Новые задачи систем самообслуживания: как они меняют рынок

Вольфганг Княйлманн (Wolfgang Kneilmann), вице-президент NCR по продажам в Европе "Текущая экономическая ситуация заставляет банки...

Новые задачи систем самообслуживания: как они меняют рынок

Текущая экономическая ситуация заставляет банки анализировать свои активы и стратегию развития сети отделений


Трансформация банковских отделений – как реализуется этот тренд в России и в мире? Каковы сегодня наиболее актуальные угрозы в сфере устройств банковского самообслуживания? Эти и другие вопросы мы задали Вольфгангу Княйлманну (Wolfgang Kneilmann), вице-президенту NCR по продажам в Европе.

ПЛАС:Как вы оцениваете ситуацию в Европе, в мире и на российском рынке устройств банковского самообслуживания: что изменилось за последние годы? Ключевые тенденции рынка и отрасли НДО в целом? На каких направлениях происходит наиболее динамичное развитие и почему?

В. Княйлманн: Банковское самообслуживание стремительно завоевывает мир, так как обеспечивает населению удобный доступ к банковским услугам и, что особенно важно, к снятию наличных средств в любое время. Maркетинговые исследования показывают, что наибольшее развитие сервисов самообслуживания будет происходить в Индии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, где у большой части населения сегодня еще нет доступа к банковским счетам и услугам. Наша компания, к примеру, только что заключила с Государственным банком Индии (State Bank of India) крупнейшую сделку по поставке банкоматов.

На развитых рынках мы наблюдаем рост популярности многофункциональных устройств банковского самообслуживания в европейском регионе, включая ресайклеры и VTM, позволяющих среди прочего вносить и снимать наличные, оплачивать счета, депонировать чеки, общаться по видеоконференцсвязи с сотрудником банка, осуществлять бесконтактные транзакции и т. п.

Этот тренд характерен и для российского рынка. Основной тенденцией является стремление банков расширить функциональность устройств самообслуживания. Кредитные учреждения начинают задумываться о более активном внедрении омниканальных решений и стремятся повысить эффективность устройств, а также снизить затраты на существующие сети отделений. В связи с этим на российском рынке значительно вырос спрос на банкоматы с функцией ресайклинга, которые активно вводятся в эксплуатацию вместо полнофункциональных. Такие банкоматы позволяют сокращать расходы, которые связаны как с оптимизацией объема отвлеченных средств, так и с инкассацией. Именно в России появление ресайклинговых банкоматов очень важно, так как здесь по-прежнему большое число операций совершается в наличной форме.

ПЛАС:Стремление банков монетизировать свои банкоматные сети на фоне оптимизации расходов – в чем конкретно оно проявляется сегодня?

В. Княйлманн: Текущая экономическая ситуация заставляет банки анализировать свои активы и стратегию развития сети отделений. В целом по миру мы видим, что банки склоняются в пользу перевода трудозатратных операций в каналы самообслуживания, что дает им определенные конкурентные преимущества. Одновременно банкоматная сеть – своего рода лицо банка, поэтому важно, чтобы качество сервисов самообслуживания соответствовало ожиданиям клиентов. Сегодня банкам следует обращать внимание на все элементы взаимодействия с клиентом, что, в свою очередь, будет способствовать росту выручки.

В России внедрение ресайклеров особенно важно, так как здесь по-прежнему велико число операций с наличными

ПЛАС:Трансформация банковских отделений – расскажите, как реализуется сегодня этот тренд в России и в регионе вашей ответственности в целом.

В. Княйлманн: Сегодня большинство банков видят своей основной целью оптимизацию работы филиалов и увеличение продаж. Этот тренд заметен не только в России, но и во всем мире. Банкоматы значительно повышают эффективность работы банковских отделений и могут в автоматическом режиме выполнять те рутинные операции, которые прежде выполнялись персоналом. Например, на рынке стали появляться так называемые безналичные мини-отделения, в которых нет кассового узла, все транзакции с наличными проводятся через устройства самообслуживания, а персонал занимается исключительно продажей банковских продуктов.

Развитие омниканальных решений и появление банкоматов с технологией ресайклинга фактически привели к тому, что полнофункциональные устройства с отдельными модулями приема и выдачи более не востребованы банками. При этом важно понимать, что сегодня недостаточно просто представить устройство само по себе, важно предложить и соответствующие технологии обслуживания клиентов. Поэтому подход NCR к разработке решений по оптимизации работы банковских отделений заключается не только в производстве банкоматов, но и в создании новых методов работы с клиентами, предложении новых программных решений.

ПЛАС:Насколько, по вашей оценке, в настоящее время выросла роль cash-менеджмента? Какие задачи здесь решаются с помощью ресайклинга – в регионе вашей ответственности, в мире и в РФ в частности? Можно ли говорить о тренде постепенного отказа крупных банков от закупок устройств, не поддерживающих данную технологию? Может ли проблема «склеек» оказаться тормозом для дальнейшего развития ресайклинга?

В. Княйлманн: Решения cash-менеджмента позволяют оптимизировать расходы на управление наличными средствами в отделениях и в банкоматах, регулировать объемы отвлеченных средств и число необходимых инкассаций. В России, где обороты наличных средств велики, cash-менеджмент играет важную роль. В свою очередь, ресайклинг является важным элементом эффективной стратегии управления наличными, и мы видим в России большой интерес к этой технологии. Однако наибольшую эффективность банкам обеспечит комбинация устройств и подходящего ПО для управления всем циклом оборота наличности.

Что же касается проблемы склеенных купюр – такая проблема в широком смысле не стоит, и подобная форма мошенничества не является угрозой для развития ресайклинговых технологий. Современные ресайклинговые устройства могут эффективно распознавать склеенные купюры, а недавние прецеденты, как мы предполагаем, послужат дополнительным стимулом для банков к замене старых устройств на новые и обновлению программного обеспечения банкоматов, с тем чтобы максимально действенно предотвращать подобные мошенничества.

ПЛАС:Обслуживание бесконтактных платежных продуктов в сети ATM и поддержка «карт» некарточного формата – какое распространение получили в РФ данные направления, что делают вендоры для их развития?

В. Княйлманн: Бесконтактные способы проведения платежей, конечно, становятся все более популярными. Мы отмечаем рост числа бесконтактных транзакций в банкоматах, к примеру, в Испании. Тем не менее большая доля бесконтактных платежей сегодня приходится на POS-терминальные операции в торгово-сервисных предприятиях.

NCR стремится к тому, чтобы клиенты переходили на более современные и безопасные банкоматы

Что касается банкоматных устройств, то бесконтактные технологии повлияли на их функционал лишь отчасти, так как любая транзакция по выдаче и приему средств, как правило, не может быть совершена без дополнительной идентификации. Тем не менее бесконтактные технологии призваны быть более безопасными, надежными и в какой-то мере более удобными. При использовании бесконтактных технологий уходит необходимость проводить карту через картридер – а именно в этот момент возможно мошенническое копирование данных с магнитной полосы. С использованием бесконтактных технологий возможно и ускорение транзакции, что немаловажно для пользователей.

ПЛАС:Наиболее актуальные, на ваш взгляд, угрозы в сфере устройств банковского самообслуживания? Как изменилась ситуация за последние годы? Каковы новые приоритеты преступников и почему? Какие меры противодействия, по вашему мнению, наиболее эффективны в случае таких видов кибератак, как black box?

В. Княйлманн: Скимминг и иные виды попыток завладеть данными карт являются наиболее часто встречающимися формами мошеннических действий с банкоматами, на них приходится наибольшая доля потерь. При этом мошенники совершенствуются и становятся все более изощренными в плане методов совершения преступления. Кроме того, многие банкоматы являются устаревшими, в них используются отжившие свой век технологии. NCR стремится к тому, чтобы клиенты переходили на более современные и безопасные банкоматы, а также использовали самые последние программные и аппаратные решения в области безопасности.

Склеенные купюры как форма мошенничества не являются угрозой для развития ресайклинговых технологий

Кредитные институты сталкиваются с постоянно растущим числом различных угроз и, стремясь как можно скорее найти эффективные инструменты борьбы с ними, часто реализуют точечные решения для обеспечения безопасности. Однако чтобы предвидеть, какими новыми методами могут воспользоваться мошенники, банкам следует использовать многоуровневый подход к обеспечению безопасности. Единого решения для всех типов угроз просто не существует.Значительно снизить уровень риска можно за счет комбинации аппаратных решений, обеспечивающих безопасность, с лучшими ИТ-практиками и стандартами отрасли, такими как EMV и безопасные каналы связи. Речь идет о регулярном обновлении ПО, замене устаревшего оборудования, а также об использовании при совершении карточных транзакций комбинации аутентификации и технологий по выявлению мошеннических действий. Это позволяет автоматизировать систему обнаружения неправомерных действий и снижает риски, повышая уровень безопасности банковских и платежных транзакций для клиентов банка, ритейлеров и самих кредитных институтов.

ПЛАС:Что нового следует ожидать рынку в отношении активности NCR на российском рынке, в том числе в сегменте торгового ритейла, и в каких конкретных направлениях она будет происходить – Self Checkout, электронные сейфы, решения для самоинкассации, сопровождаемое самообслуживание (VTM) и т. д.? В частности, планируется ли в ближайшее время продвигать здесь какие-либо принципиально новые продукты и технологии?

В. Княйлманн: Вот уже много десятилетий общий подход к обслуживанию покупателей в традиционных магазинах остается неизменным. На фоне постоянно повышающихся стандартов обслуживания в сфере электронной торговли многие ритейлеры фактически не успевают за ожиданиями потребителей. Как и в случае с банковскими отделениями, трансформация розничных магазинов будет основываться на переосмыслении желаний и ожиданий покупателей от организации торгового пространства и внедрении изменений на всех этапах совершения покупки.

Внося свой вклад в этот процесс, мы запустили NCR Retail ONE, уникальное комплексное решение, объединяющее открытую экосистему приложений для ритейла в омниканальную платформу и работающее на облачном, локальном или гибридном ПО. Оно также открывает широкие возможности для будущего развития ритейлеров, планирующих внедрять решения Интернета вещей (IoT). Платформа NCR Retail ONE позволяет ритейлерам реализовывать собственные омниканальные стратегии, направленные на создание максимально комфортных и удобных условий для покупателя, с подходящей для каждого из них скоростью и темпом.

Чтобы соответствовать изменившимся ожиданиям потребителей, розничные сети должны организовать процесс оплаты покупки так же легко и комфортно, как это происходит в интернет-магазинах. Предлагаемые NCR решения позволяют покупателю самостоятельно решать, когда и каким образом произвести оплату, поднимая планку обслуживания в традиционных магазинах на уровень, к которому потребители привыкли в онлайне.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных