Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №1 »

TRUSTECH 2017 как преемник культовой мировой выставки: взгляд из России

Почему крупнейшие вендоры и аудитория теряют интерес к форуму в Каннах?

TRUSTECH 2017 как преемник культовой мировой выставки: взгляд из России

В конце ноября 2017 г. в каннском Дворце фестивалей прошел уже второй форум платежных технологий TRUSTECH Pay, Identify, Connect & Secure. В этот раз многих его участников удивило прежде всего отсутствие на мероприятии целого ряда крупнейших разработчиков решений для платежной индустрии, что повлекло заметное снижение числа посетителей выставки. При этом большая часть экспонентов на TRUSTECH 2017 пришлась на долю компаний из Китая. Что происходит с преемником легендарного парижского CARTES? Пошло ли изменение формата форума ему на пользу? И какое место сегодня отводится России на международной выставке? Эти и другие вопросы журнал «ПЛАС» задал в кулуарах TRUSTECH ряду экспертов, посетивших мероприятие в составе многочисленной российской делегации.

ПЛАС: Чем отличалась TRUSTECH 2017 от TRUSTECH 2016? По мнению участников первого каннского мероприятия, уже сам факт, что успешная на протяжении почти трех десятилетий выставка CARTES мигрировала в 2016 году из круглогодично привлекательного Парижа в «несезонные» Канны, свидетельствует о том, что в Европе также ощущаются серьезные проблемы экономического характера. Насколько подтвердили или опровергли это мнение ваши собственные впечатления от нынешней выставки? Какие ключевые тенденции рынка нашли здесь свое отражение?

18-2Илья Коробов, генеральный директор компании INPAS: Основное отличие – это отказ от участия крупнейших мировых вендоров платежных решений – Verifone и Ingenico, а также ряда масштабных международных структур, представляющих софтверные решения для банковского сектора. Является ли это следствием экономического кризиса или связано именно с неудобными логистикой и местом проведения выставки, утверждать не берусь, но скорее всего, это влияние совокупности данных факторов. Отсутствие основных игроков рынка очень сильно отразилось на представленных решениях и трендах, но все же можно выделить одну интересную тенденцию – движение в сторону POS-терминалов и решений для кассовой зоны. Было представлено достаточное количество гибридных решений: POS-терминал + касса. И самое интересное, что такие решения в большинстве своем базируются на Android.

18-3Игорь Сухоставский, генеральный директор компании «Терминальные технологии»: Не вдаваясь в геополитику, можно сказать, что перенос выставки в Канны имеет две стороны. Во-первых, можно забыть про выматывающие электрички и постоянные забастовки. И все, кому Париж уже надоел за много лет, смогли получить новые приятные впечатления от курортного города, пусть и не в сезон.

19С другой стороны, помещение, которое выбрали для выставки, совершенно для нее не подходит. Этот момент все отмечали еще в 2016 году: множество залов и переходов, в которых можно попросту заблудиться. Правда, в этом году задача «ориентирования на местности» упростилась, поскольку экспонентов было меньше и они заняли всего три зала. Кроме того, многие зарубежные партнеры жаловались, что выставка в Париже престижна из-за самого места проведения, а Канны – просто относительно удаленная точка на карте. Правда, тут мнения тех, кто принимает участие в выставки, и мнения тех, кто просто ее посещает, сильно расходятся.

19_2Юрий Перлин, зам. генерального директора, Группа компаний КАРТХОЛЛ: Утверждение о переносе выставки в Канны по экономическим причинам не является бесспорным. Напомню, буквально накануне последней парижской выставки произошли трагические теракты. И вполне возможно, что перенос связан с соображениями безопасности. А возможно, и с катастрофическим уменьшением участия в выставке ключевых игроков на мировом рынке, что наблюдается уже в течение целого ряда лет. Не будем забывать и о том, что, как правило, забастовка парижских транспортников традиционно проходит именно в дни выставки. Что касается ключевых тенденций рынка, то ни одна из них не нашла на выставке своего отражения – все выглядело очень грустно.

19-3Семен Давыдов,генеральный директор, ОСТКАРД: На мой взгляд, решение перенести выставку из Парижа в Канны и переименовать ее – достаточно спорное. С точки зрения локации Канны – прекрасное место, даже в декабре здесь +15°С и светит солнце, отели рядом, не надо тратить время на то, чтобы добраться на выставку.

С другой стороны, само место проведения выставки, на мой взгляд, не очень подходит для столь масштабных индустриальных мероприятий. Помимо этого, наши коллеги (вендоры) жаловались, что логистика в Каннах более сложная и дорогостоящая, при этом стоимость самого участия тоже возросла. Как следствие, реальная индустриально-промышленная выставка стала больше напоминать форум-конференцию, ИТ-тусовку, если угодно. Т. е. если раньше на стендах CARTES все «крутилось-вертелось», то теперь крутится по большей части только видео.

19-4Алексей Голенищев, директор дирекции электронного бизнеса «Альфа-Банка»: Думаю, от переноса из Парижа в Канны выставка пострадала. Все-таки известный кинокомплекс – не самая удачная площадка для технологических выставок. Гораздо меньше выставочные площади, неудобные стыковки и переходы и т. д. Соответственно, можно отметить и значительно меньшее количество участников и экспозиций. Тем не менее явно превалируют темы диджитализации, e-commerce и облачных решений, хотя по-прежнему много «терминальных» инсталляций, в основном от все более активных на мировом рынке китайских коллег. Но само место выставки, конечно, вне конкуренции. Думаю, все участники получили как бы второе возвращение в лето!

19-5Игорь Стуканов, региональный директор Verifone в России и СНГ: На наш взгляд, пришла пора менять подход к концепции мероприятия в целом. Причина этого кроется в том, что львиная доля конечных потребителей нашего продукта перестает проявлять интерес к подобного рода мероприятиям. С одной стороны, это происходит в связи новым местоположением и спецификой выставочного комплекса, который изначально планировался, видимо, для совсем других задач. Находясь в нем, испытываешь ощущение, что играешь в квест во время поиска нужного стенда. Но это, скорее, чисто бытовое неудобство, а отнюдь не главная причина происходящих изменений.

Ключевым фактом, на мой взгляд, стало то, что TRUSTECH 2017 сконцентрировался на показе максимального количества новых «коробок», и главной бизнес-задачей организаторов было сдать в аренду максимальное количество квадратных метров. Не могу сказать, был ли раньше у организаторов отбор участников на соответствие высоким индустриальным стандартам, но сегодня в этом смысле наблюдается «полная демократия», в то время как требования рынка давно изменились. Банки все меньше интересует техническая насыщенность конкретного продукта, они интересуется – какие решения и каким образом помогут сделать бизнес более доходным и рентабельным. Как раз эти моменты представители банковского сектора могут увидеть на других выставках. Показательно, что в кулуарах TRUSTECH 2017 многие посетители делились своими планами посетить в 2018 году отнюдь не мероприятие в Каннах.20

ПЛАС:Как отразилась на составе и поведении экспонентов и посетителей изменившаяся экономическая реальность? Как сказалось отсутствие целого ряда мировых вендоров – постоянных участников CARTES?

Илья Коробов:Изменившаяся экономическая реальность привела к еще большей доле китайских производителей на выставке, а также к снижению числа посетителей и интереса к самой выставке со стороны профессионалов рынка.

Игорь Сухоставский: Не думаю, что отсутствие части вендоров объяснялось экономической ситуацией, скорее, протестом против переноса выставки в Канны. Такие демарши были и раньше – тот или иной вендор отказывался принимать участие в выставке и проводил параллельное мероприятие. Как говорится, ничто не ново под луной. И конечно же, бойкот крупных транснациональных компаний привел к существенному снижению потока посетителей.

Юрий Перлин: Без участия большинства мировых лидеров индустрии выставка стала значительно менее интересной. Зато появилось больше времени для общения с коллегами и друзьями.

Алексей Голенищев:Несомненно, экономическая составляющая в отсутствии многих вендоров присутствует, но от некоторых компаний слышал, что их не сильно устраивают помещения и т. п. для разворачивания своих презентаций в необходимой им локации и формате.

Игорь Стуканов: Если говорить о POS-терминальном направлении, то действительно – в 2017 году два основных лидера рынка приняли решение не выставлять свои стенды на данном мероприятии. Причиной этого стали результаты выставки 2016 года.

Фокус соревнования между конкурентами переходит в проскость удешевления, сознательного сокращения функционала

На первый взгляд может показаться, что на фоне отсутствия на выставке лидеров мирового рынка их ниша достаточно быстро заполнилась продуктами «азиатско-китайских» производителей. Однако не все так однозначно. Да, плотность стендов на квадратный метр уменьшилась, хотя и не слишком сильно, но рост качества и «содержательности» предлагаемого продукта как минимум остановился. С первого взгляда видна явная рыночная тенденция – одна-две компании на рынке занимаются R&D, инвестируют и разрабатывают что-то новое, пытаются заглянуть в будущее, все же остальные заняты откровенным копированием. Причем копируют настолько открыто и топорно, что даже не пытаются изменить самое простое – например, форму и цвет корпуса оригинального устройства. К сожалению, как обычно, копии редко превосходят оригиналы. По аналогии с индустрией моды – мы вступили в эру с девизом: «зачем придумывать и изобретать?». Опасность момента в том, что уходит самое важное – технологическая, инженерная конкуренция, которая в руках наших клиентов, банков-эквайреров и ТСП, особенно сетевых структур, и превращается в бизнес-конкуренцию – основной двигатель развития индустрии. Фокус соревнования между конкурентами переходит в плоскость удешевления, сознательного сокращения функционала. И понятно, почему это происходит, – цена вхождения на рынок велика, и далеко не у всех игроков есть деньги на «интеллектуальные» инвестиции.

ПЛАС: Назовите три наиболее примечательных момента TRUSTECH 2017.

Илья Коробов:

  1. Наступление Android-решений.
  2. Потеря интереса к выставке со стороны вендоров – мировых лидеров.
  3. Тренд к гибридным решениям.

Игорь Сухоставский: По большому счету – ничего примечательного. Ощущение – как будто попал на выставку в Гонконге.

Юрий Перлин:Во-первых, сами Канны стоят того, чтобы провести там несколько приятных и познавательных дней.

Во-вторых, довольно приятная и комфортная погода, как у нас в середине сентября.

В-третьих, время на дорогу от гостиницы до выставки. Вместо часа (а то и более) толкотни в метро и электричке – 10–15 минут неторопливой и неутомительной ходьбы. Да и сама гостиница за те же деньги была двумя порядками лучше.

Алексей Голенищев:Это, по сути, глобальный технологический годовой отчет платежного рынка.

Игорь Стуканов:

  1. Растущее количество азиатских поставщиков.
  2. Снижение количества посетителей.
  3. Отсутствие заметного количества ведущих вендоров из разных сегментов рынка.

ПЛАС: Насколько, на ваш взгляд, TRUSTECH 2017 отражает реальное состояние дел в российских компаниях, обслуживающих банковский сектор, если наглядно сравнить количество и качество стендов отечественных структур с предыдущим годом, а также активность на выставке российских участников? Присутствовал ли интерес российского банковского и технологического сообщества к выставке этого года? Как российское банковское и технологическое сообщество было представлено на выставке?

Илья Коробов:Прошедший TRUSTECH не отражает реального состояния дел в российских компаниях по следующей причине – многие отказались от участия из-за неудобного расположения выставки, многие предпочли приехать в качестве посетителей. Безусловно, это знаковая выставка для нашего сектора, но интерес к ней падает, так как инновационных решений на выставке практически не представлено.

Игорь Сухоставский:На мой взгляд, выставка никак не отражает российские реалии. Множество передовых решений в транспорте или в самообслуживании остаются неизвестными.

Юрий Перлин: По сравнению с числом стендов российских компаний на последних парижских выставках число экспонентов в Каннах было значительно меньше. Например, отсутствовал всегда открытый для продуктивного общения стенд журнала «ПЛАС». Из положительных моментов могу отметить довольно большой стенд Гознака, на котором были представлены ID-решения. На мой взгляд, он вызвали значительный интерес у посетителей.

21Семен Давыдов: Надо отметить, что рынок в целом стагнирует – и в Европе, и у нас. Это связано отчасти с развитием мобильных платежей, но еще больше, на мой взгляд, с увеличением конкуренции, особенно в России. В результате того, что произошло с выставкой (и с рынком карт в целом), российские карточные производители сократили свои делегации до минимума (один-два специалиста) либо не поехали вообще. При этом представители банков стараются посетить данное мероприятие, совместив приятное с полезным.

Алексей Голенищев: Российских представителей стало меньше – здесь есть и экономические причины, и причины географического месторасположения. Но в целом российский рынок не менее технологичен, он активно «диджитализируется» и развивается.

Игорь Стуканов:Конечно, отрадно было в 2017 году слышать русскую речь на выставке и видеть желание отечественных производителей выходить на зарубежные рынки – но ключевой вопрос: с чем? Россия всегда славилась «мозгами». И на мой взгляд, основной сегмент, где мы можем быть успешными, – это программные продукты. Примеры Лаборатории Касперского и наших поставщиков хостовых решений – яркое тому подтверждение. Зачастую мы опережаем наших европейских коллег – Россия находится в тройке стран, где чаще всего запускаются пилоты с принципиально новыми решениями. Если говорить о количестве стендистов, то у меня сложилось ощущение, что на TRUSTECH 2017 стало меньше не только россиян, но и посетителей в целом. И это – знак для организаторов.

ПЛАС:Как вы оцениваете, судя по TRUSTECH 2017, текущие ожидания зарубежных коллег от российского рынка? Были ли представлены какие-либо прорывные решения, или же вендоры продолжают лишь совершенствовать или расширять имеющийся модельный ряд?

Илья Коробов: По-настоящему прорывных технологий на выставке представлено не было. Все решения – плод нормальной эволюции, имеющей место как на российском рынке, так и на зарубежном. Что же касается ожиданий от российского рынка, то наши партнеры PAX и Verifone очень позитивно настроены, судя по планам на 2018 год, – это связано как с нынешним оживлением рынка, так и с действием 54-ФЗ, который позволяет открывать для эквайринга новые сегменты бизнеса – малый и средний бизнес, постепенно выходящий из тени.

Игорь Сухоставский: Успехи в продажах онлайн-касс в соответствии с 54-ФЗ внушили неоправданный оптимизм различным POS-вендорам, ранее не присутствовавшим на российском рынке. Им кажется, что Россия — это новый Клондайк, где можно легко продать сотни тысяч новых терминалов. Что ж, время покажет. В 2017 году на TRUSTECH никаких принципиально новых POS-терминалов по сравнению с предыдущим годом показано не было (или я не увидел). Все азиатские компании демонстрировали Android POS с вводом ПИН-кода на экране с неудобной клавиатурой, меняющей расположение цифр при каждом вводе. Похоже, что это станет трендом на ближайшее время.

Юрий Перлин: Коллег из России было меньше, чем в последние годы. Возможно, из-за того, что большинство из них разместились в Ницце. Что касается интереса со стороны зарубежных коллег, то Россия – большая страна, у нас большой рынок, поэтому и интерес к представителям России был традиционно значителен. Особенно к нашей национальной платежной системе «МИР». Прорывных решений на выставке не заметил.

Алексей Голенищев:Прорывов я не увидел или просто не заметил. Скорее на выставке наблюдалось некое оттачивание, цифровой и «оберточный» тюнинг уже известных и работающих технологий.

22Игорь Стуканов:Россия, несмотря на сегодняшние санкции, всегда входила в топ-10 мировых рынков. И, безусловно, интерес к нам не ослабевает. А в свете «укрупнения» и «вертикализации» нашего банковского сектора появляется очень логичный и весьма рыночный запрос на более мощные, промышленные продукты и решения. Нужны системы мониторинга и управления, позволяющие управлять принципиально более масштабными по размеру сетями POS-терминалов и банкоматов. Если же говорить о новых решениях, то, на мой взгляд, пока еще идет «полировка и тюнинг» текущих продуктов. Но есть ощущение, что этот период подходит к своему логическому завершению. Например, если говорить о Verifone, то в 2018 году мы выводим на рынок России нашу новую линейку терминалов EТGAGE.

ПЛАС: Удалось ли найти ответы на интересующие вас вопросы, обнаружить интересные темы, решения, продукты или поставщиков этих решений?

Илья Коробов:Конечно же, кое-какие интересные идеи мы увидели, но они лишь подтвердили наши ожидания и убедили нас в том, что мы и наши ключевые партнеры двигаемся в нужном направлении.

Выставка CARTES мигрировала в 2016 году из круглогодично привлекательного Парижа в «несезонные» Канны

Игорь Сухоставский:Несмотря на свои недостатки, выставка все равно демонстрирует основные тенденции развития, которые на ней вполне можно увидеть. Я остался доволен тем, что увидел, нашел пару перспективных технологических партнеров и убедился в правильности выбранной стратегии.

Юрий Перлин:К сожалению, ничего такого для себя не нашел.

Семен Давыдов:Для нас данный форум – возможность встретить большинство своих партнеров-вендоров и за три дня обсудить накопившиеся вопросы. Мы больше не планируем выставляться на данном форуме. Кстати, мы также сократили количество наших представителей на выставке за последние годы вдвое.

Игорь Стуканов:Мы еще раз убедились, что конкуренция со стороны азиатских производителей усиливается, и одно из наших основных преимуществ – инвестиции в создание новых продуктов, которых нет у наших «коллег по цеху». В дополнение к этому предоставление сервисных услуг от вендора – это второй вектор развития, которым мы будем активно заниматься в ближайшие годы.

ПЛАС:Какие тенденции, на ваш взгляд, найдут отражение на TRUSTECH 2018? Планируете ли вы посетить выставку следующего года, и если да, то с какими целями?

Илья Коробов: Говорить о том, что будет на TRUSTECH 2018, со стопроцентной уверенностью по понятным причинам рано, впереди еще год. Рынок финтеха развивается стремительно, и все может измениться. Но, на мой взгляд, продолжится тенденция увеличения присутствия на выставке китайских решений, отказ крупных вендоров от участия в данном мероприятии и дальнейшее снижения интереса у посетителей. Но будем надеяться, что организаторы найдут пути исправления ситуации и выставка вернется в 2018 году к нам с новыми интересными участниками, темами, решениями и тенденциями.

По сравнению с числом российских стендов на последних CARTES экспонентов в Каннах было значительно меньше

Игорь Сухоставский:Тут почти по классике: «каждый год, осенью, мы с друзьями едем во Францию на CARTES». Выставка – это в первую очередь встреча друзей, коллег и единомышленников, независимо от того, кто и в какой компании сейчас работает.

Юрий Перлин:Предполагаю дальнейшее сокращение интереса к данному мероприятию. Хотя ехать надо. Чтобы, по крайней мере, пообщаться с давними зарубежными коллегами-партнерами и нашими заказчиками-друзьями.

Семен Давыдов: На наш взгляд, в Германии есть огромное количество более удобных и при этом более дешевых площадок для проведения TRUSTECH. В 2018 году планируем поехать и в Канны, цели, по всей видимости, будут такие же.

Алексей Голенищев:Цели поездки на TRUSTECH 2018 будут те же: посмотреть, узнать, потрогать руками – что нового есть, что будет. И конечно, пообщаться с коллегами, обменяться опытом, впечатлениями, мнениями. Что интересно, многих своих коллег, друзей и знакомых (особенно российских) я встречаю именно на этой выставке. Без сомнения, это ее огромный плюс!

Игорь Стуканов:Это будет зависеть от того, изменится ли выставка в 2018 году. Хочется надеяться, что организаторы найдут силы и возможности оживить интерес к данному мероприятию. Если же этого не случится, то есть шанс, что и вендоры, и посетители переключатся на другие площадки – благо предложений на рынке сегодня в избытке.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных