27 февраля 2013, 13:30
Количество просмотров 308

Рынок эквайринга в России. Тенденции и перспективы рынка эквайринга

<p> Подводя итоги минувшего 2012 года, Владимир Кононов, директор по продажам крупнейшей в России независимой процессинговой компании UCS...
Рынок эквайринга в России. Тенденции и перспективы рынка эквайринга

Рынок эквайринга в 2012 г. продолжал стремительно развиваться. Показательно, что его рост значительно опережал динамику ВВП: при среднегодовом росте рынка эквайринга на 40% ВВП в России в течение 2012 года увеличился, по оценке Минэкономразвития, не более чем на 4%. Тем не менее, несмотря на высокие темпы роста рынка и существование большого количества банков-эквайреров (602 банка из зарегистрированных в стране 962, т. е. более 60%), в России до сих пор очень незначительная по мировым меркам доля торгово-сервисных предприятий (ТСП) принимает карты в оплату: только 250 000 из 1 036 400 зарегистрированных компаний (около 25%).

Рынок эквайринга в России. Тенденции и перспективы рынка эквайринга - рис.1Можно отметить несколько причин сложившейся ситуации: недостаточное количество платежных карт у населения; несформировавшаяся пока культура использования карт для оплаты (доля карточных платежей в общем розничном товарообороте составляет лишь около 4%, и даже в точках, принимающих карты, – около 15%; основная операция, осуществляемая с помощью карт, – снятие наличных); недостаточно эффективная работа эквайреров с ТСП.

Безусловно, перспективы дальнейшего развития рынка карточных платежей весьма значительны, но изменение ситуации в лучшую сторону требует серьезных усилий как со стороны эмитентов, так и со стороны эквайреров. И если усилия эмитентов достаточно очевидны (зарплатные проекты, программы мотивации для держателей карт и т. д.) и экономически целесообразны (большая часть торговой уступки выплачивается банку-эмитенту), то эквайринг для банков представляет определенные проблемы. Рынок эквайринга в России. Тенденции и перспективы рынка эквайринга - рис.2С одной стороны, это направление очень важно для них, т. к. в данных услугах есть потребность со стороны торгово-сервисных предприятий; с другой – для большинства банков, в портфеле которых присутствуют розничные и корпоративные программы и значительный набор продуктов по каждому из этих направлений, эквайринг является просто одним из многих видов деятельности, причем далеко не самым доходным.

Зачастую же это направление оказывается просто убыточным и, соответственно, развивается по остаточному принципу – для банка нет смысла вкладываться в современные инфраструктурные решения, если это повысит затратную часть, не обеспечивая адекватного прироста доходов.  Судите  сами: большую часть комиссии эквайрер  отдает третьим лицам: 0,8–2,1%, в зависимости от типа карт, – банкам-эми тентам,  0,1–0,2% – международным платежным системам и только 0,2–0,3% оставляет себе.  И это происходит в лучшем случае, когда работает специально выделенная профессиональная команда специалистов, ориентированная на сотрудничество с ТСП, и используются инструменты контроля текущей  доходности по каждому работающему ТСП.  Вычитаем из полученной суммы расходы на  инфраструктурные решения и их поддержку, лицензии международных платежных  систем и заработную плату сотрудников.  В результате прибыль от  эквайринговой  деятельности измеряется сотыми долями процента, и то в случае весьма серьезного  оборота, который могут обеспечить только  тысячи активно работающих ТСП. Если же  оборот невысок, то себестоимость каждой  отдельной  операции  возрастает и,  следовательно, банку-эквайреру приходится  дотировать данное направление  за  счет  других видов деятельности, как многие из  них на практике и поступают.

Ведущие игроки международного рынка  давно пришли к выводу, что эквайринговый  бизнес  является  высокотехнологичным и низкомаржинальным и развивать его могут только независимые специализированные процессинговые компании, такие как,  например, Global Payments – глобальная  корпорация, членом которой является UCS.  При этом на рынке США работает порядка  10 эквайреров, в Германии их 4–5, в Великобритании – не больше 6. Почти все они  являются независимыми процессинговыми  компаниями

На  российском  же  рын ке современная ситуация  очень  напоминает  ситуацию в США 20-летней давности, когда там  наблюдалась  такая  же  конкуренция банковских  и небанковских эквайреров. История убедительно доказала нецелесообразность  подобной  конкуренции и необходимость  концентрации  эквайрингового  бизнеса  в руках  специализированных небанковских  компаний,  поскольку  эквайринг  на  95%  состоит  из  технологий,  коммуникаций, систем передачи и защиты информации.  И только 5%  этого бизнеса  имеют отношение собственно  к  банковскому  сектору,  то есть к проведению расчетов, формированию  комиссий и т. д. По сути, эквайринг  является для банка непрофильным бизнесом.

Международные платежные  системы,  в  свою  очередь, также  заинтересованы в том, чтобы данный бизнес велся  их  участниками  с полной отдачей, в инфраструктуру обслуживания вкладывались бы серьезные  средства,  а  объем  и количество платежных транзакций росло. Поэтому они  ввели лицензирование  эквайринговой  деятельности,  что  влечет  за  собой для банков,  которые хотят иметь данную услугу в своем  портфеле, дополнительные расходы и еще  большее  снижение  прибыльности  этого  бизнеса. 

Именно поэтому многие международные банки, такие  как Citibank, Unicredit,  Deutchebank, имеющие сильные эмиссионные подразделения, в том числе и в России,  отказались от развития  эквайрингового направления  собс твенными  силами и  сотрудничают  с нашей компанией. Еще  один пример: всемирно  известная  банковская  группа HSBC, начав с создания  совместных предприятий  с Global  Payments, недавно завершила полную передачу всего эквайрингового бизнеса этому  стратегическому партнеру. 

Рынок эквайринга в России. Тенденции и перспективы рынка эквайринга - рис.3

Для российских банков хорошим примером также может послужить анонсированная в конце 2011 года и успешно  завершенная  в  минувшем  2012 году сделка по продаже  одним  из  крупнейших  российских банков – Альфа-Банком –  своего бизнеса торгового эквайринга  компании UCS. В результате сделки Альфа-Банк  смог сосредоточиться на ключевых  направлениях бизнеса, получив возможность оказания этой услуги через нашу компанию, которая, соответственно, и несет все  расходы по проведению данных операций.

Являясь одним из опытнейших эквайреров на рынке России, компания UCS предлагает банкам различные модели сотрудничества. На начальном этапе развития  рынка платежных карт в стране компания  работала в рамках агентских схем. В этом  случае банк не нес затрат на получение  эквайринговой лицензии международной  платежной системы  (МПС) и процессинг  транзакций, но полностью осуществлял  весь процесс работы с ТСП. Услуги UCS  оплачивались им в виде фиксированного  процента от эквайрингового оборота. 

Однако на данный момент эта схема не  является приоритетной, т. к. у банков при ее  использовании по-прежнему присутствует  значительная расходная часть  (включая  введенные не так давно платежными системами лицензионные сборы за такую деятельность в рамках агентских соглашений),  связанная с необходимостью поддержки  продаж и администрирования услуги, что  при недостаточном обороте может привести к убыточности направления в целом. 

Компания UCS как на глобальном, так  и на локальном уровне все шире применяет схему работы с банками в рамках так  называемых реферральных соглашений.  Эта модель стала активно внедряться UCS в России в 2010 году, и к концу 2012 года мы можем с уверенностью утверждать, что именно за этой моделью будущее.

Вкратце остановлюсь на ее основных аспектах. Когда банк становится реферальным партнером (referral partner) UCS, то при обращении к нему торгово-сервисных предприятий по вопросам эквайрингового обслуживания он рекомендует нашу компанию, являющуюся эксклюзивным партнером этого банка по оказанию данного вида услуги. Далее UCS самостоятельно ведет переговоры с этим предприятием, а при заключении договора выделяет ему постоянного менеджера по сопровождению бизнеса, который курирует все вопросы, связанные с эквайринговым обслуживанием, – решает финансовые, технические и операционные вопросы, консультирует и организует процесс обучения сотрудников предприятия. По сути, на клиента работает уже целая команда специалистов, которая предлагает ему наиболее соответствующие его потребностям технологические решения, проводит установку оборудования и оперативно решает все возникающие у предприятия и его сотрудников вопросы, связанные с нашим взаимодействием. Замечу, что все взаимоотношения клиента-предприятия ведутся напрямую с нашей компанией, а банк-партнер получает согласованный процент от оборота платежей предприятию, совершенных посредством карт, не неся при этом расходов, связанных с эквайринговым обслуживанием данного клиента. Ему достаточно просто порекомендовать нашу компанию своим клиентам.

Рынок эквайринга в России. Тенденции и перспективы рынка эквайринга - рис.4

Важно также, что банк при этом имеет услугу торгового эквайринга в своем собственном портфеле и может, таким образом, предлагать полный набор востребованных продуктов клиентам. Следует особо отметить: поскольку наша компания не является банком, подобное партнерство не несет для кредитивных структур рисков потери клиента, т. к. мы не конкурируем с ними по другим услугам. Напротив, в нашем лице банк получает надежного партнера, заинтересованного в укреплении его бизнеса с ТСП, и получает дополнительный доход за счет оказания нами эквайринговых услуг, которые изначально являлись для него низкодоходными, если не убыточными.

Наша компания также активно развивает интернет-эквайринг и предоставляет эту услугу клиентам банков-партнеров. Рынок электронной коммерции развивается опережающими темпами, и такая услуга очень востребована. Ее предложение требует еще более существенных инвестиций как в технологии, так и в лицензии. Для наших банков-партнеров при ее предоставлении своим клиентам не потребуется никаких дополнительных усилий, а доход будет начисляться в соответствии с заключенным с UCS договором.

Другим преимуществом сотрудничества с нами для банка является то, что, будучи специалистами в области оказания именно этой узкопрофильной услуги, мы за многие годы отработали ее до совершенства – постоянно развиваем платформу, внедряем новые технологии, обеспечиваем соблюдение стандартов платежных систем, развиваем систему безопасности и контроль над всеми этапами транзакций. Если банк хочет, чтобы его клиент, получая услугу эквайринга, ощущал ассоциативную связь с брендом этой финансовой организации, при работе с ТСП мы предлагаем ко-брендовый вариант соглашения, когда мы продвигаем бренд нашей компании в тесной связке с брендом банка-партнера, рекомендовавшего нас этому предприятию. Подчеркну, наша компания развивает все варианты партнерства и прежде всего учитывает интересы банка-партнера, помогая ему выбрать оптимальную систему взаимодействия.

Рынок эквайринга в России. Тенденции и перспективы рынка эквайринга - рис.5

На сегодняшний день нами заключено более 66 реферральных соглашений. Среди наших партнеров, совместно с  которыми мы применяем эту схему, крупные федеральные и международные банки (в общей сложности 20 кредитных организаций), такие как Росбанк, Альфа-Банк, Unicredit, Citibank, Банк Интеза, Балтийский Банк Развития (ББР Банк), Восточный экспресс банк, а также региональные банки (46 партнеров) – Банк24. ру, Первобанк, Банк «Экспресс-Волга» и многие другие. Особенно важно, что число банков, заинтересованных в сотрудничестве с нами, растет. С начала 2012 г. мы подписали 29 реферральных соглашений, еще 7 соглашений находятся на стадии финального согласования.

Безусловно, мы также заинтересованы в развитии данного вида партнерства. Так, в рамках подобных программ к нам на обслуживание ежемесячно приходит порядка 300 ТСП. Чрезвычайно важным для успешного продолжения нашего сотрудничества является предоставление торгово-сервисным предприятиям сервиса высочайшего качества. Это укрепляет связь ТСП с банком, рекомендовавшим им нашу компанию, и является для нас важнейшим приоритетом. Также очень важно правильно выстроить деловые коммуникации с банком-партнером и его сотрудниками как на уровне головного офиса, так и дополнительных подразделений, включая региональные. Обратная связь крайне важна для улучшения эффективности взаимодействия и качества обслуживания.

С этой целью в головном офисе компании UCS работает команда по координации взаимодействия с реферральными партнерами, каждым региональным офисом еженедельно предоставляется отчет по работе с поступившими заявками, проводятся встречи с нашими партнерами для оптимизации взаимодействия и получения необходимой обратной связи.

Подводя итоги более чем двухлетнего использования системы реферральных соглашений, хотелось бы отметить, что хотя наш рынок чрезвычайно конкурентен и вначале партнерские схемы были не до конца понятны банковскому сообществу, сейчас финансовая и операционная эффективность такого взаимовыгодного партнерского сотрудничества с независимым процессором позитивно воспринимается большинством банков. Складывается ситуация, когда от взаимодействия выигрывают обе стороны. Наша компания, в свою очередь, готова и в дальнейшем, опираясь на свой многолетний опыт работы на рынке, предлагать наиболее эффективные варианты взаимодействия.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube