
НДО в Республике Беларусь. Деноминация и не только

Текущая ситуация на рынке наличного денежного обращения республики
[caption id="attachment_396822" align="alignright" width="120"] Сергей Гайко[/caption]
Состояние наличного денежного обращения в стране определяется общей макро-экономической ситуацией и характеризуется существенным замедлением инфляционных процессов в Республике Беларусь.
С 2012 года уровень инфляции в республике снизился с 21,8% до 4,6% за 2017 год.
Наличный денежный оборот в Республике Беларусь с 2005 года по 2017 год вырос более чем в 13,8 раза, объем наличных денег в обороте увеличился в 12 раз (с 0,2 млрд белорусских рублей на 01.01.2006 до 2,4 млрд рублей на 01.01.2018, см. рис. 1).
Прирост объема наличных денег в обращении (М0) за 2015 год составил 2,2%, что является самым низким значением с 2010 года (в 2014 году данный показатель составил 13,2%, в 2017 году – 31,0%, см. рис. 2).
В последние годы наметилась тенденция к снижению удельного веса наличных денег (М0) в рублевой денежной массе (М2). Если на начало 2005 года этот показатель находился на уровне 24,9%, то к началу 2018 года он снизился на 8,2 процентного пункта и составил 16,7% (см. рис. 3).
Достигнутый результат в значительной степени обусловлен ужесточением денежно-кредитной политики и переходом к новому механизму курсообразования в 2015 году. Комплексом мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. предусмотрено проведение курсовой политики в режиме управляемого плавания.
Деноминация 2016 года: цели, задачи и результаты
Макроэкономическая политика, проводимая в республике в 2015 году, сформировала тот уровень внутренней и внешней сбалансированности экономики, который был необходим для начала проведения деноминации в 2016 году.
1 копейка
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» с 1 июля 2016 года была проведена деноминация белорусского рубля.
Это решение было принято в целях дальнейшего совершенствования денежного обращения, упрощения учета и расчетов в стране, поддержания оптимального номинального строения денежной массы, а также значительного сокращения государственных расходов на обслуживание наличного денежного обращения в Республике Беларусь.
Первоначально деноминация должна была быть проведена с 1 января 2009 года, и для ее проведения были изготовлены по заказу Национального банка Республики Беларусь в 2008 году новые денежные знаки. Однако проведение деноминации было отложено в связи с ухудшением экономической ситуации на фоне глобального финансового кризиса 2008–2009 гг., а впоследствии внутреннего валютного кризиса 2011 года.
Следует отметить, что в 2009 году задумывалось сократить три нуля. За это время из обращения изъяли банкноты номиналом 10, 20 и 50 рублей, и получилось, что самый низкий номинал (100 рублей) как раз равен одной копейке. Таким образом, с 1 июля 2016 года в Республике Беларусь проведена деноминация официальной денежной единицы – белорусского рубля в соотношении 10 000:1.
С момента проведения деноминации в обращении в Республике Беларусь находятся семь номиналов банкнот – 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 рублей и восемь номиналов монет – 1, 2, 5, 10, 20 и 50 копеек, а также 1 и 2 рубля.
В общем количестве денежной наличности, находящейся в обращении по состоянию на 01.01.2018, банкноты составили 23,4%, монеты – 76,6%.
Наиболее ходовыми денежными знаками являются банкнота номиналом 20 рублей (33,1% в общем количестве банкнот) и монета номиналом 1 копейка (27,0% в общем количестве монет).
Банкноты крупных номиналов 200 и 500 рублей в обращении практически не участвуют.
В целях упрощения расчетов населения в период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 года и денежных знаков образца 2009 года Национальный банк Республики Беларусь ставил перед собой задачу обеспечить население новыми денежными знаками нового образца в наиболее сжатые сроки.
Для решения этой задачи Национальный банк Республики Беларусь принял все соответствующие решения и необходимые нормативные правовые акты.
Кроме того, при проведении деноминации был принят ряд нестандартных решений: осуществлена доставка в регионы и банки республики необходимого объема денежной наличности образца 2009 года до начала проведения деноминации; проведена работа по адаптации счетно-сортировочной техники, банкоматов, устройств с купюроприемниками до выпуска в обращение денежных знаков нового образца.
Для обеспечения организаций торговли (сервиса) (ОТС) «разменной монетой» организованы бесплатное подкрепление субъектов хозяйствования монетами образца 2009 года (с оплатой только услуги перевозки), а также бесплатный обмен в кассах банков и структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года.
Отметим, что банковское оборудование, включая установленные банками платежные терминалы, с 1 июля 2016 года было готово к обработке операций при использовании банковских платежных карточек в новом масштабе цен.
Уже в ночь на 1 июля банковской системой произведена загрузка банкоматов новыми банкнотами, а с августа 2016 года все банкоматы в Республике Беларусь были загружены банкнотами образца 2009 года, что позволило банковской системе обеспечить население новыми денежными знаками в наиболее сжатые сроки.
Для достижения поставленных задач по проведению деноминации и укрепления доверия населения к национальной денежной единице Национальным банком Республики Беларусь совместно с республиканскими органами государственного управления реализован комплекс мероприятий по информированию населения, субъектов хозяйствования и банков о вопросах деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь и ввода в обращение банкнот и монет образца 2009 года. Проведены обучающие семинары, презентации денежных знаков нового образца для средств массовой информации, интервью, указанная информация размещена на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь, изготовлены рекламные плакаты и цветные информационные буклеты «Банкноты и монеты образца 2009 года», в электронных средствах массовой информации осуществлено транслирование на республиканских телеканалах информационных видеороликов об общих вопросах деноминации и защитных элементах новых денежных знаков.
Принятые Правительством и Национальным банком Республики Беларусь меры позволили обеспечить успешное проведение деноминации без нареканий со стороны населения и организаций.
Процесс деноминации носил технический характер и не оказал влияния на покупательную способность белорусского рубля, курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам, а также на фактически сложившийся уровень инфляции.
C 01.01.2017 обмен денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года осуществляется в кассах банков, небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь и структурных подразделениях Национального банка. Обмен производится без ограничений и без взимания платы. С 01.01.2020 по 31.12.2021 обмен будет производиться только в кассах Национального банка Республики Беларусь.
Появление разменной монеты как результат деноминации
Одним из наиболее важных решений в ходе подготовки к проведению деноминации является решение о введении в обращение циркуляционных монет. Ранее роль циркуляционных монет выполняли банкноты мелких номиналов образца 2000 года. Как следствие, они быстро изнашивались, в связи с чем Национальный банк Республики Беларусь тратил немалые средства на выпуск новых экземпляров этих номиналов банкнот взамен изношенных. Введение монет в обращение обусловлено их более продолжительным сроком службы по сравнению с бумажными банкнотами, что позволит в дальнейшем сэкономить государственные денежные средства.
Монеты в обращении в стране отсутствовали достаточно долго, и население не сразу к ним привыкло. Тем не менее их удельный вес в структуре наличного денежного обращения постоянно растет и на 01.01.2018 составил около 77% от общего количества денежных знаков, находящихся в обращении в Республике Беларусь (на 01.01.2017 – 70%).
Количество монет в денежном обороте увеличилось в 2017 г. в 1,5 раза, хотя их удельный вес в общей сумме наличных денег остается на уровне 4%. Общее количество монет на 01.01.2018 достигло 421 млн штук. На 01.01.2018 на каждого белоруса в среднем приходилось 44 монеты различных номиналов.
Вопросы возврата монеты в оборот
В Республике Беларусь, как и в других странах, существует проблема с возвратом монет мелких номиналов в Национальный банк Республики Беларусь. Менее всего за 2017 год возвратилось в кассы Национального банка Республики Беларусь монет номиналом 1 и 2 копейки – около 0,02% от количества выданных банкам монет указанных номиналов. При этом в указанном периоде наибольшие темпы роста выданной денежной наличности в виде монет из касс Национального банка банкам сложились по монетам номиналами 1 и 2 копейки.
За 2017 год возврат монет в кассы Национального банка Республики Беларусь составил около 52% от общей суммы выданных монет и около 19% – от количества выданных монет. Монет средних номиналов (10, 20, 50 копеек) возвращено в кассы Национального банка Республики Беларусь более 43%, монет крупных номиналов (1, 2 белорусских рубля) – более 55% от количества выданных банкам монет указанных номиналов.
Создание специализированной кассово-инкассаторской компании
Динамичное развитие банковской сферы приводит и к изменению роли центральных (национальных) банков, в том числе в области регулирования наличного денежного обращения (НДО).
В последние десятилетия произошли качественные перемены в технологиях обработки наличных денег, изменилась сфера их применения в результате распространения электронных платежных средств. Во многих странах значительную роль в обороте наличности стали играть новые профессиональные участники рынка НДО – компании, специализирующиеся на перевозке, хранении и обработке наличных денег. В свою очередь, многие коммерческие банки, традиционно предоставляющие клиентам весь спектр операционно-кассового обслуживания, передали таким компаниям техническую часть работы по обеспечению наличными деньгами, сократив тем самым свои расходы и сосредоточившись на основных банковских операциях.
Перспективным направлением для развития кассовой инфраструктуры Национальный банк видит перевод на аутсорсинг операций с денежной наличностью. В целях сокращения совокупных расходов на обслуживание НДО проводится работа по созданию специализированной кассово-инкассаторской компании, учредителями которой будут выступать Национальный банк и несколько крупных банков.
В настоящее время планируемые банки-акционеры имеют 86 структурных подразделений, оказывающих кассово-инкассаторские услуги клиентам и обеспечивающих потребности внутренних структурных подразделений в организации наличного денежного обращения.
Кассово-инкассаторская компания планирует предоставлять весь спектр услуг в области инкассации, перевозки, хранения и обработки денежной наличности в Республике Беларусь.
Также планируется передача данной организации денежных активов Национального банка для их хранения, при этом управление и контроль за данными активами по-прежнему планирует осуществлять Национальный банк.
Создание объединенной кассово-инкассаторской компании и передача банками ей на аутсорсинг функций инкассации, перевозки, обработки и хранения денежной наличности и иных ценностей позволят существенно сократить совокупные затраты на обслуживание НДО банков, оптимизировать численность и повысить эффективность работы соответствующих банковских служб. При этом банки получат возможность сконцентрировать свои усилия на развитии основных бизнес-направлений и улучшении экономических показателей. По оценкам экспертов, специализированная кассово-инкассаторская компания обеспечит на профессиональном уровне удовлетворение потребностей банковской системы Республики Беларусь, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в услугах перевозки, инкассации, обработки и хранения ценностей, а также защиту прав и законных интересов всех участников рынка.
Планируется, что региональные подразделения Национального банка будут реорганизованы и составят основу структуры нового предприятия по работе с наличными деньгами. В составе Национального банка останется только Центральное хранилище в г. Минске.
В настоящее время в Республике Беларусь уже существует специализированная компания, оказывающая кассово-инкассаторские услуги, – ЗАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ИНКАСС.ЭКСПЕРТ», являющаяся дочерней компанией ОАО «БПС-Сбербанк». Она была основана в 2015 году и в настоящее время представлена 18 структурными подразделениями на всей территории Республики Беларусь.
На конец 2017 года в Республике Беларусь 18 банков и упомянутая НКФО имеют лицензию на перевозку ценностей, а 9 банков и та же НКФО – на инкассацию.
Несмотря на то что сегодня в банковской системе Республике Беларусь не используются технологические решения, автоматически приводящие купюры в неплатежеспособное состояние при попытке несанкционированного доступа в контейнеры для их хранения, Национальный банк считает, что данная технология может быть перспективной. В настоящее время работа по изучению указанной технологии ведется с Ассоциацией белорусских банков.
Ситуация с фальшивомонетничеством: преобладание подделок в иностранной валюте
Затрагивая тему фальшивомонетничества, необходимо подчеркнуть, что для Республики Беларусь сколько-нибудь реально ощутимой проблемы фальшивомонетничества не существует. Как известно, в международной практике уровень фальшивомонетничества принято характеризовать показателем, устанавливающим отношение количества подделок на миллион подлинных банкнот, находящихся в обращении в стране. При этом критичным считается показатель более 300 поддельных банкнот на миллион подлинных. Для сравнения – в Республике Беларусь одна поддельная банкнота приходится на 8 млн подлинных банкнот, находящихся в обращении.
По итогам первого полугодия 2017 года количество выявленных поддельных белорусских рублей в банковской системе Республики Беларусь по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось почти в 5 раз, но в абсолютном выражении прирост составил всего 13 банкнот. Чаще всего подделке подвергались банкноты номиналом 20 белорусских рублей (8 шт., или 50% от всех выявленных подделок) и 10 рублей (7 шт., или 44%). Таким образом, несмотря на формальное увеличение выявленных подделок национальной валюты, ситуация с фальшивомонетничеством остается по-прежнему контролируемой.
При этом характерной для Республики Беларусь особенностью фальшивомонетничества на протяжении последних лет является преобладание оборота поддельной иностранной валюты над национальной.
Основное количество выявленных поддельных денежных знаков в иностранной валюте составили доллары США – 251 шт., или 47% от общего количества выявленных подделок, российских рублей было выявлено 196 шт. (37%) и евро – 85 шт., или 16%.
Что касается защищенности банкнот образца 2009 года, выпускаемых Национальным банком Республики Беларусь, то во всех номиналах применены как публичные элементы защиты, так и машиночитаемые. Необходимо отметить, что банкноты нового образца по защищенности от подделок находятся на уровне ведущих валют мира и не требуется усиление их защитного комплекса.
Обмен и утилизация ветхих и испорченных банкнот
Для поддержания чистоты наличных денег в обращении Национальный банк Республики Беларусь определяет перечень признаков платежности банкнот и монет, которым руководствуются банковская система и объекты торговли и сервиса при отнесении денежных знаков к годным или ветхим (поврежденным). Ветхие банкноты и поврежденные монеты в обращение не выпускаются и подлежат сдаче объектами торговли и сервиса в банки, а банками в свою очередь – в Национальный банк. Подлежащие обмену банкноты и монеты обмениваются вне зависимости от предъявленной к обмену суммы. Плата за произведенный обмен не взимается.
Уничтожение ветхих (изъятых из обращения) банкнот осуществляется в Цент-ральном хранилище Национального банка с применением автоматизированных систем. Образовавшаяся в процессе уничтожения «обрезь» ввиду ее незначительных объемов и отсутствия экономической эффективности не используется в качестве сырья (энергоносителей) в сферах материального производства, а утилизируется на полигонах бытовых отходов.
Развитие цифровых банковских технологий и НДО
Важнейшим направлением деятельности Национального банка Республики Беларусь является сокращение расчетов наличными денежными средствами и развитие цифровых банковских технологий в соответствии с Концепцией развития платежной системы Республики Беларусь на 2016–2020 годы.
Стратегией развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на указанный период, одобренной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 02.03.2016 № 108, определен индикативный показатель эффективности функционирования системы безналичных расчетов по розничным платежам – это доля безналичного денежного оборота в розничном товарообороте. По прогнозам, к 1 января 2021 г. данный показатель составит не менее 40%.
В настоящее время в сфере розничного товарного обмена, как и прежде, основная масса сделок осуществляется наличными деньгами. При этом активно внедряются различные формы безналичных расчетов. Безналичные расчеты в сфере торговли составляют более 34%, в сфере услуг – более 40% (в 2016 году – 30 и 33% соответственно).
В части развития объектов программно-технической инфраструктуры для использования платежных карт наибольший прирост можно отметить по показателям количества организаций торговли (сервиса) и установленных в них платежных терминалов. Количество ОТС, оборудованных POS-терминалами, увеличилось за 2017 год на 6000 ед. (5%), количество установленных в них POS-терминалов – на 11 000 ед. (8%).
На 01.01.2018 на территории Республики Беларусь установлено 4404 банкомата (прирост за предыдущие 5 лет составил около 20%). Доля наличных операций с использованием банковских платежных карт, совершенных на территории Республики Беларусь, составила по совокупному объему 55,3%, по количеству операций – 16,9%.
Продолжает улучшаться такой показатель, как количество карт на один POS-терминал в ОТС, на 01.01.2018 он составил 92 ед. (на 01.01.2016 – 111 ед.).
Несмотря на рост доли безналичных платежей, наличные деньги остаются основным платежным средством в Республике Беларусь.
Это обусловлено недостаточным и неравномерным уровнем развития платежной инфраструктуры, особенно в средних и малых населенных пунктах, невысоким уровнем доходов населения, ментальностью жителей республики, а также тем, что значительную часть (более 30%) в структуре НДО продолжают занимать поступления и выдачи наличных денег, связанные с покупкой и продажей иностранной валюты населением, а также оборот наличных денег на депозитном рынке.
Таким образом, в ближайшем будущем наличность сохранит заметную роль даже на рынках с активно развивающимися цифровыми технологиями, и основной задачей Национального банка Республики Беларусь будет являться применение эффективных и недорогих современных технологий для удовлетворения растущего спроса на рынке наличного денежного обращения.
Управление информации и общественных связей Национального банка Республики Беларусь
+375 17 215 3530 press@nbrb.by