4 октября 2016, 11:05
Количество просмотров 286

Банкоматный бизнес в РФ: задача № 1 – монетизация сети

          Максим Дарёшин,   начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-Банка     <p> Оптимизация бюджетов приводит к...
Банкоматный бизнес в РФ: задача № 1 – монетизация сети

Максим Дарёшин,
начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-Банка

Оптимизация бюджетов приводит к пересмотру роли и места сети ATM в бизнесе банка, а также к новым требованиям к ее эффективности

О ключевых трендах российского банкоматного бизнеса журнал «ПЛАС» беседует с Максимом Дарёшиным, начальником управления по развитию систем самообслуживания Альфа-Банка – одного из лидеров данного направления.

ПЛАС: Ваша оценка ситуации на российском банкоматном рынке: что изменилось за последние годы? Ключевые тренды сегодняшнего дня?

М. Дарёшин: Экономический кризис оказал и продолжает оказывать заметное влияние на отечественный банковский розничный бизнес, включая, конечно же, процессы, связанные с инфраструктурой обслуживания. Постоянная оптимизация бюджетов на развитие банкоматной инфраструктуры в последние годы приводит к пересмотру их роли и места в бизнесе банка, а также к новым требованиям к эффективности, первое из которых – максимальная монетизация. Зачастую многие возможности экономии уже выбраны, и нужно активнее смотреть на доходную часть. Характерно, что это касается как сетей ATM, так и отделений.

Не секрет, что многие банки, в том числе крупнейшие, сегодня сокращают свои банкоматные сети, а некоторые из них – и количество отделений. Очень наглядны примеры некоторых банков, которые сворачивают всю свою сеть банкоматов открытого доступа (offsite ATM), оставляя устройства самообслуживания только в своих отделениях.

Если говорить о других тенденциях, то нельзя не упомянуть и новые правила взаиморасчетов, введенные Национальной платежной системой (НСПК), которые серьезно повлияли на рынок в целом, включая банкоматный бизнес. В частности, с переводом обслуживания локальных транзакций по международным картам на процессинг НСПК заметно сократились возможности ПС ОРС, которая до недавнего времени решала задачи банков в этой области, объединяя сети ATM небольших и крупных банков.

В то же время нельзя не отметить, что объединение банкоматных «сеток» между конкретными банками в рамках отдельных банковских групп остается и сегодня достаточно эффективной моделью, в том числе в рамках взаимооткрытия сетей для приема наличных. По мере все большего проникновения технологии cash-ресайклинга (к которой я хотел бы вернуться чуть позже) сервис автоматизированного депозита становится все более востребованным банками, позволяя уравновешивать баланс выдаваемой и принимаемой наличности.

Банкоматный бизнес в РФ: задача № 1 – монетизация сети - рис.1
Объединение банкоматных «сеток» между конкретными банками в рамках отдельных банковских групп остается сегодня достаточно эффективной моделью

Одновременно значительно сократились возможности банков по выдаче иностранной валюты через банкоматы – многие кредитные организации вообще отказались от этой услуги в своих сетях либо ввели жесткие лимиты.

Несмотря на целый ряд негативных изменений на рынке и в экономике в целом, стоимость аренды площадей для установки банкоматов и иных устройств самообслуживания в торговых центрах практически не изменилась в сравнении с докризисным периодом. Более того, только благодаря совместным усилиям крупных банков пока удается убеждать арендаторов не повышать арендные ставки. При этом характерно, что за самые «вкусные» места по-прежнему идет борьба, причем уже не столько между различными банками, сколько между банками и развивающимся вендинговым бизнесом, который претендует сегодня на те же квадратные метры в местах с высоким трафиком посетителей.

Если еще пару лет назад борьба между банками, желающими разместить свой банкомат в конкретном ТЦ, в основном шла за «второе» место (первое по традиции принадлежало повсеместно присутствующим банкоматам Сбербанка), то сейчас за это же место «борются» кофейный аппарат, автоматы по продаже снэков, контактных линз и т. д. С точки зрения арендодателей это вполне равнозначные терминалы, которым нужны примерно одинаковые площади, электричество и, конечно же, выгодное в плане потока посетителей расположение.

Разумеется, у торговых центров существуют некие минимальные требования по католичеству установленных банкоматов – полностью отказаться от них они просто не могут себе позволить. Поэтому многие торговые сети в обязательном порядке выделяют место под 1–2 банкомата, а за остальные площади идет конкуренция с вендингом.

ПЛАС: Насколько, по вашей оценке, в настоящее время выросла роль cash-менеджмента? Какие задачи здесь решаются с помощью ресайклинга?

М. Дарёшин: Как мы видим, с одной стороны, стоимость владения банкоматной сетью продолжает расти, и особых возможностей для снижения затрат в части себестоимости транзакций здесь не проглядывается, если исключать вариант с сокращением сети. С другой стороны – продолжает увеличиваться прессинг на банковские ИТ-бюджеты, диктуемый соображениями бизнеса. На этом фоне одним из радикальных вариантов решения проблемы становится технология cash-ресайклинга, которую сегодня так или иначе внедряет практически каждый банк с развитыми направлениями, гарантирующими значительный объем вносимых наличных денежных средств – кредитованием и т. д.

Наиболее яркими примерами являются недавно проведенный тендер Сбербанка, который не только перестал закупать многофункциональные банкоматы без поддержки ресайклинга, но и планирует менять на ресайклеры уже установленные устройства самообслуживания, а также стратегия Почта Банка, изначально сделавшего ставку на создание парка устройств самообслуживания, на 100% базирующегося на данной технологии.

Что касается Альфа-Банка, то на протяжении последних трех лет мы закупаем только ресайклеры вместе с небольшим количеством cash-out, которые используем для зарплатных проектов.

Банкоматный бизнес в РФ: задача № 1 – монетизация сети - рис.2
В метрополитене Санкт-Петербурга сегодня установлены и успешно работают 86 банкоматов Альфа-Банка

Полнофункциональные банкоматы сегодня фактически уходят в прошлое. Банки отказываются от этого вида техники, несмотря на то, что она еще достаточно долго будет функционировать, в том числе на вторичном рынке, который сегодня весьма развит. Доля ресайклеров во вновь закупаемом современном оборудовании постепенно будет приближаться к 100%, хотя небольшой сегмент cash-out банкоматов на какое-то время останется в силу пока еще более низкой стоимости закупки и поддержки этих устройств.

В обозримом же будущем мы придем к полному охвату ресайклерами банкоматного рынка за счет резкого сокращения упомянутых показателей, а также более высокого удобства обслуживания парка ATM с одним видом ПО и с одним типом сценариев. При этом благодаря гибкой настройке такие банкоматы можно в большей мере ориентировать на установку в локациях, где преимущественно востребована выдача наличных, – их использование в этом случае не будет ощутимо дороже, чем установка и содержание отдельного cash-out терминала.

Реалистичность этих прогнозов подтверждает и резкое снижение средней закупочной стоимости ресайклеров за последние несколько лет – для некоторых популярных на рынке моделей мировых вендоров она упала практически вдвое, с более чем 40 тысяч до 20 тысяч долларов.

Следует отметить, что сама тенденция удешевления ресайклеров началась задолго до осложнения экономической ситуации в РФ, однако именно кризис выступил своего рода катализатором всплеска интереса к данной технологии и ее активного внедрения российскими банками. Последнее, в свою очередь, способствовало быстрому формированию отечественного рынка ресайклеров, которые начали предлагать уже несколько вендоров, и, как результат, – дальнейшей оптимизации цен.

Свою роль в популяризации ресайклеров сыграл и Банк России, занявший четкую позицию по этому поводу и разработавший соответствующие правила, благодаря которым использование этой технологии банками стало абсолютно прозрачным с юридической точки зрения.

ПЛАС: Несколько слов о ситуации с готовностью банкоматной сети Альфа-Банка к обслуживанию карт ПС «Мир».

М. Дарёшин: Альфа-Банк полностью адаптировал свою банкоматную сеть для карт «Мир» еще в феврале 2016 года. Для нас это не было особо сложной задачей, поскольку мы с самого начала принимали непосредственное участие в подготовке данной инициативы в рамках рабочих групп НСПК, а затем выступали в числе первых кредитных организаций, тестирующих обслуживание карт «Мир» как в сети банкоматов, так и в рамках интернет-эквайринга.

К сожалению, объем транзакций по этим картам пока еще совсем незначителен, тем не менее некий поступательный тренд есть. На наш взгляд, ПС «Мир» идет абсолютно правильным путем, создавая в первую очередь инфраструктуру, на фоне которой ее карточные продукты с самого начала массовой эмиссии будут иметь минимум ограничений.

ПЛАС: Трансформация банковских отделений – расскажите, как реализуется сегодня этот тренд в России на примере опыта Альфа-Банка?

М. Дарёшин: Если говорить о нашем опыте трансформации отделений, то Альфа-Банк видит для себя два стратегических направления. Первое из них – снижение себестоимости всех операций, осуществляемых в отделении, а второе – расширение их спектра. И здесь одной из наших главных инноваций является готовящийся к запуску пилотный проект по внедрению VTM (Video Teller Machine). Речь идет о реализации технологии сопровождаемого обслуживания (Assistance service), позволяющей не только оказывать клиенту, использующему то или иное устройство банковского самообслуживания, квалифицированную поддержку в режиме видеоконференции 24х7х365, но и завести в канал ATM практически все виды розничных операций, предлагаемых банком.


Стоимость аренды площадей под ATM в ТЦ практически не изменилась в сравнении с докризисным периодом


Совместно с одним из вендоров мы провели серьезную работу по анализу всех операций, которые можно перевести в этот канал, и до конца 2016 года планируем реализовать пилот. Если говорить о его основных целях, то, во-первых, мы видим техническую возможность вывести в банкоматный канал достаточно много операций, которые могут серьезно разгрузить наши отделения, и получить экономию на разнице в их себестоимости. Во-вторых, использование VTM позволит банку значительно расширить свое территориальное присутствие, включая те города, где у нас нет отделений, с гораздо меньшим бюджетом.

Как показывает международный опыт, такой подход может быть весьма эффективным. Наиболее показательны здесь рынки Ирана и Китая (прежде всего – Гонконг). Кстати, прекрасным подспорьем здесь было бы внедрение в РФ электронного паспорта с ЭЦП, которого мы ждем уже достаточно давно, по примеру инициативы, недавно запущенной на Украине.

В то же время у нас есть вполне логичные опасения, что многие клиенты поначалу станут избегать обращаться к VTM-терминалу за теми или иными сервисами, которые они традиционно привыкли получать в отделениях – например, открытие счета, обращение за кредитом и т. п. При этом мы отдаем себе отчет, что если банку действительно удастся выйти на рынок с качественным, безопасным и удобным сервисом, клиент так или иначе откликнется на это предложение, несмотря на свой прежний Customer Experience. Очевидно, что для этого он должен иметь возможность обеспечивать свои потребности в банковском обслуживании как минимум так же качественно и так же удобно, как в традиционном отделении.

Для соблюдения этого условия нам необходимо будет решить массу задач, включая перестройку целого ряда процессов внутри самого банка. А это, в свою очередь, требует определенных ресурсов не только нашего банкоматного подразделения, но и коллег из call-центра, а также из подразделения управления процессами, поскольку оптимизация бизнес-процессов включает в себя огромную работу по согласованию каждой операции. Иными словами, при внедрении VTM речь идет не только о подключении аппаратных решений и на стройке ПО, но и прежде всего о создании самой методологии. Обещаю, что читатели «ПЛАС» одними из первых узнают о предварительных результатах нашего пилота.


Тенденция удешевления ресайклеров началась задолго до осложнения экономической ситуации в РФ


ПЛАС: Чем интересно с точки зрения поиска новых форматов обслуживания отделение Альфа-Банка на теплоходе «Брюсов», пришвартованном на Москве-реке в парке «Музеон»?

М. Дарёшин: Проект «Альфа-Банк на Брюсове», развернутый с мая по сентябрь 2016 года, уникален по целому ряду моментов. Начну с того, что это первое в России банковское отделение, размещенное на корабле, причем отделение «бескэшевое», т. е. не оснащенное традиционным кассовым узлом. При этом клиентам банка – физическим лицам и компаниям малого бизнеса – доступны почти все банковские операции, за исключением операций с наличными через кассу банка и выдачи новых карт.

Все операции с наличными осуществлялись с помощью установленного в отделении ресайклера Альфа-Банка – единственного банкомата на всей территории парка «Музеон». Последний был очень востребован у посетителей «Музеона», при этом поток на внесение наличных эффективно коррелировал с потоком на выдачу (в том числе к нам часто приносили выручку за картины, которые покупали на вернисаже неподалеку от ЦДХ, по соседству с отделением). В результате в августе, например, нам не потребовалось провести на Брюсове ни одной инкассации – ресайклер проявил себя по максимуму.

Отмечу, что парк «Музеон» является закрытой территорией со всеми вытекающими в виде спецпропусков, согласований инкассаций и т. д., включая решение вопроса доступа на корабль, банкомат на который, кстати, нам пришлось заносить по трапу – спасибо такелажникам, которые буквально затащили его туда на своих плечах.

С точки зрения дизайна отделение также представляло собой уникальную точку обслуживания. Оно было оформлено в современном дизайне лофта с удобной лаунж-зоной и выходом на палубу с потрясающим видом на Москву-реку. Клиенты могли сыграть в кикер (футбольный автомат), воспользоваться бесплатным Wi-Fi, послушать сеты от ведущих диджеев. Ежедневно в летней резиденции банка проходили концерты и спортивные трансляции, а также мастер-классы и семинары банка и его партнеров. При этом отделение в ряде случаев использовалось нами как шоу-рум, где мы могли наглядно показать новые технологии Альфа-Банка в действии.

Данный проект, носящий ярко выраженный маркетинговый характер, был сезонным, при этом я ожидаю, что в следующем году мы запустим алогичный проект в каком-то другом месте и, конечно же, с новой концепцией.

ПЛАС: Насколько нам известно, на фестивале электронной музыки и технологий Alfa Future People, ежегодно проводимом при поддержке Альфа-Банка, ресайклеры также находят самое активное применение. Что можно сказать в этом плане о результатах фестиваля 2016 года?

М. Дарёшин: Alfa Future People 2016 прошел более чем успешно во всех отношениях, включая, конечно же, опыт использования наших ресайклеров. В этом году тем же количеством банкоматов мы обработали 60%-ный прирост выручки по сравнению с фестивалем 2015 года. При этом уровень отказов составил всего 0,32, т. е. 0,32 претензии на 1 тыс. транзакций пополнения. Помимо рекордных объемов внесения ресайклеры позволили в полном объеме обеспечить выдачу наличных для клиентов, которые уезжали с фестиваля, исключительно за счет уже внесенных публикой средств. Таким образом, если прежде мы закладывали в конкретные банкоматы специально выделенные суммы наличных, то в нынешнем году ресайклинговая технология позволила нам обойтись практически без задействования отвлеченных средств. Конечно же, операций снятия было гораздо меньше, чем внесения, но этой услугой воспользовались более тысячи гостей фестиваля.

Банкоматный бизнес в РФ: задача № 1 – монетизация сети - рис.3

ПЛАС: В заключение нашей беседы не могли бы вы рассказать о таком направлении, как обслуживание бесконтактных платежных продуктов в сети ATM Альфа-Банка и в целом поддержка инструментов «некарточного» формата на устройствах самообслуживания?

М. Дарёшин: Как известно, сегодня потребители все более массово доверяют бесконтактным платежным инструментам, будь то банковская карта или браслет с бесконтактным чипом, в том числе не боятся размещать на них свои средства.

Еще в 2015 году Альфа-Банк впервые в России реализовал проект, в котором бесконтактная технология оплаты PayPass Mastercard в банкоматах стала доступна для широкой аудитории. C прошлого лета с помощью бесконтактных продуктов Mastercard в банкоматах Альфа-Банка можно «в одно касание» снимать наличные, проверять баланс, пополнять карту и осуществлять денежные переводы с карты на карту. За прошедшее время банк не только увеличил количество своих банкоматных сервисов с технологией Mastercard, но и открыл доступ к ним для держателей бесконтактных карт и устройств других банков.

Так, сегодня мы наблюдаем активное развитие подобных продуктов в целом ряде крупных банков, включая мобильные банки у БИНБАНКа и Тинькофф Банка, которые активно поддерживают работу своих карт Mastercard по технологии HCE. И эти продукты совместимы с нашими банкоматами, что позволяет их держателям снимать наличные в сети Альфа-Банка, используя так называемый бескарточный интерфейс.

Характерно, что в самом конце августа 2016 года мы запустили новый «бескарточный» продукт – теперь клиентам Альфа-Банка доступны браслеты с технологией бесконтактных платежей при оформлении молодежной карты «Next». Если у клиента уже есть эта карта, (выпускается нами с 18 июля этого года и предназначена для молодых и активных людей, вступающих во взрослую жизнь), то заказать браслет можно через телефонный центр или в отделении банка.

Владельцы браслета, как и держатели пластиковой карты «Next», получают целый спектр дополнительных возможностей. Так, они могут бесплатно пользоваться мобильным приложением банка «Альфа-Мобайл». Кроме совершения основных операций, таких как переводы средств, оплата услуг и т. д., в приложении можно общаться с сотрудниками банка в онлайн-чате, что сегодня очень важно для молодой аудитории.

При выпуске браслета клиент получает специальную карту «мини-таг», аналогичную SIM-карте, используемой в мобильном телефоне, которая вставляется в браслет. Карту можно привязать к любому счету клиента – в отделении, call-центре, а также через мобильный банк или интернет-банк.

Браслеты выпускаются в трех цветах: черном, красном и желтом, без нанесения логотипов банка. За полтора месяца с появления молодежной карты в банк поступило более 3000 предзаказов на браслет. Напомню, что бесконтактные часы с технологией PayPass мы предлагали еще с 2015 года. Однако в новом молодежном пакете мы решили заменить форм-фактор браслетом. В свою очередь Visa, как известно, активно продвигает бесконтактное кольцо – поэтому сегодня мы анализируем самые разные форм-факторы на предмет реализации новых бесконтактных продуктов Альфа-Банка. Признаюсь, что в обозримом будущем мы надеемся реализовать в своей инфраструктуре поддержку payWave.

Банкоматный бизнес в РФ: задача № 1 – монетизация сети - рис.4

Кстати, за последнее время мы удвоили количество банкоматов Альфа-Банка, принимающих бесконтактные платежные инструменты, и будем продолжать постепенно наращивать их долю. На сегодняшний день бесконтактными ридерами оборудованы уже более 300 наших банкоматов по всей России, причем в каждом отделении банка уже имеется как минимум один такой банкомат.

ПЛАС: Как вы хорошо знаете, в июне этого года в ходе 7-го Международного ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2016» была совершена первая бесконтактная транзакция по карте ПС «Мир» на носимом устройстве. В качестве последнего на стенде компании NXP были использованы смарт-часы с программно-аппаратной платформой WILDCARD компании Tedipay. Как обстоит ситуация у Альфа-Банка с поддержкой бесконтактных карт ПС «Мир»?

М. Дарёшин: В настоящее время мы с нетерпением ждем спецификации для бесконтактного приложения ПС «Мир». Как только они появятся, мы будем готовы обеспечить поддержку любых бесконтактных продуктов «Мир» в своей инфраструктуре обслуживания наряду с PayPass, в том числе в банкоматной сети.

Читайте также:

В заключение нашей беседы я хотел бы отметить, что мы активно смотрим и в сторону биометрической аутентификации. По нашему мнению, целый ряд операций можно проводить без карт или же в различных комбинациях с использованием и карты, и биометрии. Сейчас мы анализируем самые разные факторы, включая скан лица, – вопросами биометрии в Альфа-Банке занимается отдельная команда.

Конечно же, в рамках нашей беседы я не коснулся таких важных трендов и бизнес-кейсов, как, например, оказание услуг самоинкассации розничным предприятиям и развертывание сети банкоматов Альфа-Банка в метрополитене Санкт-Петербурга, где сегодня установлены и успешно работают 86 наших машин. В силу своей масштабности эти темы заслуживают отдельного разговора на страницах журнала «ПЛАС».

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube