3 мая 2018, 13:37
Количество просмотров 787

Китай: мобильные платежи как инструмент конкуренции

Что представляет собой сегодня платежная система одного из крупнейших финансовых рынков мира?
Китай: мобильные платежи как инструмент конкуренции

Начнем с небольшого исторического экскурса. Как и в подавляющем большинстве стран, система платежей Китайской Народной Республики является двух-уровневой. В соответствии с установленными в 2010 году Народным банком Китая «Подробными правилами осуществления административных мер для платежных услуг, предоставляемых нефинансовыми организациями», все платежные институты, которые намерены предоставлять электронные платежные услуги, должны подать заявку в Народный банк Китая для получения разрешений на ведение данного бизнеса. Минимальный уставный капитал для платежного учреждения, предоставляющего платежные услуги на территории всей страны, составляет 100 млн юаней (На 01.01.2018 – 870 000 000 руб. (по курсу ЦБ РФ)); для оказания платежных услуг только на территории определенной провинции Китая – 30 млн юаней (На 01.01.2018 – 261 000 000 руб. (по курсу ЦБ РФ)). Платежное учреждение должно принимать меры для борьбы с отмыванием денег и иметь оборудование, необходимое для поддержки предлагаемых платежных услуг. Разрешение действует в течение пяти лет и может продлеваться.

Авторы

Виктор Достов,

председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Павел Шуст,

исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Анна Хорькова,

аналитик Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Первая волна выдачи лицензий коммерческим платежным организациям Народным банком Китая сроком на 5 лет началась в мае 2011 года. Тогда была зарегистрирована 271 организация. За последующие шесть лет Народный банк Китая отозвал лицензии только у 24 из них, большая часть которых представляла собой малые нефинансовые организации. Они были лишены лицензий в связи либо с серьезными правонарушениями (большое количество поддельных мерчантов и случаев рейдерских захватов, незаконные перевод и получение денежных средств, нарушение прав потребителей и др.), либо со слиянием компаний. Таким образом, на 01.01.2018 лицензию на предоставление электронных платежных услуг имели 247 организаций.

С 2015 года регулятором взят курс на ужесточение требований для получения и продления лицензий платежным организациям. Те компании, которые нарушают правила ведения платежного бизнеса, находятся в состоянии стагнации либо сами подали заявку на прекращение ведения бизнеса, должны были в течение 6 месяцев с даты объявления Народным банком Китая об отзыве лицензии завершить осуществление платежной деятельности. В связи с этим количество новых игроков на рынке как минимум не увеличилось, а в будущем Народный банк Китая планирует уменьшить существующее количество данных компаний с целью более эффективного регулирования и контроля платежей внутри страны.

В Китае развитие рынка платежей принято рассматривать с точки зрения поэтапного эволюционирования: первый этап – оплата с помощью банковских карт, второй этап – мобильные платежи и платежи с помощью QR-кодов, третий этап – оплата с помощью биометрической идентификации на основе распознавания лиц, дактилоскопии и т. п. На данный момент китайский рынок проходит второй из перечисленных этапов развития. Согласно данным Народного банка Китая, за 2016 год было совершено 115,474 млрд транзакций с использованием банковских карт на общую сумму 741,81 трлн юаней, в то время как количество платежей с помощью приложений Alipay, TenPay, Baidu Wallet и др. составило уже 163,902 млрд транзакций, совокупный объем которых достиг 99,27 трлн юаней.

Среди компаний, имеющих свое мобильное приложение для осуществления платежей, за последние несколько лет заметно обострилась конкуренция. При этом решающую роль играет эффект масштаба компании. Сегодня на олигопольном китайском рынке доминируют Alipay и TenPay (WeChat Payments), занимающие более 90% сегмента мобильных платежей.

Китай: мобильные платежи как инструмент конкуренции - рис.1

Alipay и TenPay активно используются населением КНР на территории всей страны. Региональные компании слишком малы, чтобы с ними конкурировать. Они используются в основном для оплаты мобильной связи, интернета, для осуществления местных микроплатежей и т. п.

Главным конкурентом Alipay и TenPay является принадлежащая государству China UnionPay, которая испытывает серьезное давление с их стороны. Чтобы конкурировать с Alipay и WeChat Payments, компания разработала мобильное приложение UnionPay APP для банков. UnionPay APP поддерживает бесконтактные платежи и может считывать QR-коды, что позволяет почти всем банкам материкового Китая расширять свои мобильные платежные услуги с помощью единой платформы. Alipay и WeChat Payments используют функцию считывания QR-кодов уже с 2014 года, что и определяет сегодня их конкурентное преимущество.

Благодаря китайским туристам Alipay и TenPay не останавливаются на развитии только на территории материкового Китая, они также активно выходят на международный рынок. По данным доклада Всемирной туристской организации, общий объем зарубежных расходов туристов, приезжающих с территории материкового Китая, составил в 2016 году до 261 млрд долл. США, что на 11 млрд долл. (4,2%) больше, чем в 2015-м.

Читайте также:


О недавней глобальной инициативе UnionPay в сфере обслуживания путешествующих читайте по ссылке.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube