
Платежный рынок Российской Федерации в 2017 году: краткий обзор

Примечательным является тот факт, что доля активных карт также растет – 56,64% (2017 г.), по сравнению с 53,54% (2016 г.).
Эмиссия платежных карт в России
Из общего объема эмиссии 235 956 млн карт составили дебетовые (расчетные) карты – 88,3%, на кредитные продукты пришлось 31 263 млн карт – 11,7% эмиссии. При этом доля дебетовых карт в структуре эмиссии платежных карт в Российской Федерации увеличилась на 0,1%, а доля кредитных карт, наоборот, сократилась на 0,1% по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период. Отметим, что снижение доли кредитных карт в структуре эмиссии продолжается уже второй год (в 2015 году их доля сократилась на 1%). Однако, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), банки увеличили выдачу кредитных карт на 14% за третий квартал 2017 года. Всего за июль-сентябрь 2017 г. банки выдали 2,31 млн карт с общим кредитным лимитом более 145,96 млрд рублей, за аналогичный период прошлого года было выдано 2,02 млн карт с лимитом более 106,88 млрд руб. Эксперты считают, что основной причиной роста числа выданных кредитных карт в III квартале стало последовательное снижение ключевой ставки ЦБ и последовавшее за этим снижение процентных ставок по кредитам.
Необходимо отметить, что российские банки выпускают также предоплаченные карты, суммарное количество которых в обороте довольно значительно, по разным оценкам, существенно превышая количество эмитированных кредитных карт.
Аналитики НАФИ прогнозируют, что в 2017–2018 гг. количество банковских карт продолжит расти в среднем на 3–5% в год, медленно входя в фазу насыщения.

Эмитенты банковских карт в РФ
В результате продолжающейся политики ЦБ, направленной на сокращение количества оперирующих на рынке банков (активный отзыв лицензий и санации отдельных кредитных институтов), общее количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию или эквайринг платежных карт, сокращается. Так, за год (с 01.10.2016 по 01.10.2017) число банков, работающих с платежными картами в РФ, сократилось на 12% (с 458 до 403 кредитных организаций). Годом ранее этот показатель демонстрировал 17,1%-ный спад. При этом на 01.10.2017 количество банков, осуществляющих эмиссию платежных карт, составило 400 (сокращение на 11,1% за год), а осуществляющих эквайринг карт – 357 структур (сокращение на 14,1% за год). Последний показатель подтверждает также вывод экспертов рынка о том, что эквайринг в России за последние годы превратился если не в убыточный бизнес, то в исключительно низкомаржинальное направление. По мнению экспертов рынка, на высокую себестоимость услуги эквайринга влияют несколько факторов: расходы на оформление договорных отношений, POS-терминальное оборудование, уплата комиссий, решение вопросов безопасности, обработка операций и иные платежи. При этом чистый доход банка-эквайрера от работы с небольшим предприятием составляет доли процента от оборота.
Доля безналичных транзакций по картам
В отношении количества безналичных транзакций по платежным картам в России и за ее пределами отчетливо наблюдается положительная динамика. Их доля в общем количестве карточных операций растет. За год количество транзакций по платежным картам, совершенных физическими лицами, увеличилось на 33,5% – с 12 784,7 млн на 01.10.2016 до 17 075,3 млн на 01.10.2017 Из общего числа транзакций 74,8% (12 801,8 млн) составили операции по оплате товаров и услуг. Это на 2,2% больше по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года – по итогам 9 месяцев 2016 года их доля составила 72,6% (9 289,1 млн транзакций из 12 784,7 млн).
Доля операций по снятию наличных денег физическими лицами составила 14,3% в общем количестве транзакций по платежным картам в первом полугодии 2017 года. Это на 5,6% меньше, чем годом ранее, когда она оценивалась в 19,9% (2 552,1 млн из 12 784,7 млн операций по картам).
Существенный рост показало число транзакций по платежным картам, совершенных юридическими лицами в России и за ее пределами. Так, по данным ЦБ на 01.10.2017, данный показатель составил 62,6 млн транзакций – годовой рост зафиксирован на отметке 76,3% (с 35,5 млн на 01.10.2016). Из общего числа транзакций 62,4% (39,1 млн) составили операции по оплате товаров и услуг. В прошлом году доля операций по карте по оплате товаров и услуг из общего числа составила 50,1% (17,8 млн транзакций), за год данный показатель увеличился на 12,3%.
Доля операций по снятию наличных денег юрлицами составила 37,2% (23,3 млн транзакций). Данный показатель на 12,9% меньше, чем годом ранее, когда эта доля составляла 50,1% (17,8 млн транзакций). Но сокращение доли числа снятия наличных по карте юрлицами происходит не из-за уменьшения количества этих операций, а на фоне роста числа транзакций безналичной оплаты товаров и услуг.
Как свидетельствуют аналитики НАФИ, за последние два года рост доли держателей банковских карт замедлился, при этом число безналичных платежей растет гораздо быстрее. По данным на май 2017 г., держателями банковских карт являются три четверти россиян (75%). За последние два года доля пользователей постепенно растет (71% в 2015 г.). Еще 6% россиян планируют оформить карту. Не имеют таких планов 18% (в 2015 году – 23%).
При этом с 2015 года почти вдвое выросла доля россиян, в повседневной жизни осуществляющих безналичную оплату товаров и услуг: в 2015 году чаще или всегда проводили оплату безналичным способом 16%, а в 2017-м – 28% опрошенных. И наоборот, с 83% до 71% сократилось число тех, кто выбирает наличные.
Инфраструктура приема безналичных платежей в России
С ростом количества и объемов безналичных транзакций по банковским картам коррелируют и тенденции, прослеживаемые в динамике инфраструктуры приема банковских карт в РФ. По данным ЦБ РФ, инфраструктура приема платежных карт в России по состоянию на 01.10.2017 представлена 2 021 379 POS-терминалами, установленными в торгово-сервисных предприятиях (ТСП), и 191 733 POS-терминалами в банковских и государственных организациях. Для сравнения: в 2016 г. в России было 1 670 946 POS-терминалов, установленных в ТСП, и 179 579 – вне торговой сети. Рост числа POS-терминалов по этим сегментам за год составил, соответственно, 17,3% и 6,3%. Показатели роста POS-терминалов в ТСП выше прошлогодних: в 2016 г. количество POS-терминалов в ТСП выросло на 16,8%. В свою очередь число POS-терминалов вне торговой сети уменьшилось на 1,9%.
Общее число устройств банковского самообслуживания по итогам 9 месяцев 2017 г. (по данным ЦБ РФ) составило 201 689 единиц. За год число банкоматов в России сократилось на 0,9% – годом ранее сеть устройств самообслуживания насчитывала 203 694 банкомата. Тенденция сокращения количества банкоматов наблюдается уже третий год. В период с 01.10.2015 по 01.10.2016 число устройств банковского самообслуживания в РФ уменьшилось на 4,5%, с 01.10.2014 по 01.10.2015 – на 7,5%.
Из общего числа банкоматов по итогам 9 месяцев 2017 г. большую часть составляют устройства с функцией приема наличных денег (cash-in) – 63,9%. Годом ранее численное преимущество имели банкоматы с функцией приема наличных денег: 62,7%.
Национальная платежная система «Мир»: карты выпущены, инфраструктура готова
Согласно данным Национальной системы платежных карт (НСПК), в настоящее время участниками ПС «Мир» являются 377 банков, за год этот показатель вырос более чем в два раза (со 168 банков на декабрь 2016 г.). Почти все банки-участники являются эквайрерами, 148 из них – эмитентами карт «Мир».
Эмиссия карт ПС «Мир» началась в декабре 2015 г., когда были выпущены первые карты, при этом их массовый выпуск стартовал осенью прошлого года. В октябре 2016 г. держатели карт «Мир» совершили по ним около миллиона операций. За год этот показатель вырос в 80 раз и составил 80 млн операций. А в ноябре 2017 г. количество транзакций по национальным картам превысило 110 млн.
На конец ноября 2017 г. участники ПС «Мир» выпустили более 26,1 млн карт, что составляет почти 10% от всех эмитированных российскими банками карт. К концу 2018 г. НСПК рассчитывает видеть на российском рынке около 54 млн карт «Мир». По подсчетам ЦБ, доля карт «Мир» через несколько лет должна составить от 30% до 40% от общего числа банковских карт в стране. Этому, в том числе, способствует законопроект, который обязывает российские банки эмитировать карты «Мир» для всех лиц, получающих средства из государственного, регионального или муниципального бюджетов, до 1 июля 2018 года (по оценкам некоторых экспертов, общее число таких лиц в России может составить не менее 33 млн человек из 142-миллионного населения страны). Пенсионерам будут выпускать карты «Мир» по мере истечения срока действия карты, которой они пользуются сейчас, и полностью обеспечат национальными картами до 1 июля 2020 года.
Обязательная выдача карт «Мир» бюджетникам влияет и на активное создание инфраструктуры приема национальных карт. По данным НСПК, на конец ноября 2017 г. карты «Мир» принимают более 2,2 млн устройств, что составляет 100% от запланированного показателя, из них 196 752 – банкоматы, 172 824 – пункты выдачи наличных, 1 864 980 – торговые терминалы.
Бесконтактные платежи: тройка Pay в России
Согласно результатам исследования Visa о восприимчивости национальных рынков к инновациям, Россия наряду с США и Великобританией вошла в тройку лидеров по количеству сгенерированных токенов при использовании платежных приложений Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. При этом Россия намного обгоняет остальные рынки по Android Pay, занимая первое место в мире.
По данным Visa на сентябрь 2017 г., каждый десятый житель крупных городов в России (11%) оплачивает покупки смартфоном. Каждый второй житель крупных городов в России (59%) знает о бесконтактном способе оплаты с помощью смартфона. При этом больше трети тех, кто не пользуется такими платежами (41%), готовы в будущем начать платить смартфоном.

Для подавляющего большинства пользователей мобильных платежных сервисов преимуществами такого способа оплаты являются удобство (92%) и безопасность (77%), которая обеспечивается с помощью технологии токенизации.
Развитию данного рынка способствуют не только усилия платежных систем, которые уже давно сделали наличие NFC-ридеров в POS-терминалах стандартом, но и приход в Россию в 2016 году мобильных платежных сервисов, основанных на NFC, – Samsung Pay (конец сентября 2016 года), Apple Pay (начало октября 2016 года), Android Pay (май 2017 года).
По данным Сбербанка, наибольшей популярностью среди клиентов банка пользуется сервис Apple Pay. Всего за год число операций по Pays выросло примерно в 3 раза по сравнению с первыми месяцами запуска. Доля платежей NFC-кошельками на данный момент достигла 3% от всего торгового оборота по банковским картам клиентов Сбербанка. Средний платеж по России в целом составляет порядка 650 рублей.
Показатели Альфа-Банка свидетельствуют о том, что, как правило, клиенты используют сервисы Pay, чтобы совершать ежедневные покупки на относительно небольшие суммы в категориях кафе и рестораны, одежда, супермаркеты. Но есть примеры покупок на существенные суммы в таких категориях товаров, как украшения, часы и аксессуары, автомобильное оборудование, драгоценности, – например, на сумму 1,8 млн руб. в магазине Tiffany или 2,9 млн руб. в магазине Chanel (Женева). Самая крупная единовременная покупка была совершена в салоне Porsсhe и составила 5 млн рублей.
Клиенты Альфа-Банка совершили покупки с помощью сервисов бесконтактной оплаты в 103 странах мира. Средний возраст клиента составляет 33 года. Возраст самого взрослого клиента – пользователя сервиса бесконтактной оплаты – 94 года; это женщина.
Общий объем операций по картам розничного бизнеса ВТБ с помощью запущенных сервисов мобильных платежей на сегодняшний день составляет около 15 млрд рублей. Оборот по Pay ежемесячно растет на 20–30%. Практически аналогично увеличивается их доля в общем объеме платежей с помощью карт банка, но пока она не превышает 5%. Клиенты привыкают к новому сервису, а смартфоны, поддерживающие данную функцию, становятся все более доступными.
Средняя сумма платежа клиентов ВТБ составляет 800–1000 руб. в зависимости от сервиса. Чаще всего транзакции с помощью Pay проводятся для небольших повседневных трат (фастфуд, супермаркеты и т. д.), а с помощью карт – для крупных покупок.
Банк Русский Стандарт также отмечает популярность сервисов Pay среди его клиентов.
Сейчас средняя сумма платежа смартфоном составляет 1051 руб., хотя в первые дни появления технологии в России она равнялась 530 рублям.
Спустя год работы технологии в России большинство операций с помощью смартфона клиенты банка совершают в бакалейных магазинах и супермаркетах – 38% и средний чек здесь 986 руб., в фастфуде – 17% (709 руб. соответственно) и ресторанах – 8% (817 руб.). В первые дни появления технологии смартфоном оплачивали мелкие покупки в сегменте «рестораны» (в секторе «быстрое питание»), также лидерами были сегменты «супермаркеты» и «аптеки».
Города-лидеры по количеству платежей смартфонами у клиентов Банка Русский Стандарт практически не менялись.
Популярность Pays породила новый тип устройств на рынке банковского самообслуживания – NFC-банкоматы. И первыми их начали устанавливать крупные банки. Так, Альфа-Банк в июне 2017 г. объявил о тестировании технологии проведения банковских операций в терминалах с помощью Samsung Pay и Android Pay. До конца 2017 г. банк намерен установить свыше 700 NFC-банкоматов, большая часть из которых уже функционирует.
Сбербанк, в свою очередь, собирается к концу 2017 г. запустить NFC-банкоматы для всех видов Mobile pay: Samsung Pay, Apple Pay, Android Pay. Бесконтактный ридер будут иметь 10 тыс. банкоматов Сбербанка. При этом банк будет устанавливать как новые бесконтактные банкоматы, так и оснащать технологией уже имеющиеся устройства самообслуживания.
Крупным событием уходящего года, которое показало популярность бесконтактных платежей, стал Кубок конфедераций FIFA. По данным Visa, на стадионах, где проходил турнир, 30% покупок от общего числа совершались с использованием бесконтактных платежных инструментов, из них 20% платежей – с помощью мобильных устройств, таких как смартфоны и часы. При детальном разборе 24% транзакций совершено с помощью бесконтактной карты, 6% – при помощи мобильных платежных сервисов Pay.
В интернет-магазинах, по данным Asist, основным платежным средством продолжает оставаться банковская карта – ее используют в 97% случаев. Оставшиеся 3% приходятся на наиболее популярные электронные кошельки (Яндекс Деньги, WebMoney, QIWI Wallet), а также на платежные сервисы (Apple Pay и Android Pay).
Если вы заинтересованы в более детальной информации о карточном рынке России, аналитических обзорах, экспертной оценке бизнес-возможностей вашей компании в России и контактах с игроками российского карточного рынка, обращайтесь к директору по развитию бизнеса PLUS Alliance Константину Гризову:
e-mail: Konstantin@plusworld.ru
телефон: +7 925 005 4005.