Деньги будущего: итоги 2015 года и тренды 2016-го

Деньги будущего: итоги 2015 года и тренды 2016-го

Со времени участия Apple и Samsung в первичном размещении акций Square и роста на азиатских площадках не было лучшего момента для вхождения в индустрию финансовых технологий

К концу 2015 года в «клубе миллиардеров» состояли 46 компаний с общей капитализацией 98,1 млрд долл. США, а также 36 так называемых единорогов, или юникорнов ( От англ. unicorn – единорог.) – стартапов с капитализацией, которая вплотную приблизилась к миллиарду долларов (хотя есть уверенность, что их число в следующем году как минимум удвоится). В то же время количество финансово-технологических конференций и хакатонов уже никого не удивляет. На самом деле к проблеме пузыря юникорнов в целом и, в частности, «переоцененных финансово-технологических стартапов» следует относиться с солидной долей скептицизма. Стартапы уже кардинально изменили наш подход к использованию технологий и, судя по всему, продолжат его менять и в дальнейшем. Чем больше стартапов, тем интереснее, и в конечном итоге пользователи сами определят лучших, а остальным придется уйти.

Период 2015–2016 гг., без сомнения, запомнится как переломный момент для финансово-технологической отрасли. Однако сегодня, когда «пыль уже осела», пришла пора проанализировать, что конкретно принес нам 2015 год. Со времени участия Apple и Samsung в первичном размещении акций Square и роста на азиатских площадках еще не было лучшего момента для вхождения в индустрию финансовых технологий. На этом фоне рассмотрим несколько ключевых выводов, которые были сделаны по итогам 2015 года и которые не утратят своей актуальности в 2016 году. ( Материал подготовлен на основе данных ежегодного обзора сингапурского венчурного фонда Life.SREDA)

Азиатские рынки – наиболее перспективные
Рынки Азиатского региона сегодня крайне привлекательны для финтех-отрасли. Волна развития финтеха пришла из США, затем она несколько преобразовалась и оформилась в Европе, но настоящий потенциал этой отрасли раскрылся и стал очевиден лишь в Азии. Многочисленное население, недостаточно развитая банковская инфраструктура и широкое распространение дешевых смартфонов обеспечили таким странам, как Китай, Индия и Индонезия, неоспоримое преимущество в развитии финтех-отрасли. Добавьте сюда режим благоприятствования для предпринимателей, введенный правительствами таких финансовых центров, как Сингапур, Гонконг и Сеул, и вы получите «идеальный шторм» из обстоятельств, способствующих активнейшему развитию финтех-направлений на всем континенте.

Ведущую роль в Азии играют денежные переводы: в Индии, Китае и на Филиппинах это направление ежегодно приносит миллиарды долларов США. Cтоит ожидать, что за период 2015–2016 гг. финтех-сервисы станут более детализованными и выйдут за рамки базовых биллинговых и банковских услуг. Есть также основания предполагать, что работающие на рынке региона банки будут активнее включаться вфинтех и больше инвестировать в новые технологии и новые инициативы.

mPOS-эквайринг превращается в канал привлечения клиентов, а интегрированный POS-менеджмент и система отношений Фото: mobilemarketingmagazine.com с клиентами становятся ключевым бизнесом

mPOS-эквайринг становится каналом привлечения клиентов
Несмотря на целый ряд проблем с монетизацией клиентской базы, в конце концов IPO стартапа Square, состоявшееся в 2015 году, было признано успешным. Все акционеры получили неплохую прибыль, а после технической коррекции акции выросли по сравнению с изначально заявленной ценой, что окончательно развеяло скептицизм некоторых аналитиков. В то же время Square открыл двери в этой отрасли своим последователям. Те, в свою очередь, также готовятся к IPO и ведут переговоры с потенциальными эквайерами, пытающимися сбить цену. Если говорить в целом об mPOS-эквайринге, то эта технология превращается в канал привлечения клиентов, а интегрированный POS-менеджмент и система отношений с клиентами становятся ключевым бизнесом. В Азии существуют два фактора развития мобильного эквайринга: рост количества обращающихся банковских карт (вместе с ростом среднего класса и его покупательской способности) и бум e-commerce.

Рост интернет-эквайринга
На фоне упомянутых факторов мировые лидеры e-commerce стремятся мигрировать от оплаты товаров наличными в сторону банковских карт (сейчас большинство покупок оплачиваются по схеме cash-ondelivery – которую крупные игроки пытаются заместить на card-on-delivery). Джон и, особенно, Патрик Коллижн (John and Patrick Collision), основатели платежного сервиса Stripe, стали в 2015 году настоящими поп-звездами, войдя в список самых молодых миллиардеров. Молодые люди смогли добиться стремительного роста рыночной капитализации своей компании, несмотря на очень маленький штат. В отличие от mPOS-эквайринга развитие интернет-эквайринга – просто следствие роста e-commerce, поскольку он не является продуктом, создающим спрос. К слову, интернет-эквайринг быстро развивается в той же Азии, которая переживает бум электронной торговли, особенно среди малых предприятий.

Джон и Патрик Коллижн, основатели платежного сервиса Stripe, стали в 2015 году настоящими поп-звездами, войдя в список самых молодых миллиардеров
Blockchain нуждается в компаниях типа Netflix или AWS (Amazon Web Services), этой технологии необходимо сломать стереотипы традиционного финансового обслуживания в самом широком смысле

Краудинвестинг и краудфандинг: верхушка айсберга
Пока мы открыли для себя лишь самую верхушку айсберга под названием «краудфандинг». Сейчас у каждого человека неожиданно появилась возможность массово продвигать свои идеи для широкой общественности, а не полагаться на милость нескольких инвесторов. Платформы, подобные KickStarter и Indiegogo, – только начало. Вся прелесть краудфандинга заключается в простоте и уникальной адаптивности этой модели. Вы просто размещаете запрос на инвестиции, предлагаете мотивацию, а все остальное – уже дело спроса и предложения. Получается прекрасная капиталистическая модель. Если копать глубже, то если используемый простыми обывателями краудфандинг станет обычным делом для стартапов, последствия этого для сложившейся модели венчурного капитала будут по-настоящему революционными. Для венчурных предприятий в области финтеха это может оказаться немного грустным фактом, но, в конце концов, все мы подчиняемся законам рынка…

Blockchain умер – да здравствует Block Chain!
Итак, похоже, партия биткоина проиграна, а аналитики и отраслевые специалисты кружат над его скелетом, словно стая грифов в пустыне, надеясь, что он еще оживет. Предпочтительным видится ставить на грифов: ведь если биткоин и потерпел неудачу, сама технология блокчейн обладает огромным потенциалом. Недавно Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) разрешила компаниям выпускать и распространять свои акции по технологии блокчейн. Это открывает абсолютно новые возможности, ломающие существующие способы выпуска акций и ведения торгов. Пока мы не можем точно определить конечную цель использования технологии блокчейн, но ее практическое применение очевидно в таких сферах, как денежные переводы и обмен валюты, «облачные» банковские операции и секьюритизация активов, решения для арт-банкинга (происхождение и ценность художественных произведений, совместное владение, аренда и т. д.) и страхование. Blockchain нуждается в компаниях типа Netflix или AWS (Amazon Web Services), этой технологии необходимо сломать стереотипы традиционного финансового обслуживания в самом широком смысле и предоставить массовому потребителю более демократичные услуги.


Первые успешные IPO в сегменте финансовых технологий до сих пор поражают аналитиков масштабами роста


Online-кредитование
Первые успешные IPO в сфере финтеха, свидетелями которых нам посчастливилось стать, до сих пор поражают масштабами роста. Первопроходцами здесь были новые платформы финансирования, превратившиеся в рынки привлечения внешнего капитала. Для пользователей таких платформ, многие из которых принадлежат к неохваченному банковскими услугами населению, online-кредитование в совокупности с оценкой кредитоспособности в режиме online открыло доступ к финансовым средствам, необходимым для развития бизнеса, заботы о семье и налаживания связей внутри сообщества.

«Момент Uber»
Статистический анализ дает понять, что если все юникорны пожелают выйти на биржу, то на их IPO просто не хватит денег, которые за год инвесторы размещают в акции новых компаний (к тому же на биржи выходят не только юникорны!). Но IPO – это не самоцель! Часть компаний, такие как Uber, вообще не стремятся на биржу и хотят оставаться частными, ставя в пример ту же IKEA. Большинство же «новых звезд» должно быть куплено гигантами. Тем более что у гигантов типа Apple, Google и Facebook скопилось большое количество наличных на счетах и на повестке дня всегда стоит вопрос о расширении продуктового ряда и удержании клиентов.

Финтех-сектор повторяет эту тенденцию – большинство сделок приходится на слияния/поглощения (PayPal – Xoow, Alibaba – Paytm, Optimal payments – Skrill, BBVA – Simple, Samsung – LoopPay, Northwestern Mutual – LearnVest, BlackRock – FutureAdvisor, и т. д.), а не на IPO (LendingClub, OnDeck, Yodlee, PayPal, Square, WorldPay и т. д.).

Венчурные фонды подготовили финтех-компании на ранних стадиях – и теперь банки, телекомы, интернет-гиганты активно инвестируют/покупают финтех-стартапы на поздних стадиях по самым разным причинам ( http://goo.gl/hSfMfG), причем сиюминутная прибыль для них стоит далеко не на первом месте.

Другой аспект, ставший особенно актуальным за последний год, – консолидация отрасли. Резкий рост количества финтех-стартапов породил проблему выбора объектов инвестиций в них со стороны гигантов – последние готовы даже переплачивать, но только за несомненных лидеров. Тогда как во многих странах и в большинстве направлений финтеха мы сейчас видим успешные проекты, но они слишком малы, чтобы быть интересными стратегам. Тут будет важна роль инвесторов, которые смогут уговорить (или нет) разрозненные сервисы, делающие похожие или комплементарные друг другу продукты, объединиться в более крупных игроков. Формирование больших игроков и предоставление ими не одной услуги, а экосистемы сервисов вокруг клиентов – один из главных вызовов следующего года.

Вместе с укрупнением многих игроков отрасли каждый месяц, если не каждую неделю, возникают новые стартапы. Если одни развиваются быстро, то другим на развитие требуется больше времени – к большому неудовольствию их спонсоров и потенциальных партнеров. Этот ошеломляющий рост напрямую связан с шумихой, поднятой вокруг финтеха, причем множество стартапов используют технологию в конкурентной борьбе с уже признанными финансовыми игроками. В результате мы получаем резкий рост в оценках стоимости компаний, поскольку инвесторы обычно стремятся принять участие в строительстве следующего большого здания еще на стадии фундамента. Однако между оценкой проекта в миллиард с лишним долларов и тем, что получается на выходе, существует огромная разница. Громадный потенциал приносится в жертву слишком рано. Молодые юникоры отбраковываются, поскольку сфера финтеха по определению не предназначена для создания гигантов финансовых технологий, одержимых идеей мирового господства. Магическое сочетание чудаков в футболках и венчурного капитала, которое уже нарушило покой в других отраслях, теперь распространяет свое влияние на сектор финансовых услуг. От платежей до управления частным капиталом, от P2P-кредитования до краудфандинга – новое поколение стартапов нацелилось в самое сердце отрасли, а также стремится принять участие в разделе финансового пирога, стоящего не меньше 4,7 трлн долларов США, по оценке Goldman Sachs.

Как и другие нарушители спокойствия из Кремниевой долины, быстрорастущие финтех-структуры способны пошатнуть статус-кво исключительно консервативной и зарегулированной отрасли. Финтех-компании отнюдь не стремятся истребить традиционные банки. Однако финтех-революция приведет к перестройке – и одновременному улучшению – финансовой сферы по трем фундаментальным направлениям.

Резкий рост количества финтех-стартапов породил проблему выбора объектов инвестиций в них со стороны гигантов – последние готовы даже переплачивать, но только за несомненных лидеров

• Во-первых, революционеры финтеха смогут снизить стоимость и повысить качество финансовых услуг.
• Во-вторых, бунтовщики предлагают новые разумные пути оценки рисков и внедрения инноваций в данной сфере.
• В-третьих, новые финансово-технологические игроки создадут более разнообразный и, следовательно, более стабильный кредитный ландшафт.

Если финтех-платформам суждено когда-либо стать основными источниками капитала для бизнеса и населения, то существующая отрасль будет превращена в некое подобие «узкого банкинга». Так, традиционные банки будут принимать вклады и владеть только безопасными, ликвидными активами, а финтех-платформы станут иметь дело с заемщиками и вкладчиками – владельцами сбережений. Экономики будут работать в условиях гораздо меньшего объема заемных средств, чем сегодня.


Финтех-революция приведет к перестройке финансовой сферы по трем фундаментальным направлениям


Но гораздо раньше стартапы вынудят банки пойти на снижение маржи. Традиционные кредитные учреждения будут брать больше за свои услуги, которые новички не смогут просто скопировать, включая платежную инфраструктуру и обеспечение застрахованного текущего счета.

Еще более значительным результатом финтех-революции станет тот факт, что слабые, давно работающие в отрасли игроки столкнутся с необходимостью снижать свои затраты и повышать качество услуг. Это изменит финансовый сектор так, как не удавалось до этого ни одному регулятору. Банки действуют в полном соответствии со старой поговоркой: «держи друзей вблизи, а врагов еще ближе». BBVA, Santander, HSBC и Citi были в числе тех банков, которые приготовили полный арсенал венчурного капитала для инвестирования сотен миллионов долларов в такие предприятия. Другие же, включая DBS в Сингапуре, начали внедрять собственные программы по работе со стартапами, предлагая деньги и персонал в обмен на небольшую долю в капитале перспективного финтеха.

Однако у большинства финтех-стартапов не удастся отыскать и половины тех теплых чувств, что испытывают к ним их умудренные опытом соперники. Одни называют их «Кодаками 21 века», другие сравнивают с «производителями ламповых телевизоров в эпоху транзисторов». Для них банки – как проводные телефоны в недалеком будущем, то есть пережитки прошлого, не способные адаптироваться к современным условиям. «Как часто вы видели, чтобы долго работающие компании изобретали себя заново?» – задает вопрос основатель одного из стартапов. Лучшее, что каждый может сказать о банках, – это то, что они будут существовать всегда.

Как финтех может помочь банкам обслуживать потребителей, не охваченных банковскими услугами?
Каким образом банки могут использовать, в частности, финтех-решения и венчурный капитал финтеха для предоставления банковских услуг тем категориям населения, которые пока не имеют счета в банке?

Привлечение экономической науки и аналитической информации к управлению рисками в результате оказывается фактором, замедляющим процесс охвата банковскими услугами пользователей, не имеющих счета в банке. Активное распространение дешевых смартфонов, а также все большая доступность и повсеместность использования технологии передачи данных 3G действительно способствовали устранению барьеров, с которыми сталкивались многие развивающиеся страны на пути к более широкому охвату населения банковскими услугами.

Финтех-решения, снижающие стоимость привлечения клиентов и получения аналитической информации для управления рисками из обширной экосистемы, становятся все более востребованы венчурным капиталом на многих рынках. По мере того как венчурный капитал будет продолжать развитие финтех-ландшафта, это снижение входных барьеров облегчит процесс инвестирования.

Между тем эти финтех-компании неоднократно сталкиваются с трудностями роста с учетом своих способностей в дистрибуции и формировании бренда. В особенности бывает сложно добиться внимания азиатским финтех-стартапам, работающим с не охваченным банковскими услугами населением. При этом такое внимание действительно необходимо им ввиду отсутствия освещения их деятельности в СМИ и относительного недостатка интереса со стороны венчурного капитала, которым не обделены развитые экономики. Также, учитывая крайне неоднородный ландшафт развивающихся рынков, такие базовые вещи, как понимание особенностей других культур и языковой барьер, становятся здесь реальными препятствиями для развития.

ми для развития. И именно здесь банки, при наличии потенциального сотрудничества с венчурными компаниями, имеют возможность наладить партнерские отношения с финтех-компаниямм и обеспечить взаимовыгодную ситуацию для всех сторон за счет объединения маневренности и ноу-хау венчурного капитала и значительных ресурсов банков.

Основные тенденции в области финтеха в 2016 году
Мы полагаем, что FinTech – как в Азии, так и во всем мире – прежде всего будет играть роль движущей силы для традиционных игроков рынка, позволяя им использовать преимущества экономии за счет масштаба при относительно небольших инвестициях.

Технологические конгломераты способны серьезным образом изменить правила игры в отрасли, и мы видели это на примере Китая, где компания Tencent использовала свою платформу отправки сообщений WeChat для построения абсолютно новой финансовой экосистемы.

Ключевые проблемы финтех-компаний будут связаны с их способностью оправдать свою оценочную рыночную стоимость, а также способностью регулирующих/законодательных органов разработать сбалансированные нормативные акты. В конце концов, в большинстве случаев финтех расторопнее регуляторов.

Есть основания ожидать, что финтех будет играть значительную роль в создании будущих рабочих мест в сфере розничных финансовых услуг. По мере все более широкого распространения финтеха и все более активного использования финтех-решений в повседневной жизни населения потребуется все больше специалистов для обслуживания этих систем, что, в свою очередь, приведет к росту количества работников, занятых в сфере финансовых услуг, связанных с финансовыми технологиями.

И, наконец, в среднесрочной перспективе на определенных рынках (в «умных городах») произойдет слияние финтеха с другими широко применяемыми технологиями с помощью Интернета вещей, что позволит городам будущего функционировать более эффективно, а их жителям – использовать госуслуги с максимальной для себя пользой.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных