23 мая 2017, 18:34
Количество просмотров 227

Российский потребитель в цифровой среде: акцент на большой экран и удобный платеж

Российский онлайн-рынок товаров и услуг (по определению Euromonitor International, данный рынок включает в себя: розничную торговлю, транспорт, билеты на мероприятия, гостевой бизнес, общественное питание и прочее. ) активно развивается, уверена Мария Милашевич, старший аналитик компании Euromonitor International.
Российский потребитель  в цифровой среде:  акцент на большой экран и удобный платеж

В 2016 году объем товаров и услуг, купленных при помощи десктопа, смартфона или планшета, вырос на 25% в денежном выражении и достиг 1,7 трлн рублей. Для сравнения, среднестатистический россиянин потратил 150 евро на товары и услуги онлайн в 2016 году, в то время как страны-лидеры перевалили за 2000 евро на душу населения аналогичных затрат в год: Австралия – 2531 евро, Великобритания – 2329 евро и США – 2157 евро (см. график 1). Российский рынок продолжает демонстрировать значительный ежегодный рост и при этом сохраняет свой большой потенциал. И если есть ряд категорий, где офлайн продолжает играть главную роль, как, например, продукты питания, товары для дома, средства ухода за собой и т. д., то некоторые другие категории, такие как сфера туристических услуг, скоро целиком могут перейти в онлайн.

Несмотря на ряд причин, приостанавливающих развитие онлайн-рынка, таких как продолжающийся экономический спад в стране, недостаток развития современных технологий в регионах, недоверие населения к дистанционным методам оплаты, российский потребитель все более активно меняет модель своего потребления. И на сегодняшний день типичный онлайн-покупатель – это не только молодой человек с доходами выше среднего, данная аудитория значительно расширилась и продолжает расширяться. Российский потребитель готов к переменам и уже находится в активной стадии перехода от офлайн-покупок к онлайн. Этому способствует активная позиция компаний на рынке, рост популярности современных гаджетов, а также рост доверия потребителей к покупке и оплате онлайн.

Меняющиеся среда и модель поведения

Один из основных факторов меняющегося поведения потребителя – создание необходимых условий для потребления онлайн. Участники рынка инвестируют в те проекты, которые призваны сделать процесс поиска информации, покупки, оплаты наиболее удобным и понятным потребителю, вызывать у него доверие. Доверие и надежность зачастую являются основополагающим фактором при покупке онлайн. Одним из ярких примеров является компания QIWI. QIWI предоставляет услуги электронного кошелька, при помощи которого потребители могут оплачивать товары и услуги онлайн, переводить деньги со счета на счет, на мобильный телефон. Пополнить счет данного кошелька можно и при помощи терминала, перевести с банковского счета, мобильного телефона. Помимо оплаты товаров и услуг, при помощи данного сервиса можно оплатить также коммунальные платежи, налоги и другие выплаты в адрес государства. Электронный кошелек доступен на десктопе, планшете и смартфоне, как Android, так и iOS.  QIWI сотрудничает с международной платежной системой Visa, что, безусловно, положительно сказывается на доверии потребителя к услуге. Удобные интерфейс, возможность кэшбэка, гибкость в переводе и пополнении денежных средств, «надежный» имидж, широкая сеть терминалов – основные факторы значительного роста данной услуги на российском рынке.

Российский потребитель  в цифровой среде:  акцент на большой экран и удобный платеж - рис.1Стоит также упомянуть еще несколько активных запусков лидеров рынка. Среди них Яндекс с приложениями «Едадил», при помощи которого можно найти информацию о наиболее выгодной корзине продуктов в той или иной продуктовой сети, находящейся рядом согласно геолокации. Другой активный запуск Яндекс – «Снимите одежду». Приложение ищет одежду по фото, которое можно сфотографировать или загрузить картинку и найти похожие варианты на Яндекс.Маркете. Оно позволяет сравнивать цены в разных магазинах и выбирать лучшее предложение.

Еще один интересный запуск – JobToday. Приложение изменило индустрию найма низкоквалифицированных сотрудников. Оно работает по принципу Tinder: «свайп» вправо – «да, интересно», влево – «нет, следующий кандидат». Российские создатели выбрали Испанию первым регионом для продвижения приложения, так как на тот момент уровень безработицы в стране достигал 21%, среди молодого населения – 48%.  За восемь месяцев в Испании JobToday помог найти работу 10 тыс. человек, число обработанных заявок о поиске работе прошло отметку 2 млн. На сегодняшний день Job Today помогает искать работников McDonald’s, Subway, Starbucks, Hillton, а также другим крупным и небольшим компаниям. Количество компаний-партнеров уже превышает 150 000 глобально. 

Нельзя не упомянуть приложение AliЕxpress – огромная торговая площадка, которая позволяет приобрести товар из Китая за доступные цены. В связи со значительным ростом популярности данного сервиса в России компания открыла свои российские склады с целью улучшить качество доставки и уменьшить время товара в пути до одного дня с момента совершения заказа, что положительно сказалось на продолжении активного развития в России. Одновременно Alibaba Group запускает сегодня в России собственный платежный сервис – Alipay, один из крупнейших подобных инструментов проведения транзакций в мире, через который только в прошлом году провели транзакций на 1,7 трлн долл.

В основе развития онлайн-рынка лежит прежде всего доверие потребителей к платежным системам онлайн

В основе развития онлайн-рынка лежит доверие потребителей к платежным системам онлайн. В данной сфере лидером является Сбербанк. Через интернет-банк клиенты могут управлять корпоративными картами, отправлять заявки на кредит онлайн, отчитываться перед государственными органами. Особенность системы – маркетплейс продуктов и услуг с возможностью подключать и использовать дополнительные сервисы от сторонних разработчиков. Сбербанк постоянно инвестирует в инновации и современные технологии, обучает потребителя, тем самым вызывает доверие не только к своим продуктам, а в целом к онлайн-платежам в стране.

Современные технологии меняют привычный мир. Мы ищем или предлагаем работу при помощи мобильных приложений, оплачиваем товары и услуги, решаем, куда поехать и где поужинать, занимаемся спортом, ищем друзей и так далее. Меняется модель поведения потребителя в целом, уже ни один процесс не обходится без «онлайн-истории». 

Структура онлайн-рынка товаров и услуг

В структуре онлайн-рынка в России преобладает розничная торговля – 57% в денежном выражении в 2016 году (см. график 2). В разрезе розничной торговли более половины продаж приходится на три категории: бытовую технику, электронику и одежду. Далее значительную долю занимают категории, связанные с туризмом: транспорт, билеты на мероприятия и гостевой бизнес. Помимо того, что три вышеперечисленные категории суммарно занимают 35% онлайн-рынка в денежном выражении в 2016 году, они показали и самый высокий рост. Категория билетов на мероприятия выросла на 50% за год, транспорт на 34%, а гостевой бизнес – на 20%.

Российский потребитель  в цифровой среде:  акцент на большой экран и удобный платеж - рис.2Потребители онлайн туристических услуг, как правило, более открыты к новинкам и использованию современных технологий для покупок. Важным фактором в развитии данных категорий является присутствие брендов с мировым именем, таких как Airbnb, Booking.com, Uber, YandexTaxi и др. Однако и российские компании активно развиваются – anywayanyday, OZON.travel, agent.ru и др.

С приходом онлайн-услуг туристический сервис стал более доступным, а часть сервиса вышла из теневого рынка. Хороший пример – услуги такси. После появления Uber, YandexTaxi и других рынок такси вырос в разы. В первую очередь это связано с более доступными ценами на услуги, что заставило пересмотреть цены и другие компании, для того чтобы оставаться конкурентоспособными.

Важный момент развития онлайн туристических услуг – более высокий уровень доверия потребителя к покупке онлайн-услуг. Если потребитель решает приобрести ту или иную вещь в рознице, он может искать информацию онлайн, а пойти купить все-таки офлайн, убедившись в качестве товара, соответствии своим предпочтениям, «потрогать вживую» и так далее. В то время как туристические услуги более гибкие в данном разрезе, поскольку от того, оплатит ли потребитель офлайн или онлайн, качество услуги не изменится, так как услугу человек получит только после оплаты. Информацию о качестве туристической услуги потребитель также ищет онлайн, просматривая отзывы. Поэтому конкуренция со стороны офлайн в индустрии туризма ниже, чем в розничной торговле.

Десктоп остается средством номер один для покупки онлайн

Несмотря на растущую популярность планшетов и смартфонов, 77% всего объема покупок товаров и услуг онлайн в России в денежном выражении было совершено при помощи десктопа в 2016 году. Этому способствует ряд причин. Потребители склонны покупать более дорогие товары, такие как бытовая техника, электроника и одежда, через большие, удобные экраны. А именно эти три категории онлайн-розницы суммарно занимают более 50% всего розничного онлайн-рынка в денежном выражении в России.

Второй момент – только 16% домохозяйств в России обладают планшетами. Также причиной лидерства десктопов в покупках товаров и услуг онлайн является недостаток адаптированных сайтов и приложений для планшетов и смартфонов. Нельзя не заметить, что ситуация буквально с каждым днем меняется, и количество приложений и адаптированных сайтов для смартфонов растет. Однако на данный момент далеко не все игроки рынка могут предоставить такую услугу. Например, с запуском удобного приложения Aliexpress в России продажи компании значительно выросли. Потребители акцентируют, что именно удобство является одним из основополагающих факторов при использовании данного приложения.

Россияне пока не пользуются смартфонами для оплаты в точке продаж

Российский потребитель  в цифровой среде:  акцент на большой экран и удобный платеж - рис.3Мобильные платежи – наиболее растущая категория в разрезе онлайн-оплаты товаров и услуг в России. Так, по оценке Euromonitor International, в 2016 году мобильная коммерция в стране выросла на 88% в денежном выражении. Говоря об использовании смартфонов для покупки товаров или услуг, мы с основном имеем в виду удаленное использование устройства, а мобильные платежи в точках продаж при прямом взаимодействии с POS-терминалом для совершения оплаты на данном этапе развития рынка являются скорее исключением, чем правилом. Доля таких платежей во всем объеме мобильных платежей в России не достигает и 1% в денежном выражении в 2016 году. Примером удачного приложения для оплаты непосредственно в точке продаж может служить «Тройка», позволяющая, пополнив баланс, использовать смартфон для оплаты проезда на общественном транспорте вместо пополнения транспортной карты либо покупки билетов. Для использования приложения в качестве проездного билета достаточно поддерживать положительный баланс на счету приложения.

Низкое проникновение мобильных оплат в точки продаж прежде всего связано с недостатком технической возможности осуществлять данные платежи, нехваткой информации у потребителей о такой возможности, недоверием потребителей к данному виду оплаты.

Прогноз

Российский рынок обладает огромным потенциалом и продолжит активно переходить в цифровую среду

Согласно прогнозу компании Euromonitor International, абсолютный рост в 2016–2021 годах онлайн-рынка товаров и услуг в России достигнет 60%, прогнозируемый объем этого рынка в 2022 году составит 2,7 трлн рублей. Структура потребления не претерпит значительных изменений, однако самый значительный рост покажет категория онлайн общественного питания – ее абсолютный рост в 2016–2021 гг. составит 200%. Низкая база развития на данный момент, растущий интерес потребителя и активные запуски приложений способствуют росту данной категории. Важно заметить, что она будет расти в основном за счет мобильных покупок.

Рост проникновения широкополосного и мобильного интернета, активное использование гаджетов, активная позиция мировых брендов на рынке, а также инновации в данной сфере меняют поведение потребителя. Российский рынок обладает огромным потенциалом и продолжит активно переходить в цифровую среду.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube