15 ноября 2016, 13:05
Количество просмотров 282

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности

        <p> 5–6 октября в Москве журналы «ПЛАС» и «Retail & Loyalty» провели 8-й Международный ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО...
«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности


5–6 октября в Москве журналы «ПЛАС» и «Retail & Loyalty» провели 8-й Международный ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». Первые итоги мероприятия и обзор нескольких ключевых выступлений мы предлагаем вашему вниманию.


Как отмечают сами участники ПЛАС-Форума 2016 года, это поистине уникальное мероприятие, чья популярность постоянно растет. По данным Оргкомитета, октябрьский ПЛАС-Форум 2016 собрал в стенах московского КВЦ «Сокольники» 1368 человек – рекордный результат за всю многолетнюю историю ПЛАС-Форумов!

Среди них – признанные эксперты рынка, вендоры, представители ведущих банков, регуляторов, крупнейших торговых сетей, профильных министерств и ведомств и т. п.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.1

В ходе рабочей программы конференции Форума перед делегатами выступил 41 спикер, 57 российских и зарубежных компаний представили свои продукты и решения на проходящей параллельно самой представительной в индустрии выставке. В первый день доклады и дискуссии велись в трех основных блоках:

• Наличное денежное обращение. Состояние. Тенденции. Прогнозы
• Банковское отделение в процессе трансформации
• Технологические решения и концепции для инфраструктуры розничного банка.

Во второй день конференции ПЛАС-Форума обсуждения проходили в следующих тематических блоках:

• Инкассация и пересчет наличных. Актуальные задачи и новые подходы
• Современные банкоматные и терминальные сети: основной вопрос – эффективность
• НДО и угрозы безопасности в банкинге и ритейле

Конференция 2016 года стала одной из наиболее интересных и представительных в плане участников. Признанные национальные и международные эксперты индустрии делились с делегатами Форума собственным опытом, осветили результаты реализации наиболее масштабных и перспективных проектов, текущую проблематику и представили свое видение развития индустрии.

Предоставляем также вашему вниманию видеоотчет, в котором вы сможете ознакомиться с основными ключевыми моментами мероприятия и услышать отзывы спикеров и делегатов о ПЛАС-Форуме.


Отметим некоторые ключевые выступления первого дня Форума:

Аркадий Трачук, генеральный директор «Гознака», рассмотрел в своем выступлении настоящее и будущее банкнот как массового платежного средства. Развитие систем для онлайн-верификации и прослеживаемости банкнот в России должно идти с учетом того, что главным публичным и машиночитаемым признаком банкноты является сам ее уникальный образ – отметил генеральный директор «Гознака». В ближайшее время, по его словам, «мы ожидаем на рынке появления первых промышленных решений по распознаванию образов банкнот. Это в существенной мере приблизит решение многих проблем НДО», – отметил он.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.2 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.3 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.4
Аркадий Трачук,
«Гознак»
Гонзало Сантамария,
Currency Research
Станислав Кузнецов,
Сбербанк России

Что касается собственно «традиционных» наличных денег, то, по данным А. Трачука, количество банкнот в обращении в России на протяжении многих лет практически неизменно, даже несмотря на то, что доля безналичных платежей растет и достигнет, по некоторым оценкам, до 25% всех розничных платежей в 2016 году.

Гонзало Сантамария, вице-президент, Currency Research, рассмотрел глобальные перспективы развития наличного денежного обращения. Он отметил, что в настоящее время основным конкурентом наличных являются мобильные платежи, особенно на развивающихся рынках. По данным Currency Research, сегодня страной с наиболее развитой сферой безналичных платежей является Сингапур (61% безналичных транзакций в общем объеме), при этом в Европе есть страны, где доля non-cash транзакций составляет всего 2% (Греция). Касаясь монетной наличности, которая, по мнению Currency Research, не теряет своей актуальности, так как в ряде случаев практически незаменима, Г. Сантамария привел любопытные цифры о количестве монет в обращении в различных странах. Так, если на первом месте в мире по количеству обращающихся монет стоит Китай (10 млрд монет), но на втором и третьем – такие развитые рынки, как США и Евросоюз (7 и 4,5 млрд монет). По данным Г. Сантамария, Россия с ее 2,4 млрд монет в обращении находится на шестом месте (после Индии и Японии).


А. Трачук: «Мы ожидаем появления первых промышленных решений по распознаванию образов банкнот»


Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка России, представил собравшимся свое видение современной картины онлайн-угроз для розничного банкинга. Так, по его данным, в 2016 г. общий объем несанкционированных операций в интернет-банках вырос до 3 трлн рублей. При этом только в прошлом году, сообщил он, по данным ЦБ, из банков было украдено 5,13 млрд рублей, резко участились атаки на сами банковские системы.

Согласно приведенным С. Кузнецовым данным, объем мирового рынка киберпреступности сегодня оценивается в 228 млрд долларов, из них объем мирового рынка похищенных данных банковских карт составляет 114 млрд долл США.

По мнению С. Кузнецова, в борьбе с киберпреступностью России необходимо создание единого координирующего органа по борьбе с интернет-мошенничеством, объединяющего ресурсы Банка России, ФСБ, МВД, Роскомнадзора и др., а также скорейшее принятие пакета законов, регулирующих эту сферу.

Владимир Демиденко, начальник Управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения, Банк России, рассмотрел тему «Новые технологии в наличном денежном обращении», обратив особое внимание на такие значимые для ЦБ тренды в этой сфере, как повышение прозрачности наличного денежного обращения, снижение рисков, в том числе при хранении, передаче и обработке банкнот, повышение контроля технологических процессов и новые возможности метрологического обеспечения счетно-сортировальной техники. Докладчик особо отметил, что Центральный банк прилагает сегодня массу усилий по поддержке внедрения нового оборудования и технологий по работе с монетной наличностью.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.5 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.6
Владимир Демиденко,
Банк России
Валерий Чулков,ВТБ24

Валерий Чулков, член правления, директор операционного департамента банка ВТБ24, в своем докладе на тему «Роль НДО в банковском розничном бизнесе. Новые задачи в новых условиях. Опыт ВТБ24» сообщил, в частности, что количество банковских отделений в России сократилось на 7% за год (в то время как в Европе этот показатель равен 3%). По его мнению, в то время как ЦБ сократил сеть своих РКЦ в стране в два раза и функции обеспечения НДО постепенно перекладываются на коммерческие банки, те также сокращают число отделений, и все это ведет к удлинению логистического плеча и удорожанию наличного оборота для банков.

По статистике ЦБ, сообщил он, на руках у населения сегодня находятся 3,8 трлн рублей, еще 3,4 трлн находятся в кассах банков и других организаций.

В. Чулков сообщил, что с точки зрения обеспечения населения наличными деньгами банкоматы сегодня представляют основной канал, но количество банкоматов в стране сокращается. При этом обеспеченность населения банкоматами за Уралом крайне низка.

Группа ВТБ, подчеркнул он, демонстрирует обратную тенденцию: к 2019 году банки группы увеличат совокупную банкоматную сеть на 139%. Это произойдет в первую очередь за счет роста числа устройств Почта Банка и закупок банкоматов-ресайклеров.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.7 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.8
Максим Дарёшин,
Альфа-Банк
Алексей Фомичев,
«Гамма-Центр»

Максим Дарёшин, начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-Банка, рассказал о меняющихся концепциях по организации взаимодействия клиентов с розничным банком. М. Дарёшин проиллюстрировал свой рассказ конкретными практическими примерами – в частности, рассказал об опыте Альфа-Банка по открытию банковских киосков сопровождаемого обслуживания (с сервисом видеобанкинга, VTM), которые могут стать новым форматом точек присутствия банка. При этом выступающий отметил, что затраты на обслуживание подобного многофункционального киоска, который может выполнять большую часть функций розничного отделения «традиционного» формата, составляют приблизительно 10% от издержек на обслуживание последнего.

Глобальный спонсор:
Гамма-Центр совместно с поставщиками банковского оборудования мирового уровня Laurel, ARCA, SBM и Spinnaker.

Генеральные спонсоры:
Gemalto, SafeNet, JCM Global, ДИИП 2000, KALIGNITE.

Главные спонсоры:
Samsung Russia & CIS HQ, Ingenico Group, NCR Corporation, Fiserv, Гизеке & Девриент – ЛОМО, ЗАО.

Спонсор Oktoberfest: CI Tech
Components AG.

Партнеры:
OKI, ЕВРОПЕУМ, SFOUR, Best Quality Design, Cassida, QIWI, Crane Payment Innovations, Abloy, Лантер, Alagard, StrongPoint, Unicum, Quantum systems, НБК Трейд, MAYKOR-BTE, ЛАН АТМсервис, Baltic Light, GRG Banking, Салторо, VisionLabs, Profindustry, Glory Global Solutions, SAGA Technologies, HENDZ holding, 6Q, СейлСервиСолюшенс, Дельта-Системы, Nautilus Hyosung, Abbrevia, Innovative Technology, DORS, Ансер ПРО, Indemit, Риэлта, Z-Card, Sensis, Ингосстрах, ЦФТ, i-Retail, СитиНет, Interactive Group, Искра, Verifone, Третье Чувство, IT Service, Atlantic Zeiser, Inline Group.

М. Дарёшин также рассказал, что в банке при внедрении трансформирующих концепций для филиальной сети внимательно изучили лучшие практики зарубежных, в частности – иранских банков. По мнению М. Дарёшина, сегодняшний этап развития розничного банкинга требует от игроков ломки стереотипов и шаблонов. В качестве примера нестандартного формата, внедряемого Альфа-Банком, он привел эксперимент по созданию отделения банка на корабле «Валерий Брюсов» (ресторан и развлекательный комплекс на Москве-реке). Клиентам банка, пришедшим сюда весело провести время и отдохнуть, в период работы данной сезонной точки были доступны почти все банковские операции, а сердцем такого отделения выступал банкомат-ресайклер с поддержкой бесконтактных операций.

Алексей Фомичев, заместитель председателя совета директоров по технологиям и директор по продажам компании «Гамма-Центр», рассказал делегатам Форума о наиболее эффективных решениях для любого формата банковских офисов, которые, как известно, переживают сегодня этап «цифровой трансформации».

По мнению А. Фомичева, рынок банковских услуг в России сегодня меняется очень быстро. При этом внутреннее структурное подразделение (ВСП) банка, по мнению большинства экспертов, будет в краткосрочной перспективе радикально преобразовано в продуктовый и консультационный отдел, расходы на создание ВСП уменьшаются пропорционально росту доходности операций.

«Наступает эра господства технологий в консервативном банковском бизнесе», – подчеркнул А. Фомичев. В ходе такой радикальной трансформации, отметил докладчик, банками все более востребованы для модернизации и перестройки своих филиалов такие классы решений, как устройства для самоинкассации, АДМ, электронные кассиры и автоматы для приема, счета и сортировки монет.

Примером удачного набора программно-аппаратных решений А. Фомичев видит использование банками автоматической депозитной машины DoCash АДМ 100 для самоинкассации клиентов-юрлиц, электронногокассирасфункциейрециркуляции наличных CTS CM18T – во фронт-офисе отделения банка, счетно-сортировальной машины SBM SB-5000 – в бэк-офисе, и, наконец, автоматических депозитных монетоприемных машин типа SC CDS 9 или SC CDS830 – в зонах клиентского самообслуживания 24?7.

А. Фомичев также представил делегатам Форума новейшие решения, предлагаемые «Гамма-Центром» для оборудования клиентской зоны современного банковского отделения – смарт-панели DoCash Smart Panel (которые могут быть использованы в том числе как интерактивные табло курсов валют, в системах электронной очереди и как корпоративные доски объявлений) и для бэк-офиса ВСП – счетно-сортировальные многокарманные машины Laurel и SBM.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.9 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.10 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.11
Елена Лоскутова,
ВТБ24
Сергей Панюшкин,
Сбербанк
Виктор Ионов, Currency Research (США), The International Association of Currency Affairs

По информации А. Фомичева, в активе «Гамма-Центра» – несколько десятков внедрений аппаратно-программных комплексов на базе электронных кассиров с функцией рециркуляции (в ВТБ и ВТБ24, Альфа-Банке, МТС Банке, банке УРАЛСИБ и др. Всего установлено более 60 электронных кассиров-ресайклеров. Большой популярностью у банков и ритейлеров, сообщил А.Фомичев, пользуется и система управления очередью (СУО) DoCash Q2, предлагаемая «Гамма-Центром» своим клиентам, – в 2015–2016 гг. проекты по ее внедрению были реализованы компанией в Альфа-Банке, ОТП Банке, АК БАРС Банке, Россельхозбанке, Газпромбанке, Росгосстрахбанке, в таких торговых сетях, как Эльдорадо, OBI, Leroy Merlin и др.

Елена Лоскутова, начальник управления развития устройств самообслуживания операционного департамента ВТБ24, обрисовала картину динамики и сегментирования клиентского потока в отделениях этого второго по величине госбанка. По ее информации, сегодня банкоматы обеспечивают 63% наличного оборота в отделениях ВТБ24. По данным Елены Лоскутовой, операция пополнения карты в банкомате, установленном в отделении, занимает у клиента ВТБ24 в среднем 2,5 минуты, а операции снятия наличных средств с карты и операция проверки баланса – в среднем 1,2 минуты соответственно. Максимальная нагрузка на банкомат ВТБ24, установленный в отделении, может составлять 2300 операций в сутки, средняя – 1600 операций в сутки.

Сегодня 90% всех операций с наличными клиенты отделений ВТБ24 совершают в банкоматах, и лишь 10% – в кассе – отметила Е. Лоскутова. При этом доля банкоматов в обороте наличных в отделениях (в денежном выражении) составляет 63%. Е. Лоскутова также отметила, что существующая структура операций в кассе отделений (50% – выдача наличных и 50% – внесение наличных) делает оптимальным в ряде случае перевод части функционала касс в банкоматы-ресайклеры, т. к. касса отделения, по сути, сейчас представляет собой «ручной ресайклер».

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.12 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.13
Марина Гориловская,
Банк «Санкт-Петербург»
Леонор Мачадо,
Европейский платежный совет
(European Payments Council, EPC)

Сергей Панюшкин, управляющий директор центра управления сетью устройств самообслуживания Сбербанка, в своем выступлении привел данные, свидетельствующие о том, что к 2019 году сеть устройств самообслуживания Сбербанка сократится на 22%. По его информации, число устройств самообслуживания банка составит к этому времени 67,5 тыс. за счет естественного выбытия устройств, повышения эффективности сети и сокращения числа филиалов. На начало 2016 г. в сети банкоматов и платежных терминалов Сбербанка, по данным «ПЛАС», было 86 тыс. устройств.

По данным С. Панюшкина, в банкоматной сети Сбербанка в 2016 г. будет совершено 5 млрд транзакций. По его прогнозам, в 2017 г. общее число транзакций в сети устройств самообслуживания Сбербанка должно составить 5,5 млрд. При этом, сообщил С. Панюшкин, в банкоматной сети банка растет средний чек всех видов транзакций. Выдающийся рост (при сравнении результатов первого полугодия прошлого и текущего годов) наблюдается в объеме операций по взносу наличных – 42% (в количестве транзакций рост на 36%). Падение демонстрируют наличные платежи в банкоматах и терминалах – минус 46% в объеме операций, прирост объема безналичных платежей составил 11%, а прирост объема операций по выдаче наличных – 12%.

Виктор Ионов, эксперт-консультант по банковским технологиям, партнер компании Currency Research (США), член Международной ассоциации IACA (The International Association of Currency Affairs), посвятил свой доклад проблемам внедрения новых подходов при обработке монетной наличности. Он подчеркнул, что проблема недостаточной эффективности работы банков с мелкой разменной монетой стоит сегодня в России очень остро и ее нельзя обходить вниманием. Он привел данные, указывающие на то, что даже в странах с высокой долей безналичных операций в общем денежном обороте объем эмиссии монет зачастую не только снижается, но даже растет. Он также привел весьма подробные статистические данные по обращению монеты в России и указал на необходимость скорейшего внедрения коммерческими банками и ритейлом современного оборудования для обработки монетной наличности и широкого использования аутсорсинговых схем.


В. Ионов: «Проблема низкой эффективности работы банков с разменной монетой в РФ очень остра»


Марина Гориловская, директор дирекции розничного бизнеса Банка «Санкт-Петербург», выступила с докладом «Сеть устройств самообслуживания банка в концепции омниканальности и цифровой трансформации: практические кейсы». Среди наиболее ярких примеров докладчик выделила направленную эволюцию безбумажных продаж банковских продуктов через транзитную фазу «десктопа» в сторону мобильности, рассказав о такой инновации, как дистанционные и полностью безбумажные кредиты в мобильном приложении BSPB Mobile. М. Гориловская также подчеркнула, что частота использования клиентами банка такого канала коммуникаций, как сеть устройств самообслуживания, сегодня одинакова с частотой посещения клиентами интернет-банка. Именно поэтому, подчеркнула директор дирекции розничного бизнеса Банка «Санкт-Петербург», банкоматная сеть банка при должном подходе превращается сегодня в органичный и доходный для банка элемент омниканальной инфраструктуры.

В завершение рабочей программы первого дня работы мероприятия, 5 октября, журнал «ПЛАС» собрал делегатов и участников ПЛАС-Форума отметить Octoberfest на зажигательной вечеринке PLUSBeerGarden 2016: живая баварская музыка, пиво, сосиски и, конечно же, праздничная атмосфера Мюнхена в Москве! Среди участников вечерней программы состоялся розыгрыш новейших гаджетов.

Во второй день конференции пристальное внимание делегатов привлекли, в том числе, следующие выступления.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.14 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.15
Михаил Белоусов,
«Инкахран»
Алексей Пономаренко,
Сбербанк

Леонор Мачадо, председатель рабочей группы по вопросам наличного оборота, Европейский платежный совет (European Payments Council, EPC), выступила с докладом «Анализ современного состояния НДО в Еврозоне. Основные тенденции». Согласно данным недавнего отчета EPC, за последние 14 лет общее количество евробанкнот, находящихся в обороте, увеличилось в 4,8 раза, наличная денежная масса в евро – в 2,33 раза, а стоимость обслуживания наличного оборота – в 1,33 раза (банкноты) и более чем в 2 раза (монета). Л. Мачадо подробно остановилась на перспективах распространения технологии рециркуляции банкнот в сетях отделений и банкоматных сетях банков стран – членов ЕС. По мнению Л. Мачадо, уровень проникновения технологии рециркуляции в странах ЕС будет только расти, и к 2025 году рециркуляция банкнот станет де-факто стандартом, отклонения от которого будут казаться странными.

Михаил Белоусов, заместитель председателя правления «Инкахран», сообщил делегатам Форума о том, что к 2018 году, согласно планам МКБ, «Инкахран» станет крупнейшим в России коммерческим перевозчиком денег и ценностей с 700 автомобилями, более 400 маршрутами и сетью обслуживания из более чем 4000 обслуживаемых торгово-сервисных предприятий.

М. Белоусов отметил, что на момент покупки Московским Кредитным банком «Инкахран» (2015 год) обладал 2 РКЦ и 300 бронеавтомобилями, обслуживая 1250 розничных компаний. «Инкахран» на тот момент обслуживал 2500 компаний и обладал 452 бронеавтомобилями. Пока две структуры работают параллельно, но в 2017–18 гг. произойдет окончательная интеграция службы инкассации МКБ и «Инкахран» с сохранением и развитием бренда последнего, отметил М. Белоусов.

В 2017 году «Инкахран» откроет новые направления инкассации и перевозки, такие как Смоленск, Калуга, Тверь, Сочи, Владимир. Предусматривается также обновление автопарка на 15% и оптимизация маршрутов, не предполагающая их сокращение.

Алексей Пономаренко, старший управляющий директор центра управления наличным денежным обращением Сбербанка, рассказал, в частности, о том, что в 2017 году Сбербанк откроет в России первый полностью роботизированный кассовый центр. Он подчеркнул, что роботизация является крайне перспективным направлением для Сбербанка России в силу огромных объемов проходящей через его кассы наличности и пресловутого «человеческого фактора», который необходимо минимизировать настолько, насколько это возможно. А. Пономаренко отметил, что в 2015 году в 400 кассовых подразделениях Сбербанка России с 7800 работниками было совершено 22 млн кассовых операций.

Для перспективной замены кассовых работников совместно с партнером – компанией Quantum Systems – Сбербанк планирует использовать роботов (специализированные многоцелевые роботизированные комплексы, позволяющие выполнять все функции кассира). Первые тесты данной технологии прошли успешно, и в 2017 году, отметил А. Пономаренко, Сбербанк планирует открыть полноценный роботизированный кассовый центр.


А. Пономаренко: «В 2017 г. Сбербанк откроет в России первый полностью роботизированный кассовый центр»


По мнению экспертов Сбербанка, объемы наличного оборота в России в ближайшее время снижаться точно не будут. А. Пономаренко подчеркнул, что направление работы с наличными остается одним из стратегических для Сбербанка: банк не предвидит в обозримом будущем существенного снижения объема наличных, который ему нужно будет обрабатывать. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 2016-м объемы наличных денег, прошедших через подразделения банка, выросли на 10%. Среди перспективных направлений модернизации НДО в Сбербанке выступающий назвал закупки новых банкоматов-ресайклеров. А. Пономаренко напомнил, что сегодня Сбербанк содержит сеть из 51 300 банкоматов, что составляет 42% всех установленных в России банкоматов. В области инкассации Сбербанк планирует внедрить новые автомобили, управляемые одним инкассатором и использующие технологию спецконтейнеров, что существенно снижает риски и угрозы жизни и здоровью инкассаторов. Всего 480 подразделениями инкассации Сбербанка в 2015 году было перевезено 47 трлн рублей. Кроме того, в ближайшем году 400 кассово-инкассаторских центров Сбербанка планируется полностью оснастить автоматизированной технологией контроля процесса сдачи и обработки наличности.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.16 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.17
Елена Меланич,
КС Отраслевая площадка НДО России
Дмитрий Пьянковский,
Единая транспортная компания (ЕТК)

Елена Меланич, к.ю.н., председатель КС Отраслевой площадки НДО России, посвятила свое выступление организационно-правовым аспектам минимизации «тротуарного риска» для инкассаторов. Она рассказала о мерах, которые принимает в данном отношении координационный совет Отраслевой площадки НДО России, подчеркнув приоритет комплекса задач для решения в «ближней перспективе». По словам Е. Меланич, для минимизации и исключения «тротуарного риска» необходимо прежде всего обеспечить согласование с муниципальными властями программы обеспечения общественной безопасности через правовую возможность близкого (не более 4–5 метров) подъезда к объектам инкассации и выработать систему мер в ситуациях отсутствия физической возможности такого подъезда (малые архитектурные формы/объекты и др.). Не менее важно и согласование с ГУОБДД МВД правовой практики применения п. 9.9. действующих Правил дорожного движения с целью обеспечения упомянутой возможности близкого подъезда к объекту инкассации.

Дмитрий Пьянковский, технический директор Единой транспортной компании (ЕТК), рассказал в своем докладе о развитии систем самообслуживания в сфере общественного транспорта Подмосковья. В частности, он отметил, что в настоящее время компания реализует 2 дополнительных пилотных проекта по автоматизации учета денежных средств. Первый проект связан с внедрением автоматических депозитных машин по сдаче выручки водителями общественного автотранспорта. Главной его целью является исключение человеческого фактора: водитель не должен знать, сколько денег он сдает, а кассир – какую выручку водитель должен привезти, до того момента, пока эта информация не попадет в систему. По словам Д. Пьянковского, проект признан успешным. За счет автоматизации удалось сократить время инкассации выручки в среднем с четырех до одной минуты, а также сэкономить 50% в фонд оплаты труда.

Как рассказал технический директор ЕТК, сегодня в Московской области работает 42 автовокзала, 209 кассиров, ежедневно продается в среднем 25 тыс. билетов на общую сумму около 4 млн рублей. Однако работа кассиров не окупается. Поэтому компания провела еще один пилотный проект, связанный с автоматизацией продажи билетов на автовокзалах. В результате того, что на рынке не нашлось подходящих специализированных автоматов по продаже билетов в собственных точках, компания ЕТК приняла решение отказаться от них в пользу простейших платежных терминалов. По словам Д. Пьянковского, замена кассиров на терминалы по приему платежей позволит обеспечить экономию ФОТ до 80%.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.18 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.19 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.20
Наталья Базалей,
ТрансКапиталБанк
Николай Таржанов,
БИНБАНК
Артем Сычёв,
ГУБЗИ Банк России

Напомним, что и транспортный проект «Стрелка» был запущен 1,5 года назад. В настоящий момент все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки на территории Московской области, являются частью данной системы. Уже выпущено 1,5 млн карт, ежедневно совершается 1,5 млн поездок. Кроме того, в проект «Стрелка» недавно был включен и речной транспорт, курсирующий по водным артериям Московской области.

Наталья Базалей, начальник департамента электронного бизнеса и платежных сервисов, ТрансКапиталБанк, рассказала о том, как и почему банк принял решение о необходимости замены собственной технической службы по обслуживанию банкоматной сети на аутсорсинг. По ее словам, до перехода на аутсорсинговую модель в банке существовала сложная система подсчета и аллокации рабочего времени сотрудников на поддержку банкоматной сети. Кроме этого, банк нес непрофильные издержки на поддержку склада нового оборудования и аренду склада для банкоматов. По словам Н. Базалей, с переходом на полный аутсорсинг обслуживания банкоматной сети банк получил прозрачность своих издержек в виде четкой фиксированной платы за поддержку одного терминала/ банкомата в месяц, постоянно доступного склада партнера, возможность бесплатного ответственного хранения. В итоге же, резюмировала Н. Базалей, ТрансКапиталБанк выиграл и в главном – для него стали ясны и понятны горизонты затрат при планировании развития сети, в том числе в регионах.

Николай Таржанов, начальник отдела сопровождения торгового эквайринга, БИНБАНК, рассказал о внедрении процесса управления сетью терминальных устройств самообслуживания и POS-терминалов в банке, поделившись практическими кейсами по повышению эффективности сети торгового эквайринга банка с помощью современных ИТ-решений. Его выступление вызвало ожидаемый интерес делегатов – тема повышения уровня отдачи от эквайринговой сети банка сегодня на пике внимания.

Большой резонанс среди делегатов вызвала прозвучавшая в выступлении Артема Сычёва, заместителя начальника Главного управления безопасности и защиты информации (ГУБЗИ) Банка России, информация о том, что киберпреступники уже могут считывать информацию с чипа карты. А. Сычёв подчеркнул в своем выступлении, что методы и технологии киберпреступного сообщества эволюционируют вместе с методами защиты.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.21 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.22
Игорь Милорадов,
ЭКЦ МВД России
Алексей Голенищев,
Альфа-Банк

«Не надо думать, что на той (преступной. – Ред.) стороне сидят и ждут, когда же мы вернемся к магнитной полосе на картах. Да, мы действительно немного приостановили рост хищений с карт благодаря миграции на чип. Но мы располагаем информацией, что у киберпреступников уже есть устройства, позволяющие считывать информацию с чипа карты. И нас сегодня спасает только тот факт, что они пока достаточно дороги и неудобны в практическом применении», – отметил замначальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычёв. Он также рассказал, что к концу года ГУБЗИ ЦБ РФ ожидает очередного всплеска атак кибермошенников в финансовом секторе.

Игорь Милорадов, главный эксперт ЭКЦ МВД России, сделал обзор последних трендов «индустрии» фальшивомонетчиков в России. Он, в частности, указал, что география подделок рублевых банкнот, предназначенных специально для сбыта через банкоматы и банковские платежные терминалы, в 2016 году расширяется в регионы, т. е. такие подделки теперь распространяются и вне Москвы и Санкт-Петербурга.

Напомним, что в отличие от обычных подделок банкнот (на 100% имитирующих внешний вид купюры) такие фальшивки имеют минимальный набор защитных признаков, предназначенных только для того, чтобы обмануть банкомат и внести «деньги» на счет, а затем быстро снять их уже в виде подлинных дензнаков.

Здесь наиболее часто подделываются номиналы 500, 1000 и 5000 р. Такие купюры делаются, подчеркнул эксперт, под конкретную модель банкомата, как правило, они имеют довольно качественную имитацию ИК и УФ-защиты.

При этом фальшивомонетчики изготавливают свои подделки банкнот именно так, чтобы избежать наказания по соответствующей статье – например, «банкоматные» подделки часто намеренно изготовлены с ошибками.

Так, существуют фальшивые купюры с надписью «Билет Анка России. Подленная!», множество тысячных и пятитысячных купюр «для банкоматов» с нецензурными надписями и купюры с измененными номиналами – 5505 рублей, 6000 рублей, 15 000 рублей. Эти купюры также обладают отлично воспроизведенной ИК и УФ-защитой. Из любопытных экземпляров таких подделок встречаются и такие «банкноты», которые изготовлены с вклейками из… газет и журналов.

Говоря о подделках иностранных банкнот в России, И. Милорадов отметил, что в 2016 году в России впервые появились поддельные одно- и двухдолларовые банкноты. Ранее мошенники «брезговали» этими номиналами. Часто стали поступать в ЭКЦ МВД РФ также и 50-долларовые банкноты. Незамедлительно после появления новых 5 и 10-евровых купюр в России появились и их довольно качественные подделки (с УФ-люминесценцией, водяными знаками и пр.)

Наконец, впервые в современной истории России на третье место среди иностранной валюты, подделываемой в России, «вырвались» китайские юани. Подделываются все номиналы банкнот этой валюты. Крайне редки, но существуют и подделки фунтов стерлингов и даже казахских тенге, отметил И. Милорадов.


А. Сычёв: «Киберпреступники уже могут считывать информацию с чипа карты»


Алексей Голенищев, директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка, выступил с презентацией на тему современной картины угроз в розничном банкинге, высказав мнение, что с биометрией все «приключения» у банков еще впереди. Он подчеркнул, в частности, что сегодня уже отмечены случаи кражи биометрических идентификаторов – так, в ряде случаев на телефонах HTS и Samsung отпечатки пальцев владельцев хранились в незашифрованном виде (графический файл высокого разрешения), к которому мошенники получали доступ, используя уязвимости в мобильном ПО и перехватывая привилегированный доступ к телефону.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.23 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.24

В Китае, подчеркнул эксперт, были отмечены и случаи такого «биометрического фрода», когда у пользователя смартфона, зараженного «трояном», внезапно гас экран, затем ему выдавалось требование разблокировать экран отпечатком своего пальца. Когда пользователь выполнял это действие, на самом деле он «подписывал» своим отпечатком финансовую транзакцию в пользу мошенников.

Характеризуя тренды в банкоматном фроде, А. Голенищев указал, что от скимминга мошенники все чаще переходят на атаки типа “black box” (прямое управление диспенсером через физическое подключение специального устройства к банкомату) и физические атаки на банкоматы. Эти атаки принимают зачастую причудливые и изобретательные формы – например, с заносом газа для взрыва в детских воздушных шариках.

В онлайн-банкинге в 2016 году резко выросло число случаев фрода в P2P-переводах – отметил эксперт. Множится число фальшивых сайтов, предлагающих «услуги» по переводу с карты на карту, когда данные карты, вводимой добросовестным отправителем, подменяются «внутри» такого сайта на данные другой карты (карты мошенника). При этом, подчеркнул А. Голенищев, не спасает и технология 3D Secure – т. к. клиент не видит полного номера карты в SMS-сообщении.


А. Фомичев: «Преимущество промышленного оборудования Scan Сoin – удобство упаковки монеты»


В качестве наиболее опасного примера успешных атак на системы ДБО юрлиц А. Голенищев указал на атаки с использованием вируса Lurk, который «ловится» только мониторингом авторизаций.

В ходе 8-го Международного ПЛАС-Форума параллельно с конференцией проходила масштабная выставка банковского оборудования и технологий, насчитывающая более 70 стендов 57 компаний-экспонентов из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Наиболее яркими моментами выставки, по мнению многих гостей, стала первая публичная презентация компанией «Гамма-Центр» комплекса промышленного оборудования для упаковки монеты Scan Сoin. На сегодняшний день упаковочное оборудование компании Scan Сoin уже установлено на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах Гознака, но широкой аудитории банковских специалистов было презентовано впервые как раз на октябрьском ПЛАС-Форуме.

По словам заместителя председателя совета директоров по технологиям, директора по продажам «Гамма-Центра» Алексея Фомичева, основным преимуществом поставляемого компанией оборудования является удобство обеспечиваемой им упаковки. Так, если ранее банки получали упаковки монеты в матерчатых мешках по 7 кг, то теперь у них есть возможность использовать монету, упакованную по 100 штук одного номинала. В результате значительно упрощаются процессы расчетно-кассового обслуживания – вскрыв пластиковую упаковку, содержащую расфасованные по 100 штук номиналы монет, последние можно передавать непосредственно кассирам, что исключает необходимость в дополнительном пересчете и т. д., как это было при использовании мешков. Представленное оборудование вызвало большой интерес среди участников и посетителей мероприятия. Особенно востребованным данное оборудование может быть крупными банками, имеющими свои службы инкассации, РКЦ и разветвленные сети отделений в регионах.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.25
PLUS-BeerGarden 2016: живая баварская музыка, пиво, сосиски и праздничная атмосфера Мюнхена в Москве!

На выставке был также продемонстрирован обновленный функционал банковского роботизированного комплекса самообслуживания MonRo: помимо стандартных операций с картами, наличностью и материальными ценностями впервые была представлена возможность перевыпуска банковской карты в присутствии клиента.

Кроме MonRo компания Quantum Systems совместно с партнерами – Glory Global Solutions и Kuka – представили первый в мире роботизированный участок пересчета CashMaster, предназначенный для автоматизации работ кассово-инкассаторских центров. Не смущаясь повышенным вниманием со стороны посетителей, высоконадежный роботизированный CashMaster в сочетании со счетно-сортировальными машинами Glory успешно продемонстрировал свои возможности.

Видео с работой робота на стенде Glory на ПЛАС-Форуме вы сможете увидеть на портале PLUS-Forum.com.

Активно интересовались посетители и решениями Gemalto, представившей, в том числе, совместно с SafeNet, технологии для защиты цифровых учетных записей и транзакций, и мультивендорными решениями для банкоматов компании KALIGNITE.

«Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2016». ПЛАС-Форум бьет рекорды популярности - рис.26

Постоянно многолюден был и стенд компании JCM, где можно было ознакомиться с новинкой вендора – RDM – новой моделью смарт-сейфа для бэк-офисных систем, которая полностью отвечает всем требованиям к депозитным сейфам. RDM поддерживает функцию распознавания на уровне банкомата. Головное устройство RDM уже сертифицировано ЦБ РФ и обладает всеми необходимыми характеристиками, в том числе этот продукт способен распознавать серийные номера банкнот.

Вот уже второй год подряд центральным экспонатом стенда компании ДИИП 2000 на выставке ПЛАС-Форума становится высокопроизводительный сортировщик нового поколения IBS-1000 от компании Toshiba. Это оборудование, предназначенное преимущественно для РКЦ ЦБ или крупных банков, в этом году, согласно ряду источников «ПЛАС», уже может «похвастаться» успешным прохождением тестов в Сбербанке России, который сегодня вырабатывает новую модель максимально автоматизированного и роботизированного РКЦ.

Проявляли посетители выставки ПЛАС-Форума неподдельный интерес и к новинкам «Гизеке & Девриент – ЛОМО, ЗАО» – в частности, к системе для обработки банкнот BPS B1 и системе для загрузки банкнот Nota Tracc.

Наконец, на стенде Ingenico Group внимание делегатов Форума было приковано к биометрическому POS-терминалу iWB Bio. Напомним, что это защищенное мобильное решение с валидацией транзакции по отпечатку пальца недавно было установлено в сети магазинов «Азбука Вкуса», которая в партнерстве со Сбербанком России впервые в российском ритейле запустила проект оплаты покупок с помощью биометрической идентификации покупателя.

Выражая благодарность всем участникам октябрьского ПЛАС-Форума 2016, Оргкомитет приглашает продолжить сотрудничество на следующем, 9-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2017», который пройдет 4–5 октября 2017 года.

Напоминаем, что ближайшее наше мероприятие – 4-й Международный ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail 2017» состоится в Москве в КВЦ «Сокольники» уже 18–19 апреля 2017 года.

Сообщаем вам, что регистрация на 4-й Международный ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail 2017», который пройдет 18-19 апреля 2017 г. уже открыта!

Также ждем вас 7–8 июня 2017 года на 8-м Международном ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017»!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube