14 января 2016, 15:14
Количество просмотров 437

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй

Врамках двухдневной рабочей программы ПЛАС-Форума выступили признанные эксперты, которые поделились собственным опытом реализации...
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй

22–23 октября 2015 года в московском КВЦ «Сокольники» прошел 7­й Международный ПЛАС­Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015», организованный журналами «ПЛАС» и Retail & Loyalty. Ключевыми темами мероприятия традиционно стали вопросы оптимизации наличного денежного обращения, тема трансформации банковской филиальной сети и, конечно же, вопросы безопасности.


В рамках двухдневной рабочей программы ПЛАС-Форума выступили признанные эксперты, которые поделились собственным опытом реализации наиболее интересных проектов в области НДО, проанализировали текущую отраслевую проблематику и высказали свои взгляды на перспективы дальнейшего развития индустрии.

Как уже отмечалось в прошлом номере журнала «ПЛАС», в первый день работы конференции ПЛАС-Форума в трех тематических сессиях участники обсудили такие темы, как «Основные тенденции развития НДО в РФ и мире»; «Современное банковское отделение: настоящее и будущее»; «Актуальные технологические решения и концепции для филиальной сети розничного банка». (Подробный обзор выступлений первого дня конференции 7-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015» вы можете прочитать в журнале «ПЛАС» № 12/ 2015 г.)

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.1
Алексей Козлов, Сбербанк

В настоящем обзоре мы предлагаем вашему вниманию выступления участников ПЛАС-Форума, прозвучавшие в ходе второго дня конференции. Делегаты Форума заслушали выступления спикеров в рамках тематических сессий «Инкассация и пересчет наличных. Новые подходы к решению проблем», «Прорывные технологии для офлайн-банкинга. Современные банкоматные и терминальные сети: основной вопрос – эффективность» и «НДО и проблемы безопасности розничного банкинга». В конце второго дня мероприятия также состоялся круглый стол на тему «Банковское отделение в digital-эпоху. Закрытие? Трансформация? Третий путь?», вызвавший оживленную дискуссию не только в президиуме, но и непосредственно в зале.

Также напоминаем, что в этом номере нашего журнала, в рубрике «Выставки. Семинары. Конференции», вас ждет развернутый репортаж с выставочной части мероприятия.

Второй день конференции 7-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015» начался с доклада управляющего директора Центра управления наличным денежным обращением (ЦУНДО) Сбербанка Алексея Козлова на тему «Эволюция системы наличного денежного обращения Сбербанка» (см. видео доклада).

В настоящем обзоре мы предлагаем вашему вниманию выступления участников ПЛАС-Форума, прозвучавшие в ходе второго дня конференции. Делегаты Форума заслушали выступления спикеров в рамках тематических сессий «Инкассация и пересчет наличных. Новые подходы к решению проблем», «Прорывные технологии для офлайн-банкинга. Современные банкоматные и терминальные сети: основной вопрос – эффективность» и «НДО и проблемы безопасности розничного банкинга». В конце второго дня мероприятия также состоялся круглый стол на тему «Банковское отделение в digital-эпоху. Закрытие? Трансформация? Третий путь?», вызвавший оживленную дискуссию не только в президиуме, но и непосредственно в зале.

Также напоминаем, что в этом номере нашего журнала, в рубрике «Выставки. Семинары. Конференции», вас ждет развернутый репортаж с выставочной части мероприятия.

Второй день конференции 7-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015» начался с доклада управляющего директора Центра управления наличным денежным обращением (ЦУНДО) Сбербанка Алексея Козлова на тему «Эволюция системы наличного денежного обращения Сбербанка».

А. Козлов отметил, что в настоящее время банком реализуется среднесрочная программа модернизации кассово-инкассаторской системы, рассчитанная до 2018 года.

Развитие кассово-инкассаторской системы Сбербанка сегодня идет по четырем основным направлениям: обновление системы управления, внедрение новой сервисной модели для бизнес-блоков, перестройка операционных процессов и модернизация технологий, а также разработка новых продуктов по кассово-инкассаторскому обслуживанию клиентов.

Как сообщил директор ЦУНДО, в рамках обновления системы управления и внедрения сервисной модели в подразделении происходит переход на модель PROFIT-центра, позволяющую контролировать доходы и расходы, а также максимизировать маржу по функциональному направлению.

Также идет развитие системы управления качеством сервисов и процессов, которая включает в себя регулярное получение обратной связи, системный анализ и поиск корневых причин сбоев, реализацию проектов по улучшению и изменению текущих стандартов и процессов.

Выступающий также рассказал о текущем потенциале и масштабе деятельности ЦУНДО. По его словам, на сегодняшний день кассово-инкассаторская система Сбербанка насчитывает 470 подразделений инкассации и 416 кассовых центров, в которых работают около 16 тыс. сотрудников подразделений инкассации и 6 тыс. сотрудников кассового обслуживания, а также 4456 единиц специального автотранспорта, обслуживается 50 тыс. банкоматов и 25 тыс. банковских платежных терминалов, при этом общая сумма ежегодно перевозимых ценностей оценивается в сумму 14,9 трлн рублей.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.2
Наталия Ракова, Гизеке & Девриент-ЛОМО
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.3
Евгений Алещенко, Crane Payment Innovations
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.4
Алексей Баранов, Гамма-Центр

Алексей Баранов, заместитель директора по развитию компании «Гамма-Центр» (см. видео доклада), рассказал участникам форума о реалиях и тенденциях использования технологии самоинкассации. Ключевыми вопросами на рынке инкассации для банков являются сохранение текущих и привлечение новых клиентов, а также оптимизация затрат на инкассацию. По мнению докладчика, возникающие проблемы можно эффективно решать при помощи широкого использования технологий самоинкассации юридических лиц с онлайн-зачислением средств на счета клиентов.

В качестве решения «Гамма-Центр» предлагает использовать автоматическую депозитную машину (АДМ) DoCash ADM-100. Устройство включает в себя сертифицированный Банком России блок детекции, который распознает 4 машиночитаемых признака и имеет высокоскоростной считыватель (15 банкнот в секунду). Загрузка банкнот осуществляется пачкой от 100 штук и более. АДМ оснащена escrow-карманом, самозапирающимся мешком и сейфом 1-го класса взломостойкости.

Точками применения технологии для самоинкассации лиц малого бизнеса, по мнению А. Баранова, должны стать в первую очередь отделения банков и торгово-развлекательные центры (для мультиклиентов), а также главные кассы предприятий торгового ритейла (для моноклиентов).

Докладчик подчеркнул, что основные преимущества, которые предоставляет технология самоинкассации для банков, – это планирование инкассации в удобное время, снижение количества выездов, привлечение новых и удержание текущих клиентов, отсутствие поддельных банкнот, консолидация небольших клиентов и отсутствие расхождений в отчетности. Для клиентов несомненными плюсами станут моментальное зачисление средств на счет, упрощение процесса и снижение затрат на инкассацию.

О новом поколении устройств определения подлинности банкнот рассказал на ПЛАС-Форуме менеджер по продажам и развитию бизнеса компании Crane Payment Innovations Евгений Алещенко на примере валидационных возможностей купюроприемника CashCode GX (см. видео доклада). В данном устройстве использованы современные сенсорные технологии валидации, а также передовая система выравнивания купюр для повышенной надежности и защиты от пыли, что обеспечивает высокий уровень приема банкнот с первого внесения – более 98%. Для более эффективной работы в валидаторе используется широкий набор датчиков: оптический (28 сенсоров по 6 цветов), диэлектрический (вся ширина банкноты), магнитный, ультрафиолетовый и сенсор остаточной люминесценции.

По словам Е. Алещенко, в настоящее время в линейке продуктов CPI Crane есть два ресайклинговых устройства. Это SCR, который позволяет осуществлять прием и выдачу наличных по одной банкноте, ресайклинг на 2 номинала банкнот с емкостью кассет на 120 банкнот, и недавно завершивший испытания в ЦБ ресайклинговый модуль BNR. Последний позволяет выдавать разово до 15 банкнот, производит ресайклинг банкнот на 4 номинала с емкостью ресайклинговых кассет на 180 банкнот.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.5
Михаил Горфункель, GLORY GLobal Solutions
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.6
Ричард Сокл (Richard Sokl), Spinnaker International
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.7
Михаил Белоусов, Московский Кредитный Банк

Наталия Ракова, руководитель подразделения «Стратегический маркетинг», «Гизеке & Девриент – ЛОМО», в своем докладе «Новейшие технологии. Опыт внедрения поточных методов в кассовые процессы» (см. видео доклада) рассказала о новых технологиях в области сенсорики и повышения качества процессов обработки банкнот, а также представила ряд перспективных технологических решений в сфере непрерывного пересчета для крупных кассовых центров (уровня банков и инкассаторских компаний).

Об итогах работы Московского Кредитного Банка в 2015 году и технологической практике рассказал директор Департамента инкассации Михаил Белоусов (см. видео доклада). Он сообщил, что в систему инкассации банка сегодня входят 13,8 тыс. объектов, около 1200 клиентов, 44 банка-партнера, обслуживающихся на более чем 200 маршрутах, кроме этого, банком активно используется и продвигается услуга самоинкассации. С 2013 года в инкассации МКБ применяются современные терминалы сбора данных, которые используются для считывания QR-кодов с сейф-пакетов, кассет, сопроводительных документов, программно-технических средств и передачи информации дежурной группе в режиме онлайн. Главный упор развития сферы инкассации в МКБ, подчеркнул М. Белоусов, в 2016 году будет сделан на расширении масштабов бизнеса (13.11.2015 ОАО «Московский Кредитный Банк» закрыл сделку по приобретению НКО «Инкахран». – Прим. ред.) и развитии используемых технологий. В планах банка:

• Территориальное расширение обслуживания за счет покупки «Инкахран», который представлен на территории 21 региона РФ, имеет более 2,5 тыс. клиентов, 310 маршрутов инкассации и более 400 бронированных автомобилей. • Организация полнофункционального личного кабинета для клиентов с возможностями классического Банк-Клиента.
• Реорганизация call-центра
• Изучение рынка перспективных разработок для применения в инкассации.
• Активное развитие IT-поддержки.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.8

Решения компании Spinnaker International по обеспечению безопасности наличности при хранении и инкассации на ПЛАС-Форуме представил ее директор по развитию бизнеса Ричард Сокл (Richard Sokl) (см. видео доклада). В его докладе шла речь об эффективности спецконтейнеров и кассет АТМ iBox, использующих защиту с помощью спецчернил. Каждый контейнер закрепляется за определенным инкассатором, который в свою очередь не имеет прямого доступа к наличности. В устройствах используется безопасная (без использования взрывотехнических средств) технология окрашивания банкнот, размещенных в контейнере или кассете, специальными несмываемыми чернилами, что делает попытку ограбления бессмысленной, поскольку использовать похищенные деньги после окрашивания уже невозможно.

По данным докладчика, на сегодняшний день в 34 странах мира используется более 33 тыс. спецконтейнеров Spinnaker International.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.9
Валерий Чулков, ВТБ24

Михаил Горфункель, глава представительства GLORY Global Solutions в России и СНГ, рассказал о возможностях, которые открывает использование технологии Cashinfinity для российских кредитно-финансовых учреждений и торгово-сервисных предприятий (см. видео доклада). В частности, одной из наиболее перспективных сфер применения устройств Glory Cashinfinity М. Горфункель считает построение единой замкнутой экосистемы налично-денежного оборота у ритейлера и банка. Применение в связке ресайклинговой АДМ Glory Cashinfinity CI 100 (для банкнот и монет) в бэк-офисе, электронного кассира-ресайклера Glory Cashinfinity CI 10 (для 8 номиналов монет и 3 номиналов банкнот) – для фронт-офиса ритейлера, и серверного ПО для интеграции с АБС банка позволяет получить максимальную эффективность цикла НДО в звене «ритейлер – банк». Так, ритейлеру с данной технологической схемой можно «кредитовать самого себя» наличными за счет уменьшения счета в банке, можно использовать Glory Cashinfinity CI 100 на фронт-офисе как «частный банкомат» и пр. Примеры внедрений устройств серии Cashinfinity, подчеркнул М. Горфункель, можно увидеть сегодня в австрийской булочной на ул. Остоженка в Москве, а также в санкт-петербургском магазине сети О’Кей (в ТЦ «Галерея»). В свою очередь, модель CI-10 используется в заведениях московской сети ресторанов «Кофемания» на Рождественке и Якиманке.

Вторую сессию открыл своим докладом член Правления, директор Операционного департамента ВТБ24 Валерий Чулков (см. видео доклада).

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.10
Жак Руппер (Jacques Ruppert), CI Tech
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.11
Жанна Ермолина, ГУП «Московский метрополитен»
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.12
Дмитрий Пережогин, ГУП «Московский метрополитен»

Он поделился с делегатами опытом построения вертикально интегрированной схемы управления банкоматной сетью в России Сегодня ВТБ24 обладает второй по размерам в РФ банкоматной сетью, состоящей из более 10 500 устройств, располагающихся в 72 регионах России. Говоря о роли банкоматной сети в инфраструктуре ВТБ24, докладчик отметил, что сегодня в ней совершается приблизительно 45% всех операций по обслуживанию клиентов ВТБ24. Рост транзакционной нагрузки в 2014 году по сравнению с предыдущим годом характеризуется следующими показателями:

• количество транзакций достигло 320 млн руб. (рост 28%);
• сумма выданных наличных средств достигла 1,9 трлн руб.( рост 12%);
• сумма принятых и зачисленных средств на карточные счета средств достигла 420 млрд руб. (рост 35%).

Докладчик подчеркнул, что одновременно выросла функциональная доступность сети: к началу 2015 года по сравнению с 2013 годом этот показатель увеличился на 1,45%, достигнув 96,5%.

В своем докладе В. Чулков ответил на вопрос: каким же образом ВТБ24 удается управлять такой масштабной сетью банкоматов? В первую очередь он отметил опыт ВТБ24 в построении уникальной в сегменте крупных российских банков вертикали управления банкоматной сетью «центр-регионы». Данная модель управления базируется на едином центре принятия решений, созданном в рамках Операционного департамента, и управлении исполнением решений Менеджерами по работе с банкоматами, специально выделенными в региональных подразделениях ВТБ24

Он рассказал также, что в ходе построения модели управления банкоматной сетью, в ВТБ24 была внедрена новая технологическая платформа, нацеленная на автоматизацию максимального количества процессов и снижение трудозатрат на их сопровождение, и разработан новый способ оценки эффективности размещения банкоматов, позволяющий управлять эффективностью сети путем перемещения «неэффективных» устройств на лучшие места установки.

Докладчик отметил, что к концу 2016 года ВТБ24 планирует нарастить общее количество банкоматов в своей сети на 13% (по сравнению с 2014 годом). Опережающими темпами будет расти количество многофункциональных (cash-in / recycling) банкоматов в сети банка – их доля вырастет на 13%, а также количество банкоматов в филиалах и офисах – среднее количество банкоматов, приходящихся на одно отделение, должно вырасти на 15%. Одновременно с ростом сети и повышением ее эффективности ВТБ24 ставит перед собой задачу сократить издержки путем снижения средней стоимости владения одним банкоматом на 3,5%.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.13

Дмитрий Пережогин, начальник отдела сопровождения контрагентов ГУП «Московский метрополитен», выступил на Форуме с докладом на тему «Развитие агентской сети пополнения карты «Тройка» (см. видео доклада).

Он, в частности, указал, что с апреля 2013 года столичным метрополитеном реализовано более 5,2 млн карт «Тройка». Сегодня по «Тройке» оплачивается 40% поездок на метро и 45% поездок на наземном транспорте. Внедрение карточного проездного привело к снижению очередей в кассы метро на 30%, а экономия на бланках проездных билетов составила в 2014 году более 700 млн рублей.

В планах метрополитена – расширение вариантов форм-факторов «Тройки». В 2016 году приложение будет доступно для записи на банковскую карту, SIM-карту и корпоративные пропуска – потенциал сторонней эмиссии, таким образом, составит около 3 млн билетов.

Сегодня сеть пополнения карт «Тройка», отметил Д. Пережогин, насчитывает более 1200 автоматов по продаже билетов и более 160 касс, 5000 точек прямого и 33 тыс. точек удаленного пополнения. Долю пополнений карты «Тройка» в агентской сети к 2017 году планируется нарастить в 6 раз – до 20%, а количество уникальных пользователей, пополняющих «Тройку» у агентов, – до 1,5 млн человек.

Жанна Ермолина, начальник отдела эмиссии ГУП «Московский метрополитен», в своем докладе «Мобильный билет NFC – инновационное средство безналичной оплаты проезда на городском транспорте» осветила перспективы запущенного 4 сентября 2015 года нового сервиса мобильной оплаты проезда (см. видео доклада). По ее данным, по состоянию на октябрь 2015 г. операторами было эмитировано: 2,1 тыс. SIM-карт МТС, 1,4 тыс. SIM-карт Билайн и 1,9 тыс. SIMкарт МегаФон с предзаписанным приложением «Тройка». Всего метрополитеном и его партнерами в 2015 г. планируется выпустить чуть менее 20 тыс. SIM-карт с приложением «Тройка». В 2016 г. число активных SIM-карт должно достигнуть 200 тыс.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.14
Роман Худорожков, LIBERTY GRANT
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.15
Вячеслав Федоров, e-MoneyNews
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.16
Дмитрий Слащев, HENDZ Sales

Жак Руппер (Jacques Ruppert), директор по продажам и развитию бизнеса компании CI Tech, в своей презентации подробно остановился на анализе НДО в современном обществе (см. видео доклада). По его словам, в России количество наличных транзакций превышает 90% от количества всех розничных транзакций. Этот показатель имеет особо важное значение, т. к. непосредственно оказывает влияние на операционные расходы управления наличными. Сегодня CI Tech продвигает такие решения для автоматизации транзакций с наличными, как недавно появившиеся ресайклинговые модули CI Note Line, которые предлагают малозатратные внешние интерфейсы.

Дмитрий Слащев, генеральный директор HENDZ Sales, посвятил свое выступление современным системам мониторинга и анализа банковских транзакций в режиме реального времени (см. видео доклада). В частности, он рассказал о возможностях систем INETCO Insight и INETCO Analytics. (Читайте материал «Мониторинг ATM-транзакций с INETCO: оптимизация каналов обслуживания», ПЛАС № 12/2015.) Первое из названных программных решений востребовано прежде всего операционными и сервисными службами. Оно предназначено для автоматизированного мониторинга и поиска причин сбоев и задержек транзакций в банкоматной сети. По словам докладчика, опыт использования системы INETCO Insight показывает, что с ее применением количество незавершенных из-за сбоев транзакций в банкоматной сети сокращается на 25%, и на 65% быстрее выявляются причины сбоев. Происходит это за счет того, что система имеет доступ ко всем данным в мультиканальной среде в режиме реального времени и моментально сигнализирует о любом сбое в момент его наступления.

В свою очередь, система INETCO Analytics позволяет аналитикам банка получить достоверную информацию по интенсивности потока клиентов, составлять рейтинг популярности продуктов и эффективности расположения устройств, анализировать клиентский трафик по многим разрезам. Решение позволяет реализовать ускоренное формирование отчетов и, главное, внедрение стратегий, основанных на анализе данных из многих каналов. Вячеслав Федоров (см. видео доклада), управляющий партнер проекта e-MoneyNews, подробно остановился в своем докладе на перспективных системах биометрической идентификации клиента в банкинге и онлайн-ритейле. Приведенное им в качестве примера использование фотобиометрии в розничном кредитовании исключает мошеннические схемы, проводимые сотрудниками банка, – для каждого клиента требуется своя «живая» фотография, что невозможно обеспечить при серийном оформлении кредитов на подложных лиц. В. Федоров также подробно остановился на возможностях, которые предоставляют банку и его клиентам персонализированные сервисы управления личными финансами, построенные на анализе Big Data из разных каналов.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.17
Сергей Панюшкин, Сбербанк
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.18
Уна Диллон (Una Dillon), EAST

Роман Худорожков, вице-президент LIBERTY GRANT, в своем докладе на тему «Умная банковская сеть: управление расписаниями»  сосредоточился на проблеме управления рабочим временем персонала для достижения оптимальной эффективности работы розничного отделения банка (см. видео доклада). По его мнению, применяющаяся сегодня во многих розничных банках система управления расписаниями, которые по старинке составляются руководителем вручную в программах типа Excel, не учитывают ни меняющуюся в течение дня загруженность отделения, ни изменение его пропускной способности в зависимости от конфигурации фронт-линии. Сегодня в российских банках не получили распространения автоматизированные системы управления расписаниями и ролями сотрудников, что приводит к постоянной перегрузке или, напротив, недогрузке отделения, простою или переработке части персонала. При этом мировая практика показывает, что при внедрении «умных расписаний», системно составленных с учетом всех факторов, влияющих на работу отделения, простои персонала сокращаются в 2,3 раза. Это, в свою очередь, экономит банку 12–15% затрат на персонал – резюмировал Р. Худорожков.

Завершая пятую сессию второго дня ПЛАС-Форума, Сергей Панюшкин, управляющий директор Центра управления сетью устройств самообслуживания Сбербанка России, (см. видео доклада) подробно рассказал о том, как сегодня выглядит и в каком направлении развивается сеть устройств самообслуживания крупнейшего банка России.

Согласно его данным, сегодня сеть Сбербанка насчитывает 86 тыс. устройств (тогда как в 2012 году в ней было 74 тыс. банкоматов). Эффективность сети может быть выражена следующими цифрами: ежеминутно в ней совершается до 16 тыс. операций, а доля безналичных транзакций уже составляет 70%.

Сегодня центр управления сетью устройств самообслуживания Сбербанка России активно использует для повышения эффективности сети методы геомоделирования при выборе мест для установки и перемещении устройств самообслуживания. Помимо этого, продолжается и функциональное развитие устройств, уже сейчас клиенты банка могут перевести деньги на карту любого банка, открыть вклад, заказать предварительно одобренную банком кредитную карту, управлять автоплатежами и многое другое. Банкоматная сеть Сбербанка сегодня подключена к единой платформе, благодаря чему клиенты получили единое пространство для выполнения операций, им доступны операции, совершенные в интернет-банке или мобильном приложении Сбербанка.

Заключительную, шестую, сессию второго дня ПЛАС-Форума открыл доклад Уны Диллон (Una Dillon), директора по развитию European ATM Security Team (EAST) (см. видео доклада). Она представила свежий обзор европейского банкоматного мошенничества. По данным EAST, сегодня в мире установлено 2,8 млн банкоматов, при этом к 2018 г. этот показатель, как предполагается, достигнет порядка 3,7 млн устройств. В Европе, по данным на первый квартал 2015 года, было установлено и действовало 411,6 тыс. банкоматов. При этом по результатам первого квартала больше трети всех фрод-инцидентов в банкоматном канале в Европе относятся к card-траппингу и около четверти – к скиммингу.

EMV-миграция, подчеркнула Уна Диллон, привела к тому, что с 2010 года доля высокотехнологичного ATM-фрода в Европе неуклонно снижается (с 5743 инцидентов в первом квартале 2010 года до 1989 инцидентов в аналогичном периоде 2015-го), при этом резко растет доля cash-траппинга вместе с TRF3 (со 130 инцидентов в первом квартале 2010 г. до 3392 инцидентов в аналогичном периоде 2015 года), card-траппинга, а также физических атак на банкоматы. При этом совокупные потери от скимминга в объеме потерь от всех видов банкоматного мошенничества в Европе составляют более 95%.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.19
Ольга Тушканова, Экспертно-криминалистический центр МВД России
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.20
Иван Сушков, Gemalto
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.21
Александр Коваль, ГУЭБиПК МВД России

EAST прогнозирует, что хотя инциденты скимминга в целом по Европе будут уменьшаться, изощренность атак станет расти, при этом мошенники будут применять такие высокотехнологичные разработки, как вредоносные коды (хакерские программы) и логические угрозы и использование устройств стереоскимминга и др.

Александр Коваль, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с правонарушениями в сфере рынка ценных бумаг, оборотом поддельных денежных средств Управления «Ф» (см. видео доклада), ГУЭБиПК МВД России, поделился с делегатами ПЛАС-Форума своим видением существующих проблем в области уголовной ответственности за фальшивомонетчество. По мнению докладчика, в России наличествуют лакуны в уголовном законодательстве, которые затрудняют преследование злоумышленников, изготавливающих фальшивки. Так, например, не предусмотрено наказание за создание компьютерных программ для печати фальшивок, т. к. сначала правоохранителям следует доказать наличие «умысла на сбыт». Европейское уголовное законодательство, подчеркнул А. Коваль, гораздо менее либерально к фальшивомонетчикам – там наказание следует, даже если человек просто хранил файлы для печати фальшивых денег на компьютере. А. Коваль полагает: несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению числа случаев фальшивомонетничества (в РФ в 2015 г. количество таких преступлений сократилось на 10%), России необходима адаптация существующего уголовного законодательства к новым реалиям и ужесточение уголовного наказания за любые действия, так или иначе связанные с изготовлением и распространением фальшивых денег.

Иван Сушков, региональный менеджер по продажам подразделения Identity & Data Protection e-Banking компании Gemalto, рассказал делегатам ПЛАС-Форума о комплексном подходе этого глобального вендора для обеспечения безопасности платежей с упором на обязательное использование HSM и двухфакторной аутентификации (см. видео доклада). Он подчеркнул особую важность шифрования информации: по данным Gemalto, в 95% случаев утечек данных во всем мире похищаются незашифрованные данные. Такая картина, подчеркнул И. Сушков, вынуждает нас коренным образом изменить саму парадигму безопасности и перейти к приоритетному шифрованию и защите самих данных вместо защиты периметра безопасности, как это было ранее. Далее он презентовал ряд решений из портфеля решений SafeNet/Gemalto – от токенов (генераторов OTP) и аппаратных модулей безопасности (HSM) для защиты цифровых сертификатов PKI и транзакций до SafeNet HSE (высокоскоростных средств шифрования).

Ольга Тушканова, зам. начальника управления экспертно-криминалистического центра МВД, (см. видео доклада) представила собравшимся ряд примеров в области банкоматного и POS-терминального мошенничества в России, подчеркнув тот факт, что в последнее время квалификация преступников повысилась. Они научились обходить различные способы защиты как банкоматов, так и помещений, в которых установлены устройства самообслуживания (магнитоконтактные и объемные ИК-датчики и т. п.), стали применять новые способы подготовки и совершения преступлений (например, использовать устройства для записи информации о действиях инженеров сервисных служб).

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.22
Алексей Голенищев, Альфа-Банк
Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.23
Игорь Милорадов, Экспертно-криминалистический центр МВД России

Получило дальнейшее распространение специализированное программное обеспечение, позволяющее преступникам полностью «освобождать» банкоматы от наличности и удаляющее следы своей работы. Отмечено также применение ими дополнительных устройств, т.н. «черных ящиков», для управления диспенсером банкомата, а также «виртуальных купюроприемников» в платежных терминалах, управляемых с помощью программ удаленного доступа.

В области скимминга, подчеркнула О. Тушканова, идет эволюция в сторону т. н. шиммеров. Мы наблюдаем тенденции по удешевлению и миниатюризации электронных сборок скимминговых устройств, улучшению возможностей по их камуфлированию, использованию новых способов хранения перехваченной информации (например, «облачных» технологий), определенным образом затрудняющих возможности правоохранительных органов по выявлению и доказыванию таких преступлений.

Игорь Милорадов, главный эксперт Экспертно-криминалистического центра МВД России, (см. видео доклада) в своей презентации также рассказал о совершенствующемся «мастерстве» фальшивомонетчиков. По его словам, сегодня преступники научились достаточно неплохо имитировать на российских пятитысячных купюрах большое количество защитных признаков. Распространение получили поддельные банкноты для банкоматов и терминалов – постоянно изымается большое количество таких подделок. Говоря о трендах в области подделки денежных знаков других государств, изъятых на территории РФ, И. Милорадов обратил внимание на то, что впервые в этом году четвертое место по количеству изъятых подделок заняли фальшивые юани. Напротив, число выявленных подделок британских фунтов стерлингов резко снижается, взамен в Россию приходит такая «экзотика», как поддельные индийские рупии и казахстанские тенге, отметил И. Милорадов. Он также подчеркнул, что по-прежнему огромной проблемой в комплексной борьбе с фальшивками является в целом низкая квалификация продавцов и кассиров в торговой рознице.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.24

Алексей Голенищев, директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка, выступил с презентацией «Fraud, классика жанра и национальные особенности» (см. видео доклада), подготовленную на ее основе расширенную статью вы можете прочитать в февральском номере журнала «ПЛАС». Касаясь банкоматного фрода, А. Голенищев выделил такие особо опасные тренды, как установка миниатюрных скиммеров непосредственно в слот картоприемника, а также на самой плате картридера. Отмечены случаи подключения мошеннических программных устройств непосредственно к диспенсеру банкомата с последующим инициированием «выдачи» денежных купюр, а также риск использования зловредного ПО на уровне XFS, с получением прямого доступа к функционалам банкомата. Докладчик также описал ряд других актуальных угроз в области электронной коммерции.

Октябрьский ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». День второй - рис.25

Достойным завершением заключительной сессии и ПЛАС-Форума в целом стал круглый стол «Банковское отделение в digital-эпоху. Закрытие? Трансформация? Третий путь?» с участием признанных экспертов и игроков рынка:
• Вадима Ануфриева, зам. председателя правления, Русский Трастовый Банк;
• Валерия Чулкова, члена правления, директора Операционного департамента, ВТБ24;
• Олега Брагинского, директора «Бюро Брагинского»;
• Владимира Баландина, партнера Quantum;
• Дмитрия Орлова, зам. председателя правления, ФОРАБАНК;
• Дмитрия Нефедова, старшего аналитика RBR;
• Ярослава Артюха, директора по финансовым услугам, Магнит;
• Заурбека Бесолова, заместителя председателя правления, РФИ БАНК.

Напомним, что все два дня работы мероприятия параллельно с конференцией действовала масштабная ежегодная выставка специализированного оборудования и технологий, на которой свои решения и сервисы представили 52 ведущие российские и зарубежные компании. Выставка традиционно стала местом делового общения участников рынка и вызвала живой интерес посетителей. Как уже отмечалось, подробный обзор выставочной части ПЛАС-Форума 2015 г. вы сможете прочесть в этом номере на стр. 54.

Во время ПЛАС-Форума проводилась видео- и фотосъемка выставки, велась запись выступлений спикеров и интервью с участниками мероприятия. Все видеоматериалы и фотографии в ближайшее время будут доступны на портале PLUSworld.ru.

Во время ПЛАС-Форума также велась прямая Твиттер-трансляция мероприятия (основной хэштэг #banks2015).

Все делегаты, заполнившие анкеты ПЛАС-Форума, получат доступ ко всем презентациям спикеров на указанный в анкете адрес электронной почты.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube