Журнал ПЛАС » Архив » 2017 » ЖУРНАЛ ПЛАС № 1 » 1085 просмотров

Платежный рынок Казахстана: взгляд Нацбанка

Платежный рынок Казахстана: взгляд Нацбанка

 

Все основные показатели платежного рынка Казахстана по результатам 2016 года демонстрируют положительную динамику


Как обстоят дела сегодня у наших ближайших соседей по региону и партнеров по ЕАЭС? Серию публикаций, посвященных ситуации в странах постсоветского пространства, мы открываем обзором рынка безналичных платежей Казахстана, подготовленным для читателей журнала «ПЛАС» заместителем председателя Национального банка Республики Казахстан Галимжаном Пирматовым.

Принятие нового Закона «О платежах и платежных системах»
В Казахстане основным событием для платежного рынка в 2016 году стало принятие в июле нового Закона «О платежах и платежных системах». Это принципиально новый документ, который создает правовую основу для функционирования всех участников платежного рынка, повышает прозрачность и стабильность отрасли, улучшает права потребителей платежных услуг, в первую очередь благодаря государственному контролю за деятельностью частных небанковских провайдеров платежных услуг.

Структурно можно выделить три крупные области, охватываемые законом:

• регулирование порядка организации и функционирования платежных систем;
• выделение в отдельную категорию рынка платежных услуг с определением видов платежных услуг и основных субъектов – поставщиков платежных услуг, а также режима государственного регулирования деятельности по оказанию платежных услуг. К поставщикам платежных услуг помимо банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, добавились новые участники – платежные организации, платежные агенты и субагенты;
• банковская практика, вопросы применения платежных инструментов и способов осуществления безналичных платежей, защита прав потребителей платежных услуг.

В рамках совершенствования банковской практики законом, например, сокращаются сроки проведения банками клиентских платежей. Если ранее банк имел 3 рабочих дня на акцепт поручения и мог исполнить его на следующий за акцептом день, то сегодня он должен исполнить поручение клиента не позднее операционного дня, следующего за днем получения. Таким образом, срок сокращен с 4 до 2 рабочих дней, а с июня 2017 года все платежи должны будут проводиться банками день в день.

Документ также учитывает активное развитие современных технологий и закладывает основы для будущего развития рынка. Если, например, до недавних пор пластиковая платежная карта была единственным носителем платежной информации, то сегодня выступать в качестве средства для инициирования платежа может чип, SIM-карта, смартфон, часы и иные форм-факторы, соответственно, эти нюансы также отражены в законе.

После принятия закона была полностью обновлена соответствующая нормативная правовая база Национального банка Казахстана, регулирующая вопросы функционирования платежных систем, рынка платежных услуг и применения платежных инструментов.

Новые участники – новая структура рынка
Сегодня платежный рынок Казахстана представлен двумя сегментами – это платежные системы и рынок платежных услуг. Новый закон определяет платежную систему как систему, участниками которой являются финансовые организации – банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (к последним относятся, например, Казпочта, комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, фондовая биржа, центральный депозитарий ценных бумаг, государственный оператор по пенсионным и социальным платежам).

Таким образом, платежная система носит межбанковский характер и обеспечивает межбанковские расчеты. В этом отношении необходимо выделить национальные платежные системы, оператором которых является дочерняя структура Национального банка Казахстана «Казахстанский центр межбанковских расчетов», обеспечивающие проведение денежно-кредитной политики государства, крупные и срочные платежи финансового сектора, и частные платежные системы, например, карточные или системы международных денежных переводов.

Субъектами рынка по оказанию платежных услуг являются поставщики платежных услуг, включая небанковских операторов систем электронных денег и провайдеров мобильных/интернет платежей. Закон определяет конкретный перечень платежных услуг для каждого вида поставщика и основания, при которых поставщики платежных услуг вправе их оказывать (лицензирование, учетная регистрация, агентский договор).


На текущий момент функцией приема бесконтактных платежей оснащено 30% POS-терминальной сети Казахстана


Ключевые итоги и тренды 2016 года
Все основные показатели платежного рынка Казахстана по результатам 2016 года демонстрируют положительную динамику.

Если говорить о рынке платежных карт, то количество платежей с их использованием увеличилось на 41,5% , их объемы – на 56,9%, количество активных пользователей за последний год возросло на 13%.

В Казахстане представлены практически все международные карточные системы. Сегодня 26 банков второго уровня и Национальный оператор почты (АО «Казпочта») выпускают платежные карты (общий объем эмиссии составляет 15,6 млн). Населению доступны для использования дебетовые карты (81%), кредитные карты (15,2%), дебетовые с кредитным лимитом / кредитно-дебетовые карты (3%) и предоплаченные платежные карты (0,8% от общего количества выпущенных платежных карт).

Банками проводятся работы по развитию инфраструктуры, расширению спектра новых сервисов, внедряемых высокотехнологичных решений – например, набирают популярность бесконтактные платежи на небольшие суммы с использованием технологии NFC. На текущий момент функцией приема бесконтактных платежей оснащено 30% POS-терминальной сети Казахстана. В целом количество POS-терминалов, установленных банками в торгово-сервисных предприятиях, выросло за 2016 год на 39%. На рынке появляются новые сервисы по приему платежей с использованием QR-кодов.

В части обработки межбанковских платежей в рамках карточных программ в Казахстане широко используется схема межхостовых отношений между банками, что предполагает наличие между операционными центрами различных банков прямого электронного взаимодействия для взаимного приема и обслуживания операций с платежными картами. Нужно отметить, что 70% банков, выпускающих платежные карты, имеют собственные процессинговые центры. Национальный банк Казахстана планирует проводить работы по оптимизации и совершенствованию межбанковских расчетов по операциям с использованием платежных карт.

Цифровизация банковских сервисов
Мировые тренды по цифровизации банкинга также налицо – растет количество самих банков, предоставляющих дистанционные цифровые услуги. Сегодня уже 60% казахстанских банков располагают системами онлайн-банкинга, предоставляя возможность удаленного обслуживания для пятой части клиентов, темпы роста оборота интернет- и мобильного банкинга за 2016 год составили более 50%.

И хотя в карточном сегменте по-прежнему преобладают операции снятия наличных денег, темпы роста платежей с помощью платежных карт в течение последних пяти-семи лет стабильно опережают темпы роста операций по снятию наличных. Это обусловлено работой банков по расширению сети POS-терминалов, также на рынке появились и активно используются mPOS-терминалы, гораздо более доступные по цене. Кроме того, функционал банкоматов сегодня стал значительно шире – это уже полноценные терминалы самообслуживания, в том числе обеспечивающие проведение целого ряда платежных операций. Мы ожидаем, что конкуренция, усилия банков, а также различные привлекательные программы лояльности будут способствовать дальнейшей положительной тенденции в этой области.

Развитие систем электронных денег
С момента создания в 2011 году правовой основы для эмиссии банками электронных денег и выполнения небанковскими провайдерами функций операторов систем электронных денег данный сегмент рынка также демонстрирует активный рост. В Казахстане функционирует 16 систем электронных денег, количество операций по сравнению с 2015 годом выросло в 2,5 раза и составило 11,1 млн транзакций. Средняя сумма одной операции составляет 3400 тенге (около 620 рублей), что соответствует назначению данного инструмента для сегмента микроплатежей.

Влияние перспективных глобальных направлений на рынок Казахстана
В 2016 году большое внимание в платежном мире уделялось обсуждению различных инновационных технологий, перспективам использования технологии блокчейн, роли финтеха и судьбе традиционного банкинга, а также вопросам кибербезопасности. Национальный банк Казахстана активно изучает и анализирует эти процессы.

Здесь можно выделить несколько направлений – глобальную тенденцию к развитию моментальных платежей на страновом уровне, получение третьими сторонами доступа к банковскому счету клиента для предоставления ему своих услуг и обслуживания его потоков, также актуальными являются вопросы удаленной идентификации клиентов.

Моментальные платежи и ДБО
По данным направлениям у нас уже есть определенные наработки. Мы внимательно изучаем международную практику по функционированию систем моментальных платежей. Можно сказать, что это новый виток в развитии розничных платежных систем.

Технологический прогресс наиболее ярко проявляется именно в изменении платежных отношений. Мы являемся свидетелями того, как масштабное проникновение мобильных технологий, быстрый интернет меняют поведение и ожидания клиента, а также повышают требования к оказанию банковских и платежных услуг.

Удобство в банкинге измеряется уже не расстоянием до отделения или графиком его работы, а возможностью банковских приложений.

Поэтому в мире все больше стран предоставляют населению, среднему и малому бизнесу возможность проведения розничных платежей в режиме реального времени. Появление таких систем выводит отношения банка и клиента на качественно новый уровень, а также открывает возможности для развития мобильных платежей и электронной коммерции. При этом также ужесточаются требования к операционным системам банков и обеспечению непрерывности их деятельности. Для реализации подобного проекта потребуется доработка банками своих информационных систем для обеспечения и поддержки работы с клиентами в режиме 24/7.


В Казахстане каждый гражданин имеет уникальный идентификационный номер, присваиваемый ему при рождении


Помимо того, что внедрение подобной системы является инновационным само по себе, оно дает возможность реализации банками новых сервисов с добавленной стоимостью.

Блокчейн. Интеграция системы электронного правительства и платежных сервисов
В рамках изучения применения новых технологий в финансовом секторе в Национальном банке Казахстана создана рабочая группа. В качестве одного из перспективных направлений ее участниками рассматривается возможность использования технологии блокчейн.

Дальнейшее развитие и расширение цифровых услуг непосредственно связано с возможностью удаленной идентификации клиента, информационного обмена между задействованными сторонами. Мы знаем, что в России также обсуждаются вопросы обеспечения удаленной идентификации клиентов на базе Единой системы идентификации и аутентификации. В Казахстане каждый гражданин имеет уникальный идентификационный номер, присваиваемый ему при рождении, юридические лица также имеют бизнес-идентификационные номера, внесенные в единую государственную базу данных. Мы считаем необходимым использовать возможности системы «электронного правительства», включая индивидуальные идентификаторы, для обеспечения эффективной дистанционной идентификации клиента. Для этого требуется комплексный подход, определение всех процедур и взаимодействие информационных систем участников финансового рынка с информационными системами государственных органов.

Сегодня в направлении взаимодействия государственных и негосударственных информационных систем уже реализуется проект по передаче банками информации о проведенных платежах в бюджет в информационные системы государственных органов через платежный шлюз «электронного правительства». Проект направлен на совершенствование, ускорение оказания государственных услуг, не дожидаясь подтверждения от органов казначейства.

Открытие доступа к банковским счетам клиентов сторонним поставщикам платежных сервисов
В настоящее время на уровне закона в Казахстане закреплена многоуровневая архитектура платежного рынка, т. е. наряду с банками на рынке активно функционируют новые институциональные субъекты. Данные участники из числа финтех-компаний представляют альтернативу сервисам традиционных поставщиков платежных услуг – банков, тем самым стимулируют конкуренцию и предоставляют возможность снижения стоимости проведения платежей.

Сегодня отдельные банки уже предоставляют свои технологические платформы для обслуживания не только собственных, но и клиентов других банков. То есть, например, я, имея счет и платежную карточку в одном банке, могу пользоваться интернет- или мобильным банкингом другого банка, не переходя к нему на постоянное обслуживание. Также вместо банка таким технологическим партнером может выступать небанковская организация, на стороне которой происходит инициирование платежа.

Наличные расчеты преобладают, при этом темпы их прироста значительно уступают динамике развития безналичных платежей

Таким образом, цифровая трансформация меняет модели обслуживания клиентов. Мы видим, что Европейский союз в новой платежной директиве активно продвигает эту инициативу, обязывая банки открывать доступ к банковскому счету клиента сторонним поставщикам платежных услуг при согласии клиента. В нашем новом Законе «О платежах и платежных системах» заложены основы для указанного взаимодействия стороннего и основного поставщиков платежных услуг по предоставлению доступа к банковскому счету клиента.

Это те проекты, которыми Национальный банк намерен заниматься в среднесрочной перспективе. Очевидно, что данные направления приведут к усилению конкуренции, борьбы за клиента, от которой в итоге он только выиграет.

Сотрудничество в области платежных систем в рамках ЕАЭС
В рамках ЕАЭС важное значение имеет объединение усилий участников Союза для проведения согласованной политики. В области платежных систем на уровне регуляторов уже создана Рабочая группа по координации развития национальных платежных систем. Данной рабочей группой в настоящее время определен ряд конкретных направлений по сотрудничеству, в частности, речь идет о сотрудничестве в области национальных систем платежных карт, внедрения международного стандарта ISO 20022 для передачи финансовых сообщений и развития финансовых технологий. Регуляторы стран-участниц ЕАЭС в рамках специальных комиссий и подгрупп будут осуществлять совместную работу по данным проектам.

Перспективы эмиссии цифровых валют центральными банками
Несмотря на продолжающиеся из года в год разговоры о якобы скорой смерти наличных денег, если оценивать ситуацию в Казахстане и в других странах ЕАЭС или СНГ, то в их розничном товарообороте значительную долю занимают наличные расчеты. Поэтому полагаю, что нам еще очень рано рассуждать о возможности полной замены наличных денег и их вытеснении из обращения.

Вместе с тем, если говорить о цифровых валютах как об аналоге электронных денег, то существует перспектива их выпуска центральными банками. Отдельные центробанки достаточно активно изучают эту возможность. В этом вопросе нужно хорошо понимать цели выпуска центральным банком цифровых валют и их перспективы. В некоторых странах это может способствовать повышению доступности финансовых и платежных услуг для населения. При этом нужно анализировать риски, возникающие в связи с возможной конкуренцией центрального и коммерческих банков в этой области. В любом случае, полагаю, что цифровые валюты в большей степени будут использоваться наряду с традиционными инструментами.

В перспективе мы должны стремиться к построению такой платежной среды, целью которой будет фокус на потребностях конечного потребителя. Перед нами стоит задача построения экосистемы, обеспечивающей эффективное межсистемное взаимодействие и предоставление широкого спектра удобных и безопасных платежных продуктов и инструментов, доступных населению и субъектам бизнеса.


Понравился материал? Поделись.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных