Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №9 » 1577 просмотров

Российский рынок инкассации: как избежать монополизации?

Российский рынок инкассации: как избежать монополизации?

Почему отечественный рынок услуг инкассации продолжает сужаться? Какую роль в противодействии монополизации в данном сегменте могло бы сыграть государство? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с Михаилом Белоусовым, генеральным директором компании «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС».

Михаил Белоусов
Генеральный директор компании «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС». Работает в банковской сфере с 2001 года, при этом общий стаж работы в направлении инкассации составляет более 17 лет. С 2004 года занимает руководящие позиции в КБ «Адмиралтейский». В 2010 году возглавил Департамент инкассации в ПАО «Московский Кредитный Банк». В 2016 году был согласован на должность зам. председателя правления в НКО «ИНКАХРАН». С 2017 года занимает должность генерального директора в компании «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС». Окончил Международный эколого-политологический университет, факультет «Государственное и муниципальное управление».

ПЛАС: Как изменилась за последние годы востребованность инкассаторских услуг со стороны коммерческих организаций, прежде всего ритейлеров из сегмента СМБ? Какие факторы здесь можно назвать ключевыми? Какое отражение это находит в структуре рынка инкассации?

М. Белоусов: Одним из драйверов к изменению ситуации на рынке услуг инкассации стало вступление в силу нового Федерального закона 54-ФЗ. В результате онлайн-фискализации услугами инкассации стало пользоваться гораздо больше представителей среднего и малого бизнеса и ИП, поскольку их выручка полностью стала прозрачной и они заинтересованы сдавать ее именно в банки, размещая на своих расчетных счетах. Доля такого рода потребителей инкассаторских услуг в России составляет сегодня примерно 15–18% рынка.

Что касается средних и мелких банков, а также банков, входящих в первую двадцатку, то в процессе оптимизации затрат они продолжают сокращать собственные инкассаторские службы и пользуются услугами сторонних перевозчиков в рамках аутсорсинга, что в их ситуации гораздо рентабельней.

В целом на сегодняшний день российский рынок инкассации заметно сузился и продолжает сужаться с каждым годом. Прежде всего, на нем остается все меньше игроков, включая компании — перевозчики ценных грузов и независимые инкассаторские службы. Для сравнения — какие-то десять лет назад поставщиков данной услуги было в разы больше. Причины просты — уровень маржинальности данного направления достиг почти критической отметки, а клиентская база значительно сократилась в результате укрупнения банковского рынка, включая отзывы лицензий, слияния и т. п. В результате львиная доля рынка — 87% — сегодня сосредоточена в руках нескольких крупнейших его участников — РОСИНКАСС, службы инкассации Сбербанка, Инкахрана, Спецсвязи и НКО «ФИНЧЕР».

Очевидно, что в таких условиях о здоровой конкуренции не может быть и речи. Отсутствие же последней, как известно, всегда негативно сказывается как на развитии рынка, так и на соотношении цена/качество оказываемых услуг. С учетом нынешнего тренда на полную монополизацию рынка услуг инкассации несколькими игроками данный сервис уже в ближайшее время может оказаться неоправданно дорог для коммерческих структур — и в первую очередь для сегмента СМБ, который, как я уже отмечал, сегодня нуждается в инкассации. При этом у ритейлеров и мелких банков, которые не в состоянии содержать собственные службы инкассации, просто не будет иного выхода — им придется платить столько, сколько с них запросят, или уходить с рынка, но стоит учесть, что классическая инкассация все равно останется в разы дешевле эквайринга.


Компания «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС», с 2013 года специализируется на оказании услуг перевозки ценных грузов: наличные деньги, ювелирные изделия и культурные ценности, а также обслуживание программно-технических средств (ПТС банкоматов, платежных терминалов, почтоматов, постаматов, вендингового оборудования).

ПЛАС: Какие варианты выхода из складывающейся ситуации вы видите? Какую роль в противодействии монополизации рынка инкассации могло бы сыграть государство в лице регулятора?

М. Белоусов: Прежде всего для появления здоровой конкуренции я рассматривал бы возможность упрощения входа на рынок в части лицензирования. Сегодня лицензия на инкассацию охватывает целый комплекс услуг, который включает в себя прием денег, перевозку, пересчет, определение подлинности и зачисление на счет. Очевидно, что такой полноценный сервис попадает под определение банковских операций, регулируется Положением  Банка России № 630-П и требует соответствующей лицензии регулятора, в отличие, например, от простой перевозки ценностей. В результате этот и без того сжимающийся рынок является крайне закрытым, ограничивается банками и НКО, а цена входа на него непосильна для большинства желающих. На этом фоне Банк России мог бы рассмотреть вопрос выдачи неких упрощенных лицензий на усеченный перечень услуг, связанный с инкассацией, пусть и по-прежнему поднадзорных Банку России. Такая лицензия принципиально отличалась бы от банковской и требовала бы от коммерческой структуры, желающей выйти на рынок, в том числе, меньшего уставного капитала, а также упрощенной отчетности, и возможность применения Упрощенной системы налогообложения (УСН). Это особенно комфортно для банков, так как НДС в большинстве банков не идет в зачет. Последнее не менее актуально, поскольку в своем нынешнем виде содержание отчетности внутренних структурных подразделений инкассаторской службы, которое требует ЦБ, съедает значительную долю дохода независимой компании. Думаю, что для небольших независимых инкассаторских структур ЦБ  мог бы разработать упрощенный вариант лицензии, как в случае лицензирования деятельности микрокредитных организаций. Упрощенная форма лицензии могла бы разрешать, например, только перевозку ценных грузов, инкассацию наличных, их пересчет и зачисление. При этом содержание такой структуры, пусть и без права осуществлять банковские операции, уже не было бы запредельно дорого. Такая мера могла бы заметно оживить рынок и наполнить его новыми участниками, особенно — работающими с сегментом СМБ, или отказаться от лицензии, но создать Реестр через аккредитацию Центрального банка.

ПЛАС: Как технологически меняются подходы к инкассированию денежных средств и ценностей?

Российский рынок инкассации на сегодняшний день заметно сузился и продолжает сужаться с каждым годом

М. Белоусов: В последние годы Банк России становится все более открыт к различного рода инновациям, примером чего может служить, в том числе, вышедшее в 2018 году новое Положение № 630-П. Этот обновленный документ в числе прочего предусматривает использование при перевозке наличных денег пассивных средств охраны спецавтомобилей и инкассаторов при работе на маршрутах. Речь идет о специальных устройствах — спецконтейнерах, при попытке несанкционированного вскрытия которых происходит автоматическое окрашивание банкнот специальной несмываемой краской.  Последнее делает нападение на инкассаторов экономически бессмысленным для преступников. Согласно № 630-П, использование таких средств предусматривает возможность полного либо частичного отказа от вооруженной охраны и ухода от бронирования автотранспорта при инкассации, ранее являвшихся необходимыми.

Конечно же, вооруженное сопровождение и бронированный спецтранспорт являются очень важными расходными статьями для любой инкассаторской деятельности, и возможность хотя бы частичного отказа от них на первый взгляд выглядит крайне перспективно. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях.

Начнем с того, что Положение 630-П регулирует деятельность именно НКО и  банков, поэтому получается, что использование тех же спецконтейнеров разрешено сегодня всем, но только у банков и НКО РКЦ Банка России примут окрашенные банкноты. Только эти структуры могут в соответствии с Указанием Банка России от 5 июня 2009 г. № 2248-У сдать в учреждения ЦБ на экспертизу российские банкноты, окрашенные специальной краской в результате срабатывания спецконтейнеров, эквивалент которых будет затем зачислен на их корреспондентские счета. Однако организация, которая занимается перевозкой ценных грузов, такой возможности не имеет, так как данная процедура не проработана. В результате с введением такого рода инноваций монополизация рынка становится еще более ощутимой — одни структуры могут пользоваться новыми технологиями, позволяющими снижать себестоимость услуг, гарантировать защищенность наличных денежных средств и повышать безопасность жизни и здоровья своих сотрудников (а также случайных прохожих, которые порой становятся жертвами вооруженных нападений на инкассаторов), а другие всего этого лишены. Уверен, что и в этом случае выйти из тупикового положения помогла бы некая упрощенная форма лицензии ЦБ или Реестра, дающая право использовать спецконтейнеры перевозчикам ценных грузов.

Новые технологии изменят ситуацию в том случае, если решения будут закупаться и обслуживаться за адекватные деньги

Еще одно препятствие на пути широкого внедрения технологий пассивной защиты — цена самих спецконтейнеров. С учетом непростой экономической ситуации такие решения, выпускаемые лишь несколькими зарубежными производителями, доступны сегодня только отдельным крупнейшим участникам рынка. Сбербанк, по праву считающийся лидером во внедрении данной технологии в России, перешел на данную технологию полностью. Российских же производителей спецконтейнеров пока нет, хотя я надеюсь, что вскоре ситуация может измениться на фоне продолжающегося тренда на импортозамещение. Так или иначе, но затраты на закупку необходимого количества спецконтейнеров и дополнительного оборудования к ним пока очень высоки и могут оказаться сопоставимы со стоимостью традиционной вооруженной охраны. Однако не вызывает сомнений, что в дальнейшем, с массовым распространением данной концепции на рынке и снижением цен за счет эффекта экономии на масштабе, они дадут определенный экономический эффект в долгосрочной перспективе.

ПЛАС: В начале нашей беседы вы упомянули о снижающейся маржинальности оказания услуг инкассации. На какие моменты, на ваш взгляд, следует обратить внимание, чтобы попытаться исправить ситуацию?

М. Белоусов: Если смотреть на проблему с точки зрения оптимизации бизнес-процессов, то самым дорогим ресурсом сегодня пока остаются люди. Далее следуют такие расходные статьи, как арендуемые площади, содержание транспорта, ГСМ, страхование и т. д. При этом внедрение принципиально новых технологий может изменить общую ситуацию только в том случае, если компания не будет обременена раздутым управленческим аппаратом и сможет проявить достаточно гибкости, сделав акцент именно на технологический путь развития, особенно в ИТ. Еще раз оговорюсь — при условии, что инновационные решения будут закупаться и обслуживаться за адекватные деньги.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных