4 октября 2016, 11:30
Количество просмотров 168

Мобильный эквайринг: широкие перспективы

          Вячеслав Семенихин,  директор по маркетингу компании «Смартфин» (бренды 2can&ibox)     <p> Год назад, когда я обратился к теме...
Мобильный эквайринг: широкие перспективы

Вячеслав Семенихин,
директор по маркетингу компании «Смартфин» (бренды 2can&ibox)

Год назад, когда я обратился к теме мобильного эквайринга, было очевидно, что она весьма перспективна: проникновение карт растет, привычка потребителей пользоваться платежными картами в торговой сети выражена не только в больших городах, но и распространяется на регионы, при этом растущей популяции малого и микробизнеса требуется простое, дешевое и удобное средство приема карт. Основным лидером выступал Square, который готовился к IPO. I-Zettle получил очередной раунд инвестиций. Тема была одной из наиболее горячих в финтехе.

Что же произошло за год? Square благополучно вышел на IPO и… уронил инвестиционные оценки, не достигая обещанных показателей. От завышенных инвестиционных мультипликаторов игроки перешли к более реалистичным, основанным на прогнозах роста выручки и сроков окупаемости. Макроэкономические показатели в России не сильно способствуют росту доли малого и микробизнеса, а также их доходов. Стоимость кэша выросла и снизила интерес предпринимателя к безналичным поступлениям.

С другой стороны, вступили в силу изменения в 54-ФЗ, которые не только заставят предпринимателей обновить свои кассовые решения, но и фактически создадут в России новый многомиллиардный рынок оборудования для тех категорий, которые ранее в нем не нуждались. В России потенциальный рынок кассовых решений, обеспечивающих в том числе и прием карт, составит внушительные 2 миллиона устройств, при этом заметная доля ритейлеров может отдать предпочтение мобильным решениям. Есть и конкретные ниши – более миллиона устройств понадобится продуктовому и непродовольственному ритейлу, почти 300 тыс. – сфере услуг. Соответственно, на эти рынки и нацеливаются новые игроки. Июньская новость о создании компании «Эвотор» – тому пример.

В силу известных неблагоприятных факторов снизилась доходность у мелких предпринимателей, и они стали более чувствительны к ценам на оборудование, соответственно, mPOS-терминалы как платежные решения становятся более привлекательными и, соответственно, конкурентоспособными. Кроме этого, в России контрольно-кассовой техники установлено на 2 миллиона единиц больше, чем POS-терминалов, и мы ожидаем, что законодатели с 1 июля 2017 года обяжут все торговые точки иметь торговый эквайринг. Образуется еще один огромный рынок – в первую очередь для игроков, предоставляющих услуги мобильного торгового эквайринга.

Пользовательское поведение продолжает «мобилизоваться» – мобильный трафик уже заметно опережает веб-трафик. В стране осталось очень мало пожилых людей, которые принципиально не пользуются мобильным устройством с touch-screen. Разница между смартфонами и планшетами практически стерта с появлением крупноэкранных телефонов и минимизацией размеров планшетов. Это делает кассовые решения на базе планшетов более приемлемыми и универсальными для современного пользователя по сравнению с традиционными громоздкими и недружелюбными аппаратами – в новом мобильном ПО используются те же интуитивно понятные и привычные алгоритмы работы, что и в вашем смартфоне.

Маркетплейсы, о которых мы так много говорили последние несколько лет на конференциях, именно теперь, думаю, могут резко «набрать высоту», поскольку их интерфейсы становятся понятны конечному пользователю, напоминают Play Market или App Store. Производители программ, как правило, готовы сразу же предлагать рынку SDK (software developer kit) для быстрого подключения существующих синергичных партнерских сервисов, увеличивая тем самым ценность своего продукта для клиента и повышая свою рентабельность. Партнерские сервисы при этом получают не осложненные длительными интеграциями дополнительные возможности монетизации. Напомню, что по сути mPOS – это специфическое программное обеспечение, совмещенное с устройством чтения банковских карт, которое превращает смартфон или планшет в безопасное и удобное устройство приема карт. Это же ПО способно сделать ваш телефон или планшет полноценным средством ведения бизнеса, доступа к дополнительным полезным сервисам, что существенно отличает его от других классических решений.

Мобильный эквайринг: широкие перспективы - рис.1

Если говорить о крупном и среднем бизнесе, мы уже видим большой интерес к mPOS у страховых компаний и крупных сетей доставки. Ежемесячный оборот в этом сегменте в России превышает 1 млрд рублей. И этот интерес будет продолжать расти. Сердцем mPOS является ПО, которое можно интегрировать со специфическими индустриальными решениями. То есть выгодами здесь являются не только снижение себестоимости, общего веса оборудования, простота обучения сотрудников, но и возможность решения других задач (аналитика, специальные формы учета для страховых компаний, интеграция с ПО доставки, возможность многоуровневого территориального и иерархического распределения ролей).

Основной вопрос для компании, у которой есть технология, продукт и потенциальная аудитория, – это, конечно же, продвижение. С одной стороны, все юридические лица пользуются финансовыми услугами, то есть обслуживаются банками или НКО. С другой стороны, каналы коммуникации с лицами, принимающими решения, очень разрозненны и не масштабируемы. Мы видим на рынке много финтех-стартапов, которые почти ничего не продают, даже имея достаточно совершенные технологии и хороших инвесторов. Мы видим, как возникают десятки новых компаний, предлагающих рынку простые кассовые решения для малого бизнеса на базе планшетов. 90% из них отомрут в горизонте года-полутора, так же, как это происходило на заре возникновения мобильного торгового эквайринга в России: выживут только те, кто сможет обеспечить себе попадание в топ-3. Рынка на всех не хватит. Для выживания требуются компетенции не только и не столько в технологической разработке, сколько в маркетинге и продажах. Причем под продажами я имею в виду и розничные онлайн- и офлайн-продажи, и умение управлять длинным циклом продаж средним и крупным предприятиям. Продажи в сегменте крупных предприятий также предполагают навыки сложных технологических интеграций с существующими ИТ-решениями партнеров.

Все эти компетенции не возникают быстро, они требуют ощутимых инвестиций в человеческий капитал, а главное – целеустремленности и последовательности команды менеджеров, подкрепленной инвестициями. На встречах с представителями финтех-стартапов я часто встречал команды профессиональных технарей, которые не имели понятия, как им сделать первые продажи. Такие компании быстро отомрут, так как инвестору нужны прагматические показатели успеха, а это – новые клиенты, обороты и выручка.

Читайте также:

Отдельное внимание следует уделить интернет-продвижению. Сегодняшние поколения Х и У уже не представляют себе жизнь без интернета. Лица, принимающие решения о покупке услуг эквайринга, активно используют веб- и мобильный интернет для поиска лучшего решения. Не присутствовать в интернете означает остаться с очень ограниченной для масштабирования и дорогой для привлечения аудиторией. Но умеют ли сегодняшние финтех-стартапы продавать в интернете? В этом мы видим для себя большую возможность и большие конкурентные преимущества.

Резюмируя, могу сказать, что за последний год произошло много серьезных изменений, носящих как экономический, так и регуляторный характер. Эти изменения несут новые возможности для участников рынка. С одной стороны, предприятия будут вынуждены идти навстречу потребительским предпочтениям, одновременно снижая стоимость требуемых решений, а с другой – благодаря законодательным инициативам, посвященным «обелению» товарооборота, на горизонте появились новые многомиллионные (по количеству) «голубые океаны» для игроков, предлагающих мобильные эквайринговые и кассовые решения для предприятий. Таким образом, mPOS остается горячей и перспективной темой в России.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube