17 октября 2013, 08:52
Количество просмотров 1020

Восемь вопросов о «Тройке»

<p> Карта «Тройка» – пожалуй, самый резонансный проект 2013 года в сфере оплаты проезда на общественном транспорте. О новом продукте...
Восемь вопросов  о «Тройке»

Дмитрий Пьянковский, основной разработчик технической концепции модернизации билетных решений города Москвы

В терминах Закона «О национальной пла тежной системе» карта «Тройка» не яв ляется «электронным средством платежа»

Карта «Тройка» – пожалуй, самый резонансный проект 2013 года в сфере оплаты проезда на общественном транспорте. О новом продукте участниками индустрии высказываются самые разные, порой абсолютно полярные мнения, о нем много спорят, его активно обсуждают в СМИ, на трибунах специализированных мероприятий и в кулуарах. На ряд острых вопросов, которые возникают сегодня в отношении карты «Тройка» у специалистов платежной индустрии, журналу «ПЛАС» в начале сентября ответил признанный эксперт отрасли и основной разработчик технической концепции модернизации билетных решений города Москвы Дмитрий Пьянковский, на тот момент занимавший должность начальника управления билетных решений Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

ПЛАС: Сегодня статус карты «Тройка» является излюбленным предметом дискуссий платежного сообщества. Очевидно, что на карту в точках пополнения можно зачислить любые денежные суммы, не кратные стоимости билетов, т. е., по мнению ряда экспертов, на ней размещаются электронные деньги, однако эмитент карты – ГУП «Московский метрополитен» – банковской лицензией не обладает. Насколько правомерно такое мнение в целом, и если да, то как планируется решать данный вопрос?

Д. Пьянковский: Электронная карта «Тройка» является проездным документом в соответствии с постановлением Правительства РФ № 112, в котором прописаны все обязательные реквизиты проездного билета по форме № 51

Использование проездных документов в электронной форме позволяет обеспечить автоматизированный контроль обращения носителей и проездных документов, учет объема обязательств транспортного оператора (услуг, которые должны быть оказаны) в соответствии с внесенной предоплатой и объемом оказанных услуг.

Поэтому нельзя говорить в обывательских терминах, что якобы «на карте «Тройка» лежат деньги». Карта «Тройка» является носителем технической/служебной информации в электронном виде, которая может быть интерпретирована различным образом: либо как пять поездок, либо как неограниченное количество поездок до определенной календарной даты, и т. д. Таким образом, механизм, заложенный в основу карты «Тройка», следует рассматривать как техническое средство учета количества услуг, которые должны быть оказаны при условии достаточности средств. В принципе, не будет ошибкой сказать, что механизм карты «Тройка» работает как электронный счетчик, позволяющий списывать средства, внесенные в виде предоплаты, в зависимости от объема и стоимости оказанных услуг. Множество вопросов такого рода возникает от незнания некоторыми представителями платежного сообщества механизмов и процессов, связанных с функционированием карты «Тройка» и аналогичных ей транспортных карт. На самом деле схема взаимодействия выглядит следующим образом.

Восемь вопросов  о «Тройке» - рис.1

Пассажир, приобретая проездной билет – электронную карту «Тройка», заключает договор с транспортным оператором о так называемой прямой смешанной (комбинированной) перевозке. (Следует заметить, что в российском законодательстве нет понятий «начало смешанной перевозки», «окончание смешанной перевозки» и не прописаны обязательства всех участников процесса смешанной перевозки.) ГУП «Московский метрополитен» в нашем случае является оператором, заключившим договор смешанной перевозки с пассажиром. Между ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен» заключен договор о взаиморасчетах по совершенным пассажирами поездкам. Согласно этому договору, ГУП «Московский метрополитен» уполномочен держать на своем счете принятые от граждан денежные средства до момента использования владельцем карты «Тройка» какой-либо предоплаченной услуги ив рамках договора о взаиморасчетах при прямой смешанной перевозке перечислять соответствующие суммы на счет ГУП «Мосгортранс». Таким образом, все происходит в соответствии с действующим законодательством (пусть даже и устаревшим). Для наглядности следует привести еще один пример из области перевозок на транспорте. Предположим, вы заказываете услугу у одного-единственного юридического лица, чтобы доставить груз из вашего офиса в Москве во Владивосток. Экспедиторская компания нанимает вам перевозчиков, автомашину для перевозки груза от офиса до железнодорожного вокзала по тарифам этого автоперевозчика, она же нанимает перевозчика для доставки груза из Москвы по железной дороге по тарифам этого перевозчика и т. д. Это юридическое лицо оплачивает из внесенных вами по договору средств услуги каждого конкретного перевозчика. Именно по такой же схеме взаимодействуют и ГУП «Московский метрополитен» с ГУП «Мосгортранс».

Восемь вопросов  о «Тройке» - рис.2
Следующий этап предполагает реализацию оплаты проезда в пригородных поездах непосредственно картой «Тройка»

ПЛАС: Тогда возникает другой вопрос: как вписывается в описанную вами схему сама карта «Тройка», какую роль она в ней играет?

Д. Пьянковский: В терминах Закона «О национальной платежной системе» сама карта «Тройка» не является «электронным средством платежа», так как не используется как средство, «позволяющее клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов».

Сегодня карта «Тройка» является неперсонифицированной картой (носителем проездных документов) и действует на предъявителя.

ПЛАС: Но в чем тогда заключается принципиальное отличие карты «Тройка» от классических предоплаченных карт, также неперсонифицированных, на которых лежат электронные деньги, в том числе банковских?

Д. Пьянковский: Такие предоплаченные карты эмитирует оператор электронной платежной системы, он отвечает за их учет и обращение, за ассортимент товаров и услуг, которые можно приобрести с помощью данной карты. Ресурс же, размещенный на транспортной карте «Тройка», является проездным документом и предназначен только для оплаты проезда.

Еще раз повторю, что на самой карте «Тройка» денег нет – деньги находятся на счете ГУП «Московский метрополитен» (точ- нее говоря, его расчетного банка), а сама карта является инструментом учета объема оказанных услуг.

Эмитентом карты является ГУП «Московский метрополитен», и Банк России против этого не возражает, поскольку средства держателей транспортных карт находятся не «в метрополитене», а на счете его расчетного банка в виде денежных средств, полученных от реализации проездных документов. К этой нашей позиции, вопреки некоторым слухам, регулятор не имеет никаких претензий.

Восемь вопросов  о «Тройке» - рис.3
Команда, принимавшая участие в разработке и реализации проекта карты «Тройка»

ПЛАС: Тем не менее предполагается, что в следующем году с помощью карты «Тройка» можно будет производить оплату парковок и велопроката. Таким образом, сфера действия карты «Тройка» будет расширена за счет «нетранспортного» сегмента?

Д. Пьянковский: В настоящее время Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Банк России обсуждают возможную финансово-юридическую модель реализации сервиса оплаты картой «Тройка» за различные товары и услуги.

В случае с оплатой парковок и иных городских сервисов мы предложили регулятору схему взаимодействия субъектов рынка, аналогичную той, которая была впервые апробирована еще в 2007 году ОАО «Вымпелком» под названием «Мобильная коммерция».

В нашем случае ГУП «Московский метрополитен» будет осуществлять возврат аванса на счет кредитной организации по поручению пассажира и осуществлять информационно-технологическое сопровождение канала связи между пассажиром/клиентом кредитной организации и кредитной организацией, а именно, уведомлять кредитную организацию о том, на счет какой организации следует направить средства за товары или услуги, не относящиеся к транспорту.

В случае, если клиент выразит желание вернуть средства, внесенные на счет электронной карты «Тройка», то в соответствии с пп. 79 и 80 постановления Правительства РФ № 112 данная операция будет рассматриваться как возврат провозной платы.

нашем протоколе о согласовании совместной позиции с техническими комитетами ЦБ, который мы направили в августе 2013 года в ЦБ на согласование, четко разделены те сервисы, которые связаны с функционированием карты «Тройка» и уже находятся в действующем правовом поле, и те услуги, вопросы о юридическом статусе которых следует разрешать совместными усилиями городского правительства и регулятора. Во второй группе пока что находится оплата парковок, велопроката, пользования общественными туалетами и пр. Мы надеемся, что Банк России согласится с тем, что оплата этих сервисов с помощью карты «Тройка» будет в первую очередь удобна жителям города.

Прежде всего нам необходимо согласовать правовую модель, в соответствии с которой будет осуществляться деятельность по приему платежей с помощью электронной карты «Тройка», с операторами муниципальных и коммерческих сервисов. Если возникнет необходимость в привлечении организаций (в том числе кредитных) для обеспечения реализации согласованной с ЦБ правовой моделью, то Департамент транспорта или его подведомственные операторы смогут провести необходимые конкурентные процедуры.

Восемь вопросов  о «Тройке» - рис.4

ПЛАС: Как выглядит на сегодняшний момент схема работы с агентской сетью по распространению карты «Тройка»?

Д. Пьянковский: Хотелось бы обратить внимание на то, что мы не стали выбирать единого поставщика агентских услуг для ГУП «Московский метрополитен». Нами была подготовлена открытая модель взаимодействия – оферта, приняв которую, любое юридическое лицо, желающее быть агентом Московского метрополитена по распространению проездных документов, может подать документы, подписать агентский договор, приступить к работе и по ее итогам получать определенное вознаграждение.

С технической стороны никаких затруднений в построении агентской сети возникнуть не должно, необходимая IT-платформа уже разработана, и мы ожидаем, что до конца 2013 года эта система начнет работать. Другой вопрос, какие из организаций решатся работать по данной схеме и смогут ли они заработать на этом в той мере, в какой это предусмотрено их бизнес-планами.

ПЛАС: Как будет организована работа с банками после введения в действие нового тарифного меню? Насколько мы знаем, многие из них оказались недовольны тем, что теперь вынуждены фактически кредитовать ГУП «Московский метрополитен».

Д. Пьянковский: В части работы с банками мы выстроили такую же схему взаимодействия, как и с агентами. На текущий момент любому банку для участия в проекте достаточно будет всего лишь договориться с метрополитеном о выпуске транспортного приложения «Тройка» на своих платежных картах. Это не сопряжено с какими-либо трудностями. По состоянию на август 2013 года количество банков, выразивших такое желание, превысило 16 кредитных организаций.

Наши требования к эмитенту такой карты весьма прозрачны: современная карточная платформа плюс использование эмуляции Mifare Classic или поддержка Mifare Plus X (SL1-3), но никакого решения MIFARE Classic без True Random Number Generator (настоящего генератора случайного числа, чего нет в первом поколении MIFARE Classic). В принципе, для участия в проекте подойдет любая чиповая карта с эмуляцией MIFARE, однако по такой карте будет возможно оплачивать только транспортный сервис ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Мосгортранс».

Восемь вопросов  о «Тройке» - рис.5

Оплата услуг других перевозчиков и «нетранспортных» сервисов картой «Тройка» (велопрокат, парковки, туалеты и пр., когда эта тема будет отработана с экспертами ЦБ РФ) планируется с использованием приложения (апплета) Московского метрополитена для обеспечения большей безопасности. Если банк готов выделить SSD-домен для размещения Java-приложения карты «Тройка», которое осуществляет защищенный информационный обмен с ридерами, находящимися вне контура контроля Московского метрополитена (например, ГУП «Мосгортранс»), он тоже сможет выпускать банковскую карту с транспортным приложением. На ней будут реализованы все сервисы онлайн-пополнения, информирования и online-блокировки транспортного прило- жения на карте (в случае ее утери и т. п.).

Все, что нужно банку, – это заключить договор, подать заявление на эмиссию и согласовать с ГУП «Московский метрополитен» носитель. Метрополитен готов сертифицировать все карточные платформы, соответствующие нормам безопасности, имеющие сертификаты безопасности и т. п. А также готов осуществлять запись апплета, персонализацию апплета прямо на производстве эмитента, там же, где эмитент (банк) осуществляет персонализацию банковской части носителя. Это абсолютно открытая для всех модель.

Требования к дизайну карт так же минимальны: размещение на карте логотипа названия «Тройка», номера транспортного приложения и номера горячей линии.

ПЛАС: Но чем в таком случае недовольны отдельные банки?

Д. Пьянковский: Некоторые сотрудники банков и эксперты считают, что ГУП «Московский метрополитен» препятствует эмиссии карт с БОП (безналичной оплатой проезда). Но это не так. В схеме БОП не изменилось ничего, кроме тарификации и расширения сферы действия.

Старая схема, на «отмену» которой теперь принято жаловаться, если говорить откровенно, устарела и не соответствует по функционалу тем возможностям, которые предлагает сегодня карта «Тройка». Например, там нет бесплатной пересадки из метро на монорельсовую систему, нет тарифа «90 минут», обеспечивающего бесплатную пересадку из метро на наземный транспорт или с наземного транспорта на метро. Эта схема уже невыгодна самим потребителям.

Давайте смотреть на вещи трезво. За несколько лет работы со схемой БОП со старым тарифным меню банки набрали около 150 тысяч активных пользователей карт с транспортным приложением. Этот трафик – капля в море по сравнению с общими перевозками. Вероятно, банкам надо совершенствовать привлекательность своих продуктов с транспортным приложением, чтобы увеличить эту цифру. И для этого у них сегодня есть все возможности: можно выпустить карту с транспортным приложением «Тройка» и обеспечить держателю в личном кабинете интегра- цию с программно-аппаратным комплексом «Центр обработки транспортных транзакций» ГУП «Московский метрополитен». Можно, кроме того, подписать с метрополитеном агентский договор о пополнении карт и зарабатывать комиссионные с пополнения не только своих карт с транспортным приложением, но и карт иных банков. Мы всегда открыты к сотрудничеству.

ПЛАС: И последний вопрос: как проходит интеграция карты «Тройка» с другими перевозчиками, кроме ГУП «Мосгортранс»?

Д. Пьянковский: С 7 сентября 2013 года на карту «Тройка» можно записывать билеты пригородных поездов. Пока что это происходит непосредственно в пригородных кассах, где на карту «Тройка» кассир записывает билет. Следующий этап, сроки наступления которого зависят от готовности билетных систем ГУП «Московский метрополитен» и Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), предполагает реализацию оплаты проезда в пригородных поездах непосредственно картой «Тройка». В этом же направлении мы движемся и в процессе интеграции с билетными системами «Аэроэкспресса».

Читайте также:

1 Билет длительного пользования для проезда в городском и пригородном сообщении, предоставляю щий право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы. Билет по форме № 5 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наи менование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) внесенная сумма; д) зона действия билета; е) остаток внесенной суммы.
Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube