3 мая 2018, 12:20
Количество просмотров 606

Visa: за 5 лет платежная индустрия изменится сильнее, чем за последние полвека

О ситуации на российском рынке платежных карт, доминирующих на нем тенденциях, новых инициативах Visa, включая развитие бесконтактного платежного пространства и подготовку к Чемпионату мира по футболу 2018 года, журнал «ПЛАС» беседует с Екатериной Петелиной, генеральным директором Visa в России.
Visa: за 5 лет платежная индустрия изменится сильнее, чем за последние полвека

ПЛАС: Что вы можете сказать о тех тенденциях, которые сегодня доминируют на платежном рынке России? Какие из них являются определяющими – внешние, глобальные или же, напротив, внутренние тренды?

Е. Петелина: Можно выделить четыре основные тенденции, которые формируют современный платежный рынок: новые технологии, новые потребительские предпочтения, движение от наличных к безналичным формам оплаты и, наконец, регуляторные изменения.

Все больше новых технологий сегодня активно применяются в самых различных сферах повседневной жизни и бизнеса. Для банковской отрасли, например, актуальной темой является биометрия, которая способна успешно заменять собой болезненный многоступенчатый процесс аутентификации. Вспомните, как еще недавно для аутентификации в банке клиенту приходилось звонить в call-центр, называть кодовое слово и отвечать на бесконечные дополнительные вопросы. Сейчас для получения банковского сервиса порой достаточно одного прикосновения пальца к тачпаду либо прохождения моментальной аутентификации по лицу или голосу.

Бьют все рекорды мобильные платежи. Полтора года назад на российском рынке были запущены Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay, которые получили огромную популярность со стороны пользователей. Мы видим существенный рост доли таких транзакций. Это говорит о том, что люди оценили новый сервис и начинают платить с его помощью там, где раньше рассчитывались наличными или картами, поскольку это удобнее.

Кстати, по количеству выпущенных токенов по картам Visa (технология, которая обеспечивает мобильные платежи) Россия уже находится в тройке стран-лидеров. И это всего спустя полтора года после запуска сервисов мобильных платежей!

По количеству выпущенный токенов по картам Visa Россия уже находится в тройке стран-лидеров

Все больше платежей происходят по привязанным картам, например, в приложениях агрегаторов такси или на сайтах интернет-магазинов. Часть новых технологий, таких как искусственный интеллект, позволяет банкам больше зарабатывать, улучшать потребительский опыт и одновременно – существенно экономить на операционных расходах.

Потребительский опыт – тоже очень важный момент, поскольку клиенты живут не столько платежами и банкингом, сколько своими ежедневными потребностями. Во многих отраслях они сталкиваются с другим, более удобным пользовательским опытом, где все услуги оказываются быстро, удобно, персонализированно, и на этом фоне справедливо ожидают такого же уровня сервисов от банков. Наши исследования показывают, что российские потребители очень восприимчивы к инновациям. Такие результаты стали возможными благодаря ряду причин. Мы вошли в эру электронных платежей сразу на современном уровне развития технологий, миновав несколько исторических этапов, например, те же банковские чеки. В этом – наше серьезное преимущество. Кроме того, в России достаточно высокое проникновение интернета – порядка 70%, а также смартфонов – 65%. Причем существенный скачок удалось сделать всего за последние три года развития. Сегодня Россия по этим показателям находится на уровне, а порой и опережает ведущие страны. Так что для инноваций у нас есть необходимая инфраструктура и технические возможности. Кроме того, присутствует готовность населения и банков к этим инновациям.

В России весьма конкурентный банковский рынок. И новые технологии банки используют в первую очередь как эффективные инструменты конкуренции в погоне за потребителем. Сегодня, например, наличие мобильных кошельков в портфеле банка давно стало своего рода нормой. Это уже даже не способ привлечь новых клиентов, а очевидная необходимость удержать текущих.

Безналичные платежи окружают нас повсюду. Они становятся тем продуктом, который привязывает потребителя к банку или магазину. Если раньше все говорили про борьбу за current account – кто владеет текущим счетом, тот владеет клиентом, – то сейчас идет борьба именно за платежи: кто работает с платежами, тот владеет клиентскими данными, клиентским опытом, а значит, и самим клиентом. И это именно то, за что сегодня идет серьезная борьба. Бытует мнение, что банковский мир и платежная индустрия в ближайшие пять лет изменятся сильнее, чем за последние полвека! По-этому мы с вами живем в очень интересное время, и, конечно же, очень важно не просто наблюдать за этими изменениями, но и быть впереди в этом процессе.

Visa: за 5 лет платежная индустрия изменится сильнее, чем за последние полвека - рис.1

ПЛАС: Вы упомянули также о регуляторных тенденциях – какие из них, на ваш взгляд, заслуживают особого внимания?

Е. Петелина: Регуляторные тенденции можно разделить на глобальные и локальные. Так, Европейская платежная Директива PSD2 стимулирует банки быть еще более конкурентоспособными, открывая платежи как индустрию не только для кредитных организаций, но и для небанковских структур, и создавая возможность для более легкой и быстрой миграции клиентов от одних участников рынка к другим.

Безналичные платежи становятся тем продуктом, который привязывает потребителя к банку или магазину

В России очень продвинутый регулятор в лице Центрального банка, который поддерживает развитие таких технологий, как биометрия, блокчейн, Интернет вещей, искусственный интеллект и многое другое. С участием Ассоциации Финтех в настоящее время создается регуляторная песочница. И, конечно, большую помощь в развитии электронных платежей оказывает обязательство всех торгово-сервисных предприятий с оборотом более 40 млн рублей обеспечивать прием карт. При этом наряду с поддержкой развития новых платежных технологий уделяется необходимое внимание и вопросам их безопасности.

Таким образом, у нас есть регуляторная поддержка как развития электронных платежей, так и внедрения инноваций.

ПЛАС: Ваша оценка общей ситуации на российском рынке платежных карт. Динамика роста количества безналичных платежей и оборотов по картам – какими факторами она обусловлена в настоящее время? Соотношение операций в торговой сети и транзакций по выдаче наличных – как оно изменилось?

Е. Петелина: Россия входит в число крупнейших и приоритетных рынков для Visa. Мы находимся среди мировых лидеров с точки зрения инновационности, а по ряду продуктов российское подразделение Visa даже лидирует. Я уже рассказала про мобильные платежи и токены, где мы входим в тройку лидеров. А по переводам с карты на карту Россия, например, опережает остальные страны.

Что касается динамики оборотов, то помимо того, что в России продолжает постоянно увеличиваться общий объем операций по банковским картам, важно отметить, что растет доля платежей в торгово-сервисных предприятиях, замещая снятие денег в банкоматах. Еще в 2015 году этот показатель составил 25% от всего объема операций по картам, в 2016 г. – 30%, а в 2017 г. – уже 35%. За последние пять лет рост торговых оборотов по картам превысил 30% в год!

На конец марта 2018 года порядка 37% общего объема транзакций в торговой сети приходились на бесконтактные операции

Очевидно, что российский рынок с точки зрения темпов роста оборотов развивается очень динамично. И мы рассчитываем, что эта тенденция продолжится за счет дальнейшего проникновения электронных платежей в повседневное потребление домохозяйств. Это тот самый идентификатор, с помощью которого мы оцениваем развитость рынка в целом. С одной стороны, у России грандиозные успехи, но мы пока еще отстаем от ведущих рынков, и нам есть куда расти дальше. По нашим оценкам, в течение ближайших трех лет темпы роста отечественного рынка могут составить 15–20%. Иными словами, всего через три года российский рынок безналичных платежей может увеличиться еще в полтора раза!

ПЛАС: Не могли бы вы сказать теперь несколько слов о снижении среднего чека – в чем причины этого явления?

Е. Петелина: Снижение среднего чека – достаточно здоровая тенденция в рамках перехода от наличных к безналичным платежам. Только за последний год он снизился на 10%, а по сравнению с показателем трехлетней давности – более чем на 20%. Это связано с развитием категории повседневных трат.

Платежи по картам из категории нерегулярных трат – оплата номера в гостинице, билеты на самолет, дорогой одежды и обуви – переходят в сегмент повседневных: продуктовые магазины, автозаправки, аптеки, фастфуд, транспорт. Люди все больше ценят удобство, быстроту, безопасность электронных платежей. Согласитесь – мало кому нравится тратить свое время на поиск или получение сдачи на кассе магазина. Гораздо удобнее прикоснуться телефоном к терминалу и пойти дальше по своим делам.

Visa: за 5 лет платежная индустрия изменится сильнее, чем за последние полвека - рис.2

ПЛАС: Какие еще важные тенденции вы видите?

Е. Петелина: Из российских тенденций я бы отметила взрывной рост бесконтактных платежей. На конец марта 2018 года порядка 37% общего объема транзакций в торговой сети приходились на бесконтактные операции, включая и бесконтактные карты, и платежи с помощью мобильного телефона. Бесконтактную технологию уже поддерживает 80% установленных в стране POS-терминалов. Только за последний год наблюдался десятикратный рост количества бесконтактных транзакций в России!

Стоит также отметить практически двукратный рост количества премиальных карт Visa на российском рынке. Обороты по премиальным картам в 3,5 раза превышают обороты по стандартным, в этом сегменте совершенно другая специфика использования, и он нам, безусловно, очень интересен. Поэтому сейчас мы делаем ряд специальных предложений, которые направлены именно на этот сегмент.

Такие клиенты часто путешествуют – каждый второй в среднем два раза в год ездит за границу. И здесь нашим преимуществом является глобальная сеть приема карт Visa. Поэтому мы делаем все для того, чтобы сделать нашему ключевому сегменту жизнь не только удобной и приятной, но и предоставить привилегии, отблагодарив его таким образом за выбор нашей платежной системы. В ноябре запустили предложения именно для путешественников – такси, интернет в роуминге, упаковку багажа. Сейчас дополнили их уже привилегиями для комфортной жизни семьи в городе – рестораны, кино, развлечения.

9 апреля мы запустили новый пакет предложений «Время вместе». Идея – дать держателям премиальных карт возможность проводить больше времени с семьей в городе, ведь время – главная ценность для успешного современного человека.

Visa: за 5 лет платежная индустрия изменится сильнее, чем за последние полвека - рис.3

ПЛАС: Как идет подготовка к Чемпионату мира по футболу FIFA? С какими трудностями пришлось столкнуться, что уже сделано, а что еще предстоит?

Е. Петелина: Чемпионат мира по футболу – это самое крупное спортивное событие в мире. Нам очень повезло, что в этом году он проходит в России. Для Visa это не только большой спортивный праздник, но и огромные возможности по развитию бизнеса.

Поскольку Visa входит в число семи глобальных спонсоров одного из крупнейших спортивных мероприятий в мире, мы несем  ряд обязательств перед Международной федерацией футбола (FIFA) по развитию инфраструктуры приема карт на стадионах. Ожидается, что во время проведения мундиаля Россию посетят около 5 млн туристов, что на полмиллиона больше, чем средний показатель для этого периода. И мы как глобальный спонсор должны сделать так, чтобы всем этим людям совершать платежи было максимально комфортно и удобно. Кубок конфедераций, который прошел годом ранее, послужил своеобразной генеральной репетицией. В его рамках на стадионах нами было установлено 2 тыс. POS-терминалов и пунктов приема карт.

Visa развивает платежи не только в рамках инфраструктуры стадионов, но и в рамках городов, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу 2018

Но мы, конечно же, не будем ограничиваться только своими обязательствами перед ФИФА. Visa традиционно заинтересована в развитии безналичных платежей в целом. Поэтому мы развиваем платежи не только в рамках инфраструктуры стадионов, но и в рамках городов, принимающих матчи Чемпионата. В конце марта 2018 года Visa запустила специальную программу по поддержке представителей малого бизнеса, негласным девизом которой может служить плакат с надписью: «А ты готов к Чемпионату мира?». Мы призываем малый бизнес – сувенирные киоски, ресторанчики, небольшие отели – быть готовыми к приему туристов и выиграть 10 тыс. долларов США в рублевом эквиваленте на реализацию идеи и технологическое обновление для приема платежей.

Данные исследования Visa показывают, что с развитием туризма примерно на 5% повышаются доходы населения и на 3% снижается безработица.

В рамках проведения Чемпионата мира Visa также предложит ряд инновационных решений. Мы разрабатываем самые разные форм-факторы, которые показывают потребителям, как легко и удобно платить безналичными способами. Например, на Кубке конфедераций мы совместно с Альфа-Банком представили платежный браслет, а также протестировали платежное кольцо. В рамках Чемпионата мира снова предложим платежное кольцо – уже не только для наших ключевых клиентов, но и для всех желающих. Это суперудобный и очень эффектный способ оплаты покупок.

ПЛАС: Как вы оцениваете сегодняшние перспективы сотрудничества финтеха и банков? Что сегодня стартапы могут предложить банкам, и наоборот?

Е. Петелина: Многое могут предложить. Сейчас вообще тренд на такое взаимодействие в отличие от господствовавшей раньше теории о скором поглощении стартапами банков. Многие наши клиенты активно развивают подобные партнерства и спрашивают нашего совета в правильной организации партнерской модели. Visa тоже не стоит в стороне. Мы много инвестируем в стартапы на глобальном уровне, для этого мы выстроили отдельный процесс и выделили отдельные ресурсы. В России мы совсем недавно объявили о запуске регионального этапа международной программы по развитию инноваций Visa’s Everywhere Initiative. Мы пытаемся внести свой вклад в создание экосистемы электронных платежей в России, связав тех, у кого есть идеи, с теми, кто может помочь эти идеи реализовать. Заявки на участие в Visa’s Everywhere Initiative принимались по четырем темам: электронная коммерция, переводы с карты на карту, расширение сети приема карт в ТСП малого и среднего бизнеса и контекстуализация сервисов. Они направлены не на развитие какого-то специфического продукта Visa, а исключительно на рост платежного рынка в целом.

22 мая 2018 года 20 конкурсантов, прошедших первый этап отбора, представят свои идеи экспертному жюри, которое выберет 12 заявок для разработки прототипов решений совместно с нашими специалистами и партнерами.

В этой инициативе в качестве партнеров принимают участие IBM, КРОК, Яндекс.Маркет, PwC, TheUntitled, Банк ВТБ,  Альфа-Банк, Тинькофф Банк, Райф-файзенбанк, Почта Банк, Росбанк и Высшая школа экономики. С одной стороны, они хотят получить доступ к пулу идей, а с другой – предложить свое менторство и экспертизу, для того чтобы помочь командам сделать из своих идей нечто, что найдет коммерческую реализацию. Эту идею горячо поддержала Ассоциация Финтех.

Конкурс Visa’s Everywhere Initiative прошел в 20 странах на пяти континентах, и уже можно говорить о реализации конкретных решений от победителей.

Visa: за 5 лет платежная индустрия изменится сильнее, чем за последние полвека - рис.4

ПЛАС: Согласны ли вы с тезисом, что в скором времени банки из финансовых организаций превратятся в технологические компании с банковскими лицензиями?

Е. Петелина: Российские банки действуют в высококонкурентной среде и просто не могут игнорировать новые технологии. В будущем выиграют лишь те, кто уже использует финтех для сокращения своих затрат, улучшения пользовательского опыта, вывода на рынок новых продуктов и т. д. Не стоит забывать, что у банковской отрасли есть и ключевые компетенции, свойственные только ей: управление ликвидностью, рисками, например. Эти компетенции по-прежнему останутся актуальными для кредитных организаций. Но при этом банкам важно быстро учиться тому, что есть у финтеха, – в противном случае они будут двигаться слишком медленно. И именно здесь есть плодотворная почва для партнерства.

Бесконтактную технологию уже поддерживает 80% установленных в стране POS-терминалов

Этим летом Visa открывает в Москве Инновационную студию для развития и продвижения финансовых информационных технологий. Аналогичные центры уже функционируют в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Лондоне, Дубае, Сингапуре. Инновации уже нельзя планировать годовыми или квартальными релизами. Жизнь движется гораздо быстрее. Поэтому в основе работы наших Инновационных центров лежит концепция co-creation (совместного создания новых продуктов и сервисов) и технология дизайн-мышления, когда в течение четырех дней создается кликабельный прототип, и идея воплощается в прообраз решения. Над этим совместно работают как эксперты Visa, так и кросс-функциональные команды банков, мерчантов и консалтинговых компаний.

ПЛАС: Каким образом платежные системы и банки в своей работе могут применять такие технологии, как Интернет вещей и блокчейн?

Е. Петелина: Про Интернет вещей сегодня можно говорить как о «будущем, которое уже наступило». По данным многочисленных исследований, к 2020 году количество подключенных устройств превысит 20 млрд. Если раньше для проведения платежей у человека должна была быть карта, а у предприятия – POS-терминал, то благодаря Интернету вещей платежи начнут расти совершенно новыми темпами – появляются миллиарды устройств, которые принимают карты, и различные форм-факторы, которыми можно платить везде.

Согласно исследованию Visa, готовность и желание использовать подключенные устройства Интернета вещей – пока все еще удел продвинутых пользователей. Но при этом каждый второй житель крупных городов уже сегодня владеет «умным» устройством и в среднем использует для покупок два различных девайса. Тот, кто сумеет предложить наилучший потребительский опыт, выиграет в этой борьбе.

В некоторых инновационных центрах Visa есть макеты автомобилей, которые сами оплачивают топливо, платят за парковку. Более того, они оплачивают аренду и страховку. Интернет вещей – это технология будущего, которая, безусловно, будет широко востребована во многих сегментах. Мы, например, смотрим на несколько вертикалей – умные автомобили, умные дома, умные производства, новые технологии в ритейле (не только одежда, но и продукты питания).

Технология блокчейн является, безусловно, очень перспективной, и мы смотрим на возможность ее применения для B2B-сегмента. С одним из банков мы уже успешно провели подобный пилот, в скором времени подключим к этому пилоту еще один российский банк. Более того, Visa инвестировала в компанию Chain, которая является одним из ключевых разработчиков данной технологии.

ПЛАС: Какие наиболее перспективные направления использования искусственного интеллекта в банковской сфере вы бы могли назвать?

Е. Петелина: Искусственный интеллект открывает огромные перспективы. Он работает везде, где есть большой поток информации. Самое популярное применение искусственного интеллекта сегодня в финансовой сфере – это скоринговые модели, как рисковые, так и прогнозные. Есть еще один интересный пример – финансовые чат-боты. Давайте вспомним про процессы идентификации, запросов баланса и т. д. Банковские call-центры на 40% выполняют совершенно рутинные операции, которые могут быть успешно  автоматизированы. Раньше эти вопросы решались с помощью роботов-автоответчиков. Но, согласитесь, разговаривать с «железной женщиной» не очень приятно, поэтому такая практика постепенно уходит в прошлое. Сегодня у потребителей есть релевантный опыт и определенные ожидания, но банки пока находятся от этих ожиданий несколько в стороне. Согласитесь, гораздо удобнее в формате мессенджера запросить баланс и получить ответ с помощью искусственного интеллекта. Для банка в таком подходе также есть очевидные плюсы. Во-первых, за счет перевода рутинных операций в каналы сервиса самообслуживания банк снижает свои издержки. Во-вторых, происходит повышение мотивации банковских специалистов, потому что теперь они общаются с клиентом только на важные темы, например, продавая ему тот или иной продукт или услугу.

Кстати, многочисленные исследования показывают, что люди готовы делиться своими персональными данными, если взамен они ожидают релевантные, персонифицированные предложения.

ПЛАС: Ситуация с карточным мошенничеством в РФ – как она изменилась за последние годы? Чем, на ваш взгляд, обусловлено наблюдаемое сегодня сравнительное благополучие?

Е. Петелина: Безопасность – мегаважное направление для безналичных платежей. Не стоит забывать, что вместе с появлением все большего количества умных технологий мошенники не сидят сложа руки и придумывают новые способы достижения своих целей. Однако уровень мошенничества по картам в России по-прежнему заметно ниже, чем в целом по миру. Это в том числе связано с более современной инфраструктурой и, как следствие, лучшей защищенностью.

Уровень мошенничества по картам в России по-прежнему заметно ниже, чем в целом по миру

Visa продвигает концепцию ответственных инноваций. Согласно ей, ни один продукт, который не соответствует политике Visa по безопасности, не выходит на рынок. Сейчас мы много работаем над безопасностью платежей в электронной коммерции, потому что мошенничество перешло от подделки карт к электронным мошенническим схемам. В частности, в скором времени мы выпускаем масштабное обновление технологии безопасности онлайн-платежей 3D Secure 2.0. Это сервис, который одновременно улучшает и защищенность платежей в интернете, и пользовательский опыт.

Кроме того, мы предлагаем банкам продукты по управлению рисками, которые основаны на скоринге транзакций, чтобы более успешно выявлять и предупреждать попытки осуществления мошеннических операций. С одной стороны, мы заботимся о сохранении низкого уровня мошенничества, а с другой – обеспечиваем высокий уровень авторизации. Кроме того, мы улучшаем пользовательский опыт. Например, в ряде стран банки настолько боятся мошенничества, что не авторизуют целые категории «хороших» (правомерных) транзакций, просто отличающихся повышенным уровнем риска, что вызывает у клиентов справедливое разочарование. В России, к счастью, такая практика сведена к минимуму, во многом благодаря тому, что и Visa, и банки очень много работают над этим.

ПЛАС: В апреле исполнилось два года, как вы возглавили российский офис Visa. Каким достижением гордитесь больше всего? Не жалеете, что ушли из банковской сферы?

Е. Петелина: Жалею ли о переходе? Никак нет! Очень нравится компания – с сильными глобальными компетенциями и корпоративной культурой. Очень нравится отрасль – динамично растущая и так же динамично меняющаяся, с новыми возможностями и новыми вызовами каждый день.

Горжусь тем, что за первые полгода удалось разработать и утвердить стратегию Visa в России, которая предполагает очень существенные инвестиции в такие направления, как digital, инновации, премиальный сегмент, развитие сети приема в малом и среднем бизнесе. Одна только инновационная студия чего стоит! Горжусь, что мы в абсолютно рекордные сроки запустили токенизацию и все мобильные платежные сервисы.

Глобальной компании Visa исполняется 60 лет, 10 лет как мы стали из ассоциации коммерческой публичной компанией и 30 лет нашей деятельности в России! 30 лет – совсем не много для современной жизни. Но впечатляет тот путь, который был пройден за эти тридцать лет в сегменте безналичных платежей страной, компанией Visa и нашими партнерами – от задачи по элементарному развитию сети приема карт до создания одного из наиболее крупных, инновационных и продвинутых глобальных рынков.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube