Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Будущее цифрового банкинга в Азии: взлет цифровых платежей

Будущее цифрового банкинга в Азии: взлет цифровых платежей

Digital 1313 дней назад 15 226

У банков Азиатского региона есть особое преимущество, когда речь идет о цифровых платежах, —  их клиенты хорошо знакомы с сервисами на базе мобильных приложений, поэтому востребованность последних в ближайшие годы, вероятно, останется весьма высокой.

Статья подготовлена по материалам Finextra

Как отмечает Санджив Джейн (Sanjeev Jain), один из региональных руководителей Citi, курирующий вопросы платежей и дебиторской задолженности, а также отвечающий за решения для казначейских и торговых операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, «революция цифровых платежей продолжает задавать тон в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Темпы трансформации ускоряются благодаря достижениям в области технологий, поступательному развитию регулирования, конкуренции участников рынка, включая традиционных поставщиков и новых игроков из финтех-сектора, меняющимся запросам потребителей и ускоренной цифровизации на фоне пандемии».

Более того, платежи в режиме реального времени — как локальные, так и международные — все активнее входят в повседневную жизнь потребителей. Простые в реализации, глобальные и универсальные по своей сути транзакции будут определять развитие цифрового банкинга в Азии, а его возможности перестанут зависеть от методов оплаты или форм размещения денежных средств — будь то карты, цифровые кошельки, банковские счета или формат открытого банкинга. «Мы в Citi уже работаем над подключением клиентов к кошелькам и обеспечиваем нашим корпоративным клиентам возможность принимать потребительские платежи», — говорит С. Джейн.

Учитывая эти быстрые обновления цифровых платежных решений в регионе, Азия, вероятно, останется в авангарде электронной, мобильной и социальной (торговля в соцсетях) коммерции. Катализатором здесь станет продолжающееся проникновение интернета в Азию благодаря развертыванию 5G в Южной Корее, Тайване, Японии, Китае и Таиланде, а такие страны, как Индия, Индонезия, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Шри-Ланка и Пакистан, в ближайшее время станут проводить свою собственную политику в этом направлении.

01.jpg
Фото: bangkokpost.com

Доступ в интернет расширяется за счет использования смартфонов, распространение которых, особенно в Китае, по-прежнему имеет большой потенциал. А благодаря приложениям социальных сетей потребители теперь подключаются к интернет- магазинам охотнее, чем когда-либо прежде.

Эти факторы в сочетании со все более эффективной инфраструктурой доставки «последней мили» (например, применение дронов в сельских районах) будут играть большую роль в повышении показателей распространения электронной, мобильной и социальной коммерции (s-commerce) в Азии. По данным Statista, в 2020 году услугами электронной коммерции в Азии воспользовались 2,15 млрд человек. К 2025 году количество пользователей электронной коммерции в регионе увеличится до 3,13 млрд.

«Цифровые платежи составляют ядро электронной коммерции, на долю которой приходится почти 50% покупок по картам, — говорит Шайна Бхатиа (Shaina Bhatia), старший управляющий компании PSP Nimbbl, Индия. — Клиенты могут теперь оплачивать покупки в один клик с помощью Apple Pay. Также резко возросли объемы P2P-платежей и платежей в адрес ТСП благодаря быстрому внедрению этих сервисов в Едином платежном интерфейсе (UPI) в Индии и Системе быстрых платежей (FPS) в Гонконге».

QR-платежи. Новые возможности

Очевидно, что технологические инновации являются ключом к дальнейшему успеху электронной коммерции в Азии. Широкополосный мобильный доступ в интернет и широкое распространение смартфонов наряду с внедрением облачной технологической архитектуры также будут стимулировать востребованность QR-кодов в Азии, использование которых упрощает осуществление транзакции, обеспечивая моментальный обмен информацией между мобильными телефонами и другими устройствами.

03.jpg
Фото: trainghiemso.vn

Благодаря повышенному вниманию к здоровью и безопасности, вызванному пандемией, а также распространению 5G, использование QR-кодов, вероятно, значительно возрастет в Азии в ближайшем будущем, особенно в странах со сравнительно низким уровнем внедрения данной технологии, таких как Индия, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Южная Корея и Филиппины.

Эта тенденция будет способствовать переходу азиатского рынка в сферу безналичных и бесконтактных технологий, что уже наблюдается в странах с экономикой, традиционно основанной на наличных деньгах, например, в Японии. Действительно, по мере того как каждодневные платежи становятся все более беспроблемными, количество мобильных транзакций продолжит активно расти.

Но технология QR-кодов, помимо простых платежей, предлагает и возможность использования почти бесконечного множества приложений. Например, они могут дать возможность клиентам проще и безопаснее взаимодействовать с банкоматами и информационно-транзакционными киосками с помощью мобильных банковских приложений. Введя ПИН-код на своем смартфоне, пользователь может удаленно осуществлять операции на банкомате и получать все услуги, которые можно было бы ожидать от физического отделения банка.

Однако решающим фактором успеха QR-кодов в Азии станет удобство для пользователя и дизайн пользовательского интерфейса. Чтобы добиться их широкого применения, этот процесс должен быть бесшовным и технически простым. Повсеместное распространение смартфонов также означает, что цифровые банки смогут обслуживать клиентов быстрее и дешевле, чем когда-либо прежде.

Пандемия как катализатор цифровизации банкинга

Как отмечает Дэвид Сан (David Sun), генеральный директор виртуального банка livi, «цифровой банкинг играет все более важную роль в Гонконге, чему способствует COVID 19, а потребители все активнее осваивают онлайн-транзакции».

Уже сейчас 97% потребителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона либо считают цифровой канал лучшим из нескольких способов взаимодействия со своим банком, либо используют его в качестве одного из нескольких каналов многоканального или омниканального обслуживания. В ближайшие годы этот показатель будет только расти.

Однако в будущем у цифровых банков будет еще больше «территорий для захвата». Финансовые учреждения в Азии должны прилагать больше усилий, чтобы конвертировать интерес клиентов к цифровым продуктам в продажи. Например, опрос McKinsey, проведенный в сентябре 2021 года, показал, что 70% респондентов выразили готовность использовать цифровые каналы не только для транзакций, но и для получения услуг. Всего 20–30% респондентов сообщили, что они приобрели какой-либо банковский продукт (например, открыли сберегательный счет, получили кредит или кредитную карту) через мобильное приложение или онлайн.

Таким образом, будущее цифрового банкинга в Азии определяется тем трендом, что банки будут предлагать более индивидуализированные продукты для широкого круга клиентов с использованием смартфонов. Это будет способствовать расширению доступа к финансовым услугам на континенте, что является важным фактором достижения целей ООН в области устойчивого развития.

Таким образом, будущее не только откроет больше коммерческих возможностей в плане обслуживания существующих клиентов, но и облегчит привлечение новых. Действительно, благодаря непрерывному внедрению технологий банкам стало легче, чем когда-либо, решать проблемы недостаточного охвата населения финансовыми услугами.

По данным Всемирного банка, в Азиатско-Тихоокеанском регионе рынок для физических лиц и предприятий, имеющих проблемы с доступом к банковским услугам либо вовсе не имеющих такового, оценивается в пределах от 55 до 115 млрд долл. США. С учетом этих показателей цифровые банки в Азии будут конкурировать за доминирование в той части рынка, где уровень обеспеченности услугами недостаточен, разрабатывая все более индивидуализированные, передовые финансовые сервисы и продукты, чтобы завоевать потребителей.

Регуляторы, в свою очередь, будут поддерживать эту тенденцию, выдавая новые лицензии, которые способствуют развитию конкуренции, ускоряют внедрение инноваций и расширяют охват финансовыми услугами.

Охват финансовыми услугами, однако, не ограничивается только физическими лицами.

Новый уровень обслуживания МСБ

Если пандемия нас чему-то и научила, так это тому, что предприятиям торговли, особенно малым и средним (МСП), необходима поддержка в управлении ликвидностью и оборотным капиталом, особенно во время экономических спадов.

По данным McKinsey, цифровым банкам Китая уже принадлежит более 7% объема онлайн-кредитов, полученных МСП в стране. Этот показатель в ближайшие годы будет неуклонно расти, поскольку банки хорошо представляют себе потенциал этого рынка и стремятся предлагать более качественные, адаптированные продукты для малого бизнеса.

Цифровые банки будут использовать механизмы искусственного интеллекта (ИИ), основанные на данных о транзакциях и поведенческих структурах, для создания альтернативных моделей кредитного андеррайтинга. Каналы продаж, которыми управляют партнеры по консорциуму, обеспечат моментальное финансирование в точке продаж через API. Эти нововведения повысят показатели успешности финансирования для многих предприятий.

Например, разработанное в Малайзии новое финансовое решение MyBank для малых и средних предприятий помогает малым предприятиям в регионе получить в той или иной форме финансирование в режиме онлайн менее чем за десять минут. В течение следующих трех лет банк выдаст через эту платформу кредитов на сумму более 35 млрд ринггитов (порядка 8,33 млрд долл. США).

02.jpg
Фото: bisnis.com

Одна из этих многочисленных возможностей включает сервисы «Купи сейчас, заплати позже» (BNPL). Они уже получили широкое распространение в Юго-Восточной Азии, и в краткосрочной перспективе их востребованность, вероятно, продолжит расти высокими темпами на всем континенте. По прогнозу Coherent Market Insights, к 2027 году объем рынка платформ BNPL достигнет 33,6 млрд долл. по сравнению с чуть более 7 млрд долларов в 2019 году.

Недавним примером платформы BNPL является программа PayLater банка livi. «livi PayLater — отличный пример интеллектуального цифрового инструмента, использующего наши технологии, — говорит Дэвид Сан. — Будучи первым банком в Гонконге, предложившим эту новую платежную концепцию, мы удовлетворяем ставшую очевидной потребность наших клиентов- миллениалов не только в простом, гибком и контролируемом управлении их финансами, но и в персонализированном функционале».

Не только платежи

Платежи — это только первый шаг для цифровых банков. Как и в случае с livi, спектр цифровых продуктов и услуг, облегчающих жизнь клиентов, будет только расти. Эти фундаментальные беспрецедентные преобразования навсегда меняют ландшафт цифровых платежей в Азии.

Заглядывая вперед, Ш. Бхатиа отмечает: хотя некоторые цифровые платежи в большинстве локальных и ряде трансграничных каналов в Азии теперь осуществляются мгновенно, еще есть много возможностей для совершенствования. Действительно, цифровые платежи стали сейчас важнее, чем когда-либо прежде, «по мере того, как мир восстанавливается после пандемии. Быстрые и удобные трансграничные платежи станут ключом к возрождению бизнеса».

«Поскольку новые технологии, такие как 5G, выходят на первый план, появляется потенциал для реализации многих других возможностей в области финансирования и платежей для корпораций», — комментирует Санджив Джейн (Citi).

Фото: jawapos.com
Назад