Банкоматный бизнес в РФ: задача № 1 – монетизация сети
Максим Дарёшин,
начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-Банка
Оптимизация бюджетов приводит к пересмотру роли и места сети ATM в бизнесе банка, а также к новым требованиям к ее эффективности
О ключевых трендах российского банкоматного бизнеса журнал «ПЛАС» беседует с Максимом Дарёшиным, начальником управления по развитию систем самообслуживания Альфа-Банка – одного из лидеров данного направления.
ПЛАС: Ваша оценка ситуации на российском банкоматном рынке: что изменилось за последние годы? Ключевые тренды сегодняшнего дня?
М. Дарёшин: Экономический кризис оказал и продолжает оказывать заметное влияние на отечественный банковский розничный бизнес, включая, конечно же, процессы, связанные с инфраструктурой обслуживания. Постоянная оптимизация бюджетов на развитие банкоматной инфраструктуры в последние годы приводит к пересмотру их роли и места в бизнесе банка, а также к новым требованиям к эффективности, первое из которых – максимальная монетизация. Зачастую многие возможности экономии уже выбраны, и нужно активнее смотреть на доходную часть. Характерно, что это касается как сетей ATM, так и отделений.
Не секрет, что многие банки, в том числе крупнейшие, сегодня сокращают свои банкоматные сети, а некоторые из них – и количество отделений. Очень наглядны примеры некоторых банков, которые сворачивают всю свою сеть банкоматов открытого доступа (offsite ATM), оставляя устройства самообслуживания только в своих отделениях.
Если говорить о других тенденциях, то нельзя не упомянуть и новые правила взаиморасчетов, введенные Национальной платежной системой (НСПК), которые серьезно повлияли на рынок в целом, включая банкоматный бизнес. В частности, с переводом обслуживания локальных транзакций по международным картам на процессинг НСПК заметно сократились возможности ПС ОРС, которая до недавнего времени решала задачи банков в этой области, объединяя сети ATM небольших и крупных банков.
В то же время нельзя не отметить, что объединение банкоматных «сеток» между конкретными банками в рамках отдельных банковских групп остается и сегодня достаточно эффективной моделью, в том числе в рамках взаимооткрытия сетей для приема наличных. По мере все большего проникновения технологии cash-ресайклинга (к которой я хотел бы вернуться чуть позже) сервис автоматизированного депозита становится все более востребованным банками, позволяя уравновешивать баланс выдаваемой и принимаемой наличности.
Объединение банкоматных «сеток» между конкретными банками в рамках отдельных банковских групп остается сегодня достаточно эффективной моделью |
Одновременно значительно сократились возможности банков по выдаче иностранной валюты через банкоматы – многие кредитные организации вообще отказались от этой услуги в своих сетях либо ввели жесткие лимиты.
Несмотря на целый ряд негативных изменений на рынке и в экономике в целом, стоимость аренды площадей для установки банкоматов и иных устройств самообслуживания в торговых центрах практически не изменилась в сравнении с докризисным периодом. Более того, только благодаря совместным усилиям крупных банков пока удается убеждать арендаторов не повышать арендные ставки. При этом характерно, что за самые «вкусные» места по-прежнему идет борьба, причем уже не столько между различными банками, сколько между банками и развивающимся вендинговым бизнесом, который претендует сегодня на те же квадратные метры в местах с высоким трафиком посетителей.
Если еще пару лет назад борьба между банками, желающими разместить свой банкомат в конкретном ТЦ, в основном шла за «второе» место (первое по традиции принадлежало повсеместно присутствующим банкоматам Сбербанка), то сейчас за это же место «борются» кофейный аппарат, автоматы по продаже снэков, контактных линз и т. д. С точки зрения арендодателей это вполне равнозначные терминалы, которым нужны примерно одинаковые площади, электричество и, конечно же, выгодное в плане потока посетителей расположение.
Разумеется, у торговых центров существуют некие минимальные требования по католичеству установленных банкоматов – полностью отказаться от них они просто не могут себе позволить. Поэтому многие торговые сети в обязательном порядке выделяют место под 1–2 банкомата, а за остальные площади идет конкуренция с вендингом.
ПЛАС: Насколько, по вашей оценке, в настоящее время выросла роль cash-менеджмента? Какие задачи здесь решаются с помощью ресайклинга?
М. Дарёшин: Как мы видим, с одной стороны, стоимость владения банкоматной сетью продолжает расти, и особых возможностей для снижения затрат в части себестоимости транзакций здесь не проглядывается, если исключать вариант с сокращением сети. С другой стороны – продолжает увеличиваться прессинг на банковские ИТ-бюджеты, диктуемый соображениями бизнеса. На этом фоне одним из радикальных вариантов решения проблемы становится технология cash-ресайклинга, которую сегодня так или иначе внедряет практически каждый банк с развитыми направлениями, гарантирующими значительный объем вносимых наличных денежных средств – кредитованием и т. д.
Наиболее яркими примерами являются недавно проведенный тендер Сбербанка, который не только перестал закупать многофункциональные банкоматы без поддержки ресайклинга, но и планирует менять на ресайклеры уже установленные устройства самообслуживания, а также стратегия Почта Банка, изначально сделавшего ставку на создание парка устройств самообслуживания, на 100% базирующегося на данной технологии.
Что касается Альфа-Банка, то на протяжении последних трех лет мы закупаем только ресайклеры вместе с небольшим количеством cash-out, которые используем для зарплатных проектов.
В метрополитене Санкт-Петербурга сегодня установлены и успешно работают 86 банкоматов Альфа-Банка |
Полнофункциональные банкоматы сегодня фактически уходят в прошлое. Банки отказываются от этого вида техники, несмотря на то, что она еще достаточно долго будет функционировать, в том числе на вторичном рынке, который сегодня весьма развит. Доля ресайклеров во вновь закупаемом современном оборудовании постепенно будет приближаться к 100%, хотя небольшой сегмент cash-out банкоматов на какое-то время останется в силу пока еще более низкой стоимости закупки и поддержки этих устройств.
В обозримом же будущем мы придем к полному охвату ресайклерами банкоматного рынка за счет резкого сокращения упомянутых показателей, а также более высокого удобства обслуживания парка ATM с одним видом ПО и с одним типом сценариев. При этом благодаря гибкой настройке такие банкоматы можно в большей мере ориентировать на установку в локациях, где преимущественно востребована выдача наличных, – их использование в этом случае не будет ощутимо дороже, чем установка и содержание отдельного cash-out терминала.
Реалистичность этих прогнозов подтверждает и резкое снижение средней закупочной стоимости ресайклеров за последние несколько лет – для некоторых популярных на рынке моделей мировых вендоров она упала практически вдвое, с более чем 40 тысяч до 20 тысяч долларов.
Следует отметить, что сама тенденция удешевления ресайклеров началась задолго до осложнения экономической ситуации в РФ, однако именно кризис выступил своего рода катализатором всплеска интереса к данной технологии и ее активного внедрения российскими банками. Последнее, в свою очередь, способствовало быстрому формированию отечественного рынка ресайклеров, которые начали предлагать уже несколько вендоров, и, как результат, – дальнейшей оптимизации цен.
Свою роль в популяризации ресайклеров сыграл и Банк России, занявший четкую позицию по этому поводу и разработавший соответствующие правила, благодаря которым использование этой технологии банками стало абсолютно прозрачным с юридической точки зрения.
ПЛАС: Несколько слов о ситуации с готовностью банкоматной сети Альфа-Банка к обслуживанию карт ПС «Мир».
М. Дарёшин: Альфа-Банк полностью адаптировал свою банкоматную сеть для карт «Мир» еще в феврале 2016 года. Для нас это не было особо сложной задачей, поскольку мы с самого начала принимали непосредственное участие в подготовке данной инициативы в рамках рабочих групп НСПК, а затем выступали в числе первых кредитных организаций, тестирующих обслуживание карт «Мир» как в сети банкоматов, так и в рамках интернет-эквайринга.
К сожалению, объем транзакций по этим картам пока еще совсем незначителен, тем не менее некий поступательный тренд есть. На наш взгляд, ПС «Мир» идет абсолютно правильным путем, создавая в первую очередь инфраструктуру, на фоне которой ее карточные продукты с самого начала массовой эмиссии будут иметь минимум ограничений.
ПЛАС: Трансформация банковских отделений – расскажите, как реализуется сегодня этот тренд в России на примере опыта Альфа-Банка?
М. Дарёшин: Если говорить о нашем опыте трансформации отделений, то Альфа-Банк видит для себя два стратегических направления. Первое из них – снижение себестоимости всех операций, осуществляемых в отделении, а второе – расширение их спектра. И здесь одной из наших главных инноваций является готовящийся к запуску пилотный проект по внедрению VTM (Video Teller Machine). Речь идет о реализации технологии сопровождаемого обслуживания (Assistance service), позволяющей не только оказывать клиенту, использующему то или иное устройство банковского самообслуживания, квалифицированную поддержку в режиме видеоконференции 24х7х365, но и завести в канал ATM практически все виды розничных операций, предлагаемых банком.
Стоимость аренды площадей под ATM в ТЦ практически не изменилась в сравнении с докризисным периодом
Совместно с одним из вендоров мы провели серьезную работу по анализу всех операций, которые можно перевести в этот канал, и до конца 2016 года планируем реализовать пилот. Если говорить о его основных целях, то, во-первых, мы видим техническую возможность вывести в банкоматный канал достаточно много операций, которые могут серьезно разгрузить наши отделения, и получить экономию на разнице в их себестоимости. Во-вторых, использование VTM позволит банку значительно расширить свое территориальное присутствие, включая те города, где у нас нет отделений, с гораздо меньшим бюджетом.
Как показывает международный опыт, такой подход может быть весьма эффективным. Наиболее показательны здесь рынки Ирана и Китая (прежде всего – Гонконг). Кстати, прекрасным подспорьем здесь было бы внедрение в РФ электронного паспорта с ЭЦП, которого мы ждем уже достаточно давно, по примеру инициативы, недавно запущенной на Украине.
В то же время у нас есть вполне логичные опасения, что многие клиенты поначалу станут избегать обращаться к VTM-терминалу за теми или иными сервисами, которые они традиционно привыкли получать в отделениях – например, открытие счета, обращение за кредитом и т. п. При этом мы отдаем себе отчет, что если банку действительно удастся выйти на рынок с качественным, безопасным и удобным сервисом, клиент так или иначе откликнется на это предложение, несмотря на свой прежний Customer Experience. Очевидно, что для этого он должен иметь возможность обеспечивать свои потребности в банковском обслуживании как минимум так же качественно и так же удобно, как в традиционном отделении.
Для соблюдения этого условия нам необходимо будет решить массу задач, включая перестройку целого ряда процессов внутри самого банка. А это, в свою очередь, требует определенных ресурсов не только нашего банкоматного подразделения, но и коллег из call-центра, а также из подразделения управления процессами, поскольку оптимизация бизнес-процессов включает в себя огромную работу по согласованию каждой операции. Иными словами, при внедрении VTM речь идет не только о подключении аппаратных решений и на стройке ПО, но и прежде всего о создании самой методологии. Обещаю, что читатели «ПЛАС» одними из первых узнают о предварительных результатах нашего пилота.
Тенденция удешевления ресайклеров началась задолго до осложнения экономической ситуации в РФ
ПЛАС: Чем интересно с точки зрения поиска новых форматов обслуживания отделение Альфа-Банка на теплоходе «Брюсов», пришвартованном на Москве-реке в парке «Музеон»?
М. Дарёшин: Проект «Альфа-Банк на Брюсове», развернутый с мая по сентябрь 2016 года, уникален по целому ряду моментов. Начну с того, что это первое в России банковское отделение, размещенное на корабле, причем отделение «бескэшевое», т. е. не оснащенное традиционным кассовым узлом. При этом клиентам банка – физическим лицам и компаниям малого бизнеса – доступны почти все банковские операции, за исключением операций с наличными через кассу банка и выдачи новых карт.
Все операции с наличными осуществлялись с помощью установленного в отделении ресайклера Альфа-Банка – единственного банкомата на всей территории парка «Музеон». Последний был очень востребован у посетителей «Музеона», при этом поток на внесение наличных эффективно коррелировал с потоком на выдачу (в том числе к нам часто приносили выручку за картины, которые покупали на вернисаже неподалеку от ЦДХ, по соседству с отделением). В результате в августе, например, нам не потребовалось провести на Брюсове ни одной инкассации – ресайклер проявил себя по максимуму.
Отмечу, что парк «Музеон» является закрытой территорией со всеми вытекающими в виде спецпропусков, согласований инкассаций и т. д., включая решение вопроса доступа на корабль, банкомат на который, кстати, нам пришлось заносить по трапу – спасибо такелажникам, которые буквально затащили его туда на своих плечах.
С точки зрения дизайна отделение также представляло собой уникальную точку обслуживания. Оно было оформлено в современном дизайне лофта с удобной лаунж-зоной и выходом на палубу с потрясающим видом на Москву-реку. Клиенты могли сыграть в кикер (футбольный автомат), воспользоваться бесплатным Wi-Fi, послушать сеты от ведущих диджеев. Ежедневно в летней резиденции банка проходили концерты и спортивные трансляции, а также мастер-классы и семинары банка и его партнеров. При этом отделение в ряде случаев использовалось нами как шоу-рум, где мы могли наглядно показать новые технологии Альфа-Банка в действии.
Данный проект, носящий ярко выраженный маркетинговый характер, был сезонным, при этом я ожидаю, что в следующем году мы запустим алогичный проект в каком-то другом месте и, конечно же, с новой концепцией.
ПЛАС: Насколько нам известно, на фестивале электронной музыки и технологий Alfa Future People, ежегодно проводимом при поддержке Альфа-Банка, ресайклеры также находят самое активное применение. Что можно сказать в этом плане о результатах фестиваля 2016 года?
М. Дарёшин: Alfa Future People 2016 прошел более чем успешно во всех отношениях, включая, конечно же, опыт использования наших ресайклеров. В этом году тем же количеством банкоматов мы обработали 60%-ный прирост выручки по сравнению с фестивалем 2015 года. При этом уровень отказов составил всего 0,32, т. е. 0,32 претензии на 1 тыс. транзакций пополнения. Помимо рекордных объемов внесения ресайклеры позволили в полном объеме обеспечить выдачу наличных для клиентов, которые уезжали с фестиваля, исключительно за счет уже внесенных публикой средств. Таким образом, если прежде мы закладывали в конкретные банкоматы специально выделенные суммы наличных, то в нынешнем году ресайклинговая технология позволила нам обойтись практически без задействования отвлеченных средств. Конечно же, операций снятия было гораздо меньше, чем внесения, но этой услугой воспользовались более тысячи гостей фестиваля.
ПЛАС: В заключение нашей беседы не могли бы вы рассказать о таком направлении, как обслуживание бесконтактных платежных продуктов в сети ATM Альфа-Банка и в целом поддержка инструментов «некарточного» формата на устройствах самообслуживания?
М. Дарёшин: Как известно, сегодня потребители все более массово доверяют бесконтактным платежным инструментам, будь то банковская карта или браслет с бесконтактным чипом, в том числе не боятся размещать на них свои средства.
Еще в 2015 году Альфа-Банк впервые в России реализовал проект, в котором бесконтактная технология оплаты PayPass Mastercard в банкоматах стала доступна для широкой аудитории. C прошлого лета с помощью бесконтактных продуктов Mastercard в банкоматах Альфа-Банка можно «в одно касание» снимать наличные, проверять баланс, пополнять карту и осуществлять денежные переводы с карты на карту. За прошедшее время банк не только увеличил количество своих банкоматных сервисов с технологией Mastercard, но и открыл доступ к ним для держателей бесконтактных карт и устройств других банков.
Так, сегодня мы наблюдаем активное развитие подобных продуктов в целом ряде крупных банков, включая мобильные банки у БИНБАНКа и Тинькофф Банка, которые активно поддерживают работу своих карт Mastercard по технологии HCE. И эти продукты совместимы с нашими банкоматами, что позволяет их держателям снимать наличные в сети Альфа-Банка, используя так называемый бескарточный интерфейс.
Характерно, что в самом конце августа 2016 года мы запустили новый «бескарточный» продукт – теперь клиентам Альфа-Банка доступны браслеты с технологией бесконтактных платежей при оформлении молодежной карты «Next». Если у клиента уже есть эта карта, (выпускается нами с 18 июля этого года и предназначена для молодых и активных людей, вступающих во взрослую жизнь), то заказать браслет можно через телефонный центр или в отделении банка.
Владельцы браслета, как и держатели пластиковой карты «Next», получают целый спектр дополнительных возможностей. Так, они могут бесплатно пользоваться мобильным приложением банка «Альфа-Мобайл». Кроме совершения основных операций, таких как переводы средств, оплата услуг и т. д., в приложении можно общаться с сотрудниками банка в онлайн-чате, что сегодня очень важно для молодой аудитории.
При выпуске браслета клиент получает специальную карту «мини-таг», аналогичную SIM-карте, используемой в мобильном телефоне, которая вставляется в браслет. Карту можно привязать к любому счету клиента – в отделении, call-центре, а также через мобильный банк или интернет-банк.
Браслеты выпускаются в трех цветах: черном, красном и желтом, без нанесения логотипов банка. За полтора месяца с появления молодежной карты в банк поступило более 3000 предзаказов на браслет. Напомню, что бесконтактные часы с технологией PayPass мы предлагали еще с 2015 года. Однако в новом молодежном пакете мы решили заменить форм-фактор браслетом. В свою очередь Visa, как известно, активно продвигает бесконтактное кольцо – поэтому сегодня мы анализируем самые разные форм-факторы на предмет реализации новых бесконтактных продуктов Альфа-Банка. Признаюсь, что в обозримом будущем мы надеемся реализовать в своей инфраструктуре поддержку payWave.
Кстати, за последнее время мы удвоили количество банкоматов Альфа-Банка, принимающих бесконтактные платежные инструменты, и будем продолжать постепенно наращивать их долю. На сегодняшний день бесконтактными ридерами оборудованы уже более 300 наших банкоматов по всей России, причем в каждом отделении банка уже имеется как минимум один такой банкомат.
ПЛАС: Как вы хорошо знаете, в июне этого года в ходе 7-го Международного ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2016» была совершена первая бесконтактная транзакция по карте ПС «Мир» на носимом устройстве. В качестве последнего на стенде компании NXP были использованы смарт-часы с программно-аппаратной платформой WILDCARD компании Tedipay. Как обстоит ситуация у Альфа-Банка с поддержкой бесконтактных карт ПС «Мир»?
М. Дарёшин: В настоящее время мы с нетерпением ждем спецификации для бесконтактного приложения ПС «Мир». Как только они появятся, мы будем готовы обеспечить поддержку любых бесконтактных продуктов «Мир» в своей инфраструктуре обслуживания наряду с PayPass, в том числе в банкоматной сети.
В заключение нашей беседы я хотел бы отметить, что мы активно смотрим и в сторону биометрической аутентификации. По нашему мнению, целый ряд операций можно проводить без карт или же в различных комбинациях с использованием и карты, и биометрии. Сейчас мы анализируем самые разные факторы, включая скан лица, – вопросами биометрии в Альфа-Банке занимается отдельная команда.
Конечно же, в рамках нашей беседы я не коснулся таких важных трендов и бизнес-кейсов, как, например, оказание услуг самоинкассации розничным предприятиям и развертывание сети банкоматов Альфа-Банка в метрополитене Санкт-Петербурга, где сегодня установлены и успешно работают 86 наших машин. В силу своей масштабности эти темы заслуживают отдельного разговора на страницах журнала «ПЛАС».