Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Проект организационного редизайна банка

Проект организационного редизайна банка

2359 дней назад 631

«Штатная структура» и «Отдел кадров канули в Лету». На стражу заступили «Организационный дизайн» и «Управление талантами». В продуктовых магазинах появилась должность «Директор по свежести», банки отметились титулом «Директор по удовлетворению клиентов».

Добавление очередной «вишенки» в клиентскую «креманку» существенно не перекроит корпоративный ландшафт, ведь каждая большая компания имеет «больные ноги»:

  • длительное наследие исторического прошлого, оправдывающее нелогичность структур;
  • десятки топ-менеджеров, имеющих собственное представление об оптимальности иерархии.
  • Конечно же, было бы проще снести все «…до основанья, а затем…» распланировать идеальную компанию на бумаге, скрестив:
  • вертикали дивизионов;
  • горизонтали процессов;
  • наклонные управления.

Но в реальности приходится латать организационных Франкенштейнов, ставших заложниками разновременных архитекторов смысла. Целостность систем достигается сквозной продуманностью, недоступной для предприятий, сменивших десятки менеджерских команд и консультационных советов.

Рассмотрим проект счастливого излечения системного банка от детских болезней наслоения. Поставленный срок в полгода команда единогласно решила ускорить до пяти месяцев, создав план-график, приведенный на рис. 1.

Проект организационного редизайна банка - рис.1

Мы с чистого листа создали базу данных, в которой договорились создать новую «ДНК организации», см. рис. 2.

Проект организационного редизайна банка - рис.2

Следующим шагом перекроили и расширили структуру штатного расписания новыми элементами, как показано на рис. 3.

Проект организационного редизайна банка - рис.3

Предложенное описание штатных позиций и сотрудников позволило формализовать следующие задачи:

  • стандартизацию построения и изменений организационной структуры;
  • выявление и актуализацию существующих связей «начальник – подчиненный»;
  • подбор альтернативных позиций сотрудникам, которые хотят развиваться в банке;
  • оценку внешних и внутренних кандидатов при заполнении вакансий;
  • ведение количественного учета на уровне процессов и этапов;
  • определение и модификацию функциональной структуры;
  • подготовку описаний позиций для поиска претендентов;
  • оцифровку трудовой миграции в банке и за его пределами;
  • управление карьерной моделью.

В результате стандартизации упростились:

  • определение рациональности распределения функций по подразделениям и сотрудникам, процессам и этапам, иерархии и линиям;
  • постановка задач и оценка персонала – компетенции работников и их соответствие требованиям ими занимаемых позиций;
  • выявление и формализация проблем в организационной структуре;
  • анализ причин возникновения нелогичностей и путей устранения;
  • изучение организационно-функциональной модели;
  • организационная диагностика.

В предложенном пространстве базы данных стало возможным:

  • закодировать позиции и сотрудников;
  • мгновенно формировать Job Profile на основе координат позиции;
  • произвести анализ соответствия уровня развития навыков (тонкие сиреневые штриховые линии на рис. 4).
Проект организационного редизайна банка - рис.4

Благодаря предложенному подходу упростился подбор должностей в пределах банка или блока для сотрудников, которых следует развивать или которые сами желают сменить позицию:

  • 1-й уровень – окружность с радиусом R1 – поиск для сотрудника S0 позиций P1 и P2, для которых у него есть необходимые навыки, но некоторые из них придется доразвить;
  • 2-й уровень – окружность с радиусом R2 – поиск для сотрудника S0 позиций P3 и P4, для которых у него не хватает хотя бы одного навыка, который предстоит нарабатывать с нуля.

Стало возможным оценивать:

  • сколько сотрудников (и какие именно) могут претендовать на внутренние вакансии или замену при освобождении позиции;
  • уникальность позиций – кто из сотрудников имеет малое количество потенциальных замен из числа желающих.
  • Появилась возможность автоматически воспроизводить (а не описывать вручную) перемещения сотрудника в банке, учитывая развитие навыков и совершенствование владения ими (см. рис. 5).
Проект организационного редизайна банка - рис.5

У подразделений «Управления талантами» появился шанс подсказывать коллегам, что, когда и кому следует развивать, чтобы обеспечить равномерность заполнения позиций и вакансий.

Подразделения подбора и увольнения научились отслеживать перемещения сотрудников в организации и за ее пределами.

Для каждой позиции научились считать за период процент приходящих и уходящих сотрудников с других и на другие позиции. При дисбалансах решили увеличивать вознаграждение на данной позиции или снижать повышение вознаграждения при переходах (см. рис. 7).

Проект организационного редизайна банка - рис.6

Карьерная матрица (рис. 8) тоже подверглась перекройке для создания разнонаправленных возможностей роста:

  • управленческая вертикаль – менеджерский рост с повышением масштаба задач;
  • экспертная наклонная – функциональное развитие с принятием и реализацией крупных проектов;
  • проектная горизонталь – перемещения за пределы подразделений при необходимости.
Проект организационного редизайна банка - рис.7

Индивидуальные планы развития мы дополнили (см. рис. 9):

  • специализированными знаниями, умениями, навыками;
  • лидерскими компетенциями;
  • know how для управленцев и проектантов.
Проект организационного редизайна банка - рис.8

Следующим шагом мы провели стандартизацию уровней организационной структуры (рис. 10).

Проект организационного редизайна банка - рис.9

Уменьшение уровней иерархии должно повысить управляемость, ускорить прохождение информации, уберечь банк от неконтролируемого роста. Пять уровней, от председателя правления до рядового сотрудника, упростят понимание иерархии и стандартизируют правила наименования должностей.

Для оценки иерархичности текущей организационной структуры ввели кодификацию уровней. Предугадывая, что в моменте структура неидеальна для четырех средних уровней иерархии (приведены в табл. 1), временно допустили существование «паразитных» уровней:

  • BP – позиция между B и D – Руководителем Блока и Руководителем Дирекции;
  • BD – позиция между D и U – Руководителем Дирекции и Руководителем Управления;
  • BU – позиция между U и О – Руководителем Управления и Руководителем Отдела;
  • BO – позиция между O и E/S – Руководителем Отдела и Экспертом/Специалистом.
Проект организационного редизайна банка - рис.10

В результате получили неутешительную «картинку», отображенную на рис. 10. Большая часть организации, как и следовало ожидать, оказалась крайне далека от оптимальности. Основные уровни иерархии пометили зеленым фоном, «паразитные» – розовым.

На основных уровнях иерархии корректные позиции – зеленые круглые отметки, на «паразитных» – красные. Зеленые стрелочки – корректная подчиненность – между корректными (зелеными) позициями без пропуска основных уровней иерархии.

Некорректная подчиненность – красные стрелочки – при ошибках иерархии:

  • входящие и исходящие в «паразитные» позиции;
  • проходящие хотя бы через один «паразитный уровень».

Следующими шагами стали построение моделей:

  • текучести (рис. 11) – показывающей вероятностные факторы ухода сотрудника из банка
  • численности (рис. 12) – демонстрирующей «маппирование» людей, ролей, процессов, этапов и нормативов выполнения типовых работ (об этом подробнее поговорим в следующих публикациях).
Проект организационного редизайна банка - рис.11Проект организационного редизайна банка - рис.12

Как видите, ничего страшного. Организация с благодарностью приняла рекомендации, рассечения мы сделали ответственно, «швы» наложили гуманно, заложились на умеренную скорость «заживления».

Хотите знать о трудностях? Ничего нового! Мешающими факторами оказались:

  • бездельники без функций, но с должностями;
  • засидевшиеся «генералы» с амбициями, но без пользы;
  • необходимость бесконечных уговоров руководства, которые через месяц удалось прекратить.

Назад