2 мая 2017, 12:05
Количество просмотров 193

В сухом остатке. От выживания – снова к развитию?

Банки в роли конкурентов мобильных операторов? «Мир»: «дорожная карта» получила более реалистичные сроки? Биткоин: проще управлять, чем запретить? На пути к межбанковской идентификации: ЕСИА или независимые операторы?
В сухом остатке. От выживания –  снова к развитию?

Разделение банков – катализатор укрупнения рынка?

Апрель оказался богат на законодательные инициативы, способные уже в ближайшем будущем повлиять на рынок банковских и платежных услуг и экономику страны в целом.

Так, совсем недавно Госдума дала зеленый свет реализации давней идеи о разделении банков по виду лицензий. Законопроект, разделяющий банковские лицензии на базовые и универсальные, был принят в третьем чтении.

Что означает данное нововведение? Теперь конкретный список операций, разрешенных банку, будет зависеть от вида имеющейся у него лицензии. На момент вступления закона в силу все действующие банки получат универсальную лицензию – с 1 января 2018 года минимальный размер собственного капитала банка с такой лицензией должен составить 1 млрд рублей.

Для кредитных организаций с базовой лицензией порог в три раза меньше – 300 миллионов рублей. Базовая лицензия предусматривает упрощенное регулирование кредитной организации. В то же время она позволит банку принимать вклады граждан и бизнеса, открывать банковские счета, проводить денежные переводы, обмен валюты, выдавать банковские гарантии и кредиты бизнесу. Последнее возможно в том случае, если максимальный размер риска не превысит 20% капитала банка. Список же операций, доступных банку при наличии универсальной лицензии, по понятным причинам намного шире: такие банки смогут привлекать во вклады средства иностранных компаний и граждан, выдавать им банковские гарантии и т. д.

По мнению экспертов, данная инициатива окажет значительное влияние на рынок, стимулируя его дальнейшее укрупнение. По мнению председателя правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ) Романа Прохорова, нас ожидают очередные сделки М&А в верхнем и среднем сегментах кредитных организаций, а для небольших кредитных организаций одним из возможных вариантов будет трансформация в НКО. В результате конкуренция в кредитно-депозитном сегменте снизится, но возрастет в транзакционном. Итогом явится, в частности, повышение доступности платежных услуг для конечных потребителей – физических и юридических лиц – как по тарифам, так и по способам их осуществления.

Банки в роли конкурентов мобильных операторов?

Разделение банков, конечно же, еще далеко не все, чем запомнился нынешний апрель. В начале месяца Тинькофф Банк подписал соглашение о создании виртуального оператора сотовой связи (mobile virtual network operator, MVNO) с Tele2. Он намерен использовать инфраструктуру партнера для предоставления собственных сервисов. Напомним, что первенство в этом принципиально новом направлении принадлежит Сбербанку России, который заключил аналогичный договор с тем же Tele2 еще в четвертом квартале 2016 года. А в начале апреля было объявлено, что Сбербанк запускает в Санкт-Петербурге закрытое тестирование собственной мобильной сети, при этом для старта используются хост-сети Tele2.

Интерес к такого рода проектам со второй половины 2016 года проявляет и ВТБ.

Насколько сильное альтернативное ценовое давление на рынок окажет появление новых игроков в лице банков?

По мнению внешних экспертов, создание собственных виртуальных операторов мобильной связи уже двумя розничными банками такого масштаба свидетельствует сразу о двух тенденциях – стремлении банков оптимизировать затраты на обслуживание физлиц и одновременно диверсифицировать свой бизнес, используя имеющиеся многомиллионные базы клиентов как источник дополнительного дохода от предоставления им более широкого спектра услуг. Это подтверждают и слова председателя правления Тинькофф Банка Оливера Хьюза о том, что запуск собственного виртуального оператора сотовой связи – ожидаемый и логичный шаг, вписывающийся в стратегию по строительству полноценной финансовой экосистемы на базе платформы Tinkoff.ru. Он позволит качественно расширить спектр оказываемых услуг и одновременно достичь значительного синергетического эффекта для бизнеса за счет оптимизации части расходов по обслуживанию клиентов. При этом О. Хьюз предположил, что в долгосрочной перспективе это направление станет еще одним источником некредитного дохода для Тинькофф Банка.

[caption id="attachment_382745" align="alignleft" width="300"]В сухом остатке. От выживания –  снова к развитию? - рис.1 Прямую конкуренцию банков с операторами мобильной связи также нельзя сбрасывать со счетов[/caption]

Характерно, что банк намерен доставлять SIM-карты через собственную сеть представителей по всей территории РФ, в том числе абонентам нового виртуального сотового оператора, не являющимся клиентами Тинькофф Банка.

В то же время такой момент, как прямая конкуренция банков с традиционными операторами мобильной связи, направленная в первую очередь на сдерживание цен, также нельзя сбрасывать со счетов. Так, еще в конце декабря прошлого года Герман Греф признался, что виртуальный оператор позволяет Сбербанку экономить порядка 25 млн рублей в месяц на платежах сторонним сотовым операторам за счет использования собственной системы push-уведомлений. При этом глава Сбербанка прямо заявил, что именно агрессивная ценовая политика сотовых операторов, ежегодно повышающих тарифы на SMS-сообщения (только в 2014 году они увеличились в 7 раз), стала одной из причин создания собственного виртуального оператора связи. Сами традиционные операторы объясняют рост цен наличием значительной долларовой составляющей в своей телекоммуникационной инфраструктуре, ставшей критичной при имеющихся рублевых тарифах на фоне резкого снижения курса российской валюты.

На этом фоне можно вспомнить еще одно событие апреля, а именно – предписание Федеральной антимонопольной службы России, которое она выдала в начале месяца в адрес всей «Большой четверки» российских операторов из-за повышения стоимости рассылки SMS-сообщений. Все четыре компании с октября 2014 года по декабрь 2015-го ввели новый порядок расчета с SMS-агрегаторами за услуги рассылки сообщений, согласно которому последние стали оплачивать SMS-трафик, исходя из тарифной шкалы за объем каждого конечного заказчика, а не по его общему объему. Это нововведение заметно подняло тарифы для всех заказчиков и особенно чувствительно отразилось на расходах наиболее крупных из них, включая розничные банки.

Насколько сильное альтернативное ценовое давление на рынок окажет в реальности появление на нем новых игроков в лице банков, покажет только дальнейшее развитие событий.

«Мир»: «дорожная карта» получила более реалистичные сроки?

Между тем еще один важный для всего банковского сообщества вопрос, остававшийся открытым до недавнего времени, в апреле получил вполне конкретное разрешение. В третьей декаде месяца депутаты Госдумы РФ в третьем чтении приняли законопроект о поэтапном переходе бюджетников и пенсионеров на платежные карты «Мир». Итак, переход всех россиян на национальную платежную систему начнется с 1 июля 2017 года, как и планировалось. Но при этом работники бюджетной сферы и военнослужащие должны полностью перейти на карты «Мир» до 1 июля 2018 года, а пенсионеры – до 1 июля 2020 года. Выдача и обслуживание карт для этой категории граждан будут бесплатными. Как известно, именно реализация требований существующей редакции Закона «О национальной платежной системе» осуществлять практически все бюджетные выплаты, включая зарплаты, возврат НДС, государственные пенсии и пособия и т. д., исключительно на карты «Мир» вызывает у банков ряд вопросов. Теперь их станет несколько меньше, хотя бы в плане сроков. По существу же ситуация представляется нашим экспертам политически решенной, и каких-либо принципиальных изменений ожидать здесь не стоит.

Регуляторы остановились

на варианте "не запрещать

и не закрывать глаза, но попытаться зарегулировать"

А с учетом того, что чуть ранее депутаты Госдумы во втором чтении отложили обязательный прием карты «Мир» торгово-сервисными предприятиями с оборотом более 40 млн рублей до 1 октября 2017 года, можно утверждать, что данная государственная инициатива обретает более реалистичные черты.

По мнению внешних экспертов «ПЛАСа», значение принятых решений трудно переоценить. Так, по словам председателя правления Национального платежного совета Алмы Обаевой, перенос сроков приема карт является щадящей мерой для малой розницы. Ведь предприятия с оборотом всего от 40 млн рублей относятся к мелкому бизнесу, которому нужно задействовать больше времени и ресурсов для приобретения необходимых технических средств для приема карт.

С этим мнением согласен и председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, который уверен, что причиной переноса послужило понимание того, что подавляющее большинство ТСП еще не обеспечены техническими возможностями приема карты «Мир». На этом фоне введение соответствующего требования с более ранней даты привело бы к росту конфликтных ситуаций с потребителями, уже располагающими национальными платежными картами. Кроме того, необходимость технического оснащения значительного числа ТСП за столь короткий период (с начала мая до конца июня) вылилась бы в дополнительные неоправданные затраты и для банков, и для самих ТСП. Теперь, в результате принятия Госдумой решения об отсрочке, возросла вероятность того, что все ТСП смогут в рабочем режиме произвести переоборудование, чтобы с 1 октября начать полноценное обслуживание владельцев карт «Мир».

 В сухом остатке. От выживания –  снова к развитию? - рис.2

Биткоин: проще управлять, чем запретить?

Между тем российские регуляторы продолжают проявлять внимание не только к банковским картам, но и к таким нетрадиционным платежным средствам, как криптовалюта. Казалось бы, еще в прошлом году за ее использование в России предлагалось сажать в тюрьму, введя специальную статью в УК. Однако в середине апреля замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил, что уже этим летом министерство подготовит концепцию о биткоине как финансовом инструменте. Примечательно, что ранее в своем интервью агентству Bloomberg он предполагал, что российские власти могут признать биткоин и другие криптовалюты в 2018 году (как позже уточнил начальник управления центра финансовых технологий Банка России Максим Григорьев, говорить о легализации криптовалют пока преждевременно). Так или иначе, к настоящему времени регуляторы, судя по всему, остановились на компромиссном варианте – «не запрещать и не закрывать глаза, но попытаться зарегулировать». О чем, собственно, свидетельствуют и слова замглавы Минфина по поводу того, что предложения, содержащиеся в будущем докладе, будут касаться в первую очередь регулирования биткоина как финансового продукта в плане борьбы с отмыванием капиталов, и только во вторую очередь – защиты прав потребителей финансовых продуктов.

Первый осторожный вывод, который из этого можно сделать, – в России на биткоин (а возможно, и на другие криптовалюты) могут начать распространяться требования, связанные с противодействием незаконным денежным переводам. С точки зрения наших внешних экспертов, такой подход представляется вполне логичным и имеет под собой целый ряд объективных оснований. С одной стороны, с помощью биткоинов россияне уже сегодня осуществляют полностью анонимные платежи, что по понятным причинам не может устраивать регулятора – риски незаконного вывода капиталов, отмывания денег, ухода от налогов и финансирования терроризма еще никто не отменял. С другой стороны, «классический» способ уйти от проблемы с помощью наложения полного запрета на «проблемное явление» в данном случае не проходит. У государства практически нет рычагов для надежного «пресечения» возможности совершения россиянами транзакций с использованием криптовалюты. Юрисдикция данных платежных средств достаточно туманна благодаря распределенному реестру, поэтому определенно утверждать, что та или иная конкретная операция подпадает под действие российского законодательства, в каждом случае будет очень непросто. Эта проблема отнюдь не сугубо российская – во всем мире существует определенная сложность регулирования подобных сделок национальными законами. И поэтому решение попытаться хотя бы сделать прозрачнее то, что в принципе сложно запретить, выглядит правильным.В сухом остатке. От выживания –  снова к развитию? - рис.3

Другой вопрос, как именно смогут регулировать Минфин и Банк России сделки с криптовалютой в принципе? Ведь учитывая перечисленные выше обстоятельства, реальных рычагов воздействия у них нет. Возможно, именно поэтому, предполагают эксперты, дальше официальных заявлений дело здесь пока не пошло. И на этом фоне готовящийся Минфином совместно с другими ведомствами доклад вызывает высокий интерес – прежде всего на предмет наличия в нем какой-либо конкретики, касающейся реальных планов государства в отношении криптовалюты.

На пути к межбанковской идентификации: ЕСИА в нынешнем виде или независимые операторы?

Впрочем, надо признаться, что по своей актуальности вопрос легализации криптовалюты уступает другому вопросу, более занимающему сегодня банковское сообщество. Речь идет о создании в стране системы межбанковской идентификации клиентов. В основе данной инициативы, как известно, лежит идея использования Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для предоставления населению финансовых услуг коммерческими структурами. И здесь, на фоне последних заявлений руководства Банка России о скорой реализации данной инициативы, включая появление единой базы биометрических данных банковских клиентов, возникает ряд вопросов. Например, есть ли у регулятора реальная «дорожная карта» по реализации удаленной идентификации с возможностью дистанционного открытия банковских счетов и реализации банковских сервисов, а если есть, то каковы ее основные этапы. И, наконец, каким образом планируется обеспечить доступность присоединения к этой программе для всех участников рынка (в т. ч. малых и средних банков), не имеющих возможности участвовать в пилотных проектах.

В сухом остатке. От выживания –  снова к развитию? - рис.4Внятных ответов на них пока не озвучено, а между тем некоторые эксперты высказывают серьезные сомнения в целесообразности создания идентификационных сервисов для розничных коммерческих структур, целиком базирующихся на единой инфраструктуре и ресурсах государственных учреждений. В чем заключаются их опасения?

Прежде всего в том, что исторически российские госструктуры не были ориентированы на бесперебойное G2C- и тем более G2B-взаимодействие в режиме реального времени. И сегодня, несмотря на активное развитие электронного правительства, ситуация в корне не изменилась. ИТ-системы, которыми пользуются госучреждения, по-прежнему не соответствуют требованиям, предъявляемым к такому взаимодействию современным бизнесом, – ни в плане скорости, ни в плане надежности функционирования. Свежим примером здесь может выступать мартовский инцидент, когда в результате сбоев в работе интернет-портала ФНС банки фактически потеряли на время возможность открывать счета клиентам – физическим лицам. Дело в том, что в соответствии с новыми требованиями Налогового кодекса российским кредитным организациям запрещено открывать новые счета индивидуальным предпринимателям при приостановлении операции по их счетам. В этой ситуации банки, не имея информации о том, является ли конкретный клиент индивидуальным предпринимателем, вынуждены проверять через интернет-портал ФНС отсутствие такой временной «блокады» в отношении всех клиентов – физических лиц, желающих открыть счет. И как раз в марте волна запросов со стороны банков вызвала сбои работы этого портала, в результате чего наступил своего рода коллапс. По некоторым неофициальным данным, большое количество банковских обращений было принято сотрудниками ФНС за DDoS-атаку, что внесло в ситуацию дополнительную сумятицу.

Участники рынка впервые

с начала кризиса начинают проявлять интерес к сложным POS-терминальным решениям

Чтобы такие случаи не подрывали доверие населения к банковской системе в целом (равно как и доверия банков к госуслугам), некоторые эксперты рассматривают схему, когда задачи взаимодействия банков и государственных органов станут брать на себя некие независимые операторы – специализированные ИТ-структуры (возможно, с участием госкапитала). Они будут обладать всеми необходимыми техническими ресурсами и компетенциями, обеспечивая взаимообмен информацией между банком и государственными информационными системами в полном соответствии с современными требованиями бизнеса к коммерческим услугам, включая обязательные услуги, установленные SLA, и т. д. При этом та же система межбанковской идентификации могла бы функционировать на базе целого ряда инфраструктур различных независимых операторов (а не на единой платформе ЕСИА, как это рассматривается сейчас). Каждому банковскому клиенту в этом случае присваивался бы уникальный реестровый номер, с помощью которого он мог бы различными способами идентифицироваться/аутентифицироваться банками, независимо от конкретного оператора, чью инфраструктуру они используют с этой целью. Насколько такой альтернативный вариант может оказаться жизнеспособным, покажет только время.

От выживания – снова к развитию?

В заключение хочется отметить тенденцию, которая наблюдается уже на протяжении года и является одной из немногих, носящих позитивный характер. По наблюдениям экспертов, несмотря на по-прежнему непростую экономическую ситуацию, практически все участники рынка от всепроникающего подхода «от чего еще отказаться, чтобы выжить» постепенно начинают переходить к идеологии «во что инвестировать, чтобы получить дополнительный доход?». Наиболее ярко она выражается в эквайринговых проектах: торговые сети стремятся установить у себя решения, способные не только принимать платежи по картам, но и осуществлять целый ряд других полезных функций, обеспечивающих дополнительный доход (от трансляции рекламы до интеграции с товарной сис-темой предприятия и т. д.). Со своей стороны банки, активно конкурируя за крупные ТСП, впервые с начала кризиса начинают проявлять повышенный интерес к сложным POS-терминальным аппаратным и софтверным решениям. Этот тренд, о котором впервые заговорили участники прошлогоднего июньского ПЛАС-Форума, в полной мере нашел свое отражение на недавно прошедшем апрельском «Online & Offline Retail 2017».

И, конечно же, вместе с другими актуальными темами он будет обсуждаться 7–8 июня этого года в Москве на Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017», посвященном анализу современного состояния и перспектив развития банкинга и платежной индустрии в России и других странах мира.

Не забывайте, мы всегда с Вами!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube