Десятки миллионов покупателей по всему миру вместо кредитных карт выбирают сервисы рассрочки, позволяющие оплатить покупку частями. За последний год объем транзакций Buy Now Pay Later (BNPL, или «Покупай сейчас — плати потом») уже достиг 97 млрд долл. США. О том, как развивается рынок данных технологий и что его ждет в дальнейшем, рассказывает Ирина Швакман, основатель ведущего в России и Центральной Европе BNPL-сервиса Мокка.
Как работает BNPL?
Финтех-сервисы BNPL позволяют покупателям совершать свои покупки сейчас, а оплачивать их потом — покупка оформляется прямо в магазине в моменте и без каких-либо карт и бумаг. Таким образом, потребители получают моментальную отсрочку и могут воспользоваться ею при совершении самых разных покупок.
Такие сервисы быстро завоевали популярность в онлайн- и офлайн-магазинах, так как стали выгодной и удобной альтернативой кредитным картам. Так, если, например, покупатель хочет заказать куртку в онлайн-магазине за 15 тыс. рублей — он сможет заказать ее сейчас, не проводя какой-либо оплаты, получить доставку, убедиться, что куртка подходит по размеру и цвету, и оплатить ее полностью или частями только через 30 дней без процентов. Это позволяет не волноваться о возвратах средств от магазина и эффективнее планировать свой бюджет.
Сами магазины также высоко оценивают выгоду от использования BNPL. Наличие сервиса в карточках товара и на чек-ауте в магазинах повышает конверсию трафика в покупки, а также приводит к повышению среднего чека. Поставщики BNPL-услуг, как правило, львиную долю дохода получают от комиссий, которые платят магазины, таким образом обеспечивая сервис на беспроцентной основе для покупателей.
Последние события на рынке BNPL
Сервисы BNPL развивались в высоком темпе еще до пандемии. Но изменение привычек потребителей, а также стремительное развитие онлайн-торговли придали им новый импульс за последние пару лет. Растущий спрос на финтех и в том числе на BNPL заметили инвесторы, которые инициировали ряд крупных инвестиций в этот рынок на миллиарды долларов.
Весной 2021 года шведский платежный сервис Klarna, ведущий европейский BNPL-игрок, закрыл новый раунд инвестиций и получил оценку выше 40 млрд долл. США. А крупнейшая австралийская финтех-компания Afterpay была выкуплена Square за 29 млрд долл. осенью 2021 года.

Amazon, лидер в сфере электронной коммерции, тоже не остался в стороне, подписав соглашение для обеспечения BNPL на своих ресурсах с BNPL-сервисом от американской платформы Affirm. В результате клиенты Amazon получат возможность с помощью BNPL-сервиса Affirm оплачивать покупки на сумму более 50 долл. частями. Другой крупнейший платежный сервис — PayPal — объявил о планах приобрести японский BNPL-стартап Paidy за 2,7 млрд долл. Еще одну крупную сделку инициировал банк Goldman Sachs, который купил финтех-компанию GreenSky за 2,2 млрд долл. GreenSky специализируется на BNPL в сфере ремонтных работ.
В России за пандемию число продаж в сфере онлайн-торговли также росло. Это оказало положительное влияние на развитие BNPL-сервисов. Например, Мокка, ведущий российский и центральноевропейский BNPL-сервис, сотрудничает с крупнейшими российскими ритейлерами, такими как Детский Мир, LaModa, Связной, OneTwoTrip, ИльДеБоте, 585 и другими онлайн- и офлайн-ритейлерами. В ноябре 2021 года число пользователей Мокка достигло 11 млн человек, и сервис заявил, что рост год к году в период черной пятницы увеличился в три раза.
Перспективы развития BNPL
Популярность BNPL-сервисов по всему миру будет расти. Сейчас на BNPL приходится чуть более 2% от общего объема онлайн-транзакций в сфере e-commerce. По данным Worldpay, к 2024 году этот показатель увеличится вдвое и составит 4,2%. Некоторые аналитики прогнозируют, что объем BNPL-транзакций может занять не менее 10–12% от всех онлайн-операций, или от 300–700 млрд долл. США в год.
В России сервис BNPL находится на начальном этапе развития: менее 1% от общего объема онлайн-покупок. В Европе и Австралии рынок, напротив, развивается быстрыми темпами. В ряде стран его доля достигает 10–15% от всех покупок онлайн. В США вместе с ростом стартапов это направление также набирает темп, но пока его объемы составляют на уровне 2–5% от покупок онлайн.
По данным экспертов, в будущем ритейлеры станут еще активнее подключать возможность оплаты с BNPL. Для участников рынка очевидно, что стимулирование покупок с постоплатой повышает рост покупательной активности.

Оптимистичные прогнозы объясняются тем, что BNPL-сервисы имеют ряд преимуществ для пользователей по сравнению с традиционными банковскими продуктами. Для потребителей в первую очередь BNPL интереснее кредитных карт благодаря простоте и предсказуемости: покупатель получает решение в два клика без каких-либо длинных банковских форм, подписания бумаг и ожидания курьеров. Более того, покупатель всегда знает, во сколько ему обойдется его покупка и когда он за нее рассчитается, без сложных минимальных платежей и скрытых комиссий. К тому же новые исследования показывают, что молодежь со временем отказывается от использования кредитных карт. По данным опроса Мокка среди пользователей сервиса, менее 15% активно пользуются кредитными картами или картами рассрочки.
На глобальном рынке, согласно отчету Банка Англии, объем заимствований по кредитным картам снизился на 14,5% до нового рекордного минимума. На это повлияли не только пандемия, но и изменения в привычках более молодых людей. Согласно недавнему отчету Bank of America, поколение Z предпочло бы использовать наличные деньги, чем платить кредитной картой. При этом 60% и представителей поколения Z, и миллениалов считают «пластик» слишком рискованным инструментом. Кроме того, молодым людям нравится «скорость и удобство» BNPL-сервисов: оформление занимает всего пару минут и не требует бумажной волокиты и ожидания курьеров, которые необходимы при оформлении кредиток. Поэтому, как предсказывают эксперты, будущее за финтех-решениями, которые позволяют удобно и безопасно оплачивать покупки в любом месте.
Фото: pressablecdn.com