22 сентября 2016, 18:11
Количество просмотров 1992

Инкассация и государство: российские ПДД как катализатор «тротуарного риска»

          Елена Меланич,   председатель Координационного совета Отраслевой площадки НДО (наличное денежное обращение), к.ю.н.     <p> Российские...
Инкассация и государство: российские ПДД как катализатор «тротуарного риска»

Елена Меланич,
председатель Координационного совета Отраслевой площадки НДО (наличное денежное обращение), к.ю.н.

Российские ПДД не предоставляют достаточного правового обеспечения действиям бригад инкассации для минимизации так называемого тротуарного риска

Обеспечение общественной безопасности, защита жизни и здоровья населения – задача государства. И именно с этой точки зрения следует рассматривать пути решения все более острой в России проблемы «тротуарного риска»1, сопряженного с работой служб инкассации.

Как известно, в любой стране мира службы инкассации и перевозки ценностей выполняют одну из ключевых социально-экономических задач государства, обеспечивая бесперебойный наличный денежный оборот, и Россия здесь не исключение. При этом, обращаясь к юридической стороне вопроса, уместно вспомнить, что главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности, согласно ст. 44 Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности. Очевидно, что поддержание правопорядка и законности, в свою очередь, предполагает необходимость постоянного мониторинга процессов, касающихся значимых элементов общественной безопасности, выявления и правового регулирования актуальных проблем.

Как мы уже отмечали, к таким процессам относятся в том числе инкассация и перевозка ценностей. Однако проведенный по поручению Комитета по обороне и безопасности СФ ФС РФ Отраслевой площадкой НДО всесторонний анализ выполнения инкассаторской функции в контексте обеспечения общественной безопасности выявил существенное несоответствие между нормативно-правовым порядком организации дорожного движения и практикой работы инкассаторских бригад. Современные Правила дорожного движения не предоставляют достаточного правового обеспечения действиям бригад инкассации для минимизации так называемого тротуарного риска, который напрямую связан с угрозой жизни граждан, вольно или невольно оказавшихся в зоне работы инкассаторских служб.

Инкассация и государство: российские ПДД как катализатор «тротуарного риска» - рис.1
Установленные государством ПДД вступают в явное противоречие с задачами обеспечения государственной и общественной безопасности.

Тротуарный риск и ПДД: суть проблемы
Ни для кого не секрет, что наличные деньги в связи с их абсолютной ликвидностью являются одной из самых привлекательных целей для преступников. МВД РФ отмечает участившиеся факты нападений на организации, осуществляющие инкассаторскую деятельность и перевозку ценностей. При этом анализ чрезвычайных ситуаций свидетельствует о том, что разбойные нападения на бригады инкассаторов осуществляются в большинстве случаев во время переноски денежной наличности и ценностей между бронированным спецавтомобилем и объектом инкассации. Одной из обязательных мер профилактики таких преступлений является возможностьподъезда, остановки/стоянки в непосредственной близости к объекту инкассации, не более 4–5 метров, что и находит отражение в практике работы инкассаторских служб. Однако такая практика, уже принятая сегодня во всем мире, в России связана с нарушением Правил дорожного движения в части подъезда к объекту и месту остановки/стоянки. Профессионалы отмечают, что функциональная остановка бронированного спецавтомобиля на дистанции более 10 метров означает «тротуарный риск» с существенным радиусом обстрела преступниками, с включенным в эту зону соответствующим количеством городских прохожих.

Новации от экспертов Отраслевой площадки НДО
Очевидно, что ситуация, в которой установленные государством Правила дорожного движения вступают в явное противоречие с задачами обеспечения государственной и общественной безопасности, ненормальна и требует скорейшего разрешения. С целью грамотного правового обеспечения инкассаторской деятельности, обеспечения общественной безопасности при выполнении инкассаторской функции, на основании материалов совещания Комитета по обороне и безопасности СФ ФС РФ, отраслевым сообществом сформулированы предложения о новациях в Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (выделены курсивом).

«Тротуарный риск»: ключевые этапы решения проблемы в РФ
Проблема «тротуарного риска» рассматривалась с 2013 года по инициативе крупных организаций сферы инкассации и перевозки ценностей путем обращений в МВД РФ и Правительство Москвы.

С 2015 года: на заседаниях Координационного Совета Отраслевой площадки НДО 24.12.2015, 27.01.2016 и 24.02.2016;

3 февраля 2016 года на круглом столе в Общественной палате РФ, 9.02.2016 на IV Всероссийском совещании НСБ;

11 февраля 2016 года на Всероссийской конференции «Безопасность денежных средств, обращаемых в банковской сфере» в рамках ТБ Форума;

27 мая 2016 года на совещании «Общественная безопасность и инкассация» Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

14 сентября 2016 в Общественной палате РФ на круглом столе «Общественный контроль, безопасность и инкассация» будут рассмотрены правовые новации для законодательного обеспечения «тротуарного риска».

В п.1.2 ввести новый термин – «Инкассаторский спецавтомобиль – бронированный автомобиль организации, имеющей разрешение на перевозку ценностей; оборудованный в соответствии с требованиями законодательства РФ к транспортным средствам, предназначенным для перевозки ценностей; имеющий в ПТС в пункте «Тип ТС» отметку «специализированный бронированный»; имеющий на бортах надписи «инкассация» или «спецперевозки» и логотип организации».

Новый термин позволит устанавливать, выполнять и контролировать необходимые критерии для правового обеспечения специальных правил подъезда инкассаторских спецавтомобилей, их остановки и стоянки.

В п. 3.4 добавить «Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях: выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств; перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности; движение, остановка/стоянка инкассаторских спецавтомобилей в зоне объекта инкассации при выполнении служебных обязанностей; сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы; сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования».

Как известно, главное назначение включенного желтого или оранжевого маячка – обеспечить возможность для всех участников движения на достаточном расстоянии обнаружить транспортное средство, представляющее опасность для окружающих, чтобы принять соответствующие меры.

В п. 9.9 «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2–24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, инкассаторских спецавтомобилей при выполнении служебных обязанностей, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин,тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения».

Инкассация и государство: российские ПДД как катализатор «тротуарного риска» - рис.2

П. 9.9 разрешает движение инкассаторских автомобилей, однако практика применения этого пункта неоднозначно трактуется сторонами. Новация обеспечит однозначность и важность данного положения для общественной безопасности, в том числе в части понимания населением данной задачи.

Приложение № 1 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», раздел 3, окончание: «Действие знаков не распространяется: 3.1–3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 – на маршрутные транспортные средства; 3.27; 3.28–3.30 – на инкассаторские спецавтомобили».

Это мера профилактики преступлений, которые, как уже отмечено выше, наиболее вероятны при переходе бригады инкассаторов между бронированным спецавтомобилем и входом в помещение, где находится инкассируемый объект, и обратно, возможность остановки/стоянки в непосредственной близости к объекту инкассации (не более 4–5 метров).

Как показывает практика, Европа демонстрирует продвинутое и проактивное правовое обеспечение «тротуарного риска»

В п. 18.2 «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, инкассаторских спецавтомобилей только в зоне объекта инкассации при выполнении служебных обязанностей, а также велосипедистов – в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе». Данная новация также является мерой профилактики преступлений, связанных с «тротуарным риском».

П. 8.8 «Платные услуги» Приложения № 1 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения». «Указывает, что услуги предоставляются только за плату. Не распространяется на инкассаторские спецавтомобили при выполнении служебных обязанностей».

В качестве обоснования новации можно отметить, что инкассаторский спецавтомобиль кратковременно пользуется парковочным местом с целью обеспечения общественной безопасности в городе, и такое место в данном случае является наиболее близким к объекту инкассации.

Отраслевая площадка НДО
Отраслевая площадка НДО, созданная 24 сентября 2014 года, стала «форумом» управленцев профессиональных организаций сферы наличного денежного обращения. Цель площадки – формирование благоприятных условий развития отрасли НДО. Актуальные задачи: определить стратегию развития отрасли, содействовать поступательному развитию государственного регулирования отрасли, создать профессиональную Ассоциацию организаций в сфере НДО и перевозки ценностей, принять отраслевые стандарты, формировать положительное отношение общества к работе отрасли, содействовать нормативно-правовому обеспечению «тротуарного риска», принимать активное участие в проведении отраслевых мероприятий. Отраслевая площадка за время регулярных встреч ее членов разработала целый ряд новых профессиональных идей и механизмов, нашедших отражение в принятых документах, направленных на решение этих важных задач.

В настоящее время Отраслевая площадка НДО объединяет следующих участников российского рынка: ОАО «АКБ «Абсолют-банк», ПАО Сбербанк, АО «Альфа-Банк», ООО «Бринкс», НКО «Финчер», ПАО «Банк Возрождение», ПАО «Банк ВТБ 24», АО «Газпромбанк», ФГУП ГЦСС, НКО «ИНКАХРАН» (АО), ПАО «МИнБанк», ОАО «Московский кредитный банк», ПАО «Промсвязьбанк», АКБ «РосЕвроБанк» (ОАО), Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации, ПАО «АКБ «Связь-Банк», АО «Райффайзенбанк», АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК», ОАО «УРАЛСИБ», АО «Кредит Европа Банк», ПАО «Банк «Финансовая Корпорация Открытие», ПАО «РОСБАНК», Банк ООО ИКБ «ЛОГОС».

В заключение рассмотрим мировой опыт по данной проблематике. Как показывает современная практика, Европа демонстрирует продвинутое и проактивное правовое обеспечение «тротуарного риска».

В Германии, Нидерландах и Бельгии вопрос о парковке непосредственно у объекта инкассации согласован с полицией и местными властями городов.

В Великобритании Британская ассоциация индустрии безопасности (BSIA) 10 лет назад обеспечила принятие полицией и местными властями положения о разрешении спецавтомобилям инкассаторских организаций возможность парковаться на тротуарах и в других местах улиц в непосредственной близости к объекту инкассации без административных штрафов.

Во Франции власти приняли Закон № 2000-1234 от 18 декабря 2000 года, предоставляющий выделенное исключительное парковочное место под инкассаторские автомобили. Закон был принят в связи с крупными общественными событиями, когда в результате 15 дней забастовок со стороны инкассаторских сотрудников и сотрудников служб безопасности был парализован весь денежный оборот в городах. Забастовки имели место после вооруженных нападений на инкассаторов в Париже и Гренобле, когда был убит сотрудник службы безопасности, а двое серьезно пострадали. Новый закон предоставил отдельное парковочное пространство у входа в объекты инкассации исключительно для инкассаторских бронеавтомобилей. Водители иных транспортных средств, паркующиеся на этих местах, облагаются значительным штрафом.

Международная практика демонстрирует обеспечение общественной безопасности через право инкассаторских организаций минимизировать дистанцию пешего прохода между спецавтомобилем и входом в объект инкассации. Полиции многих стран поддерживают такое положение, понимая, что работа с последствиями реализации «тротуарного риска» вызовет существенные компенсационные усилия, и что профилактика преступлений – одна из важнейших функций полиции. В России ряд проблем еще только предстоит решить, причем в самое ближайшее время. На основании анализа всех материалов, включая российские видеозаписи вооруженных нападений на инкассаторов на тротуарах в городах России, имеющиеся жертвы прохожих, профессиональное сообщество в лице Отраслевой площадки НДО, при поддержке компетентных государственных структур, ведет целенаправленную работу по осуществлению соответствующего правового режима.

Инкассация и государство: российские ПДД как катализатор «тротуарного риска» - рис.3

1 Публикация подготовлена по материалам работы профессионального сообщества отрасли наличного денежного обращения.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube