрудники службы инкассации должны быть хорошо физически развиты.

«ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС»: Участники рынка могли бы осуществлять реализацию монеты через площадку монетной биржи

Для фасовки монеты требуется дорогостоящее оборудование, соответственно, появляются дополнительные издержки на обслуживание и закупку оборудования. В случае использования автоматических устройств для массового приема монеты в них попадают лишние предметы: монеты других стран, скрепки, жетоны, булавки и т. д., что зачастую приводит к поломке машины.

В российских регионах наблюдается дефицит монеты, особенно это чувствует крупный фуд-ритейл, поэтому необходимо решать проблемы с доставкой монеты в отдаленные регионы страны. Компания «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС» оказывает услуги по транспортировке монеты в регионы России для ритейла – однако необходимо оптимизировать этот процесс, чтобы обеспечить монетой и разменным фондом ритейлеров на всей территории РФ.

ПЛАС: Как вы оцениваете депозиторы для приема монеты у населения, которые устанавливаются сейчас во многих магазинах у входа в торговый зал?

М. Белоусов: На мой взгляд, это отличное решение, но нужно учесть, что монеты, принятые автоматическим устройством, должны поступить обязательно в банк на счет платежного агента (ПА, БПА). В кассе банка необходимо сортировать и фасовать монету. Весь ряд операций – логистика, обработка, фасовка, хранение, проведение внутренних учетных операций (администрирование) – дорогостоящий и трудоемкий процесс, который нужно сделать более доступным.

На данный момент ритейлеры заинтересованы процессом сбора монет населения, в частности, с использованием автоматических устройств приема монеты, устанавливаемых у входа в торговый зал. В этом направлении стоит идти и банкам, размещая данные устройства и оптимизируя обслуживание, пересчет и фасовку монеты. Решение актуальное, однако существуют аспекты, требующие доработки, в том числе в части нормативной базы НДО.

Хотелось бы также, чтобы присутствовала рециркуляция монеты на рынке: его участники получали бы, обрабатывали и через открытую площадку монетной биржи производили бы реализацию этой монеты с учетом доставки в регионы РФ.

Нужно привлекать население к сдаче мелочи

Елена Степанова, руководитель отдела казначейских операций, Департамент финансов ГК «Дикси»

ПЛАС: Как вы оцениваете ситуацию с оборотом монеты в целом?

Е. Степанова: Мы, как и любой продуктовый ритейлер, сталкиваемся с проблемами по формированию разменного фонда. Большое число покупателей  продолжает расплачиваться наличными, особенно, при покупке от 100 до 1000 руб. Наиболее востребованные и в то же время дефицитные монеты – монеты номиналом  1 и 5 рублей. Несмотря на то, что мы являемся крупным клиентом для банков, у них возникают сложности по исполнению нашего запроса по формированию размена в полном объеме, особенно перед длительными выходными. К тому же постоянно растет стоимость банковских услуг, а для того, чтобы заниматься самообеспечением разменной монеты, нет ни возможности, ни времени, ни законодательной базы.

ПЛАС: Каким образом, на ваш взгляд, можно оптимизировать обработку монеты? Какие технологии применяются в «Дикси»?

Е. Степанова: В настоящий момент мы ведем работу в рамках пилотного проекта, задача которого – заинтересовать население достать мелочь из карманов, ящичков, копилок, мешочков и т. п. и принести ее в магазин; получив на кассе сдачу мелочью, не нести ее домой, а оставить у нас. Мы заинтересованы в развитии и интеграции проекта, так как он может позволить несколько сократить наши расходы на формирование разменного фонда.

Автоматизация выдачи и приема наличных существенно облегчает жизнь кассирам

Денис Коровин, руководитель отдела информационных технологий компании Selgros Cash & Carry

ПЛАС: Что изменилось за последние годы в отношении оборота монеты?

Д. Коровин: Покупатели расплачиваются монетой реже, чем получают ее в качестве сдачи. В связи с этим мы заказываем монету у банков-партнеров, которые осуществляют инкассацию. Как правило, банк не может полностью удовлетворить наши потребности в монете и привозит не все номиналы, иногда в недостаточном количестве. Без сомнения, это связано с недостатком монеты у самих банков.

ПЛАС: Насколько остро, на ваш взгляд, стоит проблема обработки монеты и необходимости автоматизации?

Д. Коровин: Пересчет монеты является наиболее трудозатратным по времени процессом. В силу малой номинальной стоимости они составляют незначительную часть выручки. Складывается ситуация, когда много сил и времени персонал тратит на пересчет небольших сумм. Если процесс выдачи разменного фонда еще можно оптимизировать, составив заранее комплекты размена, то процесс сдачи выручки всегда доставляет неудобства.

Для эффективной инкассации монеты компания должна быть оснащена целым рядом специальных устройств
для работы с тяжелыми грузами

Простые, относительно недорогие устройства для пересчета монеты существуют давно. Они позволяют облегчить обработку, но их функционал не очень удобен. Машины могут считать только один номинал за операцию, необходимо вручную выставлять настройки. Фактически они удобны только при пересчете большого количества монет одного номинала. Кассирам же необходимо посчитать меньшее количество, но каждого номинала. Соответственно, для эффективной работы нужны более совершенные и дорогие устройства для пересчета и сортировки.

ПЛАС: Насколько эффективным показывает себя комплекс с рециркуляцией банкнот и монет?

Д. Коровин: Автоматизация процесса выдачи и приема наличных путем внедрения современных систем существенно облегчает жизнь кассирам. Позволяет уделять больше времени обслуживанию клиентов и проводить меньше времени в комнатах пересчета. Благодаря этому смещается фокус внимания именно на обслуживание. В нашем случае мы добились положительного отклика как со стороны кассиров, так и со стороны управляющего персонала.

ПЛАС: Какие, на ваш взгляд, существуют перспективные направления оптимизации оборота монеты?

Д. Коровин: Основным моментом оптимизации я вижу совершенствование защиты устройств. Желательно дать возможность персоналу безопасно оставить систему, не дожидаясь окончания пересчета, в случае работы с большим количеством монет. Также были бы крайне полезны функции инвентаризации.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных