Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №10 »

Форум по инновационным технологиям NCR: мгновенные платежи меняют отрасль

13–14 сентября 2018 года в Сочи компания NCR провела Форум по инновационным технологиям. В отеле Radisson Blu Paradise Resort & Spa собрались представители банковской отрасли, которым вендор продемонстрировал технологии и инновационные решения для трансформации банковских систем и формирования новых способов взаимодействия с клиентами. В конференции форума приняли участие Апостолос Каракатсанис (Apostolos Karakatsanis), руководитель подразделения программных решений NCR, Европа, Ближний Восток, Африка, Маттиас Сэлмон (Matthias Salmon), эксперт NCR по процессингу и антифроду, Михаил Батуев, руководитель направления токенизации Visa, Сергей Поздняков, менеджер по развитию бизнеса NCR, и Алексей Фадеев, президент Группы ПБФ.

Форум по инновационным технологиям NCR: мгновенные платежи меняют отрасль

Партнерами мероприятия выступили ЛАН АТМ-Сервис и ПБФ Групп. Пользуясь случаем, в кулуарах мероприятия журнал «ПЛАС» обсудил основные итоги форума и его ключевые темы с вице-президентом по продажам в России и странах СНГ NCR Константином Хоткиным.

ПЛАС: Какие цели изначально ставились перед организаторами и участниками форума NCR 2018? Почему вы остановились на формате нынешнего мероприятия?

К. Хоткин:Прежде всего мы преследовали цель рассказать нашим клиентам о тех стратегических направлениях, которые компания NCR развивает на протяжении последних 7–8 лет. Для большинства клиентов в России NCR в первую очередь ассоциируется с банкоматами. Кто-то слышал или встречал продукцию NCR для автоматизации розничной торговли. Однако в последние годы стратегическим направлением компании является развитие программного обеспечения и облачных сервисов, которые не всегда связаны с банкоматами и кассовой техникой. Хорошо, когда бренд узнаваем, но сила сложившихся стереотипов в отношении деятельности компании мешает нам развивать те направления бизнеса, по которым ассоциации с брендом компании у наших клиентов пока не возникает. Поэтому мы намеренно отказались от того, чтобы говорить на форуме о банкоматах как таковых, а сосредоточились на глобальных тенденциях банковской индустрии, на вызовах, с которыми сталкиваются банки во всем мире, и представили на нашем мероприятии как раз те решения NCR, о которых большинство клиентов еще не знают.

Исключением из числа пока не столь широко известных направлений компетенций NCR является наше решение по управлению и оптимизации оборота наличных OptiCash – с ним большинство заказчиков уже хорошо знакомо благодаря ряду успешных проектов с крупнейшими банками в России, а также  со средними и небольшими банками – в других странах СНГ. Но даже и в этом случае большинство аудитории находится в той или иной степени под влиянием стереотипа относительно решения для cash-менеджмента – многие думают, что это решение предназначено исключительно для банкоматов, хотя это не так – помимо АТМ, оно ориентировано и на кассовые узлы в отделениях банков, а также на РКЦ.

ПЛАС: Чем обусловлен тот отмеченный многими участниками форума факт, что основная тема мероприятия этого года, которая прослеживалась в выступлениях практически всех спикеров, лежала именно в сфере платежных решений и мгновенных платежей?

К. Хоткин:Дело в том, что уже сейчас мы видим тенденцию по сокращению количества транзакций на банкоматах. Банкоматы, как и наличные, в ближайшей перспективе не исчезнут, но очевидно, что упрощение и сокращение времени на проведение безналичных операций приводит к тому, что люди постепенно отказываются от оплаты наличными в пользу карточных платежей. Мгновенные платежи – это следующий шаг.

Стратегией компании NCR является развитие программного обеспечения, прежде всего спектра сервисов

Неслучайно и Банк России, и Европейский центральный банк  в последние два года уделяют мгновенным переводам значительное внимание и уже разработали соответствующую нормативную базу. Если мгновенный перевод станет удобным, безопасным и надежным средством, то это будет означать дальнейшее сокращение потребности в наличных, а соответственно, и в устройствах по их выдаче и приему. Новые реалии рынка приводят к тому, что и мы должны эволюционировать и предлагать те решения, которые будут способствовать развитию новых сервисов. Платежные решения и мгновенные переводы будут активно развиваться, в то время как устройства банковского самообслуживания для работы с наличными хоть и останутся востребованными, но уже не будут иметь таких темпов развития, как ранее.

В свою очередь, через год-два быстрые платежи войдут в нашу жизнь и станут обычным делом. В дальнейшем хотелось бы, чтобы не только физические, но и юридические лица могли воспользоваться данной технологией. Прежде всего это глобальный тренд – сейчас системы быстрых платежей запущены в более чем 40 странах мира, на этапе запуска находятся еще 10 стран.

NCR, со своей стороны, предлагает в данном случае высокопроизводительное решение Authentic по управлению, «дирижированию» любыми транзакциями, в том числе и с применением токенизации. Возможно, в скором будущем помимо сокращения наличных мы увидим еще и сокращение необходимости в использовании пластиковой карты как форм-фактора.

ПЛАС:Ваше видение основных направлений развития устройств банковского самообслуживания в ближайшей и долгосрочной перспективе? Как придется трансформироваться отрасли на фоне цифровизации рынка, чтобы остаться актуальной?

К. Хоткин: Выскажу свое мнение, которое основывается на логике. На мой взгляд, на устройствах самообслуживания должно быть меньше функциональности, но они должны будут обеспечивать функцию выдачи и приема наличных быстро и удобно для клиентов. Это означает, что все то, что направлено на уменьшение времени клиента у устройства, будет развиваться, а то, что требует более длительного времени и сложно, – начнет переходить в другие каналы. Пример – если бесконтактная транзакция удобнее, быстрее и безопаснее, мы видим активное развитие этой технологии и на устройствах самообслуживания. Если платить за услуги проще с телефона, услуги оплаты станут менее востребованы в канале самообслуживания. Сейчас есть безусловный тренд на развитие ресайклинга, но этот тренд может и измениться. По статистике мы видим, что у многих крупнейших банков в России внесение наличных превышает снятие на ресайклинговых устройствах. В данном случае мне представляется, что есть две взаимосвязанные вещи – наличие т. н. «серых» доходов у людей и востребованность этими людьми финансовых услуг – кредитов, ипотеки или просто даже банковских карт. Я не могу предсказать, как будет развиваться ситуация с «обелением» доходов, но если это будет происходить, то ресайклеры начнут работать в основном на выдачу, и в конце концов, возможно, более востребованными станут простейшие диспенсеры. Если доход официальный и получен на счет, есть банковская карта, есть возможность мгновенного перевода, есть возможность быстро и удобно оплатить что-либо – наличные будут востребованы в основном на выдачу, а на внесение физлицами – меньше. Малый и средний бизнес, возможно, будет активнее пользоваться этим каналом для самоинкассации, но это не будет аналогично объемам внесения физлицами. Повторюсь, это мое мнение.

ПЛАС:Как перечисленные тренды влияют на стратегию NCR? Чем отвечает и планирует ответить производитель на столь серьезные изменения рыночной конъюнктуры?

К. Хоткин: Как я уже отметил, стратегией компании является развитие программного обеспечения, прежде всего спектра сервисов, а устройства самообслуживания будут совершенствоваться, для того чтобы обеспечивать быстрый и надежный способ работы с наличными.

ПЛАС:Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на платежном рынке России, в том числе с точки зрения внедрения инноваций?

К. Хоткин:Как я уже отмечал, в России будет развиваться проект Системы быстрых платежей. По опыту крупнейшего коммерческого банка страны, клиенты которого очень активно пользуются сервисом P2P-переводов на протяжении достаточно большого времени, можно сделать заключение, что данный сервис будет широко востребован как клиентами банков, так и пользователями сервисов финтех-компаний. Также интересно посмотреть, как будет развиваться проект Единой биометрической системы, которая должна открыть новые возможности для банков по удаленному обслуживанию клиентов. Пока основными игроками платежного рынка России являются банки. Однако не стоит недооценивать тот факт, что на него все активнее выходят небанковские структуры.

ПЛАС:Какие глобальные тенденции можно выделить в развитии платежных решений? Какие из них, вероятнее всего, в ближайшее время сойдут на нет, а какие – продолжат развиваться?

К. Хоткин:Такие тренды, как диджитализация, омниканальность и т. п., по сути, являются отражением совершенно очевидного желания клиентов получать финансовые услуги от кого бы то ни было быстро, удобно и за умеренную плату. С развитием же технологий и средств коммуникаций банкам становится все сложнее конкурировать. Поэтому банкам нужно искать пути, для того чтобы одновременно с обеспечением удобства и надежности обслуживания для клиентов, которые ожидают в том числе получать широкий спектр услуг от кредитных организаций с использованием своего смартфона, сокращать и операционные расходы. Сегодня клиенты могут легко перейти к конкурентам, которые более инновационны и технологичны и, соответственно, предоставляют более удобные сервисы. Что касается стандартных отделений банков, а также устройств самообслуживания, то здесь будущее за эффективностью. Чем быстрее и проще клиент сможет получить услугу, тем лучше, поэтому при наличии смартфонов и доступа в интернет широкая функциональность, например, на устройствах самообслуживания, просто не будет востребована. Быстрое получение или снятие наличных – это то, что клиенты будут ожидать прежде всего, а остальные операции должны «жить» в других каналах. Тенденция увеличения влияния финтеха на финансовом рынке сохранится.

ПЛАС:Как, на ваш взгляд, мировой опыт использования инноваций в платежных решениях отражается на развитии этой отрасли в России?

К. Хоткин:Россия сегодня находится если и не в самом авангарде по инновациям в платежных решениях, то как минимум в той части лидирующей группы, которая очень близка к авангарду. При этом с точки зрения восприимчивости россиян к платежным технологиям мы однозначно в лидерах. В этом все убедились на примере внедрения различных бесконтактных решений, в том числе на смартфонах, часах и т. п.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных