16 сентября 2013, 13:40
Количество просмотров 172

Альфа-Банк: мобильные технологии меняют лицо платежного рынка

Игорь Арефьев, начальник управления электронной коммерции Альфа-Банка. Клиенты сегодня продолжают пользоваться традиционными...
Альфа-Банк: мобильные технологии меняют лицо платежного рынка

Игорь Арефьев, начальник управления электронной коммерции Альфа-Банка

Клиенты сегодня продолжают пользоваться традиционными платежными картами, но все чаще активно используют их в связке со своими мобильными устройствами

Альфа-Банк: мобильные технологии меняют лицо платежного рынка - рис.1
Pay-Me представляет собой компактный картридер, который подключается к разъему наушников смартфона или планшета

Какие тенденции наблюдаются на российском рынке электронных платежей? Готов ли российский рынок к внедрению NFC-технологий? Заинтересован ли малый бизнес в приобретении mPOS-решений? На эти и другие вопросы отвечает Игорь Арефьев, начальник управления электронной коммерции Альфа-Банка.

ПЛАС: Каковы основные тренды в электронной коммерции, на которые сегодня ориентируется Альфа-Банк в развитии своих дистанционных сервисов?

И. Арефьев:Основная тенденция, которую можно наблюдать в сфере электронных платежей, заключается во все возрастающей популярности мобильной коммерции. Клиенты продолжают пользоваться традиционными платежными картами, но все чаще используют их в связке со своими мобильными устройствами – смартфонами и планшетами. Исходя из этих соображений, приоритетным направлением развития электронной коммерции сегодня для нас является мобильный эквайринг. Не секрет, что полтора года назад Альфа-Банк полностью отказался от наземного эквайринга, сосредоточившись на продвижении электронных услуг. Что необходимо для их успешного развития? Прежде всего – технологии, гарантирующие, что при работе с банком клиент будет сталкиваться с минимальным числом отказов при стандартном объеме осуществляемых операций. Позиционируя себя как поставщика услуги интернет-эквайринга, банк должен предложить будущим партнерам самостоятельно разработанные версии мобильного приложения, мобильного сайта и интернет-сайта, а также обеспечить стопроцентную безопасность проведения онлайн-транзакций. В качестве примера успешной реализации интернет-эквайринга можно привести сотрудничество Альфа-Банка и крупнейшей энергосбытовой компании – Мосэнерго-сбыта, клиенты которой могут оплачивать электроэнергию дистанционно, при помощи своих банковских карт. Кроме того, в рамках предоставляемого сервиса, для проведения платежа клиенты могут и позвонить в call-центр со стационарного телефона, чтобы продиктовать свои данные, сумму платежа и реквизиты банковской карты (без CVV2/CVC2). При этом такой способ оплаты – через call-центр – абсолютно безопасен, т. к. у оператора в этом случае имеется возможность дополнительной аутентификации плательщика.

ПЛАС: По вашим оценкам, насколько велик сегодня оборот транзакций e-commerce в России и какова позиция банка на данном рынке?

И. Арефьев: В 2012 оборот международных платежных систем Visa и MasterCard по направлению е-commerce в России составил сумму порядка 6 млрд долл. Из этого объема операции на сумму в 2,4 млрд долл. были обработаны Альфа-Банком, который развивает данное направление начиная с 2000 года. Общий оборот интернет-банка «Альфа-Клик» в 2012 г. составил 260 млрд руб. По нашим данным, на сегодняшний день общее количество клиентов, использу-ющих услуги интернет-банкинга, составляет более 2,6 млн человек.

ПЛАС: Как вы оцениваете перспективы российского рынка mPOS? На какую целевую аудиторию рассчитан проект «Альфа-Pay» с Pay-Me и Билайн? Можно ли уже говорить о степени его эффективности?

И. Арефьев: Первые mPOS-терминалы появились в России в прошлом году. Что касается упомянутых вами сервисов, то 23 сентября 2012 года в Москве, на отраслевой конференции «IT в ритейле» компания Pay-Me продемонстрировала торговым предприятиям первые тестовые транзакции по картам Visa. Через месяц состоялся и коммерческий запуск проекта. На сегодняшний день число ТСП, использующих данный сервис, достигло нескольких сотен. Таким образом, судя только по нашему опыту, российский рынок mPOS является очень перспективным, и можно предположить, что в ближайший год-полтора он будет окончательно сформирован и поделен между игроками. Следует добавить, что рынок растет и качественно: так, в настоящее время средний чек превышает 10 000 руб., что выше среднего чека в обычных POS-терминалах. По окончании каждого месяца мы фиксируем рост количества транзакций, проводимых через Pay-Me.

Технологии mPOS в первую очередь востребованы малым и средним бизнесом, хотя в последнее время к ним проявляют интерес и крупные ТСП, например онлайн-магазины торговых сетей, снабжающие мобильными терминалами своих курьеров.

Если опять коснуться «портрета» клиента Pay-Me, то в их число входят ТСП, занимающиеся продажей одежды и обуви, ювелирные магазины, таксопарки, а также экскурсоводы, нотариусы, страховые агенты, и т.д.

Преимущества mPOS-терминалов очевидны: они в несколько раз дешевле «классических» переносных POS-терминалов, практически ничего не весят, а смартфон/планшет, необходимый для мобильного приложения, позволяет, помимо приема карт, осуществлять еще массу полезных бизнес-операций (CRM, учет, связь, почта и т. д.).

Потенциал рынка mPOS-терминалов огромный. Как известно, до сих пор порядка 90% операций с банковскими картами приходится на снятие наличных. Не секрет, что проблема здесь состоит не столько в пресловутом «консерватизме» российских граждан, сколько в явной недооснащенности касс торгово-сервисных предприятий POS-терминалами для приема платежей. Речь здесь идет как минимум о двух миллионах кассовых аппаратов, в том числе в малодоступных районах нашей страны, которые не оснащены системами прима банковских карт к оплате. Филиалов и отделений коммерческих банков в таких отдаленных регионах практически нет, а в большинстве населенных пунктов функционирует только Почта России. Зато благодаря появлению на рынке такого решения, как мобильные POS-терминалы, Альфа-Банк сегодня имеет возможность предложить свои услуги во всех регионах присутствия нашего партнера – компании «Билайн», и в первую очередь там, где вопрос развития сети приема карт особенно актуален. Для того чтобы начать прием пластиковых карт, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю достаточно зарегистрироваться на сайте сервиса Pay-Me, приобрести терминал в офисе «Билайн» и установить бесплатное мобильное приложение Pay-Me для платформ iOS или Android. Кроме того, для ряда новых недорогих смартфонов с операционной системой Android разработано приложение Pay-Me Lite, которое способно распознавать модель аппарата и устанавливать версию приложения Lite или Pro в зависимости от типа устройства. Таким образом, даже самые небольшие компании и индивидуальные предприниматели могут предлагать своим клиентам оплату по банковским картам с помощью mPOS терминалов сервиса Pay-Me.

ПЛАС: Каковы технологические особенности проекта Pay-Me, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности? Ряд экспертов полагает, что одним из факторов, тормозящих развитие mPOS, являются повышенные уровни фрод-рисков.

И. Арефьев: Если говорить о технической части решения, то устройство Pay-Me, как и ряд других аналогичных решений на рынке, представляет собой компактный картридер, который подключается к разъему наушников смартфона или планшета. Он оборудован специальным чипом и модулем шифрования данных, таким образом, в смартфон информация о карте поступает уже зашифрованной и далее передается по защищенным каналам связи в процессинговый центр банка. В банке информация дешифруется и проводится списание с карты денежных средств. Очень важным моментом является то, что дешифрование информации за пределами банка невозможно.

Важным свидетельством безопасности того или иного mPOS-сервиса является факт его сертификации в международных платежных системах, которые, как известно, уделяют вопросам безопасности первостепенное внимание. Согласно общепринятым процедурам, и компании-производители mPOS-терминалов и банки-эквайеры должны получить соответствующие сертификаты в МПС. Так, Visa запустила специальную программу сертификации для mPOS – Visa Ready, подобная программа есть и у MasterCard.

Альфа-Банк: мобильные технологии меняют лицо платежного рынка - рис.2

Таким образом, сегодня при многообразии различных решений на рынке, любому торгово-сервисному предприятию при принятии решения о приобретении того или иного mPOS-решения необходимо помнить о том, что качественные и безопасные технологии бесплатными не бывают, и прежде всего внимательно изучать список рекомендованных платежными системами банков-эквайеров и производителей оборудования.

ПЛАС: Проекту Pay-Me почти год. Наверное, можно уже говорить о результатах, подводить первые итоги?

И. Арефьев: Рост количества транзакций составляет более 100% в месяц. Ежемесячный оборот уже превысил 2 млн рублей. О чем говорят эти результаты? Прежде всего, о том, что налицо масштабные изменения в отношении людей к новым технологиям. На смену опасениям приходит сначала любопытство, потом понимание их удобства и потенциальной выгоды от их использования.

ПЛАС: Каковы основные стимулы ритейлеров для использовании mPOS-терминалов?

И. Арефьев: К сожалению, на данный момент можно констатировать, что пока во внедрении mPOS-терминалов больше заинтересованы банки, чем ТСП. Между тем плюсов для малого и среднего бизнеса в приобретении мобильных платежных терминалов более чем достаточно. Во-первых, расплачиваясь банковской картой, покупатель всегда может потратить больше изначально запланированной суммы (многочисленные исследования доказывают, что с картой такая модель поведения для потребителя психологически легче, чем в случае с наличными). Во-вторых, анализ карточных транзакций позволяет более точно выявлять тенденции потребительского спроса и планировать бизнес. И в-третьих, наши граждане все чаще задают вопрос кассирам, возможна ли оплата картами.

Напомню, что в России количество эмитированных карт составляет примерно 200 млн штук. Таким образом, как раз с помощью mPOS-терминалов можно было бы эффективно решить застарелую российскую проблему, когда банковская карта используется преимущественно как «пластиковый ключ» для доступа к наличным. Особенно актуальным их распространение видится в удаленных населенных пунктах, где установка обычных POS-терминалов экономически нецелесообразна. Для работы же мобильного мини-терминала не требуется подключение к электросети или выделенная линия интернета, так как мини-терминал работает с мобильными устройствами в сетях 2G/3G и Wi-Fi.

ПЛАС: Что является главным фактором при выборе банка-эквайера для подключающихся ТСП? Первостепенен ли здесь вопрос о размере торговой уступки?

И. Арефьев: Важность размера торговой уступки для ритейлового бизнеса несомненна, но, судя по нашей практике, для любого ТСП, решившегося на внедрение мобильных POS-терминалов, здесь гораздо важнее непрерывность осуществления транзакций и их безопасность. Бесперебойная и слаженная работа всего оборудования, постоянная доступность систем банка-эквайера, минимальный процент отказа по операциям, внедрение инновационных платежных каналов для увеличения числа транзакций – все эти факторы ощутимо влияют на прибыль торговой организации, использующей mPOS-решения. Таким образом, на наш взгляд, выгода ТСП от сотрудничества с банком-эквайером, предлагающим услугу мобильного эквайринга, может оказаться гораздо существеннее той суммы, которую оно могло бы сэкономить на торговой уступке, отказавшись с ним взаимодействовать. Разумеется, ни один уважающий себя коммерческий банк не станет работать себе в убыток, но зато приложит максимум усилий для поддержания всех бизнес-процессов на должном уровне.

Альфа-Банк: мобильные технологии меняют лицо платежного рынка - рис.3

ПЛАС: Как вы оцениваете перспективы таких сервисов, как оплата через мобильные приложения? На какие иные новые услуги, связанные с мобильными технологиями, Альфа-Банк сегодня собирается делать ставку?

И. Арефьев: Совместный опыт Альфа-Банка и GetTaxi доказывает, насколько удобным и безопасным может быть использование банковских карт при помощи мобильных приложений. При этом интересной особенностью реализованного с GetTaxi проекта является возможность привязать к аккаунту пользователя мобильного приложения не только кредитные и дебетовые карты, но и виртуальные, оплата по которым посредством обычных POS-терминалов по приему платежей невозможна. Это, на наш взгляд, важное преимущество такого рода решений перед другими платежными проектами в таксомоторных компаниях, где используются те же POS-терминалы. Альфа-Банк планирует и в дальнейшем продвигать это направление технологических решений, в настоящий момент идет подготовка запуска еще двух аналогичных проектов.

Из важных сфер, в которых Альфа-Банк видит для себя перспективы роста, отдельно хотелось бы выделить сервис привязки банковской карты к электронным кошелькам, к профилю торгово-сервисного предприятия с помощью технологии 3D-Secure и последующей настройки автоплатежей. Данная услуга будет особенно востребована теми клиентами, которые регулярно совершают одни и те же платежи (такие как оплата коммунальных услуг, погашение кредита, перевод средств родственникам и т. д.). С данным сервисом с помощью мобильного телефона они могут не только оплатить услуги ЖКХ, операторов связи и интернет-провайдеров, но и перевести средства в адрес любого получателя, а также оперативно пополнить один из электронных кошельков, например – Visa QIWI Wallet, Яндекс.Деньги, Деньги@Mail.ru. Выгода для самих ТСП заключается прежде всего в уходе от агрегаторской схемы сбора платежей.

Еще одним перспективным сервисом, совсем недавно запущенным Альфа-Банком, является «Перевод с карты на карту» – card2card. За небольшую комиссию клиент может перевести деньги с любой карты любого банка на любую карту любого банка. Осуществить эту операцию клиент может с помощью своего смартфона. Получить доступ к данной услуге можно также с сайтов компаний – партнеров Альфа-Банка, в том числе на сайте Banki.ru. Важно отметить, что, в отличие от интернет-банка Альфа-Клик, услуга card2card доступна не только для клиентов Альфа-Банка. На данный момент наши обороты по этому направлению составляют около $50 млн в месяц, и мы очень верим в будущность такого рода сервисов. Показательным является тот факт, что объемы мобильных переводов через наш сайт, Альфа-Клик и Альфа-Мобайл более чем в 2 раза превышают переводы через сеть наших банкоматов.

ПЛАС: Какова ваша оценка перспектив NFC-сервисов для ритейла в России?

И. Арефьев: Разработка NFC-проектов представляет собой достаточно интересную для банка тему. Изначально предполагалось, что NFC-технологии окажутся наиболее востребованными в транспортной сфере. Но получилось так, что их внедрение в качестве инструмента для оплаты проезда до сих пор откладывается, зато они постепенно проникают в торгово-розничные сети, ресторанный бизнес и т. д. На данный момент системы приема payWave, PayPass установлены примерно в 10–15 тыс. торгоно возможно, в следующем году их количество достигнет 30–40 тыс. Оптимальным вариантом было бы внедрение технологий бесконтактных платежей в торговых сетях масштаба Х5, Магнит, что позволило бы интересу клиентов к данной технологии значительно вырасти за счет накопления нового пользовательского опыта.

Многое в вопросе продвижения бесконтактных платежных технологий зависит от маркетинговой политики платежных систем, от активности их рекламных кампаний. Не менее важна и позиция вендоров: моделей NFC-совместимых телефонов выпускается пока не слишком много, кроме того, до клиентов очень редко доводится информация о наличии в аппарате NFC-функции. Также для полноценного функционирования мобильных сервисов NFC необходимо создание единой платформы Trust Service Management (TSM). Но при всем при этом я уверен, что за бесконтактными технологиями – большое будущее.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube