Современные системы оплаты проезда на транспорте и новые средства платежа

Современные системы оплаты проезда на транспорте и новые средства платежа

Елена Макова, заместитель директора ЗАО «МФ Тариф»

Ключевые задачи современной АСОП
Российское предприятие ЗАО «МФ Тариф» (Санкт-Петербург) является одним из лидеров отечественного рынка разработки и производства оборудования и специализированного программного обеспечения для работы со смарт-картами для предприятий транспорта и связи.

Проектирование и производство оборудования и разработка ПО для автоматизации сбора оплаты за проезд на наземном общественном транспорте являются ключевыми направлениями деятельности компании. Имеющиеся компетенции и высокий технологический потенциал позволяют «МФ Тариф» производить передовое оборудование, максимально надежное и предназначенное для сложных условий эксплуатации на транспорте. Продукцию компании отличают эргономичность, стойкость к существенным перепадам температур, помехозащищенность, минимальная стоимость обслуживания и т. п. Все оборудование производится в РФ, компания участвует в программах импортозамещения.

На сегодняшний день «МФ Тариф» производит и эксплуатирует оборудование и программное обеспечение для предприятий связи и транспорта более чем в 30 регионах РФ. В ряде регионов успешно используются как ручные (мобильные) терминалы, так и комплекс бортового оборудования АСОП с использованием стационарных валидаторов производства ЗАО «МФ Тариф», выпущено в общей сложности более 7 млн бесконтактных смарт-карт, по которым совершается более 4 млн транзакций оплаты проезда в сутки.

Как известно, система электронного контроля оплаты проезда (АСОП) является системой с открытой архитектурой и состоит из целого комплекса оборудования и программного обеспечения, а также непосредственно средств оплаты:

• оборудование транспортных средств (ТС) – мобильные терминалы кондукторов (контролеров), стационарные валидаторы, бортовое оборудование ТС;
• смарт-карты и банковские карты – электронные проездные билеты и их эмуляция на мобильных телефонах и других носителях;
• комплекс программного обеспечения АСОП для продажи проездных билетов, сбора информации о транзакциях, проведения взаиморасчетов с участниками системы, предоставления отчетов о перевозках.
К основным задачам АСОП относятся:
• повышение качества обслуживания пассажиров;
• обоснованность тарифов и контроль над уровнем цен;
• гибкость тарифной политики и прозрачность предоставления льгот соответствующим категориям населения, включая фактическую, а не усредненную компенсацию льгот;
• фактический учет количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозок (на пригородных и межмуниципальных маршрутах), что позволяет проводить анализ пассажиропотоков и оптимизировать маршрутную сеть;
• отсутствие социальной напряженности, характерной для систем электронной оплаты проезда с турникетами в ТС;
• существенное уменьшение оборота наличных денежных средств;
• исключение возможности проезда по поддельным документам благодаря высокому уровню защищенности смарт-карт;
• возможность авансирования за счет остатков на счетах и приобретения длительных билетов;
• повышение притока новых пассажиров на общественный транспорт вследствие улучшения качества обслуживания.

Проект в Санкт-Петербурге – АСОП нового поколения
Ориентируясь на потребности рынка городских перевозок, компания «МФ Тариф» разработала систему электронной оплаты проезда на основе бесконтактных смарт-карт, которая позволяет разрешить актуальные для городских и региональных властей и перевозчиков задачи.

Решение включает в себя как оборудование, так и комплексное программное обеспечение, которое полностью соответствует современным требованиям по быстродействию, архитектуре и безопасности систем АСОП. ПО адаптируется под внедрение новых типов средств оплаты и новых сервисов.


«МФ Тариф» – разработчик софтверных решений и производитель оборудования для систем оплаты проезда


Одним из самых показательных в РФ с точки зрения широты охвата пассажиров электронными средствами оплаты проезда и внедрения бестурникетной системы стационарного оборудования в городском транспорте является реализуемый в Санкт-Петербурге проект автоматизированной системы оплаты проезда. По оценкам экспертов, данный проект на несколько лет опережает технологические решения, используемые сегодня в других регионах РФ.

Внешний вид оборудования системы в ТС приведен на рис. 1.

Как уже отмечалось, компания «МФ Тариф» является не только разработчиком софтверных решений, но и производителем оборудования для систем оплаты проезда. При производстве оборудования нами используются самые современные электронные компоненты, что обеспечивает высокую надежность, соблюдение условий работоспособности оборудования (при температуре окружающей среды в диапазоне от -25°С до +45°С), снижение стоимости послегарантийного обслуживания и возможность гибкой модернизации устройств с добавлением новых функций и обслуживания новых средств оплаты. Все оборудование производства «МФ Тариф» имеет соответствующие лицензии и сертификаты.

В бестурникетной системе оплаты проезда Санкт-Петербурга стационарные валидаторы, разработанные нашей компанией, устанавливаются на поручнях салона (от 5–7 штук в автобусах и до 9 штук в трамваях у каждой двери) и располагаются в транспортном средстве (ТС) таким образом, чтобы обеспечить возможность валидации карт даже при максимальной загруженности ТС. Валидаторы эргономичны, надежны, травмобезопасны, имеют современный индикатор. Все валидаторы подключены к центральному бортовому компьютеру транспортного средства, через который происходит информационный обмен с программным обеспечением системы и который оснащен Wi-Fi, GPS/ГЛОНАСС, а некоторые модификации имеют модуль передачи данных GPRS. К центральному бортовому компьютеру могут подключаться устройства – кассы, принтеры (для выдачи разовых билетов), датчики подсчета пассажиропотока, автоматы по продаже разовых билетов, автоинформаторы и т. п.

Контроль своевременности оплаты проезда контролерами по бесконтактной банковской карте выполняется по обычной схеме, с использованием существующих терминалов контролера

Соответственно, функционал системы может быть существенно расширен при возникновении дополнительных потребностей.

Размещение стационарных валидаторов на поручнях без использования турникетной схемы позволяет не ограничивать вход и выход пассажиров, особенно в часы пик, сокращая время простоя автобуса, снижая социальную напряженность и одновременно уменьшая риск неоплаты проезда пассажиром из-за тесноты в салоне, т. к. даже при сильной загруженности ТС у пассажира есть возможность валидации карты на ближайшем валидаторе. Для этого пассажиру достаточно приложить свой электронный проездной билет к валидатору – считывание занимает около секунды. На валидаторах «МФ Тариф» можно также проверить остаток ресурса «Подорожника» или других электронных проездных билетов.

По сути, это единственный проект в РФ, с массово эксплуатируемым специализированным оборудованием стационарной бестурникетной оплаты проезда в количестве более 3000 транспортных средств.

В системе АСОП Санкт-Петербурга предусмотрены различные виды проездных билетов: на срок действия, на количество поездок, на отдельные виды транспорта, непополняемые бумажные электронные билеты на 1 и 10 поездок, электронный кошелек «Подорожник» с бонусной системой – «больше ездишь, меньше платишь», проездные билеты граждан льготных категорий. С внедрением единой карты «Подорожник» стало возможно использовать и различные комбинации этих проездных на одном носителе. Оплатить проезд в рамках данной системы можно также банковскими картами с транспортными приложениями.

В рамках пилотного решения «МФ Тариф» реализована возможность расширения функционала существующей системы оплаты проезда в Санкт-Петербурге для приема банковских карт с приложением PayPass

Пополнить ресурс на «Подорожнике» и транспортных приложениях можно как через киоски и кассы Санкт-Петербургского метрополитена, так и через терминалы самообслуживания, интернет-портал и с помощью SMS-канала. (Услуга пополнения ресурса «Подорожника» при помощи отправки SMS на короткий номер доступна абонентам операторов сотовой связи МТС, Билайн, Мегафон и Tele2). Также возможно использование онлайн-сервиса отложенного пополнения с последующей активацией ресурса, при помощи банковских карт, платежей со счета мобильного телефона и электронных денег.

Отличительной особенностью АСОП Санкт-Петербурга, выделяющей эту систему на фоне аналогичных систем в других российских регионах, является то, что на всех видах общественного транспорта принимается к оплате «электронный кошелек» «Подорожник»: в автобусах/ трамваях/троллейбусах/метро, всех без исключения коммерческих автобусах – «маршрутках», аквабусах. (Аквабус – водный вид городского общественного транспорта Санкт-Петербурга, перевозящий пассажиров в период летней навигации (с мая по октябрь). Маршрут судов проходит по Неве из спальных районов города в исторический центр и деловые кварталы города.) Многие другие регионы пока только стремятся к внедрению единой карты оплаты на всех видах транспорта и у перевозчиков разной формы собственности.

Более 70% пассажиров городского общественного транспорта оплачивают проезд электронными проездными билетами. Оплата электронной картой «Подорожник» на коммерческих автобусах («маршрутках»), по последним данным, достигает до 20%. Это одни из самых высоких показателей среди регионов РФ, внедривших электронную систему оплаты проезда.

Целью дальнейшего совершенствования системы является обеспечение еще большего удобства пассажиров при приобретении электронных билетов, а также развития как новых дистанционных сервисов, так и использования в системе различных средств оплаты, уже имеющихся у жителей и гостей города.

Тем самым в электронную систему оплаты проезда на общественном транспорте привлекаются пассажиры, которые пользуются ею периодически, от случая к случаю, повышается собираемость выручки, сокращается наличный оборот и, соответственно, связанные с его обслуживанием затраты предприятий, участвующих в проекте.

Одним из таких востребованных пассажирами технологических новшеств в системе электронного контроля оплаты проезда является оплата проезда банковскими картами с бесконтактной технологией – MasterCard PayPass и Visa payWave. Карты международных платежных систем с бесконтактными приложениями широко начали распространяться российскими банками сравнительно недавно, не более двух лет, при этом объемы их эмиссии динамично растут.


Многие другие регионы пока только стремятся к внедрению единой карты оплаты на всех видах транспорта


Развитие и перспективы
Компания «МФ Тариф» первой в России совместно с технологическими партнерами провела пилотирование оплаты банковскими картами с приложением PayPass на наземном городском транспорте в Московской области в 2014 году и в Москве в 2015 году.

Далее стартовал наш пилотный проект в Санкт-Петербурге, который продолжается и сейчас, демонстрируя устойчивый рост количества транзакций оплаты за все время проведения пилота.

В рамках проекта нами было модернизировано эксплуатирующееся бортовое оборудование системы, установленное на коммерческом маршруте автобуса (аэропорт Пулково) и троллейбусных/трамвайных маршрутах, следующих через центр города. Логика выбора маршрутов заключалась в охвате не только жителей Санкт-Петербурга, но и гостей города, чтобы дать им возможность использовать в общественном транспорте имеющуюся банковскую карту, не приобретая дополнительных средств оплаты.

Модернизация заключалась в дооснащении стационарных валидаторов банковскими считывателями, оборудования – GSM-модемами, банковскими SAM-модулями, а также в адаптации ПО для передачи транзакций оплаты проезда.

Модернизация существующих валидаторов позволила нам обеспечить комбинированный прием платежей как по используемым в Санкт-Петербурге картам на основе стандарта MIFARE Plus (льготные карты, единая транспортная карта «Подорожник», банковские карты с транспортным приложением), так и банковским картам с использованием технологии PayPass и payWave.

В качестве бесконтактной банковской карты может выступать как физическая пластиковая карта с возможностью бесконтактной оплаты, так и «виртуальная» банковская карта – установленное на мобильный телефон с технологией NFC приложение, эмулирующее физическую банковскую карту. Разработанное компанией «МФ Тариф» решение по оплате проезда позволяет использовать обе возможности.

Таким образом, в рамках пилотного решения реализована возможность расширения функционала существующей системы оплаты проезда в Санкт-Петербурге для приема банковских карт с приложением PayPass.

Важно отметить и более чем скромные затраты на модернизацию и расширение функционала: перевозчику не нужно менять имеющиеся оборудование для контроля оплаты проезда целиком.

В свою очередь, для пассажиров процесс оплаты ничем не отличается от оплаты картой «Подорожник»: нужно лишь поднести карту к уже привычному оранжевому валидатору на поручне и оплатить проезд «в одно касание».

С внедрением единой карты «Подорожник» стало возможно использовать и различные комбинации этих проездных на одном носителе

Удобен данный функционал и перевозчикам, т.к. вовлекает в безналичную оплату те категории пассажиров, которые пользуются системой лишь периодически. Что же касается процесса контроля своевременности оплаты проезда контролерами по бесконтактной банковской карте, то он ничем не отличается от процесса контроля обычных бесконтактных проездных, используемых пассажирами, и выполняется по обычной схеме, с использованием существующих терминалов контролера.


Результаты пилотного проекта показывают: услуга оказалась востребованной пассажирами, и сейчас дело за банками


Такой дополнительный функционал, как оплата банковскими картами, особенно важен и в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, в котором Санкт-Петербург выступит в качестве одного из принимающих городов. Очевидно, что мероприятие такого масштаба обусловит наплыв многочисленных туристов из многих городов РФ и стран мира, которым будет удобнее пользоваться уже имеющимися у них банковскими картами PayPass и payWave.

Промежуточные результаты нашего пилотного проекта показывают, что услуга оказалась востребованной пассажирами, и сейчас дело за банками, которые должны обеспечить более широкое распространение бесконтактных карт среди своих клиентов.

Нельзя забывать, что оплата «в одно касание» широко востребована не только на общественном транспорте, но и в супермаркетах, на заправках, в кафе и магазинах, где сумма счета зачастую невелика и не требуется верификация транзакции ПИН-кодом.

Что касается дальнейшего развития функциональности данного пилотного проекта, то речь идет в первую очередь о возможности построения бонусной и тарифной политики для держателей банковских карт, активно пользующихся общественным транспортом, и о совместном развитии таких проектов банками и транспортными предприятиями при активном участии городских властей. Также широкие возможности предоставляет использование «виртуальных» банковских карт, загружаемых на мобильный телефон. Как уже отмечалось, наше оборудование может принимать такие платежи с использованием технологии NFC.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных