Ведущая авторской колонки, независимый эксперт Мария<br />
Красенкова анализирует, можно ли конфиденциальность отнести к необходимым свойствам CBDC.
В начале июля мировые рынки потряс очередной скандал из сферы контроля за защитой персональных данных экосистемными сервисами.
Международный конгломерат — такси-сервис Didi, представленный и в России, столкнулся с проблемами на родном ему рынке КНР, поскольку китайский регулятор завел против Didi дело из-за «незаконного сбора и обработки персональных данных» всего через несколько дней после невероятно успешного первичного размещения акций на Нью-Йоркской бирже, где компания смогла привлечь почти 4,5 млрд долл. США.
Из-за раскрытия аудиторских документов, где среди «сырых» данных, в том числе, могли содержаться персональная информация клиентов и электронная переписка между компанией и госучреждениями Китая, Didi пришлось прекратить регистрацию новых пользователей и удалить приложение из китайских магазинов приложений. Это означает, что компания не сможет привлекать новых клиентов, пока идет расследование, — а это минимум месяц-полтора.
Теперь всем китайским компаниям с аудиторией более 1 млн пользователей придется запрашивать у регулятора разрешение и проходить проверку на безопасность данных пользователей.
Власти опасаются, что во время размещения на американских биржах компании могут раскрыть непубличную информацию. Например, предоставить данные о китайских пользователях.
Обеспечение локализации хранения персональных данных граждан беспокоит регуляторов во всем мире. В конце мая представитель Роскомнадзора заявлял, что чиновники ждут от социальных сетей, включая Facebook и Twitter, информацию о выполнении требования о хранении до 1 июля 2021 года.
При этом хочется отметить, что защита чувствительных персональных данных — не только вопрос государственной безопасности, но и часто — условие пользователя, принимающего решение воспользоваться тем или иным сервисом или услугой.
Это понимают в Евросоюзе, планируя пилотный запуск цифрового евро. Как отметил член совета директоров Европейского центрального банка (ЕЦБ) Фабио Панетта, «если ЕЦБ будет участвовать в цифровых платежах, конфиденциальность платежей будет лучше обеспечена … потому что мы не похожи на частные компании. У нас нет коммерческого интереса в хранении, управлении или монетизации данных пользователей».
Эту позицию о критической важности конфиденциальности и безопасности расчетов подтверждают и результаты опубликованного ЕЦБ отчета по итогам общественной дискуссии (8200 комментариев, из которых 94% принадлежат частным лицам), связанной с запуском цифрового евро. Большинство граждан (53%) заявили, что хотят видеть цифровой евро обеспечивающим максимальную конфиденциальность и защиту персональных данных.
Поэтому ЕЦБ тестирует разные способы защиты платежных данных, чтобы никто из участников платежной цепочки не мог иметь доступа ко всей информации о клиенте. Также исследуется опция дать гражданам возможность совершать почти анонимные платежи на небольшие суммы, при которых никакие данные не записываются за пределами кошельков плательщика и получателя. Например, переводы на сумму до 70 или 100 евро потенциально смогут осуществляться автономно с помощью соединения Bluetooth между устройствами. Примерно эта сумма сейчас находится в кошельке каждого европейца.
Народный банк Китая также недавно объявил, что «цифровой юань» позволит осуществлять анонимные транзакции на небольшие суммы.
У российского регулятора как минимум до января 2022 года есть время продумать, как обеспечить востребованность новой формы платежа у населения. Иначе из-за опасений, касающихся защиты частной жизни и безопасности, россияне будут столь же «активно» пользоваться цифровым рублем, как сейчас сдают биометрические данные в Единую биометрическую систему (напоминаем, что за три года базу ЕБС удалось пополнить данными всего 0,14% граждан РФ).
Фото: Plusworld