
Карточные платежи в России: семь месяцев, которые изменили рынок

Как изменился российский рынок карточных платежей за последние полгода? Какие тренды наблюдаются в структуре платежных операций? Какова текущая ситуация с функционированием Национальной системы платежных карт? На эти и другие вопросы отвечает Елена Виноградова, генеральный директор ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек» (UCS) – структуры, которая в силу своих позиций на отечественном рынке торгового эквайринга играет сегодня одну из ключевых ролей в реализации проекта НСПК.
Тренды краткосрочные
По понятным причинам хотелось бы начать с тех тенденций, которые обусловлены прежде всего санкционным давлением на российскую экономику ЕС и США, неблагоприятной экономической конъюнктурой в целом и рядом серьезных изменений в законодательстве. Как же отразились на поведении держателей карт такие негативные факторы, как экономические санкции, падение курса рубля, снижение реальных доходов и ощущение общей нестабильности на фоне отсутствия возможности делать какие-либо прогнозы даже на ближайшее будущее?
Поскольку UCS является крупнейшей независимой процессинговой компанией на российском рынке, обслуживающей около 20% оборота по сделкам, совершаемым держателями международных и локальных платежных карт на территории РФ, а 35 наших региональных отделений обеспечивают нам присутствие от Владивостока до Калининграда, сегодня мы владеем вполне объективной картиной происходящего.
Прежде всего можно констатировать временное значительное снижение общего количества операций – тенденция, которая впервые стала хорошо заметной с сентября 2014 года. На протяжении этого месяца имеющийся рост показателя стал резко снижать темп и затем впервые с кризиса 2008 года начал демонстрировать отрицательные значения.

Наблюдаемая стабилизация связана с постепенным выходом российских потребителей из состояния устойчивого стресса
Характерно, что в декабре, когда курс доллара и евро достиг максимума, значительная часть населения просто не выдержала психологического стресса, начав активно делать ранее отложенные и даже никогда не планируемые крупные покупки, чтобы избавиться от стремительно обесценивающихся рублевых сбережений. В этот период мы наблюдали закономерный краткосрочный рост как количества, так и, что особенно показательно, объемов карточных операций в ТСП. Наверное, впервые за всю историю российского (а возможно, и мирового) карточного рынка потребители оплачивали картами даже такие дорогостоящие товары, как автомобили и иная авто- и мототехника.
Это не могло не привести к тому, что в декабре сумма средней сделки по картам увеличилась почти на треть, а по результатам первого квартала 2015 года ее рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого достиг 19%. Сейчас этот показатель продолжает слегка расти, однако насколько значительны будут темпы роста, зависит прежде всего от того, как плавно будут поднимать свои цены ритейлеры.