20 февраля 2014, 18:23
Количество просмотров 226

PayStore: PFM, кошелек, P2P. Что дальше?

В декабре 2013 г. платежная система «Лидер» презентовала мобильную платежную платформу PayStore, являющуюся новым этапом в ее развитии...
PayStore: PFM, кошелек, P2P. Что дальше?

В декабре 2013 г. платежная система «Лидер» презентовала мобильную платежную платформу PayStore, являющуюся новым этапом в ее развитии

Андрей Шишло, вице-президент Платежной системы «Лидер» по инновациям


В декабре 2013 г. платежная система «Лидер», ранее более известная банковскому сообществу и СМИ как участник рынка денежных переводов и оператор сети платежных терминалов, представила на суд общественности мобильную платежную платформу PayStore, продемонстрировав серьезное изменение вектора своего развития. О сути и перспективах этих изменений и будущем PayStore мы побеседовали с Андреем Шишло, вице-президентом Платежной системы «Лидер» по инновациям.

ПЛАС: В каком направлении сегодня трансформируется стратегия платежной системы «Лидер»?

А. Шишло: Вопрос трансформации модели традиционного платежного бизнеса актуален, я полагаю, для всех игроков нашего рынка, и для компаний-операторов сетей платежных терминалов в частности.

И терминальный, и транзакционный бизнес по обслуживанию денежных переводов населения, безусловно, и далее продолжат существовать. Но, как это обычно происходит, на традиционных рынках в какой-то момент появляется достаточно жесткая ценовая конкуренция. В этой ситуации в борьбе за потребителя для многих компаний возникает необходимость постепенно меняться, внедряя различные инновации. Без сомнения, есть и иной путь, иная, экспансивная бизнес-модель: скупать конкурентов, укрупняться, расти и еще раз расти. На рынке такие игроки присутствуют, и для них это вполне приемлемый путь. Для нас же экспансивный подход не столь интересен, и мы предпочли перенести значительную часть инвестиций в развитие и создание новых клиентоориентированных сервисов, среди которых – представленная нами в декабре 2013 г. мобильная платежная платформа PayStore.

ПЛАС: Можно ли сказать, что клиентоориентированность сегодня становится главным фактором при разработке новых мобильных платежных сервисов? Если да, то какое отражение этот тренд нашел в разработке PayStore?

А. Шишло: Несомненно, что сегодня лозунг «клиент всегда прав» как никогда близок к действительности. И при создании платформы PayStore мы, как разработчики, исходили из своих же собственных интересов как конечных пользователей. Нам, безусловно, было интересно представить рынку то решение, которым мы сами хотели бы пользоваться в повседневной жизни. И этот принцип мы стараемся соблюдать во всем, что делаем.

При создании PayStore мы исходили из достаточно очевидной концепции. Во-первых, мы хотели создать сервис – агрегатор различных источников платежа и различных провайдеров. Во-вторых, мы осознавали, что на рынке присутствует большое количество игроков, которые де-факто навязывают пользователям разработанный ими удобный для разработчиков способ использования платежного приложения (в том, как нужно пользоваться, какие действия необходимо производить), но при этом не отвечают базовым потребностям пользователя. Другими словами, на рынке сложился определенный стереотип, как должен выглядеть и что собой должен представлять мобильный платежный сервис.

Один из примеров такого стереотипного подхода – принцип «чем больше провайдеров в едином списке, тем лучше». На выходе же пользователь получает огромный «свиток» – каталог из трех-пяти тысяч провайдеров. По мысли разработчиков, пользователь должен сильно этому радоваться. Однако в реальной жизни потребителя, который решает свои повседневные, утилитарные задачи, ему нужен список из двух, трех, максимум – десяти провайдеров, которыми он пользуется регулярно. Поэтому в PayStore мы реализовали, среди прочих, функцию самостоятельного формирования пользователем списка контролируемых и нужных потребителю провайдеров (путем выбора из того самого «большого» многотысячного списка), и, что на мой взгляд, наиболее важно – возможность добавления к списку того или иного изначально отсутствующего в нем провайдера по запросу самих пользователей.

В-третьих, еще одно упущение «стереотипных» сервисов, которое мы видели и использовали, – это отсутствие у пользователя возможности видеть свой баланс у провайдера. А ведь такая возможность удовлетворяла бы глубинную психологическую потребность пользователя по контролю над своими финансами. Потребителю мало видеть, что «платеж принят», ему важно контролировать свои расходы, подобно тому, как водителю – для принятия тех или иных решений на дороге – контролировать расход топлива и видеть, сколько литров горючего еще осталось. В сложившейся платежной инфраструктуре мобильных сервисов до появления PayStore такого «датчика финансового топлива» в самом платежном приложении не существовало, по крайней мере в явном виде (для пользователя бывает доступен просмотр баланса у провайдера, но для этого надо посетить его сайт или скачать соответствующее приложение). Мы же реализовали такой онлайн-контроль балансов непосредственно в приложении, благодаря чему пользователь сможет контролировать, что происходит в данный конкретный момент с балансами его источников платежа (картами, электронными кошельками) и балансами у провайдеров (личными кабинетами операторов связи и т. п.). На настоящий момент мы уже подключили в онлайн-режиме доступ к информации о балансе более 600 поставщиков массовых услуг, причем не только российских, но и зарубежных

Все это поможет потребителю, с одной стороны, осознанно выбирать, например, функцию подключения автоплатежа по тем или иным услугам. С другой стороны, интегрированная функция контроля балансов явится прообразом своего рода PFM-сервиса непосредственно в мобильном приложении.


Выгода провайдеров состоит в том, что они получают готовое решение для дополнительного транзакционного канала

ПЛАС: Не предполагается ли создание на базе PayStore полноценной мобильной PFM-системы?

А. Шишло: Да, мы даже не скрываем, что это – ближайшая перспектива. Сегодня мы рассматриваем различные варианты ее создания. Возможно, что у нас появится партнер, который сделает мобильный PFM-сервис для нас или же сделает его совместно с нами. Мы рассматриваем PayStore как открытую систему и открытый проект. Очень вероятно, что мы создадим эту систему in house, – для этого у нас есть все необходимые технологии и ресурсы. И одним из факторов конкурентоспособности такого PFM-сервиса мы считаем реализованную уже сегодня в PayStore возможность самостоятельной кастомизации списка провайдеров, в том числе и быстрое (один-два дня) подключение практически любого необходимого провайдера по запросу пользователя.

ПЛАС: В чем в данном случае будет состоять интерес провайдеров?

А. Шишло: Мы полагаем, что для самих провайдеров выгода состоит прежде всего в том, что он получает фактически готовое решение для организации дополнительного транзакционного канала. В таком канале повышается лояльность пользователей и уменьшается, например, вероятность неплатежей. В принципе, это абсолютно прозрачная схема. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что мы планируем продвигать PayStore на B2B-рынке как независимое от ПС «Лидер» решение. Это открытая система, таким образом, мы не исключаем и возможности использования данной платформы кем-либо на рынке и как white label решения.

ПЛАС: Планируется ли расширять набор платежных инструментов в приложении?


В первой половине 2014 г. «ЛИДЕР» планирует запустить в рамках PayStore направление мобильных P2P-переводов

А. Шишло: Сейчас по умолчанию в приложении можно использовать карты международных платежных систем Visa и MasterCard как самый открытый инструмент, при этом можно подключить несколько различных карт одного держателя. Далее, в начале 2014 г. мы планируем добавить в список источников платежа в PayStore электронный кошелек Leomoney, который позволит, в частности, производить платежи в адрес некоторых провайдеров либо по сниженным ставкам, либо вообще без комиссии. Деньги на кошелек можно будет зачислить как путем перевода средств с платежных карт или других кошельков, так и внося наличные в сети платежных терминалов «Лидер» либо в банках-партнерах системы денежных переводов «Лидер». Подчеркну – Leomoney рассматривается нами прежде всего как технологический инструмент в рамках платформы PayStore, и его добавление в список источников платежа не исключает использование других платежных инструментов.

ПЛАС: Каких еще нововведений стоит ждать пользователям PayStore в 2014 г.? Не видите ли вы определенного барьера в том, что потребителям необходимо изначально загружать это приложение? При том, что сегодня, по мнению ряда экспертов, у них наступает некий «синдром усталости» от многочисленных апплетов?

А. Шишло: Во-первых, мы предусмотрели не только бесплатное приложение PayStore для Android и iOS. В 2014 году будет запущена и веб-версия. Тем не менее мы внимательно наблюдаем и анализируем поведение потребителей и видим, что с загрузкой приложений на рынке никаких проблем нет. За последние три недели декабря 2013 года приложение PayStore скачали 463 раза пользователи платформы Android и 14 752 раза – владельцы iPhone.

Низкое количество скачиваний в Android можно объяснить тем, что у нас уже в активе порядка 350 тыс. пользователей своеобразной бета-версии PayStore, а именно – Android-приложения AnyBalance, на котором мы отрабатывали основной функционал и технологию. Эта аудитория тоже будет мигрировать в PayStore.

Сейчас я уже могу анонсировать, что в первой половине 2014 г. мы планируем запустить в рамках PayStore направление мобильных P2P-переводов по адресу электронной почты, номеру телефона и в социальных сетях.

Что касается иных нововведений 2014 года, то помимо запуска P2P-переводов мы намерены подключить опцию автоплатежей. Рассматриваем, например, такую возможность, как реализация оплаты штрафов ГИБДД непосредственно после выставления штрафа.

ПЛАС: Какова бизнес-модель «Лидера» в случае использования PayStore? Будет ли это традиционный заработок на торговой уступке?

А. Шишло: Заработок на торговой уступке – это временная модель, когда мы играем роль платежного шлюза. Наша же цель в будущем – оставить для себя простую роль инициатора транзакции. Нам совершенно необязательно пропускать через себя сами денежные потоки. В такой модели мы будем просто инициировать транзакцию и сразу отдавать ее провайдеру, у которого есть свой эквайер. Таким образом, мы будем просто взимать определенную плату за процессинг. По сути это практически то же самое, что делают, например, платежные системы.

ПЛАС: Сегодня по факту на достаточно большой ряд операций в PayStore существуют комиссии. Как будет решаться вопрос с ними?

PayStore: PFM, кошелек, P2P. Что дальше? - рис.1
В начале 2014 г. мы планируем добавить в список источников платежа в PayStore электронный кошелек Leomoney, который, в частности, позволит пользователям производить платежи в адрес некоторых провайдеров либо по сниженным ставкам, либо вообще без комиссии
PayStore: PFM, кошелек, P2P. Что дальше? - рис.2
В PayStore реализован онлайн-контроль балансов непосредственно в приложении, благодаря чему пользователь видит, что происходит в данный конкретный момент

А. Шишло: Наша задача в 2014 году состоит в том, чтобы по возможности большее число платежей сделать для пользователей бескомиссионными. Мы запустили проект в декабре 2013 года. Разумеется, это еще не окончательная версия сервиса в части комиссий за транзакции. В новой модели мы максимально «уберем» комиссии. При этом вполне вероятно, что на часть типов транзакций комиссии в том или ином виде останутся, здесь мы считаем важным не сам факт их наличия, а качество сервиса, за которое потребитель будет готов заплатить.


В будущем PayStore будет просто инициировать транзакцию и отдавать ее провайдеру, у которого есть свой эквайер

ПЛАС: Можно ли уже сегодня сказать что-то конкретное об уровне комиссий по P2P-переводам?

А. Шишло: Конкретика будет ясна ближе к запуску. Наша идея в общем виде состоит в том, что сами по себе такие переводы должны быть бесплатными, но вывод средств из системы будет осуществляться с комиссией. Это определенный стимул для того, чтобы использовать эти деньги внутри экосистемы в безналичной форме. Здесь наша задача – добавить все необходимые пользователю платежные инструменты.

ПЛАС: Будут ли в рамках PayStore проводиться эксперименты с NFC- носителями?

А. Шишло: карта будет оптимальна с точки зрения функциональности: на ней планируется запустить только платежное и транспортное приложения. Этот продукт подойдет банкам, заинтересованным в продвижении бесконтактных технологий при сравнительно небольших затратах.

Таким образом, сегодня нам есть что предложить тем клиентам, которые будут интересоваться в первую очередь ценой продукта и лишь затем – его функциональностью. Важно отметить, что доступная цена данного продукта никоим образом не влияет на его надежность и безопасность, потому что мы не зависим от других вендоров и можем самостоятельно управлять стоимостью программных разработок. В заключение я хотел бы еще раз подчеркнуть, что АЛИОТ непрерывно совершенствует и развивает все обозначенные в нашей беседе направления и растет вместе с рынком. Сегодняшний уровень развития ком- пании позволяет нам реализовать практически любые бизнес-задачи по клиентским сервисам на банковской карте.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube