«Тротуарный риск» – в поисках комплексного решения
Итоги круглого стола «Общественный контроль, безопасность и инкассация»
Тема обеспечения общественной безопасности в части «тротуарного риска» при выполнении задач инкассации, к которой мы уже обращались в сентябрьском номере журнала «ПЛАС»1, получила новое развитие в ходе состоявшегося 14 сентября 2016 года в Общественной палате РФ круглого стола «Общественный контроль, безопасность и инкассация».
Организаторами мероприятия, которому предшествовало посвященное аналогичной теме совещание Комитета по обороне и безопасности СФ ФС РФ, выступили Комиссия ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами совместно с Комиссией ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, Координационный совет НСБ России и Отраслевая площадка НДО. В мероприятии приняли участие компетентные представители Общественной палаты, Комитета по обороне и безопасности СФ ФС РФ, отраслевого сообщества, ЦБ РФ, МВД РФ, МАДИ и ряда общественных организаций.
Открывая круглый стол, член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин и председатель Координационного совета Отраслевой площадки НДО Елена Меланич обратились с приветственным словом к участникам. Они отметили необходимость совместной и слаженной работы всех участников мероприятия для решения проблемы, а также ведения конструктивного диалога с грамотной аргументацией. «Мы должны создать такую атмосферу, в которой в простой устной форме каждый может задать вопрос и получить на него компетентный ответ от любого из участников, являющихся профессионалами в своей сфере, сопряженной с рассматриваемой проблемой. Мы наблюдаем, что сегодня нет единого государственного центра, одного компетентного органа, уполномоченного возглавить эту работу и решить межведомственную комплексную задачу», – подчеркнула Елена Меланич.
Сегодня нет единого государственного центра, уполномоченного решить данную межведомственную комплексную задачу
Участники круглого стола еще раз проанализировали сущность проблемы «тротуарного риска» в свете общественной безопасности с учетом последних происшествий. Напомним, что 25 августа 2016 года полиция на юго-западе Москвы задержала при подготовке к очередному разбойному нападению участников вооруженной группы, которые планировали напасть на инкассаторов на улице Миклухо-Маклая; 8 сентября 2016 года на улице Тушинской, 13, произошло нападение на инкассаторский автомобиль. Выступающие рассмотрели мировую практику решения проблемы «тротуарного риска», обсудили совокупность правовых предложений о новациях в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», а также другие организационно-правовые и технические предложения по минимизации «тротуарного риска».
Все участники круглого стола подтвердили высокую значимость рассматриваемой проблемы для обеспечения общественной безопасности и необходимость ее разрешения. Расширив предмет обсуждения, они отметили необходимость включения в комплекс организационно-правовых мер и других положений обеспечения безопасности инкассаторской функции, например, отражения огневых атак при движении специальных транспортных средств, взаимодействия с силовыми структурами и др.
Общественные организации, специализирующиеся на вопросах обеспечения безопасности в сферах деятельности с повышенным криминологическим риском, отметили необходимость приведения правового порядка в соответствие с лучшими практиками работы в инкассаторской сфере.
На круглом столе были отмечены следующие элементы комплексной программы обеспечения общественной безопасности при выполнении инкассаторской функции
-
Формирование Межведомственной эксперт-группы для согласования и внедрения программы организационно-правовых мер по обеспечению безопасности инкассаторской функции.
-
При поддержке МВД России согласование с муниципальными властями программы обеспечения общественной безопасности через правовую возможность близкого (не более 4–5 метров) подъезда к объектам инкассации.
-
Согласование с МВД России правовой практики применения п. 9.9. действующих Правил дорожного движения с целью обеспечения возможности близкого (4–5 метров) подъезда к объекту инкассации.
-
Разъяснение с привлечением авторитетных СМИ общественности, населению нашей страны важности социальной задачи инкассаторской функции и ее сопряжения с высокими криминологическими рисками.
-
Поддержка участниками отрасли НДО усилий МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения через укрепление системы высокой культуры вождения специальных автомобилей инкассации и перевозки ценностей.
-
Содействие МВД России в получении оперативной информации с видеорегистраторов специальных автомобилей инкассации и перевозки ценностей.
-
Выработка Межведомственной эксперт-группой системы мер в ситуациях отсутствия физической возможности близкого (не более 4–5 метров) подъезда к объекту инкассации (малые архитектурные формы/объекты и др.).
-
Подготовка согласованных предложений по изменению ПДД (на основе новаций, представленных на круглом столе в Общественной палате РФ 14 сентября 2016 года).
-
Совместно с муниципальными властями разработка программы по оборудованию особых мест остановки для специальных автомобилей инкассации и перевозки ценностей.
-
Учет вызовов и угроз безопасности при выполнении инкассаторской функции в документе «Стратегия развития отрасли НДО», в документах ЦБ РФ и МВД РФ.
-
Развитие системы государственного обеспечения безопасности инкассаторской функции, включая полицейское патрулирование.
-
Создание согласованной со всеми заинтересованными сторонами динамической программы профилактики угроз безопасности при выполнении инкассаторской функции, включая закрытую систему взаимного оповещения и интеграции с силами и средствами государственных структур.
-
Развитие методики работы по подбору и обучению персонала, развитие системы быстрого реагирования на новые угрозы безопасности, внедрение лучших практик работы инкассаторских бригад.
-
Система оперативной идентификации авторизованных инкассаторских броневиков с целью обеспечения всех необходимых для обеспечения общественной безопасности условий.
-
Развитие технической оснащенности инкассаторских служб и городской инфраструктуры системами обеспечения безопасности.
-
Создание условий по выполнению необходимых требований к строительным конструкциям объектов инкассации.
-
Разработка и принятие Федерального закона «Об инкассации».
Сбербанк: Нельзя относиться к инкассации только как к коммерческой деятельности
Такое мнение высказал заместитель директора департамента – начальник управления инкассации Сбербанка России Андрей Новиков. В ходе своего выступления он проанализировал недавний инцидент, когда в Москве было совершено вооруженное нападение на инкассаторов с поджогом спецтранспорта. Начальник управления инкассации отметил, что спецавтомобили Сбербанка оборудованы специальными подкапотными и иными системами пожаротушения. Он отметил, что уже через день по всем 470 инкассаторским подразделениям Сбербанка было разослано письмо, в котором четко были определены шаги, как действовать в ситуации с горящим автомобилем.
«Мы сталкиваемся с так называемым тротуарным риском, который во многом усугубляется действующими Правилами дорожного движения. Эту проблему надо решать, в противном случае данные инциденты будут иметь место дальше», – отметил Андрей Новиков. Инкассацию нельзя отнести к чисто коммерческой деятельности, это социально значимый момент по жизнеобеспечению населения. Необходимо привести законодательство на уровень обеспечения правовых условий для грамотной работы инкассаторских служб.
ВТБ24: Мы заинтересованы в безопасности перевозок
Ольга Хамазюк, зам. операционного директора ВТБ 24, отметила, что необходимо как можно скорее перейти от обсуждений к конкретным действиям. Она подтвердила необходимость сформировать небольшую рабочую группу из 10–15 профессионалов, которая возьмется за поставленные задачи. «Мы готовы участвовать в этой программе, активно развивая эту тему», – подтвердила О. Хамазюк. Представитель ВТБ24 также согласилась с необходимостью комплексного подхода, отметив важность последовательности в решении задач.
РОСИНКАС: Инкассаторам необходим свой закон
Президент-председатель правления РОСИНКАС Олег Крылов в ходе круглого стола обратил внимание, что количество находящихся в обороте наличных денег увеличивается ежегодно, в связи с чем инкассаторская деятельность будет продолжать развиваться. При этом необходимо реализовать все меры по повышению безопасности инкассаторской деятельности. «Нас очень беспокоит ситуация, которая складывается сегодня», – подчеркнул О. Крылов, отметив, что необходимо оперативное приведение правового режима в соответствие с современной ситуацией. В идеале этому мог бы помочь федеральный закон «Об инкассации».
О. Крылов (РОСИНКАС): Необходимо оперативное приведение правового режима в соответствие с современной ситуацией. В идеале этому мог бы помочь федеральный закон «Об инкассации» |
Альфа-Банк: Нужно решать проблему пошагово
Надежда Малюх, директор НДО Альфа-Банка, отметила, что основная работа инкассаторов происходит в городах, при этом все объекты инкассации находятся в сосредоточении большого количества людей. Н. Малюх обратила внимание, что в ходе недавнего нападения на инкассаторов, когда огонь загоревшегося инкассаторского автомобиля перекинулся на припаркованные рядом автомашины, в зоне происшествия находилось большое количество случайных похожих. «Нужно решать проблему пошагово, не затягивая, – отметила она. – Те из предложенных рекомендаций, с которыми регуляторы согласны на данном этапе, нужно принять и внедрить как можно быстрее. При наличии разногласий спорные моменты должны обсуждаться вторым этапом, а вопросы стратегического развития обеспечения общественной безопасности при выполнении инкассаторской функции – уже третьим».
Банком России подготовлены Методические рекомендации по организации работы инкассаторской деятельности
Мнение регулятора
Представитель ЦБ РФ Владимир Лютов сообщил, что в прошлом году Центральным банком РФ были подготовлены Методические рекомендации по организации работы инкассаторской деятельности. В настоящий момент регулятором на основании этого документа проводится мониторинг организаций, осуществляющих инкассаторскую деятельность.
ГИБДД: Проблему «тротуарного риска» необходимо решать в комплексе
Александр Быков, начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД г. Москвы, считает, что проблема «тротуарного риска» и связанных с ним нарушений Правил дорожного движения достаточно серьезная, но здесь необходимо комплексное решение, учитывающее не только решение по «тротуарному риску». В качестве примера он привел необходимость внести изменения в строительные ГОСТы, предусмотреть создание специальных парковочных мест, проводить разъяснительную работу с населением, повышать культуру вождения, использовать видеорегистраторы, а при инкассации задействовать технические перерывы торговых объектов. Как отметил А. Быков, при положительном решении руководства «мы готовы принять участие в разработке и реализации комплексного плана мер».
В свою очередь Дмитрий Митрошин, зам. начальника отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества ГУОБДД МВД России, отметил, что возможным решением проблемы «тротуарного риска» является не изменение ПДД, а договор с муниципальными властями о правовой возможности подъезда к объекту инкассации, как это делается в представленном в ходе круглого стола международном опыте. Дмитрий Митрошин отметил, что зачастую отраслевые вопросы гораздо эффективнее решаются на уровне локальных властей, чем на федеральном, из-за проблем анализа влияния масштаба. Иными словами, решение вопросов в одной сфере может вызвать существенные проблемы в других.
А. Быков (ГИБДД г. Москвы): При положительном решении руководства «мы готовы принять участие в разработке и реализации комплексного плана мер» |
P.S. В ближайшее время все предложения и замечания участников круглого стола «Общественный контроль, безопасность и инкассация» будут проанализированы и выражены в рекомендациях заинтересованным сторонам, которые лягут в основу актуализации плана дальнейших действий. Журнал «ПЛАС» будет следить за развитием событий и оперативно уведомлять о нем наших читателей на своих страницах и на портале PLUSworld.ru.
1 См. материал: https://www.plusworld.ru/journal/online/art198675/