Журнал ПЛАС » Архив » 2016 » ЖУРНАЛ ПЛАС № 9(232) »

Финтех-стартапы – не угроза для банков

Финтех-стартапы – не угроза для банков

Сегодня на мировом финансовом рынке распространено мнение, что финтех-индустрия – аутсайдер среди финансовых услуг в России. Так ли это в реальности?


Почему в России фактически нет рынка финтеха?
Бесспорно, в России индустрия финтех-стартапов до сих пор находится на начальной стадии развития и представляет собой не более 1% от глобального рынка. В странах БРИКС, с которыми нас принято сравнивать, – такими, как Индия или Китай, доля инвестиций в финтех составляет 7–9% от мировых. Однако инвестиции – далеко не единственный показатель развитости рынка финтех. Качество финансовых инноваций в России соизмеримо со мировым уровнем, а иногда и превышает его; некоторые российские финансовые технологии были успешно внедрены зарубежными компаниями. Например, голосовая идентификация в некоторых банках, скоринг на основе Big Data из социальных сетей и других порталов, мобильные NFC-платежи.

На сегодняшний день вырисовывается вполне очевидный факт – классические традиционные финансовые институты должны меняться и идти в ногу с развитием новых технологий, если они хотят оставаться лидерами на финансовом рынке. Именно поэтому основной спрос на рынке финтех как за рубежом, так и в России формируется ключевыми участниками финансовой экосистемы – банками, целью которых является оптимизация внутренних процессов, повышение доступности финансовых услуг и расширение линейки предлагаемых услуг. Именно банки развивают сегодня финтех-индустрию своими внутренними финансовыми инновациями, которые они разрабатывают внутри приобретенных ИТ-компаний.

Как результат, на данный момент рынка финтеха в России как такового попросту не существует. Финансовые инновации разрабатываются внутри банков, а количество стартапов, занимающихся финтехом вовне банковских организаций, не насчитывает даже двухсот компаний.

Как обстоят дела у соседей?
Во всем мире финтех-стартапы только недавно начали переходить к полноценным партнерским отношениям. Например, BBVA Compass одним из первых больших банков присоединился к сети компании Dwolla, предлагая клиентам интеграцию счета с системой для осуществления мгновенных денежных переводов.

Другой кейс – JP Morgan и On Deck Capital: с помощью данной компании банк начал предлагать онлайн-кредиты.

Более того, за рубежом все чаще банки выступают в роли главных инвесторов финтех-стартапов. Так, испанский банк Santander учредил специальный фонд InnoVentures, который инвестирует в зарождающиеся финтех компании. То же самое сделал State Bank of India, который создал финтех-фонд IT Innovation Start-up Fund для инвестиций в индийские стартапы, предоставляющие инновационные решения в сфере финансовых услуг.

Егор Кривошея, специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления СКОЛКОВО
Егор Кривошея,
специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления СКОЛКОВО

Безусловно, этого хотели бы и финтех-компании в России. Согласно исследованию кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления СКОЛКОВО, для большинства опрошенных российских финтех-стартапов цель их проекта – создание и ведение собственного бизнеса, который они не готовы продавать, а решение о запуске собственного проекта было вызвано личным интересом к теме проекта и возможностью вывести продукт на зарубежные рынки. Более того, одна из особенностей российского стартапа – нефинансовая мотивация: только 30% опрошенных стартапов имеют высокие финансовые ожидания от своего проекта. Все это показывает, что финтех-стартапы хотят выступать в роли самостоятельного участника финансового рынка и, возможно, даже конкурировать с традиционными финансовыми институтами.

Финтех-стартапы для банков не угроза
В отличие от своих зарубежных коллег, игроки российского розничного финансового рынка давно поняли, что финтех-стартапы в текущих реалиях не являются угрозой для банков. Барьеры, присутствующие в России, не дают финтех-компаниям выйти на уровень, позволяющий реально «угрожать» устоявшимся игрокам финансового рынка.

Во-первых, доверие российских потребителей к традиционным финансовым институтам намного выше, чем к альтернативным участникам рынка. К тому же финансовая грамотность населения в среднем остается на довольно низком уровне.

Во-вторых, у банков есть понимание необходимости принципиальных изменений своей стратегии и бизнес-процессов для сохранения своего лидерства в долгосрочной перспективе, поэтому они активно развивают инновации внутри.

В-третьих, банки располагают большим количеством ресурсов и обладают лучшим пониманием рынка, в частности, потребностей клиентов, устройства индустрии и практических аспектов управления организацией, в то время как стартапы зачастую имеют низкую компетентность в ведении бизнеса и не всегда понимают целевую аудиторию.

Поэтому банки, закрепившие свои позиции многолетним опытом, чувствуют в России свое конкурентное преимущество над финтех-стартапам и выступают в роли основного заказчика, правда, с некоторыми серьезными оговорками.

Готовы ли банки инвестировать? На данный момент российские банки преимущественно отдают предпочтение покупке финтех-компании, развитию стартапа в собственных инкубаторах, но больше всего – созданию внутренних инноваций. Примечательно, что желание купить финтех-стартап не всегда удовлетворяется рыночным предложением – продукты, предлагаемые на российском рынке, часто не соответствуют ожиданиям банков. Это связано с тем, что, во-первых, довольно часто стартапы имеют только идею, в то время как банкам нужен уже готовый прототип/работающая концепция, позволяющая оперативно разработать продукт и вывести его на рынок, не дожидаясь, пока это сделают конкуренты, и быстро окупить инвестиции. Во-вторых, финтех компании не всегда понимают текущие рыночные тренды, поэтому разрабатывают не совсем то, что необходимо банку.

Екатерина Семерикова, специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления СКОЛКОВО
Екатерина Семерикова,
специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления СКОЛКОВО

По этим причинам банки чаще развивают финтехи с нуля внутри своей организации, инвестируя в НИОКР (Research&Development, R&D) через корпоративные инвестиционные программы или взращивая финтех-стартапы в собственных инкубаторах – лабораторных/проектных группах. Последнее не так распространено в России, и хотя такое взаимодействие приносит выгоды всем участникам, примеров всего несколько – Альфа-Лаборатория, QIWI Universe, совместный акселератор Сбербанка и ФРИИ, и еще пара проектов. Для команд стартапов это развитие предпринимательских способностей и других личностных качеств с помощью менторской поддержки и процесса обучения, а для банков – новые актуальные решения, которые подстроены под их внутренние процессы, что помогает избегать лишних издержек с внедрением новых технологий.

Какой вариант взаимоотношений междубанками и финтех-стартапами оптимален?
На данный момент для финтех-компаний в России существуют два пути: либо продать бизнес банку, либо развиваться внутри банковского инкубатора при его поддержке, что на практике почти аналогично продаже. Развитие новых сценариев взаимоотношений можно рассмотреть с точки зрения двух полярных вариантов.

Вариант 1. С одной стороны, чтобы доминирование банков сохранялось, им необходимо удовлетворить изменяющиеся потребности клиента и подстроить своюбизнес-модель под появившиеся новшества. При этом банк должен отслеживать инновации не только на рынке финансовых услуг, но и в других сегментах экономики. В таком случае финтех-стартапы не составят большой конкуренции банкам. Как максимум, финтехи будут занимать лишь нишевые сегменты, которые интересуют банк косвенно, а может быть, и вовсе будут поглощены банками, которые станут их единственным пропуском к конечному потребителю. Такой расклад несколько демотивирует российского финтех-предпринимателя, который нацелен на развитие собственного бизнеса. Итогом будет «убийство» внебанковских инноваций, и именно такую цену придется заплатить рынку, позволившему традиционным финансовым институтам укрепить свою доминирующую роль.

Рукопожатие
На данный момент для финтех-компаний в России существуют два пути: либо продать бизнес банку, либо развиваться внутри банковского инкубатора при его поддержке

Сегодня на мировом финансовом рынке распространено мнение, что финтех-индустрия – аутсайдер среди финансовых услуг в России. Так ли это в реальности?

Вариант 2. С другой стороны, можно поддерживать финтех-стартап и допустить его к потребителю с помощью, например:

  • специализированной лицензии и облегчением существующего регулирования, которое, по мнению экспертов, и сегодня считается сравнительно щадящим;
  • более активным безвозмездным финансированием (преференции для бизнес-ангелов, поддержка и продвижение краудфандинговых платформ или большее количество грантов).

Безусловно, такие условия лишь подстегнут предпринимателей переходить в область финтеха. Аналогия хорошихусловий для финтех-команды – проектный офис в крупной компании, гранью реальности: требуются значительные инвестиции, а отдача будет далеко не всегда – в результате компания (банк), которая спонсирует финтех, по сути, остается ни с чем.

Если проект не получится, у них будет еще немало попыток, главное, чтобы был прототип. Если же в продукте есть потенциал для успеха, корпорация масштабирует это решение до индустриальных размеров и начинает его активное продвижение и продажи.

Но в этом случае предприниматель, «придумавший» финтех, вдруг понимает, что это не совсем то, что он хочет, ведь на его разработке стоит логотип другой компании. А вот если добиться всего того же самого за важной оговоркой – на последнем этапе предприниматель будет получать свой продукт обратно вместе со всеми авторскими правами и клиентской базой, – это будет безусловная победа для стартапа. Однако такой сценарий, хоть и приводит инновации к расцвету, представляется за гранью реальности: требуются значительные инвестиции, а отдача будет далеко не всегда – в результате компания (банк), которая спонсирует финтех, по сути, остается ни с чем.

Но это были лишь полярные сценарии, в которых не были учтены интересы других участников финансовой экосистемы.

Так, очень важную роль играет потребитель, который хочет понятное, стабильное, простое и удобное решение, не бьющее при этом по его кошельку. А для этого нужны ресурсы, гаранты стабильности и канал для масштабирования идеи на массы.

Государство хочет активного развития рынка финансовых услуг, которое усилит рост ключевых макроэкономических показателей и позволит найти новые источники конкурентного преимущества страны.


Пока финтех-стартап не начнет сотрудничать с банком на равных, он не станет самостоятельным прибыльным бизнесом


В свою очередь, регулятор хочет стабильных финансовых рынков без нарушения текущего законодательства.

Поставщикам инфраструктуры и технологии необходимо, чтобы инновации приводили к совершенствованию или эволюционной замене существующих технологических решений. Бизнесу важно снижение издержек на финансовые продукты, которые он используют.

Финтехам пророчат светлое будущее и ожидают, что они способны решить многие желания участников финансового рынка. И на глобальном уровне это может стать действительностью. Но в России такой исход стоит под вопросом из-за того, что текущие барьеры здесь, как уже отмечалось, слишком сильны. Несмотря на внутреннюю нефинансовую мотивацию, сильную команду и качественный продукт, пока финтех-стартап не начнет сотрудничать с банком на равных, он не сможет развиваться как самостоятельный прибыльный бизнес и в результате захватить рынок. Но нужно ли финтех-стартапам становиться партнером банков в российских реалиях или развитие финансовых технологий «внутри» банка и есть то партнерство, которого они ищут? На этот вопрос еще предстоит ответить.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных