Европейский платежный ландшафт претерпевает глубокую трансформацию, обусловленную технологическими достижениями, меняющимся поведением потребителей и новыми законодательными мерами, направленными на повышение как эффективности, так и инклюзивности.<br />
<br />
Подробнее о том, как он меняется благодаря новым технологиям, правилам и акцентированию на вопросах безопасности, рассказывает эксперт Эмануэль ван Прааг (Emanuel van Praag) из Kennedy Van der Laan.
По мере снижения популярности использования наличных, распространения цифровых методов платежа и роста геополитической напряженности мошенничество становится все более изощренным. В связи с этим ЕС сталкивается с растущим давлением в плане обеспечения безопасности своей платежной инфраструктуры. В этой статье рассматриваются данные тенденции, связанные с ними риски и законодательные меры ЕС, включая проект Регламента платежных услуг (Payment Services Regulation, PSR), Регламента моментальных платежей (Instant Payments Regulation) и предложение о внедрении цифрового евро. Мы проанализируем, как эти инициативы направляются на борьбу с мошенничеством, обеспечение финансовой инклюзивности и защиту платежного суверенитета, а также в какой мере они требуют инвестиций со стороны частного сектора для обеспечения соответствия нормативным требованиям.
Особое внимание мы уделим тому, как законодательные действия ЕС формируют будущее платежного рынка, при этом поставщикам необходимо учитывать как проблемы, так и возможности, приспосабливаясь к меняющемуся ландшафту.
Тенденции и риски
Использование наличных денег в еврозоне неуклонно снижается. По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), в 2022 году наличные деньги использовались в 59% транзакций в точках продаж по сравнению с 79% в 2016 году. По состоянию на 2022 год безналичные платежи использовались в 46% расчетов в точках продаж, обогнав наличные (42%). Это снижение еще более явно выражено в таких странах, как Нидерланды и Финляндия, где доля расчетов наличными упала до 21% и 19% соответственно.
Поскольку наличные деньги становятся менее распространенными, предложение наличных в банкоматах и отделениях банков также уменьшается, что способствует появлению циклической модели: меньшее использование ведет к меньшей доступности, что еще больше сокращает использование «кеша». Основными пользователями наличных денег, как правило, являются группы пожилых или менее обеспеченных граждан, что вызывает обеспокоенность по поводу финансовой изоляции этих уязвимых слоев населения, поскольку повсюду превалируют цифровые методы платежа.
Цифровизация и сокращение числа банковских отделений
Цифровизация платежей привела к сокращению объема оказываемых традиционных банковских услуг. По данным ЕЦБ, количество банковских отделений в еврозоне сократилось с 170 847 в 2002 году до 108 772 в 2022 году, при этом в разных странах этот показатель значительно различается. Например, в Германии наблюдалось сокращение с 50 868 отделений в 2002 году до 20 432 точек в 2022 году, а в Нидерландах – с 4269 отделений до всего лишь 729 точек. Эта тенденция отражает рост использования потребителями онлайн-сервисов для банковских операций и платежей, что знаменует собой переход от физического к цифровому взаимодействию в сфере финансовых услуг.
Мошенничество с платежами
Поскольку платежи все активнее переводятся на цифровые технологи, растет распространение мошенничества с платежами. По данным ЕЦБ и Европейской службы банковского надзора (European Banking Authority, EBA), объем мошенничества с платежами в еврозоне составил 4,3 млрд евро в 2022 году и 2,0 млрд евро в первой половине 2023 года. Методы мошенничества совершенствуются, все более распространенным стало использование социальной инженерии (например, обращения преступников якобы от имени членов семьи или представителей банка). Мошенники также используют искусственный интеллект (ИИ) для создания убедительных дипфейков – поддельных видео- и аудиосообщений, в которых потребителям трудно распознать мошенничество. По мере повышения скорости работы платежных систем растет и потенциал такого мошенничества, что представляет значительный риск как для потребителей, так и для более широкой платежной экосистемы.
Геополитическая напряженность
Четвертая тенденция заключается в обретении платежами геополитической значимости. Без отлаженной платежной системы европейская экономика остановилась бы. Пандемия COVID-19 и использование США финансовой системы в геополитических целях (например, санкции против Ирана и России) заставили Европейскую комиссию и ЕЦБ остро осознать свою зависимость от игроков США, таких как Visa и Mastercard. Действительно, ЕЦБ пытается подтолкнуть участников рынка ЕС к созданию европейской платежной системы карт в качестве альтернативы МПС, хотя эти усилия пока не увенчались успехом.
Китайские платежные системы не получили широкого распространения на платежном рынке ЕС, по крайней мере для платежей, не связанных с китайскими плательщиками или получателями платежей, — и Европейская комиссия намерена поддерживать это положение.
Меры по защите уязвимых групп потребителей во время перехода на цифровые технологии
Многие из новых законодательных мер направлены на устранение недостатков и смягчение рисков, с которыми сталкиваются уязвимые потребители из-за цифровизации платежей. Другими словами, новые технологии приносят новые формы предоставления услуг, которые требуют дополнительных мер для помощи менее продвинутым в цифровых технологиях потребителям или тем, кто не может использовать цифровые платежные методы по другим причинам.
Закон ЕС о доступности продуктов и сервисов и предлагаемый регламент PSR
Закон ЕС 2019 года, устанавливающий требования к обеспечению доступности продуктов и услуг (Accessibility Act 2019), направлен на то, чтобы сделать цифровые платежи более доступными для уязвимых групп потребителей, включая лиц с ограниченными возможностями (Accessibility Act, констатирующая часть 2). Он требует, чтобы платежные терминалы и банкоматы поддерживали технологию преобразования текста в речь и персональные гарнитуры, обеспечивая при этом понятность услуг на уровне владения языком выше среднего.
Аналогичные положения включены в Регламент платежных услуг (Payment services regulation, PSR), который вместе с Директивой о платежных услугах (Payment services directive, PSD3) образует единый законодательный пакет. В рамках PSD2 была введена строгая аутентификация клиентов (Strong Customer Authentication, SCA), а регламент PSR обязывает поставщиков платежных услуг (Payment service providers, PSP) обеспечивать доступность методов строгой аутентификации для лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей и тех, у кого отсутствуют достаточные навыки использования цифровых технологий или ограничен доступ к таким сервисам. Соблюдение этих правил требует от провайдеров платежных сервисов (PSP) значительных инвестиций и строгого соблюдения установленных сроков, также существует риск ущерба репутации в случае, если меры не будут должным образом реализованы, поскольку они направлены на защиту наиболее уязвимых членов общества.
Борьба с платежным мошенничеством
Предлагаемый регламент PSR вводит новые меры по борьбе с платежным мошенничеством и распределению риска в случае мошенничества.
Эти меры направлены на снижение рисков мошенничества, однако они требуют значительных инвестиций от PSP для обеспечения соответствия новым регулятивным нормам. Несоблюдение их может привести к финансовым потерям и репутационному ущербу.
Меры по повышению доступности наличных
Европейская комиссия (ЕК) решает проблему снижения доступности и приема наличных, что более всего влияет на уязвимые группы, зависящие от наличных платежей. Предлагаемое положение о законном платежном средстве в виде банкнот и монет евро обеспечивает всеобщий доступ к расчетам с помощью наличных денег, требуя от государств – членов ЕС поддерживать доступность наличных, в том числе в сельской местности. В связи с этим голландские законодатели предлагают правила для банков по поддержанию банкоматов, предоставлению услуг по наличным расчетам и запрету взимания соответствующих комиссий.
Регламент также предписывает получателям принимать наличные без дополнительных сборов (за исключением отдельных случаев), и требует от государств-членов отслеживать и решать проблемы с приемом наличных. PSP должны продолжать предлагать услуги по приему наличных, даже если это коммерчески невыгодно, предположительно сотрудничая с целью снижения затрат или лоббируя правительства своих стран с целью получения финансовой поддержки для эффективного выполнения этих обязательств.
Цифровой евро
Цифровой евро (ЦВЦБ или CBDC) вводится как цифровая альтернатива наличным деньгам и призван устранить ряд уязвимостей в развивающейся цифровой экономике. Цифровой евро представляет собой требование к ЕЦБ, а не к коммерческому банку, гарантируя, что его номинальная стоимость не пострадает от неплатежеспособности финансовых учреждений. Он будет работать аналогично существующим платежным системам, таким как Visa или Mastercard, согласно находящемуся в разработке своду правил.
Основные причины внедрения цифрового евро:
1. Потеря валютного якоря (валюта, по которой фиксируется курс): снижение использования наличных грозит потерей статуса евро как валютного якоря. Цифровой евро рассматривается как средство восстановления баланса между деньгами центрального банка и частными цифровыми платежными методами, поскольку доверие к депозитам, деноминированным в евро, зависит от возможности конвертировать их в фиатные наличные.
2. Уязвимость по отношению к CBDC третьих стран и частным стейблкоинам: ЕК обеспокоена тем, что CBDC третьих стран (например, цифровой юань) или частные стейблкоины могут подорвать контроль ЕЦБ над валютой ЕС. Введение цифрового евро рассматривается как способ защитить суверенитет ЕС в платежном пространстве и противодействовать доминированию цифровых валют стран, не входящих в ЕС.
3. Резервное платежное средство для других платежных систем: по мере снижения использования наличных цифровой евро будет служить резервным платежным средством во время различных сбоев, таких как сбои в работе ИТ-систем, нарушение телефонной связи или кибератаки, когда другие платежные системы могут выйти из строя.
Как будет работать цифровой евро
Цифровой евро, по замыслу ЕЦБ, призван объединить в себе лучшие качества наличных денег и цифровых платежей. Он будет повсеместно приниматься, прост в использовании, бесплатен для основных транзакций, применим по всей еврозоне для всех цифровых платежей, а также сможет работать офлайн, обеспечивая инклюзивность и высокую защиту конфиденциальности.
Разработанный для моментального, безопасного и безрискового расчета по платежам, цифровой евро будет иметь две версии: онлайн-версию, напоминающую банковский счет, где средства хранятся у PSP, и офлайн-версию, имитирующую наличные (Положение о цифровом евро (Digital Euro Regulation), ст. 23q и отчет ECB Stocktake, стр. 13), хранящуюся на устройствах, таких как смартфоны, и передаваемую в личных транзакциях без подключения к интернету.
Эти функции позволяют цифровому евро поддерживать широкий спектр использования, включая личные расчеты, платежи в точках продаж, электронную коммерцию и G2C-платежи, способствуя созданию инклюзивной платежной экосистемы (ECB Stocktake, стр. 16).
Обязательный прием компаниями, частными лицами и правительственными учреждениями
Проект регламента предусматривает обязательный прием цифрового евро посредством предоставления ему статуса законного платежного средства (Digital Euro Regulation, ст. 7. ECB Stocktake, стр. 11). Это означает, что все структуры на территории ЕС должны принимать цифровой евро в качестве средства платежа по его полной номинальной стоимости. Кроме того, получателям платежей запрещено взимать плату за прием цифрового евро. Общее исключение распространяется на физических лиц, действующих исключительно в личных целях или целях своих домохозяйств, а также к малым или средним предприятиям и благотворительным организациям, которые не принимают сопоставимые цифровые средства платежа.
Роль PSP, особенно – розничных банков
ЕЦБ подчеркивает роль розничных банков в распространении цифрового евро в соответствии с проектом Положения (ECB Stocktake, стр. 18). PSP должны подключаться к системе цифрового евро, позволяя клиентам пополнять и снимать средства со своих счетов. Они также обязаны реализовать функции «водопада» и «обратного водопада» для управления лимитами на суммы хранения цифровых евро. Это ограничение еще не установлено, но речь идет о 0 евро для предприятий и 3000 евро для физических лиц.
Излишки платежей будут переводиться на нецифровой счет в евро («водопад»), а нехватка будет покрываться с подключенного нецифрового счета в евро («обратный водопад»). Розничные банки должны предлагать открытие цифровых счетов в евро и базовые услуги, а PSP должны выполнять проверки KYC, AML, выпуск платежных инструментов и аутентификацию для обеспечения соответствия и доступности (ECB Stocktake, стр. 18).
Модели вознаграждения и бизнеса розничного банка
Модель получения вознаграждения розничными банками, предлагающими услуги цифрового евро, ограниченна. Банки не могут взимать с физических лиц плату за базовые услуги платежей в цифровом евро (Положение о цифровом евро, ст. 17), но они могут получать комиссию от PSP-продавца. Сумма этой комиссии, наряду с торговыми уступками, ограничивается либо суммой соответствующих расходов PSP плюс разумная норма прибыли, либо суммой сборов за сопоставимые цифровые платежные методы, что служит гарантией того, что ТСП не будут переплачивать, учитывая, что они обязаны принимать цифровые евро.
Роль ЕЦБ
ЕЦБ будет играть ключевую роль, предоставляя необходимую техническую инфраструктуру, включая расчеты по транзакциям, переведенные в анонимную форму учетные записи пользователей, номера счетов в цифровых евро (digital euro account numbers, DEAN), службу поиска альтернативных имен и систему цифрового евро. PSP могут использовать front-end сервисы ЕЦБ, если они не разрабатывают свои собственные, при этом ЕЦБ будет покрывать свои операционные расходы.
Целевые меры для уязвимых потребителей
Цифровой евро призван обеспечить доступность финансовых продуктов и услуг для уязвимых потребителей, таких как пожилые люди или те, кто не может уверено пользоваться цифровыми технологиями. Почтовые отделения и кредитные учреждения будут оказывать очную поддержку в овладении этими навыками, помогая этим людям адаптироваться и использовать цифровые сервисы в соответствии со стандартами доступности.
Проблемы и возможные последствия
Хотя внедрение цифрового евро требует серьезных усилий от PSP, успех этого проекта остается неопределенным. Некоторые полагают, что его внедрение может быть осложнено из-за прочного положения существующих платежных систем. Однако в случае введения обязательного приема и тарифных ограничений цифровой евро может стать широко распространенным недорогим платежным методом, потенциально имеющим значительное коммерческое влияние на PSP и формирующим будущее цифровых платежей в ЕС.
Регламент моментальных платежей
В марте 2024 года новый Регламент моментальных платежей был официально опубликован в Официальном журнале Европейского союза. Моментальные платежи в евро на всей территории ЕС должны завершаться в течение не более 10 секунд и предлагаться круглосуточно всеми PSP, за некоторыми незначительными исключениями. Кроме того, PSP обязаны рассматривать моментальные платежи в евро так же, как и немоментальные платежи, с точки зрения доступных платежных каналов и комиссий. Этот регламент делает моментальные платежи недорогим прямым способом оплаты по всему ЕС, конкурирующим с Visa и Mastercard. Цель состоит в том, чтобы снизить зависимость от карточных платежных систем США, усилить конкуренцию и улучшить обслуживание, одновременно укрепляя стратегическую автономию ЕС.
Европейская платежная инициатива (EPI)
Хотя моментальные платежи могут помочь в создании решений для торговых точек в случае трансграничных платежей за товары и услуги в ЕС, их может быть недостаточно. Например, ручной ввод банковских реквизитов ресторана при заказе пиццы замедлит процесс. Кроме того, ресторан столкнется с проблемами перед приготовлением еды при определении того, к какому заказу относится конкретный входящий платеж. Для решения этой проблемы 14 крупных розничных банков из Германии, Франции, Бельгии и Нидерландов, а также два крупных эквайрера запустили Европейскую платежную инициативу (European Payment Initiative, EPI). Она нацелена на модернизацию трансграничных платежей посредством добавления еще одного «слоя» поверх моментальных платежей SEPA, например QR-кода, который запускает платеж в банковском приложении плательщика. Другие решения включают функционал Request-to-Pay и сервис поиска прокси. Это платежное решение назвали Wero.
Открытый банкинг и система доступа к платежному счету SEPA (SPAA)
ЕС продвигает открытый банкинг как дополнительную платежную инфраструктуру, опираясь на PSD2, в рамках которой в 2018 году были внедрены услуги инициирования платежей (payment initiation services, PIS) и услуги по информации о счетах (account information services, AIS). Сервис PIS позволяет его поставщикам (PISP) инициировать платежи со счета пользователя в другом PSP, предлагая экономически эффективную альтернативу кредитным картам. Однако реализация PSD2 была ограниченной; API, предоставляемые банками (ASPSP), часто не оправдывают ожиданий, подтверждая только инициирование платежа, а не его выполнение. Это отсутствие гарантий препятствует распространению этой системы.
Чтобы преодолеть данный разрыв, была разработана схема доступа к платежным счетам SEPA (SEPA Payment Account Access, SPAA), подтверждающая то, что платеж действительно будет выполнен, наличие достаточных средств и то, что платеж не будет заблокирован из-за подозрения в мошенничестве. Система SPAA также вводит новые варианты использования и соответствует предлагаемому Положению о доступе к финансовым данным (Financial Data Access Regulation, FIDA), которое продвигает открытые финансы.
Выводы
Новые риски и тенденции подталкивают частный сектор к участию в решении социальных и геополитических проблем, что имеет значительные последствия для PSP. Поскольку ответственность переходит от потребителей к PSP, стоимость услуг, вероятно, возрастет, и потребуются модернизированные системы мониторинга мошенничества, при этом необходимо найти баланс с проблемами конфиденциальности. PSP также должны отрегулировать свои сервисы, чтобы обеспечить их доступность для уязвимых групп потребителей, особенно при распространении цифрового евро, что может повлиять на их коммерческие стратегии.
Кроме того, PSP обязаны продолжать распределение денежных средств, сотрудничать в части стандартов предотвращения мошенничества и учитывать, что они могут столкнуться с проблемами жизнеспособности инициатив, предложенных законодателями, таких как EPI и SPAA.
Цифровой евро в обозримом будущем будет введен в действие на законодательном уровне, что может изменить динамику рынка, и платежные системы должны тщательно оценить его стратегическое и коммерческое значение.Фото: Автор: Александр Гаценко / Фотобанк Лори