2 мая 2017, 12:05
Количество просмотров 692

Госрегулирование interchange в РФ: очевидные и вероятные последствия

Тарифная политика национальной системы платежных карт: как она влияет и как она должна влиять на российский рынок эквайринга. Павел Рево, вице-президент, начальник управления электронной коммерции банка «Открытие», делится своим взглядом на ситуацию и прогнозирует развитие событий, включая возможные последствия реализации недавней инициативы Союза потребителей России ограничить комиссию банков за эквайринговые услуги, приблизив ее к среднеевропейскому уровню – ниже 1%.
Госрегулирование interchange в РФ: очевидные и вероятные последствия

Начнем с оценки текущих показателей российского рынка эквайринга. В 2016 году объем рынка безналичных розничных платежей составил 11,15 трлн руб. При этом держателями карт было осуществлено операций по снятию наличных на сумму 26,9 трлн руб. Средний карточный чек в торгово-сервисной сети составил 903 руб., и 7800 руб. – среднее снятие наличных.

Важно понимать, сколько денежных средств снимается, поскольку этот показатель дает представление о потенциальном объеме рынка карточных платежей.

По данным Росстата, розничный оборот в РФ составил в 2016 году 28,14 трлн руб. Оставим вопрос, почему он на 10 трлн меньше, чем объемы платежных транзакций по картам и снятия наличных вместе взятые (и это при том, что часть розничного оборота в РФ, попадающего в статистику, происходит без участия карт). Для нас важно одно: потенциальный рынок эквайринга как минимум в два раза больше текущего. Теперь, зная объем рынка карточных платежей, можно оценить, как он распределяется между отдельными игроками.

Доход международных платежных систем по операциям оплаты покупок оценочно возьмем равным 0,3% от оборота на эквайрера и эмитента вместе взятых (полный платежный цикл, включает комиссии за авторизации, клиринг, объем операций и иные переменные издержки на осуществление платежей). Таким образом, общий заработок МПС на торговом обороте оценочно может составить порядка 33 млрд руб. в год.

Предположим, что средневзвешенный доход эмитентов от interchange, без учета отчислений в платежные системы, будет равен 1,2%, при этом доход эквайреров возьмем равным нулю, поскольку рынок очень сильно убит демпингом со стороны крупных игроков. Таким образом, совокупный объем доходов от предоставления услуг торгового эквайринга в РФ составляет порядка 120 млрд руб в год. Некоторые скажут, что базовый interchange составляет от 1,5% до 2,1%. Однако с учетом товарных категорий, interchange для которых составляет 1% и менее (до 0,5%) (крупные продуктовые магазины, оптовая торговля, фастфуд, авиабилеты), итоговый доход эмитентов не превысит 1,2%.

Рассмотрим, как повлияют на рынок тарифы НСПК. Межбанковская торговая уступка НСПК, исходя из тарифов на нельготные товарные категории, составляет от 0,8% (Классическая карта) до 2% (Премиальная) в зависимости от типа карты – дебетовая или кредитная. Предоплаченные карты мы не будем рассматривать, поскольку на рынок они влияния не оказывают.

Следует отметить, что тарифы межбанковской комиссии interchange в ПС «Мир» не сильно отличаются от международных платежных систем.

 Госрегулирование interchange в РФ: очевидные и вероятные последствия - рис.1

В то же время тарифная политика НСПК несколько мягче, чем политика МПС. У последних себестоимость цикла операции от эмитента к эквайреру составляет в среднем 0,3%, у НСПК все комиссии укладываются в 0,15%. В то же время указанные комиссии платежных систем значительно ниже значений interchange, поэтому ее изменение не окажет серьезного влияния на рынок.

Но как изменится профиль рынка, если переход «бюджетников» на карты «Мир» произойдет, и прописанные в Законе «О национальной платежной системе» требования – осуществлять практически все бюджетные выплаты, включая зарплаты, возврат НДС, государственные пенсии и пособия и т. д., исключительно на карты «Мир» – вступят в силу? Давайте рассмотрим все вероятные варианты.

Допустим, треть операций на рынке будет осуществляться по картам «Мир». Эквайреры получат незначительный дополнительный доход, эмитенты – незначительные потери. С другой стороны, потери эмитентов  от невысокого уровня interchange по национальным дебетовым картам будут компенсированы меньшими комиссиями НСПК за платежный цикл операций по картам «Мир».

МПС, в свою очередь, по оценке автора настоящей статьи, потеряют треть сегодняшней выручки. К чему это приведет? Во-первых, сократятся маркетинговые акции, что обусловит сокращение стимулирования карточных операций, и темпы перехода на безналичные платежи несколько приостановятся. Чтобы скомпенсировать недополученный доход, МПС могут повысить свои фиксированные тарифы для эквайреров и эмитентов. Вряд ли из-за этого кто-то откажется от их поддержки, таким образом, расходы эквайреров и эмитентов на платежную инфраструктуру увеличатся. Разумеется, как в реальности будут действовать международные платежные системы, покажет только время. В то же время представляется, что перечисленные изменения не сильно отразятся на розничном рынке платежей и участников платежной инфраструктуры. Дело в том, что все они будут происходить постепенно, в течение как минимум трех лет, следовательно, без резких воздействий на рынок.

В целом можно лишь предположить, что «обезналичивание» экономики незначительно замедлится. А вот теперь стоит рассмотреть, что будет, если в России законодательно ограничить максимальное значение interchange.

Здесь, как мы ранее отметили, для многих товарных категорий interchange составляет 0,5%. Так что в случае появления законодательного требования сделать потолок 1,0% это изменение заметят далеко не все, и глобального влияния на рынок оно не окажет. Разве что часть из 120 млрд доходов эмитентов перейдет в доход ритейлеров (например, 50 млрд рублей в год). Заметят ли этот доход сами ритейлеры и, что еще более важно, покупатели – очень сомнительно.

При этом эмитенты потеряют практически половину дохода от реализации карточных программ и больше не смогут активно вовлекать в безналичный оборот новых клиентов, выплачивая кэшбеки и предоставляя другие преференции и тем самым повышая лояльность потребителей. А как мы ранее заметили, новые клиенты составляют потенциально более половины розничного оборота. Также эти средства направляются на развитие платежной инфраструктуры, в том числе и цифровых каналов, и, что не менее важно, обеспечение безопасности.

Тем не менее следует отметить, что при вовлечении в безналичный оборот более 80% населения можно принимать меры по снижению interchange, поскольку это снизит обременение на розничный оборот, а для развитой платежной инфраструктуры некоторое сокращение инвестиций уже не будет столь критичным.

P.S. Когда верстался этот номер, Госдума во втором чтении приняла изменения в законы «О национальной платежной системе» и «О защите прав потребителей», направленные на совершенствование требований к организации и функционированию платежных систем. Согласно последним, обязательный прием карты «Мир» торгово-сервисными предприятиями с оборотом более 40 млн рублей отложен до 1 октября 2017 г. Кроме того, с 1 июля 2017 г. пенсионеры смогут оформлять карты «Мир» до 1 июля 2020 года, остальные бюджетополучатели – до 1 июля 2018 года.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube