Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №9 » 1125 просмотров

С чем будем зимовать?

Чем запомнится рынку конец осени 2018 года, и с какими трендами нам придется в этот раз зимовать?

Миру — «Мир»?

Начнем с продолжающегося развития национальной системы платежных карт «Мир». Сегодня эксперты обращают внимание на активные процессы кооперации ПС «Мир» с другими платежными системами. В настоящее время НСПК, как известно, реализует кобейджинговые проекты с Maestro, JCB и UnionPay. На очереди — создание единого розничного платежного пространства стран ЕАЭС — проект, который планируется завершить к концу 2019 года. Уже реализовано межсистемное взаимодействие с платежной системой Армении ArCa, ведется работа с БЕЛКАРТ, карты «Мир» принимает часть банкоматной сети Белоруссии. Аналогичные процессы реализуются в Казахстане и Киргизии.

Национальные платежные системы — разные судьбы

Между тем, как следует из отчета RBR, результаты которого мы приводим в настоящем номере журнала, доместические платежные системы национального масштаба сдают свои позиции практически на всех рынках, становясь партнерами международных платежных систем либо просто вытесняясь ими. Впрочем, на таких крупных рынках, как, например, КНР, Индия и Россия, ситуация принципиально иная. Не говоря уже о UnionPay, на долю которой в 2017 году приходилось 44% всех платежных карт в мире, в пример можно привести индийскую RuPay, увеличившую долю своих карт на рынке страны до 49%. Очевидно, что к числу таких успешных национальных систем можно отнести и российскую ПС «Мир».

В то же время, по мнению экспертов, не каждая из них даже со временем сможет рассчитывать на хотя бы отдаленное подобие международного успеха UnionPay. Дело в том, что своему стремительному глобальному продвижению в мире эта система обязана прежде всего высокой мобильности десятков миллионов китайских туристов. На этом фоне можно прогнозировать, что некий, пусть и гораздо меньший потенциал для международного развития есть и у ПС «Мир». А вот системе RuPay в этом отношении повезло гораздо меньше — население Индии исторически гораздо менее склонно к зарубежным поездкам, и глобальное развитие индийская инициатива может получить не ранее чем через 7–10 лет. Кроме того, в основе бизнес-философии развития Китая лежат совсем иные принципы. Значительную, а может, даже и определяющую роль в судьбах ПС UnionPay и  «Мир» сыграли также политические и военно-политические цели и задачи, стоящие перед КНР и Россией. Именно то, что пока еще не стало дополнительным фактором в судьбе RuPay и нынешних перспективах ее амбиций на превращение в международную платежную структуру. Подробнее о перспективах интеграции национальных платежных систем читайте на страницах этого номера в материале «Новая международная платежная система. Обратный отсчет перед запуском?».

Бизнес под дамокловым мечом санкций?

От геополитических инициатив логично перейти к теме санкций. Очевидно, что новый виток развязанной США санкционной войны не за горами, при этом речь идет о задаче со многими неизвестными: какие именно антироссийские шаги будут предприняты, кого конкретно и в какой мере они могут затронуть, пока досконально не известно, однако примерные сроки понятны. В результате рынок пребывает в тревожном ожидании, одновременно стремясь «подстелить соломки» на ближайшее будущее везде, где это только возможно. Между тем, если говорить о банковском секторе, то дамоклов меч попыток Запада использовать против России методы незаконной конкуренции под личиной санкций, по мнению экспертов, продолжает висеть практически надо всеми российскими банками топ-10. При неблагоприятном же развитии ситуации круг «потерпевших» может оказаться намного шире. Не меньше опасений вызывает и возможный симметричный (либо асимметричный) ответ со стороны российского государства, включая изменение в отношении к платежным системам с американскими корнями, SWIFT и т. п.

Чем обернется дисбаланс между эмиссией и эквайрингом?

В то же время, как считает ряд экспертов, на этом в целом не слишком благоприятном внешнеполитическом фоне сегодня не просматривается каких-либо по-настоящему драматических событий, и все участники рынка заняты прежде всего своими повседневными задачами. И если перейти от геополитики к ситуации на конкретных сегментах платежного рынка, например, в карточном бизнесе, то здесь также можно отметить несколько ярко выраженных трендов.

Так, совместное увлечение платежных систем и банков «игрой в кэшбеки» при ограниченных финансовых возможностях последних привело к новому тренду. Речь идет о фактически вынужденном массовом переводе эмитентами своих клиентов на карточные продукты более высоких категорий с целью получать более высокий interchange. Подобное наблюдалось и ранее, однако именно сегодня явление обрело критический масштаб, вызвавший серьезный дисбаланс между эмиссионным и эквайринговым направлениями. В результате эквайреры начали повышать торговую уступку для своих мерчантов на фоне необходимости выплачивать повышенный interchange по премиальным продуктам, доминирующим сегодня даже в заурядных зарплатных кейсах крупных промышленных предприятий. Это, в свою очередь, в очередной раз обострило недовольство торгового ритейла стоимостью эквайрингового обслуживания. Тоже, казалось бы, не слишком новая ситуация — однако, как считают эксперты, в своем нынешнем виде она может привести к самым серьезным последствиям, какие бы иллюзии ни испытывали отдельные банки в отношении якобы безграничных скрытых резервов торговой розницы. Особенно после того, как торговую уступку заметно поднимут все крупнейшие эквайреры, работающие в России — а именно к этому все и идет. Более того, отдельные из них еще несколько лет назад перестали играть в демпинг, тщательно подсчитав прибыль своего эквайрингового бизнеса, и пошли по такому пути, не сулящему ничего хорошего ни для торгово-сервисных предприятий, ни для населения, ни для отечественного рынка безналичных платежей в целом. Ведь очевидно, что возросшая цена транзакции потянет вверх стоимость всех бизнес-процессов.

Система быстрых платежей: рынок ждут большие перемены?

На этом фоне особый интерес вызывает грядущий запуск в России Системы быстрых платежей (СБП) как удобный и прежде всего недорогой способ осуществления безналичных денежных переводов. В следующем году, согласно планам Банка России и НСПК, мы увидим «в бою» первые пилоты, которые могут внести принципиальные коррективы в сегодняшнюю ситуацию на платежном рынке и стратегии его участников. Особенно, если за реализацией схемы C2C в рамках СБП заработает и схема С2B. В этом случае самочувствие традиционных платежных систем на российском рынке может резко ухудшиться на фоне возросшей конкуренции со стороны проекта федерального масштаба, располагающего как неограниченным административным ресурсом, так и поддержкой со стороны всего банковского сектора.  Примером тому может послужить платежный рынок Китая, где UnionPay при всех своих лидирующих позициях на глобальном рынке внутри страны уступила значительную долю платежей Alipay и т. п. — прежде всего, в сегменте СМБ, исторически чувствительном к стоимости приема безналичных платежей на фоне небольшого размера среднего чека. Последнее не мешает ему составлять значительную долю национального ВВП и товарооборота в таких странах, как КНР, — в отличие, кстати, от России, где СМБ всегда был далеко не на первом месте в государственной политике экономического развития. В то же время схемы, изначально ориентированные на СМБ, в нашей стране с успехом используются крупным ритейлом, особенно если они реально помогают «снижать косты» хотя бы на один базисный пункт. Так или иначе, но в 2019 году на фоне запуска СБП нас ждет интересный опыт по активизации взаимодействия платежной индустрии и ритейла.

Напоминаем, что эти и другие, не менее актуальные вопросы будут рассматриваться на 6-м Международном ПЛАС-Форуме «Online & Offline Retail 2019», который пройдет 10–11 апреля 2019 года! Ждем Вас на мероприятии! Кстати, регистрация делегатов ПЛАС-Форума уже открыта — более того, стоит поторопиться, чтобы успеть стать его участниками!

Не забывайте, мы всегда с Вами!

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных