В сухом остатке. Специфика токенизации в России

В сухом остатке. Специфика токенизации в России

Samsung Pay отменил «регистрационный барьер». Эквайринг – конкуренция падает? Биометрия на POS-терминале – пилот дает добро. Новый подход к сервисной составляющей.


Samsung Pay и Apple Pay – всерьез и надолго!
Какие тенденции наиболее отчетливо проявили себя в конце осени? Во-первых, вторая половина сезона ознаменовалась выходом на российский рынок таких сервисов, как Samsung Pay и Apple Pay, которые так или иначе уже начали вносить в ситуацию на платежном рынке свои коррективы. О возможности подключения своих карт к сервису Apple Pay 1 ноября объявили Тинькофф Банк и Яндекс.Деньги. Одновременно возможность загрузки карт в Apple Pay заработала у ВТБ24, Альфа-Банка, Банка Русский Стандарт, банка «Санкт-Петербург», МДМ Банка, МТС Банка, Банка «Открытие», «Райффайзенбанка», у компании UBANK, а также у Рокетбанка (Группа «Открытие»). Таким образом, закончился краткий «эксклюзивный период», когда Apple Pay на российском рынке работал только для карт Сбербанка России (первым запустившего этот сервис для держателей своих карт в России 4 октября).

По мнению ряда экспертов, в отличие от банков (и, конечно же, самих компаний Apple и Samsung) операторы мобильной связи не смогут претендовать на то, чтобы стать полноправными участниками транзакционного бизнеса. Поскольку платежи в рамках Apple Pay и Samsung Pay осуществляются с банковских платежных карт, соответственно, телефон в данном случае служит лишь инструментом и элементом транспортной среды для осуществления такой транзакции. Однако здесь видятся и исключения в виде международных карточных продуктов, выпускаемых операторами совместно с банками и привязанных к абонентскому счету. В России наиболее ярким примером таких продуктов является карта «МегаФон» – в случае, если ее удастся зарегистрировать в Apple Pay или Samsung Pay, выгоды оператора от поддержки данных сервисов будут очевидны. При такой схеме оператор является полноценным звеном транзакционной цепочки – с помощью телефона его абоненты тратят средства, размещаемые на его же счетах! Послужит ли такая идеология толчком к выпуску другими операторами аналогичных карточных продуктов?

Не появится ли у банков еще один повод на полном серьезе рассматривать операторов мобильной связи в качестве прямых конкурентов? Ответы на эти вопросы может дать только время.

А пока весьма любопытны детали первых итогов эксплуатации в РФ сервиса Samsung Pay, запущенного на отечественном рынке 29 сентября 2016 года. С основными цифрами вы сможете ознакомиться в рубрике «Мобильные платежи», а здесь мы подчеркнем, что особое внимание обращает на себя гендерная составляющая: по некоторым данным, 90% российских пользователей сервиса приходится на мужчин.

Эксперты объясняют этот парадоксальный факт рядом причин, среди которых называется и стремление сильной половины обходиться без массивных бумажников с картами, и, как следствие, большей заинтересованностью в мобильных платежах (женщины, как правило, не расстаются со своими сумочками и клатчами с целым набором платежных карт и карт лояльности).

Еще одним объяснением до последнего времени могла служить необходимость регистрировать свое устройство в приложении Samsung Pay – как известно, женщины меньше мужчин расположены проходить такого рода процедуры, которые представляются им либо слишком сложными, либо скучными. Если «барьер регистрации» действительно имел решающее значение, вскоре доля пользователей этого сервиса – представительниц прекрасного пола может заметно возрасти: 8 ноября 2016 года Samsung отменила такую регистрацию. Более того, ожидается, что вскоре привязать банковскую карту к Samsung Pay можно будет через мобильное приложение любого подключенного банка, точно так же, как это уже реализовано в Apple Pay. В любом случае, если у Samsung Pay получится и эффектно обыграть этот шаг с точки зрения PR, определенный успех в продвижении в РФ сервису гарантирован.


Банки стремятся обогатить предоставляемые ими услуги Samsung Pay и Apple Pay собственными сервисами


В настоящее же время банки стремятся по максимуму обогатить предоставляемые ими услуги Samsung Pay и Apple Pay собственными сервисами и функциональными возможностями, дифференцируя эти продукты, которые уже в самое ближайшее время станут массовыми. Например, один из российских пионеров Samsung Pay – Альфа-Банк – уже реализовал возможность раздельной блокировки токена в телефоне и привязанной к нему пластиковой карте. В результате даже при утере карты держатель может заблокировать ее и при этом продолжать пользоваться своим телефоном с Samsung Pay как платежным инструментом и, наоборот, при потере телефона сохранить возможность платить картой.

По мнению экспертов, в дальнейшем стремление банков обогатить и индивидуализировать пользовательский опыт своих клиентов, подключенных к Samsung Pay и Apple Pay, будет только расти. Как и число пользователей данных сервисов, еще недавно воспринимавшихся в качестве футурологических концепций и сегодня уже успевших перейти в разряд устойчивого тренда, влияние которого на рынок со временем будет только усиливаться.

Торговый эквайринг: спад конкуренции
В то же время российский рынок торгового эквайринга, напротив, перестает быть сколько-нибудь конкурентным сегментом. Сегодня здесь остаются, по сути, всего четыре крупнейших игрока, на которых приходится в общей сложности более 80% рынка: Сбербанк, Группа ВТБ, Группа «Открытие» и БИНБАНК. В связи с этим высказываются справедливые опасения: не означает ли такое резкое снижение конкуренции неизбежной потери качества обслуживания? Более того, некоторые из экспертов обращают внимание, что качество предоставляемых банками эквайринговых сервисов зачастую уже не успевает за темпами роста их рыночных долей. В том числе это касается темпов внедрения наиболее инновационных сервисов, включая так называемое бескарточное обслуживание, и т. д.

Биометрия: 1000 POS-терминалов в ближайшие два года
Зато осенью еще раз были продемонстрированы возможности «госбанков», остающихся сегодня практически единственными крупными покупателями оборудования и ПО на рынке, в плане «уговаривания» поставщиков на оптимальные для своих бюджетов цены. Так, по неофициальным данным, в тендере Почта Банка победил поставщик POS-терминалов со стоимостью одного устройства ниже 100 долл. США. Безусловно, это своего рода тревожный «звонок» для всех участников рынка эквайрингового оборудования на фоне и без того неблагоприятных общих экономических показателей.

Как считают эксперты, речь в данном случае идет уже не о «раскачивании общей лодки», а о ее «торпедировании» с более чем печальными последствиями для рынка в целом, а не только для вендоров и поставщиков. Особенно обидно, что это происходит в преддверии масштабного тендера Сбербанка по выбору поставщика POS-терминальных решений, стартовавшего 1 ноября.

О значении последнего события для рынка можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что объемы закупок в рамках тендера составят в течение двух лет порядка 1,4 млн платежных устройств. В сегодняшних непростых условиях эта цифра выглядит весьма оптимистично, выступая своего рода «драйвером стабильности» на фоне прежних негативных прогнозов. Она свидетельствует о том, что крупнейший банк страны не только не планирует сворачивания своих эквайринговых проектов, но и нацелен на их развитие, тем самым подавая сигнал к действию другим российским банкам.

Интересно отметить, что часть из планируемых к закупке Сбербанком устройств должны поддерживать биометрическую идентификацию пользователя. Правда, в общем объеме закупок их доля весьма скромна – всего 1000 POS-терминалов, – что уже дало повод для рассуждений на тему «не решил ли банк сменить ранее взятый стратегический курс на широкое внедрение биометрии?» Впрочем, если подойти к этому вопросу объективно, с учетом всех обстоятельств, вывод напрашивается прямо противоположный.

Напомним, что в конце сентября «Азбука Вкуса» объявила об успешном запуске со Сбербанком пилотного проекта оплаты покупок с помощью биометрических данных. Первой торговой точкой, перешедшей на биометрические платежи, стал московский супермаркет «Азбука Вкуса» на Нахимовском проспекте. В рамках пилота здесь используется POS-терминал с биометрическим сканером, способный распознавать держателя банковской карты, прошедшего предварительную регистрацию, по отпечаткам двух пальцев. Таким образом, планы Сбербанка увеличить в ближайшие два года количество установленных POS-терминалов с поддержкой биометрии до 1000 устройств можно рассматривать именно как успех пилота и высокую оценку перспективности данной технологии. Кроме того, очевидно, что биометрическая идентификация не только в России, но и во всем мире является далеко не самой массовой инновационной технологией. Поэтому тот факт, что доля этого типа оборудования в общем объеме планируемых закупок невелика, сам по себе вполне логичен: сегодня этого количества устройств вполне достаточно для реальных потребностей российского рынка.

Портрет современного тендера
Интересно, что в рамках стартовавшего тендера Сбербанк впервые (и отнюдь не в последнюю очередь) будет оценивать и реальные объемы оборудования, производимого компаниями, подавшими заявки на участие. Как отмечено в условиях, банк оставляет за собой право обращаться к открытым источникам для уточнения заявленных поставщиками цифр и т. д

Еще одним принципиальным новшеством является введение второго этапа тендера, предусматривающего процедуру демонстрации участниками конкурса технико-технологических возможностей своего оборудования и ПО. Таким образом, согласно условиям тендера, имена компаний, допущенных к участию в третьем, заключительном этапе тендера, станут известны к 30 декабря 2016 года.

Если говорить о ценовой составляющей тендера, то, по оценкам экспертов, заявленные стартовые цены уже очень невысоки, что лишний раз подтверждает ранее озвученную нами тенденцию, однако окончательные цифры могут определить только результаты конкурса.

По понятным причинам внимания заслуживает и еще одна инициатива Сбербанка, которую он проявил в стартовавшем тендере. Согласно условиям, потенциальный поставщик POS-терминального оборудования – участник конкурса должен письменно подтвердить свою готовность предоставить компании Сбербанк-Сервис все технологии по ремонту и обслуживанию оборудования, заявленного на конкурс. Речь идет, в частности, о готовности участника проводить соответствующий инструктаж для специалистов банка и Сбербанк-Сервиса, своевременно предоставлять необходимые запчасти, консультации и т. д.


Сбербанк планирует увеличить количество установленных POS-терминалов с поддержкой биометрии до 1000 устройств


А буквально следующим пунктом участники тендера обязываются без дополнительной оплаты (читай – бесплатно) предоставить по запросу банка среду разработки программного обеспечения по всем моделям, которые победят в конкурсе, а также полную документацию для своего оборудования. При этом они должны заранее извещать банк о любых модификациях в своем оборудовании и ПО. Иными словами, банк явно стремится полностью контролировать сервисное облуживание закупаемых POS-терминальных решений и, в случае необходимости, обеспечивать его силами собственной ИТ-структуры.

О том, как будет развиваться ситуация, мы будем продолжать информировать вас на портале PLUSworld.ru и, конечно же, на страницах номеров «ПЛАСа»!

Не забывайте, мы всегда с вами!

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных