14 января 2016, 15:19
Количество просмотров 240

Коммерческие карты в Европе

Коммерческие карты, к которым относятся бизнес-карты, корпоративные, закупочные и топливные карты, выпускаемые для корпоративных...
Коммерческие карты в Европе

Придаст ли стимул развитию коммерческих карт введение лимита на interchange за транзакции по потребительским картам?

Коммерческие карты, к которым относятся бизнес-карты, корпоративные, закупочные и топливные карты, выпускаемые для корпоративных клиентов, приносят выгоду бизнес-структурам, помогая им контролировать расходы и снижать затраты на обслуживание наличного оборота. Тем не менее, согласно новому исследованию «Коммерческие карты в Европе» (Commercial Cards in Europe 2015), проведенному компанией RBR в 2015 году, во многих странах этот сектор по-прежнему занимает недостаточно прочные позиции и представляет собой основной потенциал неиспользованных возможностей для банков. В перспективе росту эмиссии коммерческих карт будет способствовать их исключение из категории потребительских карт, на которые в ЕС распространяются лимиты по величине interchange fee. Вместе с тем сложившаяся платежная практика, а также ограниченное применение компаниями-поставщиками по-прежнему будут препятствовать росту эмиссии коммерческих карт в некоторых странах Европы.

Коммерческие карты имеют большой потенциал
В конце 2014 года совокупное количество коммерческих карт, выпущенных в 15 странах, где проводился опрос RBR, составляло 45 млн карт (на 5% больше по сравнению с 2013 годом). В 2014 году было осуществлено 2 млрд платежей по коммерческим картам на общую сумму 215 млрд евро. С учетом того, что обороты и количество платежей по коммерческим картам растут быстрее, чем объем их эмиссии (7% и 8%, соответственно), представляется, что такие карты используются сейчас для гораздо более широкого спектра транзакций, чем раньше. Тем не менее B2B-платежи при закупках товаров и услуг в большинстве стран составляют небольшую долю расходов по картам.

В ходе исследования выяснилось, что коммерческие карты составляют менее 4% от общего портфеля эмиссии платежных карт в этих странах (всего 2%, если исключить топливные карты) – и такую же долю от количества платежей. Это указывает на значительный потенциал дальнейшего роста эмиссии и использования данных карточных продуктов. Гораздо более высока доля коммерческих карт в общем объеме расходов по платежным картам, так как они, как правило, используются для транзакций на относительно крупные суммы.

Коммерческие дебетовые и предоплаченные карты все чаще выпускаются для МСП
Исследование RBR показывает, что большинство коммерческих карт являются charge-картами – на этот тип продуктов приходится около двух третей сектора коммерческих карт в странах проведения опроса. Ожидается, что доля расчетных карт здесь будет снижаться, так как сектор топливных карт, состоящий в основном из расчетных карт, стоит перед перспективой ограничения роста в будущем.

В таких странах, как Польша, коммерческие кредитные карты пользуются спросом из-за дополнительной гибкости, которую они обеспечивают по сравнению с расчетными картами. На других рынках, например, в Дании, росту эмиссии коммерческих кредитных карт будет препятствовать предложение долгосрочных бизнес-кредитов.

Коммерческие карты в Европе - рис.1

Коммерческие дебетовые и предоплаченные карты, по прогнозам, будут получать все большее распространение, особенно среди предприятий малого и среднего бизнеса, потому что заявки на их получение проще оформить, и они обеспечивают лучший контроль за расходами сотрудников, чем кредитные продукты. При этом эмитенты выразили некоторую обеспокоенность по поводу рентабельности программ предоплаченных коммерческих карт.

Возможность контроля бизнес-расходов стимулирует рост использования коммерческих карт Исследование RBR показывает, что основным двигателем роста в секторе коммерческих карт является потребность бизнес-структур в контроле бизнес-расходов на основе более сложных инструментов отчетности, улучшающих прозрачность. Информация, предоставляемая в настоящее время руководству компаний частью эмитентов, позволяет контролировать производимые расходы с точки зрения как географии их совершения, так и категорий ТСП. Отчетность в большинстве случаев также позволяет компаниям следить за соблюдением политики расходов, при необходимости оперативно блокировать карты, устанавливать лимиты расходов и запрещать использование карт в определенных категориях ТСП. Онлайн-инструментарий позволяет фильтровать такие карточные транзакции по типам (например, бронирование отелей, авиабилетов и прокат автомобилей) и формировать свои собственные настраиваемые отчеты.

Коммерческие карты в Европе - рис.2

К другим преимуществам коммерческих карт относятся снижение расходов на работу с наличными, более привлекательные предложения страхования, схемы лояльности, и, в частности, в случае коммерческих премиум-карт, доступ в аэропортах к залам ожидания первого и бизнес-класса.

Регулирование interchange в ЕС будет стимулировать эмиссию Регулирование interchange fee, которое должно вступить в силу в ЕС в декабре 2016 года, не будет касаться коммерческих карт, по крайней мере на данный момент. Поскольку ставки interchange для коммерческих карт уже значительно выше аналогичных комиссий для потребительских карт, этот разрыв будет увеличиваться, как только будет введен лимит на interchange по потребительским картам: 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных. По крайней мере в краткосрочной перспективе это должно стимулировать дальнейшую эмиссию коммерческих карт, особенно в странах, где в настоящее время широко распространена практика выпуска потребительских карт для субъектов малого бизнеса.

Развитие тормозят привычные модели платежей и низкая популярность коммерческих карт среди поставщиков
Несмотря на многие причины, обусловливающие востребованность коммерческих карт, укоренившиеся в компаниях методы платежей будут и впредь препятствовать росту данного сегмента.

Для расчетов в бизнесе сегодня активно используются кредитные переводы и, в меньшей степени, прямое дебетование. Кредитные переводы являются простым и недорогим способом платежа, и на них в отличие от карт не распространяются транзакционные лимиты. Использование чеков сокращается, но они по-прежнему относительно часто используются для B2B-платежей в таких странах, как Франция, а некоторые предприятия малого бизнеса (например, в Турции) используют также и векселя. Необходимо расширить практику приема карт поставщиками в ряде стран, прежде чем карты для B2B-платежей смогут реализовать свой потенциал.

Читайте также:

Другим сдерживающим фактором, выявленным в ходе исследования RBR, является отмена правила «безотказного приема карт» для продуктов, к которым применимы различные ставки interchange в рамках ЕС, поскольку некоторые ТСП предпочитают принимать только потребительские карты. Тем не менее для ТСП, которые наиболее охотно принимают коммерческие карты, выигрыш от возможности принимать по ним платежи (как правило, на крупные суммы) обычно превосходит затраты на их прием.

Эмитенты больше внимания будут уделять коммерческим картам
В отчете RBR делается вывод о том, что эмитенты будут больше внимания уделять сектору коммерческих карт, как только вступит в силу регулирование interchange fee по потребительским картам в конце 2015 года. Даст ли это толчок развитию данного сектора или сложившаяся в бизнесе платежная практика будет оставаться серьезным препятствием на его пути, покажет время.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube