3 апреля 2014, 14:17
Количество просмотров 168

Электронная коммерция: тренды–2014

На сегодняшний день глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уже сообщил о согласовании с правительством РФ порога беспошлинного...
Электронная коммерция: тренды–2014

По мнению экспертов, 2014 год в России будет богат на реформы в области электронной коммерции

Елена Орлова, председатель Правления ООО НКО «ПэйЮ»


Защитные барьеры в отношении зарубежных интернет−магазинов

На сегодняшний день глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уже сообщил о согласовании с правительством РФ порога беспошлинного ввоза зарубежных интернет-покупок на уровне 150 евро за одну посылку. По мнению депутатов, ограничения помогут победить «серых» импортеров, а также позволят российским интернет-магазинам конкурировать с западными интернет-гигантами. Объем трансграничных покупок за прошлый год увеличился в два раза, в то время как весь российский рынок электронной торговли стал больше на 50%.

Но увеличат ли эти ограничения продажи российских онлайн−продавцов?

Сейчас для российских потребителей получать зарубежные интернет-посылки без уплаты таможенных пошлин возможно, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одного месяца на адрес одно- го получателя, не превышает 1000 евро, а их общий вес составляет менее 31 кг. В противном случае товары облагаются пошлиной в размере 30% их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

Электронная коммерция: тренды–2014 - рис.1
 Потребительский опыт россиян:   
 покупки в интернет-магазинах. 
 Источник: исследовательское 
 агентство Data Insight

Уже в октябре 2013 года Федеральная таможенная служба предложила ввести 10%-ную таможенную пошлину с каждой международной посылки, отправленной интернет-магазинами. Действующий сбор, по мнению ведомства, не покрывает всех расходов службы, связанных с обработкой посылок. В конечном итоге, как уже отмечалось, порог беспошлинного ввоза зарубежных интернет-покупок будет установлен на уровне 150 евро за одну посылку.

По мнению сторонников реформы, новые правила будут стимулировать игроков рынка электронной коммерции к локализации бизнеса. Россия входит в пятерку стран, которые наиболее привлекательны с точки зрения потенциала сегмента интернет-торговли. Крупные зарубежные игроки это прекрасно понимают и не откажутся от работы с российскими клиентами, но будут вынуждены конкурировать с отечественными игроками на равных условиях. Так, одной из организаций, поддержавших изменения лимита, стала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в состав которой входят ведущие интернет-ритейлеры России.

В то же время говорить о каких-либо кардинальных изменениях пока сложно. За последние три-четыре года созрела достаточно масштабная аудитория потребите- лей, совершающих покупки в иностранных интернет-магазинах. К сожалению, тогда и сейчас отечественные онлайн-магазины проигрывают своим иностранным коллегам. Шопинг за границей продолжает оставаться крайне привлекательным для отечественного потребителя: как показывают опросы, отказываться от зарубежных интернет-покупок россияне пока не собираются. Одна из главных причин – иностранные товары у зарубежных интернет-продавцов по-прежнему в разы дешевле, чем у отечественных.

Ожидаемый рост
По данным АКИТ, по итогам 2013 года объем трансграничной торговли в России составил 100–120 млрд рублей, что в два раза больше по сравнению с предыдущим 2012-м. Сам же российский рынок электронной торговли за прошлый год увеличился почти на 50%, до 500 млрд рублей. При этом трансграничные покупки являются самым быстрорастущим и одновременно самым непрозрачным сегментом оте¬чественного рынка электронной коммерции. Развитие розничной онлайн-торговли в России тормозят устаревшая система логистики и низкое качество почтовых услуг. Кроме того, для полной реализации своего потенциала отечественной онлайн-торговле по-прежнему не хватает отлаженного процесса проведения электронных платежей.

По мнению многих экспертов, доля онлайн-продаж в России в ближайшие годы будет стремиться к показателям стран с развитой сферой дистанционной торговли: по оценке аналитиков УК «Финам Менеджмент», сегодня доля онлайн-торговли в общем объеме розничного товарооборота не превышает 2%. Согласно ряду прогнозов, в среднесрочной перспективе объем онлайн-продаж потребительских товаров вырастет в 2,5 раза, что в свою очередь может увеличить долю электронной коммерции в общем объеме розничного товарооборота до 3,5%. В развитых странах данный показатель уже значительно выше и в среднем составляет около 10%.

Приток покупателей в онлайн-магазины, по мнению экспертов, также ожидается за счет регионов, а именно за счет малых городов со слаборазвитыми офлайновыми рынками.

Ограничения для владельцев неперсонифицированных электронных кошельков
Сегодня в России используются преимущественно персонифицированные электронные кошельки. Согласно мнению законодателей, дополнительные ограничения приведут к снижению рисков использования анонимных средств платежа для финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. Законопроект был внесен в Госдуму вместе с другими предложениями, направленными на борьбу с терроризмом, непосредственно после предновогодних терактов в Волгограде.

Электронная коммерция: тренды–2014 - рис.2
Потребительский опыт россиян: покупки в интернет-магазинах. Источник: исследовательское агентство Data Insight

У еще нереализованного законопроекта есть и свои противники. Согласно их мнению, предложенные в законопроекте меры никоим образом не повлияют на борьбу с терроризмом, а только негативно скажутся на бизнесе российских платежных систем. Интересы людей и юрлиц, которые пользуются электронными кошельками, существенно пострадают. Другими словами, инициативы законодателей способны ослабить в первую очередь спонтанный фандрайзинг, когда средства собираются под определенное событие, как пример, сбор средств в поддержку Навального, и т. д.

На большинстве развитых рынков отсутствуют какие-либо барьеры такого рода. Во многих странах у пользователей электронных кошельков есть возможность удаленно пройти процедуру идентификации. Как правило, для этого используется механизм комплексной идентификации с осуществлением владельцем кошелька транзакции с помощью мобильного телефона и привязанной к нему банковской карты – персонифицируемого средства платежа.

Читайте также:

Обыкновенным пользователям, привыкшим оплачивать свои онлайн-покупки электронными денежными средствами (20– 30% от общего количества электронных платежей), вероятнее всего, придется перейти на банковские карты, и это только в том случае, если владелец кошелька не прошел идентификацию личности в одном из офисов компании-оператора кошелька или же в банке.

Будем надеяться, что со временем процедура идентификации станет в разы быстрее и удобнее. В целом же сильного сокращения объема платежей не предвидится: произойдет некое перетекание из одного средства платежа в другое, мы увидим сокращение количества платежей, осуществляемых с помощью кошельков, и увеличение платежей с помощью банковских карт.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube