17 октября 2013, 08:53
Количество просмотров 751

Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП

<p> Какую роль сможет сыграть Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах ГИС ГМП в решении...
Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП

Необходимо добиться исполнения ГИС ГМП своей основной функции – помогать гражданам в получении корректной информации о наличии обязательств и их оплате

Владимир Смирнов, заместитель руководителя Федерального казначейства (Казначейства России)

Какую роль сможет сыграть Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах ГИС ГМП в решении проблем корректного администрирования платежей? Этот и другие не менее актуальные вопросы журнал «ПЛАС» задал Владимиру Смирнову, заместителю руководителя Федерального казначейства (Казначейства России).


ПЛАС:

В. Смирнов: Вопрос увеличения количества администраторов начислений нами неоднократно обсуждался, в частности, с Минфином России, с правительством Москвы и в Федеральном казначействе. Необходимо уточнить, что и сейчас к ГИС ГМП подключена не только ГИБДД, но и ряд других структур – получателей платежей населения. Дело в том, что обострившаяся проблема, связанная стем, что информация об уплате штрафов ГИБДД не поступает в соответствующие инстанции, летом этого года вышла на первый план.


ПЛАС:

Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП - рис.1В. Смирнов: Вначале придется немного углубиться в историю самой системы. Дело в том, что сервисы ГИС ГМП заработали с 1 января 2013 г., при этом нужно отметить, что участники информационного взаимодействия начали активно работать с ней несколько позже. В какой-то момент ГИБДД внезапно решила, что ГИС ГМП является единственной системой, подтверждающей окончательно и бесповоротно факт осуществления оплаты, и в случае ее отсутствия по истечении 60 дней с момента начисления штрафа стала в массовом порядке передавать информацию судебным приставам. С точки зрения закона такое решение было абсолютно некорректным. Чтобы понять, почему, следует разобраться с порядком администрирования всех начислений.

Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП - рис.2
Звенья, ответственные за прохождение и корректное квитирование платежа в ГИС ГМП

ГИС ГМП задумывалась как информационная система, которая также предоставляет заинтересованным сторонам информацию о фактах оплаты. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от граждан предоставления платежных документов, подтверждающих оплату услуги, поскольку органы власти обязаны пользоваться сведениями из ГИС ГМП. Таким образом, изначально эта система должна была способствовать снижению нагрузки на граждан. Но спустя какое-то время администраторы начислений разглядели свою выгоду в простом и быстром получении из ГИС ГМП информации о факте оплаты и забыли о том, что их текущих обязанностей никто не отменял. На самом деле администратор начислений по факту прохождения денежных средств через платежную систему Банка России на счета Федерального казначейства (обычно этот процесс занимает около трех дней) должен взять выписку и произвести квитирование выставленного им начисления с теми денежными средствами, которые пришли на счет. И уже по результатам этой процедуры принимать решение о своих дальнейших действиях в отношении плательщика. Вместо этого сотрудники ГИБДД ограничились изучением баз данных ГИС ГМП, забыв о собственных информационных системах и о своих функциях администратора доходов. Дальнейший ход событий всем известен.

Предполагалось, что система будет постепенно эволюционировать и со временем к ней будут подключены абсолютно все кредитные организации, абсолютно все администраторы начислений, и уже тогда можно будет задуматься о том, чтобы изменить регламент администрирования начислений администраторами доходов бюджетов бюджетной системы – будь то ГИБДД, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов, остальные администраторы. И единогласно принять решение, что теперь ГИС ГМП стала единственной системой, позволяющей убедиться в факте проведения платежа, а в случае его отсутствия применять соответствующие меры, например, передать дело судебным приставам. Лишь тогда можно будет использовать имеющиеся механизмы контроля совершения платежей как резервные.

Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП - рис.3ПЛАС: Какие меры предпринимаются  сейчас для разрешения сложившейся  ситуации?

 В. Смирнов: На сегодняшний день документы, подтверждающие факт оплаты,  информация о совершении которых не  была передана банком в ГИС ГМП, можно  отправить на специально созданный сервис на сайте ГИБДД. Помимо этого, нами  проводятся мероприятия, направленные на  обеспечение взаимодействия с ГИС ГМП  всех кредитных организаций. В ходе проводимой работы мы информируем кредитные  организации, подключившиеся к ГИС ГМП  с опозданием, о необходимости передать  в ГИС ГМП информацию о ранее принятых  платежах. Банк России также присоединился к контролю за выполнением кредитными  организациями требований по взаимодействию с ГИС ГМП.

Хотелось бы отметить, что в августе 2013  года в Федеральном казначействе под председательством исполняющего обязанности  руководителя Федерального казначейства  Станислава Прокофьева состоялось весьма  продуктивное совещание с участием представителей Банка России, Минкомсвязи  России и Минфина России. В совещании  приняли участие представители Главного  управления по обеспечению безопасности  дорожного движения МВД России и правительства Москвы, в том числе заместитель  мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. Наряду  с положительной тенденцией по реализации  кредитными организациями требований  Федерального закона от 27 июля 2010 года  № 210-ФЗ представителями Федерального  казначейства была отмечена необходимость  осуществления ряда дополнительных мер,  направленных на ускорение подключения  кредитных организаций к ГИС ГМП.

В ходе совещания представители Банка  России сообщили о получении от банков  планов мероприятий, направленных на выполнение требований Федерального закона, подчеркнув, что чаще всего кредитные  организации жалуются на достаточно длительные сроки, сложность реализации и отсутствие детализированной инструкции по  осуществлению мероприятий, необходимых  для взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия  (СМЭВ). В ответ на эти претензии представители Минсвязи России высказали намерение направить в адрес банков подробные  инструкции по организации взаимодействия  со СМЭВ.

Руководители Банка России и Минфина  России также проинформировали участников совещания о мероприятиях нормативно-правового характера, направленных на  указание в платежных документах идентификаторов сведений о физическом лице  и уникальном идентификаторе начислений  в соответствии с требованиями форматов  взаимодействия ГИС ГМП.

Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП - рис.4
Схема потоков данных, затрагивающих ГИС ГМП

Представители Главного управления  по обеспечению безопасности дорожного  движения МВД России сообщили, что ведомством запланирован ряд мероприятий,  направленных на внесение изменений в информационные системы, в целях указания  в исполнительных документах уникального  идентификатора начислений, соответствующего требованиям форматов взаимодействия ГИС ГМП.

По результатам совещания Министерству связи и массовых коммуникаций  Российской Федерации было рекомендовано проработать варианты оптимизации  мероприятий и сроков, направленных на  обеспечение взаимодействия участников  ГИС ГМП со СМЭВ.


На федеральном уровне реализация  прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг  без предоставления документов,  подтверждающих факт их оплаты,  обеспечивается Государственной  информационной системой о государственных и муниципальных  платежах (ГИС ГМП).

ПЛАС: Как повлияло на поведение  банков появление «черных списков»?

 В. Смирнов: Считаю необходимым подчеркнуть, что никаких «черных списков»  в природе не существует. Есть список кредитных организаций, которые осуществили  все мероприятия, связанные с подключением к ГИС ГМП (280 банков из 950 действующих на 27.09.2013). Правда, не все из них  передают данные о поступивших платежах  в ГИС ГМП в полном объеме (на текущий  момент добросовестно выполняют свои обязательства по № 210-ФЗ лишь 183 банка).  Также существует список банков, которым  необходимо обеспечить взаимодействие  с ГИС ГМП.


ГИС ГМП предназначена для оперативного доведения информации до  потребителя о его обязательствах  перед государством по принципу  «одного окна» для целей своевременного и полного сбора платежей, являющихся источниками  формирования доходов бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации. ГИС ГМП рассчитана  на широкий круг потребителей, как  физических, так и юридических  лиц, и позволяет им получить всю  информацию о произведенных в их  адрес начислениях и осуществленных ими платежах.


ГИС ГМП представляет собой  централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу  информации между ее участниками,  которыми являются администраторы  доходов бюджета, организации по  приему платежей, порталы, многофункциональные центры. ГИС ГМП  позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию  о своих обязательствах перед  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации по принципу  «единого окна».


 Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП - рис.5ПЛАС:

В. Смирнов: Существует государственное «облако», которое называется «Система межведомственного электронного  взаимодействия» (СМЭВ). Внутри этого  «облака» функционирует большое количество различных систем (сервисов), одной  из которых и является ГИС ГМП. Таким  образом, банки подключаются к ГИС ГМП  не напрямую, а через СМЭВ. И очень многие  банки никак не могут справиться со всеми  необходимыми для этого подключения процедурами. Выявилось множество проблем,  связанных с выполнением банками всех  технологических требований по взаимодействию с данной системой, в т. ч. в части  криптографии, доработки информационных  систем и достаточно хорошего понимания  процесса в целом.

Сейчас первоочередная задача – убедить  банки в том, что после прохождения всех  первоначальных болезненных процедур  им в перспективе могут быть доступны  все системы, подключенные к СМЭВ. При  этом они смогут изучать предоставленную,  например ФНС России, информацию из  ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Они смогут использовать сведения, размещенные в системе  судебных приставов, для своих скоринговых  программ. 

Таким образом, для кредитных организаций, «преодолевших» все процедуры  подключения к СМЭВ, процесс подключения  к ГИС ГМП покажется несложным.  Что касается технологической стороны  дела, есть форматы взаимодействия ГИС  ГМП с информационными системами участников. Большинство банков уже научились  придерживаться этих форматов, но тем не  менее возникают проблемы с качеством  предоставляемой информации. Из-за этого  происходит множество нестыковок, факты  оплаты не находят соответствующие начисления и наоборот. Как только эта проблема  будет решена всеми участниками системы,  сюрпризов с потерянными (несквитированными) платежами будет не просто меньше,  а меньше на порядок.

Работа в этом направлении уже ведется:  в частности, Банком России внесены изменения в Положение № 383-П, а Минфином  России подготовлены изменения в Правила  указания информации в распоряжениях  о переводе денежных средств в бюджет  и направлены на согласование в Банк России. Эти изменения связаны с указанием  обязательного реквизитного состава в платежных документах при платежах в бюджетную систему.

 ПЛАС: Среди представителей банков  бытует мнение, что при задействовании ресурсов ГИС ГМП для обработки информации о штрафах ГИБДД  возникали сложности, связанные  с уровнем производительности системы Федерального казначейства. Если  эти мнения в той или иной степени  справедливы, то какие конкретные  шаги предпринимаются по прогнозированию нагрузки в рамках реализации данных сервисов в ФК?

В. Смирнов: Абсолютно точно могу сказать, что сейчас средняя загрузка серверов  идет на уровне 40%. Более того, Федеральное казначейство собирается в ближайшее время осуществить мероприятия,  направленные на упреждающее развитие программно-аппаратного комплекса.  В настоящий момент каких-либо проблем  с производительностью ГИС ГМП не существует. Но если не решить ряд вопросов,  к концу года система может захлебнуться.  Причем дело даже не в производительности,  а в слаженности работы всех систем.

 Среднее время отклика на запрос информации через СМЭВ составляет две  секунды. Разумеется, иногда возникают  внештатные ситуации, и в этом направлении Федеральное казначейство тоже ведет  работу – совместно с Минкомсвязи России  и Ростелекомом. В частности, проводилось нагрузочное тестирование ГИС ГМП,  систем Сбербанка, ФНС, ФССП. Важным  результатом является способность системы поддерживать многопоточность до  100 потоков на участника. 

Что касается прогнозирования нагрузки, оно осуществляется на основании  переданных начислений и фактов оплат,  активности участников по запросу информации. Исходя из этих данных, можно  с минимальной погрешностью предсказать  их будущие объемы.


В соответствии с положениями  частей 4 и 5 статьи 21.3 Закона  № 210-ФЗ банк, иная кредитная  организация обязаны незамедлительно направлять информацию об  уплате государственных и муниципальных платежей в ГИС ГМП.  Взаимодействие информационных  систем банка с ГИС ГМП производится через единую систему  межведомственного электронного  взаимодействия (СМЭВ), оператором которой является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


Государственные и муниципальные  учреждения после осуществления  начисления суммы, подлежащей  оплате заявителем за предоставляемые услуги, обязаны незамедлительно направлять информацию,  необходимую для ее уплаты,  в ГИС ГМП.


Нормативными документами федерального и регионального уровней  определены сроки подключения  главных администраторов и администраторов доходов бюджета  и муниципальных учреждений к ГИС  ГМП – до конца 2013 года.


Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП - рис.6ПЛАС:

В. Смирнов: По результатам работы  по сверке платежей, поступивших в адрес  ГИБДД Москвы за период 2011–2013 гг.,  проводимой по поручению И.И. Шувалова,  следует признать, что проблемы администрирования платежей отдельными администраторами доходов существуют. Появление  ГИС ГМП этих проблем не создало и пока не  решило. Сейчас главное, чтобы все данные  обо всех платежах, принятых всеми кредитными организациями, поступали в систему.  Дальше будем решать вопросы развития  системы. В рамках развития ответим на  вопрос, будут ли администраторы воспринимать ее как централизованную систему,  из которой можно получить информацию  о платежах. Мы рассчитываем на этот вариант. Либо для них предпочтительным вариантом будет ведение отчетности в своей  собственной ведомственной системе по  факту зачисления.

На сегодняшний день пока не все кредитные организации обеспечили взаимодействие с ГИС ГМП. Администраторы доходов,  государственные и муниципальные учреждения, участвующие в предоставлении услуг,  должны ориентироваться не только на данные ГИС ГМП, но и на информацию из своих  собственных информационных систем по  факту зачисления денежных средств.


Согласно части 2 статьи 21.3  Закона № 210-ФЗ создание, ведение, развитие и обслуживание  ГИС ГМП осуществляет Федеральное казначейство.



Владимир Андреевич Смирнов

Казначейство России: взгляд на ГИС ГМП - рис.7В 1996 г. окончил Московский энерге тический институт по специальности инженер-теплофизик.

Трудовую деятельность начал в 1996 г. в акционерном коммерче ском банке «Автобанк» в должности эксперта отдела кредитных карт.

С 1998 г. работал на руководящих должностях в сфере информационных банковских технологий (Автобанк, Амобанк, Федеральный Промышлен ный банк, Ингосстрах-Союз).

В феврале 2003 г. назначен на должность заместителя председа теля правления, члена правления акционерного коммерческого банка «СОЮЗ» (ОАО). Отвечал за операци онное, информационно-технологиче ское и административное направления деятельности, а также за клиентский сервис банка.

Читайте также:

В августе 2011 года назначен на должность заместителя руководителя Федерального казначейства.

Награжден ведомственными награ дами Казначейства России. Действи тельный государственный советник Российской Федерации 3-го класса. Является лауреатом российского конкурса «Менеджер года в банков ской сфере» в 2004 и 2005 годах, лауреатом национальной премии «ИТ-Лидер» в 2011 году в номинации «Коммерческие банки».

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube