Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Банковский ритейл и платежная индустрия 2025: тренды эпохи технологического суверенитета

Банковский ритейл и платежная индустрия 2025: тренды эпохи технологического суверенитета

Финтех 3 дня назад

В преддверии крупнейшего ежегодного события банковского сектора и платежной индустрии в России и СНГ – ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение», который пройдет уже 09–10 сентября в Москве, предлагаем вашему вниманию обзор последних трендов и текущей ситуации на российском рынке.

Денежно-кредитная политика Банка России и ключевая ставка

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Банка России

lori-0023436551-a7.jpg

Как отметил, заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин в отчете 9 сентября 2025 года, цели и принципы денежно-кредитной политики не изменились:

«Наша политика направлена на то, чтобы инфляция в стране была низкой и стабильной. Ценовая стабильность — это необходимое условие для сбалансированного и устойчивого экономического роста.

Наша цель в цифрах — годовая инфляция вблизи 4%. При этом мы считаем возможным снижение — но точно не повышение — целевого уровня в будущем. Когда и если такое решение будет принято, мы объявим о нем заранее. Фактическое снижение целевого уровня возможно за пределами прогнозного периода, то есть не ранее 2029 года.

Основные инструменты денежно-кредитной политики — это ключевая ставка и коммуникация. От уровня ключевой ставки зависят ставки по кредитам и депозитам, темпы роста кредита и денежных агрегатов, совокупный спрос в экономике, обменный курс рубля. Все это, в свою очередь, влияет на то, в какой мере спрос со стороны населения и компаний соразмерен текущим производственным возможностям. И насколько рост спроса согласуется с расширением этих возможностей в будущем. А уже это соотношение формирует динамику цен в экономике.

Нашу коммуникацию, то есть объяснение принятых решений по ключевой ставке, а также прогноз Банка России, в том числе прогнозную траекторию ключевой ставки, граждане и бизнес, участники рынка учитывают, когда принимают решения о том, стоит брать кредит и совершать крупные покупки и инвестиции или сейчас выгоднее, наоборот, делать сбережения. От этих решений зависит то, как быстро будет расти спрос на товары и услуги, а значит, и инфляция.

Поскольку денежно-кредитная политика влияет на инфляцию с течением времени, то при принятии решений мы опираемся на макроэкономический прогноз. Прогноз строится с помощью модельного аппарата, который мы постоянно усовершенствуем».

Важным принципом политики ЦБ остается режим плавающего валютного курса. Гибкий курс позволяет экономике быстрее подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Благодаря плавающему курсу российские экономические власти, Банк России имеют возможность проводить самостоятельную, независимую от денежных властей других стран денежно-кредитную политику.

«В 2024 году инфляция превышала 4% четвертый год подряд. Более того, отклонение от цели даже увеличилось. Это произошло из-за мощного импульса к расширению внутреннего спроса, который существенно опередил возможности наращивания предложения. В ответ на это во второй половине года мы существенно ужесточили денежно-кредитную политику. Результаты мы уже можем наблюдать. Темпы роста цен в этом году планомерно и существенно замедляются. Полагаем, что достигнутой жесткости денежно-кредитной политики достаточно, чтобы по итогам 2026 года годовая инфляция вернулась к цели 4%», – отметил эксперт.

Прогнозные сценарии по мнению заместителя председателя Банка России Алексея Заботкина:

· Базовый сценарий мы уже опубликовали в июле вместе с решением по ключевой ставке. Мы ожидаем, что годовая инфляция снизится до 6,0–7,0% в этом году, вернется к 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.

· Сценарий «Дезинфляционный», как и в прошлом году, предполагает более высокую, чем в базовом сценарии, отдачу на инвестиции, осуществленные в последние годы.

· Сценарий «Проинфляционный» сочетает в себе комбинацию внешних и внутренних факторов, под влиянием которых спрос сложится выше, а предложение ниже, чем в базовом сценарии.

· Сценарий «Рисковый» предполагает усиление внешнеторговых противоречий, нарастание процессов деглобализации, повышение импортных пошлин в мире больше, чем в базовом сценарии, и сильное снижение темпов роста крупнейших экономик. Для российской экономики в этом сценарии предполагается также усиление санкционного давления.

«Среди сценариев наиболее вероятный, конечно же, базовый», – резюмировал Алексей Заботкин.

Ключевые тренды

lori-0048260907-a7.jpg

Банки цифрового общества: смена парадигм

Последние годы показали, что банки не могут оставаться только классическими финансовыми институтами. На фоне санкций и ограничения доступа к зарубежным технологиям финансовые организации начали переходить к модели «банков-экосистем». Сервисы больше не сводятся к платежам и кредитам: они включают маркетплейсы, телеком-услуги, обучение и даже цифровые платформы для малого бизнеса. Главный тренд — отказ от зависимости от западного ПО и переход на отечественные решения.

Что уже сделано? Банки ускоренно переводят свои системы на отечественные СУБД и ПО, включая ERP и системы кибербезопасности. Внедрение отечественных решений идет не только на уровне бэк-офисных процессов, но и в пользовательских интерфейсах — от мобильных банков до шаблонов валютных расчетов.

Переход с Windows на Linux уже не рассматривается как временная мера: это стратегический шаг, обеспечивающий независимость от внешних поставщиков. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере коммуникаций: популяризация отечественного мессенджера Max — один из шагов к формированию защищенной среды корпоративного взаимодействия.

Банк как экосистема и инфраструктура будущего
Банковский сектор 2025 года — это не просто отрасль. Это ядро цифровой экономики, которое соединяет биометрию, финтех, эквайринг, безопасность, мобильные платформы и государственные сервисы в единую инфраструктуру. Цель современной банковской системы — быть не поставщиком продуктов, а платформой доступа к цифровой жизни клиента.

Именно поэтому биометрия, универсальный QR, токены и новые POS-технологии — не просто инновации, а кирпичи нового фундамента. Того самого, на котором будет строиться и российский бизнес, и удобство повседневной жизни граждан, и технологический суверенитет всей страны.

Национальная платежная система: что сделано и что дальше
Завершение «Стратегии развития национальной платежной системы 2021–2023» продемонстрировало, что Россия способна создать конкурентные решения в области расчетов. Система быстрых платежей (СБП) стала полноценной альтернативой традиционным картам, а карта «Мир» получила массовое распространение. В 2025 году запущен новый этап – реализация «Стратегии 2025–2027», которая предполагает расширение функционала СБП, внедрение трансграничных переводов с дружественными странами и создание платформы «Волна» — нового поколения национальных платежных сервисов.

Система быстрых платежей: четыре года прогресса
СБП превратилась из экспериментального проекта в ключевую часть национальной платежной инфраструктуры. За последние четыре года количество пользователей выросло многократно, а переводы между банками стали занимать секунды. Следующий этап — развитие трансграничных переводов и интеграция с дружественными странами. Однако эксперты осторожны в прогнозах: технические и политические факторы могут замедлить процесс, хотя сама идея уже не кажется утопичной.

Сегодня оплата по QR-коду становится реальной альтернативой банковскому эквайрингу. Особенно это ощутимо для малого бизнеса, где каждые 1–2% издержек на приеме платежей могут быть критичны для выживания. Как отмечает директор продуктов финтех-компании Paygine Роман Тихонов, «в 2024 году Система быстрых платежей (СБП) не просто стала удобным способом перевода денег, но постепенно начала менять правила игры в розничной торговле и сфере услуг. По данным Банка России, в 2024 году число операций по СБП достигло рекордного уровня — более 4,6 трлн рублей в первом квартале. И если раньше основную долю составляли переводы между физлицами, то сегодня всё большую долю занимают именно платежи от клиентов бизнесу.
Так, согласно открытым данным ЦБ и крупнейших финтех-операторов, в сегменте малого бизнеса доля QR-платежей через СБП в обороте выросла с 7% в начале 2023 года до более чем 20% к середине 2024 года. Причем в отдельных нишах этот показатель еще выше: по данным экспертов, в кафе, парикмахерских, студиях йоги, на автомойках и маркетах локальных брендов QR-коды через СБП уже приносят до трети выручки. Главная причина, по которой предприниматели все чаще выбирают QR-код вместо банковского терминала, — это комиссии. Если при приеме оплаты по карте бизнес платит от 1,5% до 2,5%, то при оплате через СБП комиссии фиксированы и существенно ниже: до 0,7% — для обычных компаний, 0,4% — для микробизнеса (до 30 млн руб. оборота в год).

lori-0044424101-a7.jpg

Дальнейшее развитие мобильного банкинга

Мобильный банкинг в России достиг высокого уровня развития, трансформировавшись из простых интерфейсов для проверки баланса в многофункциональные финансовые экосистемы. Сегодня он стал основным каналом взаимодействия российских банков с клиентами. Практически все значимые игроки финансового рынка предлагают мобильные приложения, постоянно развивая их функциональность и совершенствуя пользовательский опыт.

Мобильный банкинг в России прошел путь от простых приложений для проверки баланса до полноценных финансовых центров в смартфоне. Конкуренция стимулирует банки постоянно совершенствовать свои приложения, чутко реагируя на запросы пользователей. Это создает позитивную динамику развития, когда каждое новое поколение приложений становится функциональнее, удобнее и надежнее предыдущего.

В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшей интеграции ИИ-технологий, расширения возможностей персонализации и совершенствования систем безопасности. Важным направлением также будет развитие открытых API и взаимодействия с другими финансовыми сервисами в рамках концепции Open Banking.

Ниже представлены ключевые игроки рынка мобильного банкинга из числа крупнейших федеральных банков:

  • Сбербанк – «СберБанк Онлайн»
  • ВТБ – «ВТБ Онлайн»
  • «Т-Банк» – «Тинькофф Банк»
  • Альфа-Банк – «Альфа-Банк»
  • Газпромбанк – «Газпромбанк»
  • Промсвязьбанк (ПСБ) – «ПСБ»
  • Россельхозбанк – «Мобильный банк»
  • Райффайзенбанк – «Райффайзен Онлайн»

Анализ рейтингов, проведенный компанией USABILITYLAB, демонстрирует высокий уровень удовлетворенности пользователей большинством банковских приложений. Лидируют Сбербанк и Райффайзенбанк с показателями около 4,8 из 5 звезд. Заметным исключением является Газпромбанк с существенно более низкой оценкой (3,0–3,4), что указывает на значительные проблемы с качеством приложения.

Подробнее читайте в этом номере результаты комплексного исследования российского рынка мобильного банкинга, проведенного USABILITYLAB. На основе анализа пользовательских отзывов и оценок в магазинах мобильных приложений экспертами компании выявлены лидеры по качеству мобильных приложений, определены ключевые факторы удовлетворенности пользователей, изучено влияние обновлений на лояльность клиентов и прослежена эволюция функциональности банковских приложений.

Финтех и Open API: новые горизонты
Финансовые технологии продолжают ускоренное развитие. Банковский ритейл становится все более универсальным: в одном приложении клиент может не только оплатить коммуналку, но и заказать доставку продуктов, оформить страховку или инвестировать в цифровые активы. Финтех-компании активно интегрируются с банками через открытые интерфейсы (Open API), что соответствует новым приоритетам, обозначенным в «Основных направлениях развития финансовых технологий на 2025–2027 годы».
Ключевая идея — превращение банковского приложения в универсальный «финансовый суперсервис». Сильный стимул к развитию таких платформ дала удаленная идентификация через Единую биометрическую систему, хотя ее масштабное распространение сдерживается вопросами доверия, безопасности данных и правового регулирования.

ИИ в финтехе и банкинге – ставка на генеративные модели
Одним из основных трендов последнего времени является широкое использование искусственного интеллекта в финансовой отрасли. Руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех Марианна Данилина отмечает: «Искусственный интеллект проник практически во все сферы экономики, и финансовая сфера тут – один из флагманов. Мы видим, что генеративный ИИ стал технологией общего назначения, при этом он еще далеко не полностью реализовал потенциал своего применения в российском финтехе и, несомненно, продолжит свое развитие. На площадке Ассоциации ФинТех были разработаны 10 потенциальных кейсов применения ГенИИ, охватывающие основные направления работы финансовых компаний: маркетинг и продажи, клиентское обслуживание, HR и внутренние процессы, информационные технологии.
В сфере ИТ и информационной безопасности можно отметить такие сценарии использования генеративного ИИ, как «Помощник программиста», который сопровождает специалиста на всех этапах работы, от написания кода до тестирования и отладки. Предполагается, что функции такого помощника могут быть расширены до уровня полноценного консультанта, способного помогать в принятии решений по архитектуре программных продуктов, «перевода» кода на другие языки программирования, автоматизации в написании и отладке кода. Еще один сценарий – «Умный страж», который имитирует клиентские данные, серверы, сайты для отвлечения хакеров и собирает информацию о злоумышленниках для проактивной защиты.
В маркетинге и клиентском обслуживании будут полезны «ИИ-менеджер проектов» для автоматизации и оркестрирования нескольких обслуживающих функций, «Эмоциональный интеллект», помогающий усовершенствовать клиентский опыт, «Гид по услугам» для продвинутой персонализации и повышения продаж.

ИИ в банке: от экспериментов к повседневности
Использование искусственного интеллекта в банкинге — больше не эксперимент. Сегодня ИИ управляет сегментацией клиентов, скорингом, цифровыми помощниками и даже платежами. Появляется новая категория — Agentic Payments, в которой ИИ не просто участвует в процессе оплаты, а самостоятельно инициирует, подтверждает или отклоняет транзакции, ориентируясь на заданные параметры и поведенческую модель клиента.

Машинное обучение и нейросети позволяют создавать персонализированные финансовые рекомендации, предиктивные модели платежеспособности и интеллектуальные чат-боты, способные проводить полноценные консультации по инвестициям, кредитам или семейному бюджету. Особенно интересен кейс внедрения глубоких языковых моделей (LLM), таких как ChatGPT или DeepSeek, в банковский интерфейс: если в начале 2020-х они были скорее развлечением, то теперь это полноценные компоненты клиентской поддержки и аналитики.

ИИ меняет правила игры
О том, как искусственный интеллект меняет правила игры, рассказывает Руслан Искяндяров, руководитель направления экосистемных сервисов Т-Банка: «Мы наблюдаем повсеместное внедрение этих технологий – от внутренних бизнес-процессов банков до взаимодействия с клиентами. Почему? В первую очередь потому, что ИИ дает колоссальный прирост эффективности. Он не просто ускоряет работу сотрудников, а помогает лучше понимать клиентов, предугадывать их потребности, автоматизировать рутинные процессы. Благодаря этому улучшается клиентский опыт: сервис становится быстрее, удобнее, персонифицированнее. В перспективе ИИ может полностью изменить традиционную модель взаимодействия с банками. Вполне возможно, что вскоре клиенты будут взаимодействовать не столько с банком как организацией, сколько с его цифровым интеллектом – виртуальным помощником, который полностью заменит привычные каналы коммуникации».

По словам директора фулфилмента СДЭК Евгения Бахарева, «преимущества ИИ применимы в разных сферах бизнеса, и особенно в логистике. Здесь технологии помогают выстраивать оптимальные маршруты доставки, учитывая множество факторов: от погодных условий до загруженности пунктов выдачи. Система анализирует, где могут возникнуть задержки, как лучше распределить грузы и какие выбрать траектории. Это делает логистику более точной и позволяет сократить время доставки.

Однако внедрение ИИ требует взвешенного подхода. Основной вызов, с которым можно столкнуться, — качество данных для обучения системы. Мусор на входе — мусор на выходе. Если информация некачественная или устаревшая, даже самый продвинутый AI не даст хорошего результата.

Особенно важен контроль в финансовой и юридической сферах. Например, при изменении налогового законодательства в 2025 году AI-системы потребуют серьезного обновления баз данных. Нельзя просто купить ИИ-решение и забыть про него — нужно постоянно следить за актуальностью информации и контролировать результаты.

Успех применения ИИ зависит и от правильной постановки задач. Лучше всего искусственный интеллект работает там, где много однотипных операций и большие массивы данных. Например, если сотни сотрудников выполняют похожую работу — это отличный повод задуматься об ИИ. А вот для нестандартных задач, где нужен творческий подход, традиционные инструменты могут подойти лучше».

Финтех-мосты между банком и бизнесом
Наладить взаимодействие между банками и бизнесом поможет так называемый финтех-мост, считает CEO компании true.code Артем Шеленговский: «Банки и бизнес зачастую не до конца понимают друг друга из-за разных подходов, что затрудняет их сотрудничество. Банки, стремясь к унификации, предлагают стандартизованные решения, которые не всегда учитывают специфику конкретного бизнеса. Они стремятся сделать удобные и рабочие продукты, но не могут учесть различные нюансы отдельных направлений и кастомизировать готовые решения под каждый бизнес.

Предпринимателям же приходится адаптироваться под каждый банк в отдельности, потому что сложности возникают разные, начиная от масштабных изменений в архитектуре и заканчивая автоматизацией бухгалтерской отчетности. Вопросы могут возникнуть с комиссиями, комплаенсом, международными платежами или поддержкой от банка.

Выходом может стать создание так называемого финтех-моста — решения или продукта, которые предоставляет технологический партнер, провайдер либо компания-разработчик, готовая взять на себя роль «связного» между банками и бизнесом. Такой инструмент не только улучшает взаимодействие и налаживает связь – он снимает с компаний нагрузку по рутинной обработке данных, позволяя сосредоточиться на стратегических задачах. Созданный софт может решать множество проблем бизнеса: автоматизировать процессы, унифицировать передачу данных, повышать скорость и производительность работы, сокращать риск ошибок из-за человеческого фактора».

Дальнейшие цифровые тенденции в финансовых услугах
Как отмечает руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех Марианна Данилина, «помимо трендов, связанных с развитием ИИ, среди которых можно выделить «генеративный ИИ для всего», «агентский ИИ», ИИ-аватары, «эмоциональный ИИ», «ИИ-плюс», «платформы для управления ИИ» и «ИИ в регулировании и надзоре», Ассоциация ФинТех в своем ежегодном исследовании «3х10 ключевых трендов» отмечает и другие бизнес-, техно- и финтех-тренды. Среди технологических трендов я бы отметила квантовые и гибридные вычисления для развития и обучения ИИ и анализа данных, борьба, в том числе и проактивная, с новым поколением рисков и угроз (квантово-устойчивая криптография, системы защиты от дезинформации, ИИ в основе кибербезопасности), синергия человека и машины. В финтех- и бизнес-трендах необходимо отметить инновации в платежах (QR-изация, мультимодальный биоэквайринг), встроенные финансы, мультисегментный банкинг, токенизацию и цифровые активы, платформизацию, масштабирование открытых данных».

lori-0041784871-a7.jpg

Российский рынок после ухода международных платежных систем
Прошло уже более трех лет с момента прекращения работы Visa и Mastercard в России. Сегодня можно уверенно сказать, что «эффект изоляции» дал обратный результат: национальные игроки в лице НСПК получили шанс на бурное развитие. По словам главы НСПК Дмитрия Дубынина, в первом квартале 2025 года количество выданных карт «Мир» составило 419 млн, что на 19 млн больше, чем в 2024 году. По данным Банка России, в первом квартале 2025 года граждане России провели через СБП свыше 4 млрд операций, общая сумма переводов превысила 22,6 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года количество переводов увеличилось в 1,6 раза, а общая сумма операций — более чем в два раза. Платежи через QR-коды стали обыденностью. Основные векторы развития теперь связаны с созданием устойчивой экосистемы сервисов: от мгновенных трансграничных переводов в валюте дружественных стран до разработки новых платежных инструментов на базе цифрового рубля.

Как отмечает директор департамента трансграничных операций инвестиционного банка Altus Capital Никита Кучин, «за последние три года российский бизнес адаптировался к платежным ограничениям и продолжает искать новые методы осуществления взаиморасчетов. Одними из самых популярных и недорогих способов расчетов остаются агентские схемы, которые предполагают взаимозачет экспортно-импортной выручки. Однако появилось очень много агентов, которые в большинстве своем работают через счета компаний-нерезидентов, и проверка их благонадежности не всегда оказывается простой задачей. Это создает дополнительные риски для бизнеса, который и так достаточно чувствителен к росту транзакционных издержек. Банки активно продвигают идеи использования эскроу-счетов и аккредитивов, чтобы уменьшить риски российских компаний. Но такой подход предполагает наличие большой собственной ликвидности у агентов, которую мало кто может себе позволить.
Банки и финансовые организации в странах, не присоединившихся к антироссийским санкциям, позволяют российским компаниям переводить рубли, проводить конвертацию и осуществлять платежи через SWIFT.
Второй распространенный способ — агентская схема. Она предполагает, что российская компания переводит рубли на счет нерезидента (агента) внутри РФ. Агент, в свою очередь, рассчитывается с иностранным контрагентом в валюте со своего зарубежного счета.

Цифровой рубль — универсальный инструмент недалекого будущего?
Внедрение цифрового рубля (ЦР) становится центральным событием года, несмотря на перенос полномасштабного запуска проекта на сентябрь 2026 года. Основные задачи проекта на ближайший этап — интеграция ЦР в экосистему банковских сервисов и экономику.
Как отмечает директор продукта Method финтех-компании Paygine Артем Журавлев, «по данным ЦБ РФ, в рамках пилотного проекта было проведено около 25 тыс. операций с цифровыми рублями, включая переводы между физическими лицами и оплату товаров и услуг в торгово-сервисных точках. Это демонстрирует растущий интерес к новой форме национальной валюты и необходимость дальнейшего развития соответствующей инфраструктуры».
Один из ярких примеров — интеграция таких платформ в процесс внедрения цифрового рубля в B2C и B2B-сегменты. Финтех-операторы позволяют подключать новый платежный инструмент с минимальными затратами на доработку инфраструктуры, а также обеспечивают прозрачность, отчетность и гибкость для участников рынка.

Единая биометрическая система: вызовы и перспективы
Несмотря на государственную поддержку, ЕБС пока не достигла ожидаемого масштаба. Основные сдерживающие факторы — недостаточная информированность населения, опасения за сохранность персональных данных и необходимость масштабного обновления инфраструктуры.
О состоянии Единой биометрической системы на современном этапе рассказывает
Евгений Семенов – архитектор национальных систем цифровой идентичности, заместитель генерального директора Центра биометрических технологий (ЦБТ) – оператора государственной Единой биометрической системы (ЕБС):
«ЕБС — это не «сервис будущего». Это полностью развернутая система, ежедневно обеспечивающая доступ к государственным и коммерческим услугам для миллионов пользователей.
Данные на конец июля 2025 года:

• до 40 тысяч новых регистраций в сутки — в отделениях банков и через приложение «Госуслуги Биометрия»;

• более 11 600 точек очной регистрации;

• 17 действующих сервисов, в числе которых оплата покупок и проезда, дистанционное открытие бизнеса, удаленное открытие банковского счета, оформление УКЭП и сим-карт, заселение в гостиницу, обслуживание в МФЦ и другие.
Ключевой вопрос — архитектура доверия. Когда человек не просто «отдал биометрию» — а знает, где она используется, может полноценно управлять данными, получает необходимые уведомления и может ее отключить.
Мы выстраиваем инфраструктуру, в которой клиент — субъект действия. Это не про интерфейсы. Это про право управлять своей цифровой идентичностью и быть в центре архитектуры. На сегодняшний день в Единой биометрической системе реализован именно такой подход. Все инструменты управления доступны нашим пользователям на портале Госуслуг.
Отдельный фокус — доступность технологии для бизнеса. Мы работаем над снижением стоимости ее внедрения. Именно поэтому:

 • мы разрабатываем решения на базе ОС «Аврора» с предустановленными модулями, снимающими большую часть затрат на подключение;

 • завершаем работу над альтернативным типовым решением по ИБ, которое позволит подключаться к ЕБС без громоздкой проектной документации.

Наша задача — сделать биометрию полностью готовой к масштабированию. Чтобы в систему могли входить не только крупные банки, но и, например, отдельные несетевые гостиницы или другие игроки с понятным утилитарным сценарием.

Устойчивость к ошибкам и атакам — это не лозунг, а часть повседневной работы: бимодальность (лицо + голос), тестирование ИИ-моделей, контроль качества в реальных условиях.

Стандарты не тормозят развитие, а обеспечивают устойчивость. Централизованный API, единая логика идентификаторов, предсказуемость интеграций — это плюс, а не ограничение.
Регуляторика выстроена. При этом диалог с регуляторами идет на постоянной основе, и мы видим здесь не зону торможения, а пространство для донастройки».

Open API: ключ к цифровому суверенитету
Стандартизация открытых API (Open API) стала основой для нового этапа цифровизации финансовых услуг в России. Open API становится инструментом национального технологического суверенитета, обеспечивая независимость от закрытых протоколов зарубежных платформ и давая пространство для создания уникальных продуктов с интеграцией кредитования, страхования, аналитики и клиентского сервиса в единый цифровой опыт.
При этом следует помнить, что в 2024 году Банк России официально отказался от реализации модели Open Banking по результатам опросов участников рынка и перешел сразу к модели Open Finance с последующим переходом к модели Open Data.

Как напоминает директор по развитию открытых данных и экосистем Ассоциации ФинТех Анастасия Каючкина, «Открытые API — это стандартизованный набор запросов и сообщений, которыми могут обмениваться между собой различные организации с согласия клиента. Обмен данными через Открытые API может быть на трех уровнях».
Первый – Открытый банкинг, обмен банковскими данными клиента между финансовыми организациями (данные о счетах, платежные данные).
Второй уровень – Открытые финансы, в рамках которого идет обмен не только банковскими данными клиентов, но и другими финансовыми данными: от страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д.
И наконец, третий уровень – Открытые данные, когда устанавливается обмен данными между финансовыми и нефинансовыми организациями. Россия все больше идет в сторону Открытых данных.
Инициатором внедрения Открытых API в РФ стал Банк России, разработка стандартов и их пилотирование проходит на площадке Ассоциации ФинТех, затем стандарты отправляются в Банк России для публикации. Регулятор также устанавливает требования к процессу управления согласиями клиентов, а также к обеспечению информационной безопасности. Кроме этого, на площадке АФТ совместно с Банком России и участниками рынка проектируется инфраструктура для формирования безопасной доверенной среды Открытых API.
Внедрение Открытых API позволяет не только трансформировать привычные сервисы, делая их удобнее для клиентов и технологичней, но и создавать принципиально новые продукты. В качестве примера принципиально новых сервисов, появление которых стало возможным благодаря использованию Открытых API, можно привести сервисы мультибанкинга, когда в личном кабинете одного банка пользователь видит информацию по своим продуктам в разных банках. По словам Анастасии Каючкиной, «на основе стандартов Открытых API, разработанных на площадке АФТ, реализовано два таких проекта: сервис по обмену данными о выписках клиентов — юридических организаций, а также обмен между банками информацией о счетах клиентов – физических лиц, в результате чего данные будут отображаться в приложениях партнеров, а клиенты получат возможность управлять своими финансами в режиме «одного окна». Если говорить о трансформации привычных услуг, стоит отметить пилотный проект Сравни и Банка ДОМ.РФ, реализованный на площадке АФТ, по оформлению заявки на ипотеку в цифровом виде через финансовый маркетплейс, что делает процесс подачи и одобрения заявки на ипотеку существенно более быстрым и удобным для клиента.
На площадке АФТ уже 20 банков, страховых компаний и медицинских организаций пилотируют единые стандарты Открытых API в своих сервисах. Охват клиентов сейчас несколько десятков тысяч, а к концу года может дойти до нескольких миллионов. Участниками рынка протестированы 10 технических стандартов Открытых API, 8 из них и направлены в Банк России для рассмотрения в качестве рекомендательных для всех участников финансового рынка».

Open Finance + Open Data: финтех без границ
На базе открытых API стремительно развивается модель Open Finance. Здесь на первый план выходит концепция «банк под капотом» — когда фронт клиентского опыта выстраивается финтех-компанией или маркетплейсом, а банковская инфраструктура выступает фоном.
Это ведет к возрождению независимого финтеха: появляются платформы, которые предоставляют кредитование, страхование, финансовое планирование, не являясь банками в традиционном смысле. Они используют банковские лицензии в формате BaaS (Bank as a Service), арендуя нужные функции и сосредотачиваясь на клиентском UX.

Новые бизнес-модели: необанки, BNPL, цифровой онбординг
Необанки стали заметным явлением на фоне массового отказа от физической инфраструктуры. Их главная сила — легкость в запуске, скорость обновлений и ориентация на конкретные ниши: от молодежи до малого бизнеса. При этом модели типа BNPL (Buy Now, Pay Later) получили устойчивое развитие, но параллельно стали объектом государственного регулирования. Новый законопроект ставит цель не только ограничить скрытое кредитование, маскирующееся под рассрочку, но и пресечь практику «размазывания» стоимости услуги по всем товарам, вне зависимости от формы оплаты.

Цифровой онбординг клиентов становится основным способом привлечения пользователей. С помощью удаленной идентификации и биометрии процесс регистрации занимает минуты, а не часы. Однако здесь особую роль играет принцип свободы выбора: клиент вправе использовать одну из нескольких биометрических систем, а не быть жестко привязанным к конкретному банку или приложению.
Ирина Поддубная, основатель EW Club, эксперт по e-commerce, отмечает: «Сегмент (BNPL, Buy Now Pay Later) в России активно внедряется. По прогнозу исследования Next MSC (Russia Buy Now Pay Later Market Analysis), среднегодовой темп роста (CAGR) составит 31,8% в период до 2030 года. Уже сейчас модели BNPL предлагают крупнейшие e-commerce игроки: Ozon, Wildberries, Lamoda. По мере усиления конкуренции маркетплейсы используют этот инструмент как фактор удержания клиента и стимулирования среднего чека, а банки и финтех-компании как канал расширения кредитного портфел».

lori-0004057339-a7.jpg

Что дальше: стандарты, экспорт, экосистемы
Работа по стандартизации Open API продолжается. На очереди — согласование форматов межплатформенного взаимодействия, протоколы кросс-продуктовых сценариев и создание «песочниц» для пилотирования новых сервисов. Все это должно обеспечить выход российских Open API не только на национальный, но и на евразийский уровень. Уже идут дискуссии о создании трансграничных платежных решений, где Open API будет связующим элементом, позволяющим обеспечить бесперебойную работу в рамках валютных союзов, альтернативных SWIFT и традиционным системам.

Переход к модели BaaS становится не просто перспективой, а необходимостью: все больше банков перестают конкурировать в рознице и начинают продавать «банковские модули» финтех-компаниям, ритейлерам и телеком-операторам. Внутри такой архитектуры у финтеха появляется свобода строить продуктовые гипотезы, не вкладываясь в инфраструктуру.

Цифровые валюты 2025: текущая ситуация, ключевые тренды и вызовы ближайшего будущего

lori-0045615552-a7.jpg

К 2025 году цифровые валюты перестали быть маргинальной темой. Они заняли устойчивое место в финансовом ландшафте и перестали восприниматься исключительно как инвестиционный инструмент или зона экспериментов. Сегодня цифровая экономика — это одновременно и новые валютные формы, и новые технологии управления активами, и совершенно иное понимание денежного обращения. На этом фоне Россия, как и многие государства, переосмысливает подход к криптовалютам, цифровым финансовым активам (ЦФА), технологиям блокчейна и внедрению цифрового рубля.

Криптоиндустрия 2025: между запретами и интеграцией
До недавнего времени криптовалюты вызывали у российского регулятора осторожное, если не сказать настороженное, отношение. Однако в 2025 году наблюдается заметная трансформация взглядов. Банк России, традиционно выступавший за жесткое ограничение использования криптовалют, сегодня готов обсуждать механизмы их легального оборота, в первую очередь в рамках трансграничных расчетов, на фоне ограниченного доступа к международным платежным системам.

Подход государства к регулированию стал более прагматичным. Деление на «вредную крипту» и «полезные цифровые активы» сменилось поиском баланса между защитой экономики и технологическим прогрессом. С одной стороны, в стране по-прежнему запрещены расчеты в криптовалютах во внутреннем обороте. С другой — создаются экспериментальные правовые режимы, допускающие использование криптовалют в международной торговле.

Комментируя этапы развития и регулирования криптоиндустрии в 2025 году, директор по аналитике AML/KYT провайдера «Шард» Федор Иванов отметил: «Пока что изменения во взглядах властей на криптовалюту не сильно поменялись. Самый значимый сдвиг произошел в 2024 году, когда приняли поправки в Федеральный закона № 259-ФЗ, связанные с майнингом, а также закон об учреждении ЭПР для целей использования криптовалют во внешнеэкономической деятельности. С тех пор ничего не поменялось, а все заявления о возможности начать торговлю криптовалютой на биржах для розничных инвесторов, пусть и неких «суперквалифицированных», пока остаются только заявлениями».

В 2025 году вступили поправки в НК РФ, также принятые еще в 2024 году, в соответствии с которыми криптовалюты признаются имуществом. В целом это также продолжение тренда, начавшегося еще в 2015 году, когда аналогичные поправки вносились в различные законы, такие как «О противодействии коррупции», «Об исполнительном производстве» и т.д. Да, теперь правила налогообложения операций с криптовалютами стали понятнее, но все равно остается много вопросов, в том числе связанных с их бухгалтерским учетом. Также приняли правила изъятия криптовалюты, но и этот закон начал готовиться еще в 2024 году и на отношение властей к обороту цифровой валюты в целом влияния не имеет, это скорее об изъятии у преступников преступного дохода.

По мнению Федора Иванова, ни Банк России, ни Росфинмониторинг пока что также не показывают какой-то положительной динамики в решении вопросов, связанных с оборотом криптовалют. ЦБ РФ выпустил новые рекомендации 7-МР, дополнив рекомендации банкам по борьбе с незаконными криптообменниками, но реально бороться с криптообменом это не сильно помогает – появляются новые схемы, связанные с использованием юридических лиц и ИП, дроблением сумм и т. д. Важно отметить, что ФАТФ однозначно требует лицензирования всех криптокомпаний, а вот по этому пути в России идти, такое ощущение, не планируют вообще, хотя нам в прошлом году снизили уровень соответствия по профильной Рекомендации 15. Можно вспомнить, что по этим же причинам ОАЭ, Турция и ряд других стран находились в «сером» списке ФАТФ, так что угроза попадания туда и России из-за проблем с регулированием деятельности криптобирж выглядит вполне реальной».

ЦФА и блокчейн
ЦФА — одна из наиболее активно развивающихся форм цифровых активов в России. Они получили законодательное признание и используются как инструмент размещения корпоративных облигаций, цифровых займов, а также новых форм фондирования бизнеса. Внедрение ЦФА оказалось полезной альтернативой традиционному банковскому кредитованию в условиях санкционного давления.

Илья Глазков, эксперт Академии блокчейна, коснулся вопросов трансформации российского законодательства в части регулирования криптоактивов. Как отметил спикер, впервые появившиеся в августе 2024 года нормы закона впоследствии были уточнены в нормативных актах Банка России: «В результате российские ЦФА, которые жили в корпоративном блокчейне, смогли обращаться в публичном блокчейне. Таким образом, появился первый мостик из России за рубеж, или, точнее из России в публичный контур, а также мостик обратно из публичного контура или зарубежья, из частного приватного блокчейна – в российский контур».

Блокчейн и DeFi: технологии, которые работают
Блокчейн-технологии продолжают демонстрировать устойчивый рост, особенно в корпоративном и институциональном сегментах. Главный тренд 2025 года — это переход от экспериментов к промышленному применению. Блокчейн используется в логистике, цепочках поставок, земельном и имущественном учете, валидации прав на интеллектуальную собственность и учете углеродных единиц.
Смарт-контракты становятся основой для автоматизации не только транзакций, но и исполнения контрактных обязательств в B2B- и B2G-секторах. Все чаще на их базе выстраиваются целые платформы взаимодействия между юридическими лицами — от страхования до энергетики.
Что касается децентрализованных финансов (DeFi), то в 2025 году эта сфера уже не воспринимается исключительно как зона анонимной торговли. Наоборот, происходит ее интеграция с регулируемыми сервисами. В некоторых юрисдикциях появляются гибридные решения — DeFi-платформы с верифицированными пользователями, соблюдением требований AML/KYC и полной прозрачностью операций. Россия также наблюдает за этими тенденциями и формирует собственные подходы.
Директор по аналитике AML/KYT провайдера «Шард» Федор Иванов: «В настоящий момент в России все внедрение DeFi происходит на уровне бизнеса. Государство в эти истории практически «не лезет», а в случае с оборотом цифровых валют – серьезно ограничивает. В итоге можно увидеть, что многие стартапы в ОАЭ, Европе, США и Гонконге основаны выходцами из России.
В сопредельных с Россией странах Центральной Азии и Южного Кавказа – Казахстане, Кыргызстане, Грузии – значительное число блокчейн-инициатив поддерживаются государством, а в России эта поддержка несистемная и скорее больше в области венчурного инвестирования капитала через несколько фондов, курируемых госкорпорациями и крупнейшими банками с государственным участием».

Безопасность и контроль: борьба с теневым оборотом криптовалют
Одним из ключевых вызовов по-прежнему остается риск использования криптовалют в преступных целях: от отмывания денег до финансирования терроризма. Для борьбы с этими угрозами Россия активно развивает правовые и технические механизмы контроля.
Создаются платформы отслеживания транзакций, вводятся требования к идентификации пользователей на криптобиржах и платформах обмена. Появляются партнерства между государственными структурами и финтех-компаниями, специализирующимися на блокчейн-аналитике. Государство также делает ставку на технологическую экспертизу: используется машинное обучение и искусственный интеллект для выявления подозрительной активности в распределенных реестрах.
Ведется работа по гармонизации требований с международными рекомендациями FATF (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), при этом учитываются интересы сохранения суверенитета и устойчивости финансовой системы.
Как отмечает директор по аналитике AML/KYT провайдера «Шард» Федор Иванов, «в 2025 году принят закон, позволяющий следственным органам изымать криптовалюту в рамках уголовных дел как имущественный актив, причем детально прописана процедура ареста и перевода криптоактивов на специальные адреса для их сохранности.
На конференции «ICT-Crime 2025» в Санкт-Петербурге, посвященной актуальным вопросам противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, представитель Генеральной прокуратуры РФ заявил, что сейчас готовятся новые поправки в законодательство, которые однозначно будут приравнивать использование криптомиксеров и децентрализованных протоколов с целью сокрытия преступных средств, к легализации преступных доходов (174, 174.1 УК РФ). Это тоже действенная мера.
Также в России развиваются собственные системы криптоаналитики, такие как ШАРД, и не только частным сектором, но и государством. Росфинмониторинг уже несколько лет делает подобную систему для использования в собственных целях и правоохранительными органами. Как видится, повышение эффективности выявления подозрительной активности в криптовалютах – чуть ли не важнейший способ снижения ее использования в преступных целях».

Торговый ритейл и маркетплейсы в России: кто лидирует, как меняется рынок и что ждет впереди

lori-0033136621-a7.jpg

Российский рынок электронной торговли продолжает стремительно развиваться, несмотря на внешние вызовы, логистические перестройки и меняющуюся макроэкономическую конъюнктуру. Онлайн-ритейл и маркетплейсы становятся не просто каналом продаж, а полноценной экосистемой с собственными финтех-решениями, ИИ-сервисами и уникальными форматами взаимодействия с потребителем. В 2025 году маркетплейсы уже не только формируют повседневные потребительские привычки, но и влияют на архитектуру финансовых потоков, поведение клиентов и логистику.

Электронная коммерция и цифровизация торговой отрасли
По оценке консалтинговой компании INFOLine, среднегодовой темп роста онлайн-продаж независимого в РФ e-com в 2025–2027 годах составит 19%. Уже в 2025 году рынок онлайн-торговли в России вырастет до 14,5 трлн руб., увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 28,3%. По итогам 2024 года объем продаж составил 11,3 трлн руб., что почти на 37% превышает показатель 2023-го.
В среднем в течение ближайших пяти лет аналитики ожидают ежегодного роста рынка на 23,4% и достижения объема 31,4 трлн руб. к 2030 году.
Независимый e-com также продолжит развиваться двузначными темпами: по итогам 2025 го его объем достигнет 4,46 трлн руб. против 3,73 трлн руб. в 2024 м. В среднем омниканальные и специализированные онлайн-ритейлеры (без мультикатегорийных маркетплейсов) будут увеличивать продажи на 19% ежегодно, что позволит рынку преодолеть отметку 6,2 трлн руб. к началу 2028 года.
В роли ключевого драйвера независимой электронной коммерции укрепились омниканальные ритейлеры (к крупнейшим из них эксперты INFOLine относят «Золотое Яблоко», «Все Инструменты», СТД «Петрович», «М.Видео», «Детский мир»). Их оборот в 2024 году вырос на 20,9%, до 2,35 трлн руб., а доля в структуре независимого e-com увеличилась с 61,2% до 63%.
Специализированные маркетплейсы (к ним относятся, например, Lamoda, Apteka.ru) за тот же период нарастили продажи на 12,2%, до 1,38 трлн руб. Самыми быстрорастущими индустриями в независимом e-com стали косметика и парфюмерия (315 млрд руб. с динамикой 52,4% до) и ювелирные изделия (92 млрд руб., 43,6%).
Эксперты INFOLine отмечают: средний чек онлайн-продаж в независимых интернет-магазинах в разы опережает мультикатегорийные маркетплейсы, что улучшает их unit-экономику и позитивно влияет на рентабельность.
В число лидеров по среднему чеку аналитики включили торговую сеть «Лемана ПРО» в сегменте DIY (8,4 тыс. руб., рост на 13% в 2024 году), «Ситилинк» в БиКТ (15,0 тыс. руб., рост на 9% в 2024 году), «Рив Гош» в косметике и парфюмерии (7,1 тыс. руб., рост на 6% в 2024 году).
«К факторам, сдерживающим развитие независимого e-com, можно отнести высокую конкуренцию на рынке онлайн-продаж и потребность в маркетинговых инвестициях, – поясняют в INFOLine. – Вместе с тем участники этого рынка обладают преимуществами, к которым можно отнести дифференцированный за счет СТМ и эксклюзивных марок ассортимент, более высокую долю премиальных товаров, кастомизацию, экспертность и высокий уровень доверия к бренду».
В числе драйверов развития независимого e-com эксперты называют дополнительные сервисы и комплексные решения, дополняющие товар услугами, расширение списка доступных инструментов продвижения с возможностью оценки их эффективности, эффективное управление коммуникациями и дифференциация ценовых предложений в рамках программы лояльности.

Кто на вершине: лидеры российского e-Commerce

lori-0041755630-a7.jpg

На сегодняшний день основными игроками на рынке маркетплейсов в России остаются Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress Россия и СберМегаМаркет. Каждый из них выстраивает собственную стратегию: от «универсальных супермаркетов всего» до нишевых решений с упором на технику, товары для дома или продукты питания.
Wildberries по-прежнему удерживает статус крупнейшего игрока, демонстрируя уверенное проникновение в регионы и массовый потребительский сегмент. Ozon акцентирует внимание на логистике, платежных услугах и развитии собственной финансовой платформы. Яндекс Маркет делает ставку на интеллектуальные алгоритмы и тесную интеграцию с другими сервисами экосистемы «Яндекс». СберМегаМаркет активно использует банковскую инфраструктуру и маркетинговые мощности группы Сбер.

Российский ритейл переживает цифровую революцию
Раньше автоматизация ограничивалась кассовыми системами и складскими программами, сегодня искусственный интеллект проникает во все процессы — от управления ассортиментом до персонализированных предложений покупателям.
X5 Group («Перекрёсток») в апреле 2025 года сообщила об открытии экспериментальных лабораторий на базе двух московских супермаркетов. В них внедрены четыре технологии: компьютерное зрение (система камер анализирует покупательский трафик, очереди на кассах и остатки товаров, автоматизируя управление ассортиментом), bluetooth-маячки (отслеживают поведение клиентов для оптимизации выкладки и логистики), IoT-датчики (контролируют микроклимат – температуру, освещение, уровень CO₂, – повышая комфорт покупателей, аудиобейджи, которые с помощью ИИ оценивают качество обслуживания, анализируя диалоги сотрудников с клиентами.
25 июня 2025 года «Магнит» сообщил о том, что приступил к масштабному внедрению собственной ИИ-системы Forecasting & Replenishment (F&R) для управления товарными запасами. Это первый в России случай, когда крупный ритейлер разработал полностью отечественное решение такого уровня для офлайн-торговли. Технологическая платформа построена на открытых решениях (Apache Spark, Kafka) с облачной инфраструктурой, обеспечивающей масштабируемость на десятилетие вперед.
Один из самых заметных трендов последних лет – внедрение систем компьютерного зрения в российских сетях. Камеры с ИИ анализируют поведение покупателей, фиксируют возраст и эмоции, определяют популярные зоны в торговом зале. Это позволяет собирать статистику, оперативно менять выкладку товаров. Например, если система замечает, что посетители чаще берут йогурты с верхней полки, мерчандайзеры могут оперативно скорректировать расположение продукции.
Но главное преимущество ИИ — в прогнозировании. Алгоритмы, обученные на больших данных, предсказывают спрос с точностью до 90%, учитывая не только историю продаж, но и погоду, локальные события, даже активность в соцсетях. Российские ритейлеры активно используют предиктивную аналитику.

Цифры и тренды: вес онлайн-продаж в ритейле
Доля онлайн-торговли в России продолжает расти. По последним оценкам, она превышает 15% от общего объема розничной торговли, и к 2030 году этот показатель может приблизиться к 25–30%, особенно в крупных городах и агломерациях. Онлайн-коммерция больше не является «альтернативой» — она прочно встроилась в потребительскую повседневность.
Как отмечает руководитель направления финансовых продуктов в Авито Александр Капустин, «с ростом цифровизации и массовым переходом в онлайн e-commerce стала драйвером ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смартфона. Сейчас финтех становится неотъемлемой частью жизни пользователя, привыкшего к онлайн-сервисам. Так, благодаря финтеху трансформируются бизнес-модели компаний, увеличивается их клиентоориентированность и растет доступность товаров и услуг для конечного пользователя.
Компании предлагают способы, которые помогают пользователям эффективно управлять финансовыми транзакциями или инвестициями. Среди них:
Платежи через СБП. Система быстрых платежей предоставляет самые низкие для бизнеса комиссии за прием безналичной оплаты — максимум 0,7% от суммы сделки. Зачисление денег на счет бизнеса происходит моментально. СБП нужна бизнесу, чтобы официально принимать платежи, не теряя при этом деньги на комиссии и оборудовании.
Безопасные сделки. Продажа товаров или услуг в интернете может быть небезопасной как для продавца, так и для заказчика. Для решения таких проблем существуют сервисы безопасной сделки, которые также известны как эскроу-сервисы. Они помогают защитить обе стороны сделки, держа деньги на «нейтральном» счету, пока сделка не завершена, а также позволяют людям прийти к справедливому решению при возникновении конфликта.
Внутренние кошельки. Это универсальный и полноценный платежный инструмент, с помощью которого можно оплачивать товары на платформе. Сейчас он используется на всех площадках e-commerce.
Кредиты и рассрочки. Крупные российские онлайн-платформы идут в новый сегмент финансового рынка — микрозаймы. В правилах выдач кредитов обычно отмечается, что сумма, срок и процентная ставка рассчитываются индивидуально для каждого заемщика. Также широко распространены рассрочки, где переплату по кредиту берет на себя продавец.
Оплата частями. BNPL — сокращение от buy now, pay later, переводится как «купи сейчас, плати потом». Оплата частями помогает компаниям повысить конверсии продаж, а покупатели могут не копить, а сразу приобрести понравившуюся вещь.
Отложенные платежи. Когда вы резервируете денежные средства, вы минимизируете ошибки и даете гарантию в соблюдении договоренностей. Например, заказчик с большей вероятностью заедет в забронированную на праздник квартиру, а владелец получит деньги. Кроме того, при холдировании продавцы и магазины не платят процент за отмененный заказ. Когда пользователь возвращает товар, оформленный по обычной схеме (без заморозки), эквайеры обычно берут комиссию. Также отложенные платежи позволяют быстрее вернуть средства после отмены.
Кешбэк. Этот инструмент повышает лояльность клиентов с помощью бонусных программ. Он помогает продавцам продвигать свои товары и услуги, увеличивать базу постоянных клиентов, а покупателям — получать дополнительную выгоду.

В идеале финтех-решения встроены в пользовательский путь и помогают людям приобрести желаемое. Те пользователи, которые используют финтех-инструменты на платформе, показывают большую лояльность и, как следствие, чаще совершают транзакции».

Финансовое влияние платформ: где деньги, там и маркетплейс
Универсальные и нишевые маркетплейсы оказывают все более ощутимое влияние на финансовую отрасль. Сегодня крупный маркетплейс — это уже не просто витрина с товарами, а полноценная финтех-платформа: с системой мгновенных платежей, рассрочками, кешбэк-механиками, программами лояльности, собственными кошельками и даже элементами кредитования (BNPL).

Что покупают чаще всего: лидеры товарных категорий
Наиболее популярными категориями товаров на маркетплейсах остаются одежда, обувь, товары для дома, электроника, косметика и детские товары. В последние годы резко вырос интерес к продуктам питания, зоотоварам, автотоварам и товарам из категории DIY (do-it-yourself). Это связано как с ростом доверия к доставке, так и с развитием точной логистики и опцией доставки день в день.

Вызовы для ритейла: логистика, конкуренция, регулирование
Один из главных вызовов для маркетплейсов — конкуренция за внимание пользователя. Удержать клиента в условиях перенасыщенного рынка становится сложнее. Вторая большая проблема — логистика в регионах: выстраивание быстрой и надежной доставки, особенно в условиях роста затрат и инфраструктурных ограничений. Также все большее значение приобретают вопросы регулирования и налогообложения, особенно в контексте трансграничной торговли, защиты прав потребителей и оборота персональных данных.

Российская логистика сегодня находится в процессе цифровой трансформации. Ситуацию комментирует руководитель департамента логистических продуктов СДЭК Николай Пахомов: «Логистика будущего невозможна без интеграции цифровых технологий и искусственного интеллекта, поэтому через пять лет наиболее востребованными будут специалисты, обладающие кросс-функциональными компетенциями: цифровая грамотность, аналитическое и критическое мышление, управление проектами, эмоциональный интеллект и базовые знания в области кибербезопасности. Такие сотрудники смогут эффективно решать сложные задачи на стыке логистики и ИT, обеспечивая устойчивое развитие компании».

Технологии как драйвер: от Big Data до нейросетей
Для решения этих задач маркетплейсы активно внедряют искусственный интеллект, аналитику больших данных (Big Data), рекомендательные алгоритмы, чат-боты на LLM и системы динамического ценообразования. С их помощью можно не только предугадывать спрос, но и управлять предложением в реальном времени, оптимизировать логистику, автоматизировать клиентскую поддержку и запускать персонализированные акции.

ИИ позволяет платформам строить полноценный digital twin потребителя — цифрового двойника, на основе которого прогнозируются предпочтения, платежеспособность и поведенческие модели.

lori-0047544067-a7.jpg

Цифровой ритейл как новая инфраструктура жизни
В 2025 году маркетплейсы уже не просто продают товары — они формируют новую потребительскую культуру, где скорость, доверие, удобство и персонализация становятся нормой. Перед ритейлом стоит задача не только удерживать клиента, но и постоянно трансформироваться, используя передовые технологии и актуальные поведенческие данные.
Тот, кто первым выстраивает гибкие, технологичные, безопасные и клиентоцентричные решения, — выигрывает не только рынок, но и лояльность пользователя, что в условиях высокой конкуренции становится ключевым активом.

Адаптация к новым потребителям и реалиям
Современный потребитель — осведомленный, экономный и критичный. Он требует не только низких цен, но и высокого уровня сервиса, гибких условий доставки, прозрачности цен и удобства возврата. Ритейлеры, которые оперативно подстраиваются под эти ожидания, — выигрывают. В противном случае — теряют долю рынка.
Экономическая неопределенность лишь усилила этот тренд: покупатель чаще ищет выгодные предложения, сравнивает условия, пользуется рассрочкой и смотрит на программы лояльности не как на бонус, а как на инструмент экономии.
На данный момент российский рынок электронной коммерции в сегменте B2B (включающий в себя корпоративные закупки, снабжение офисов и т. д.) находится на пороге активного роста. Как комментирует коммерческий директор «Яндекс Маркета для бизнеса» Антон Шокуров: «по прогнозам исследовательского агентства Data Insight, уже в 2025 году 75% B2B-сделок в России будут осуществляться через цифровые каналы.

Одним из ключевых факторов перехода B2B-закупок в интернет является существенная экономия времени. По данным международной консалтинговой компании McKinsey, автоматизация закупок позволяет сократить время на обработку заказов и заключение сделок на 40–60%. Современные B2B-маркетплейсы, такие как Alibaba, Amazon Business и Яндекс Маркет для бизнеса, позволяют предпринимателям быстро находить товары, сравнивать цены и выбирать поставщиков без многочисленных звонков и личных встреч.

Как показывает практика, цифровизация – это не просто модный тренд, а необходимый шаг к более эффективному и современному бизнесу. И чем раньше компании это осознают, тем больше преимуществ они получат в долгосрочной перспективе. В свою очередь автоматизация закупок через онлайн-площадки и маркетплейсы становится новой нормой ведения бизнеса, открывая широкие возможности для роста и развития компаний в России и за рубежом. Этот процесс неизбежен и будет только усиливаться в ближайшие годы, создавая новые возможности для бизнеса и повышая эффективность всей экономики. В том числе это актуально и для регионов, где цифровые платформы становятся дополнительной точкой роста».

Безопасность на первом месте: защита данных и платежей

lori-0039454405-a7.jpg

С ростом объемов онлайн-платежей усиливается внимание к вопросам кибербезопасности. Платформы инвестируют в двухфакторную аутентификацию, токенизацию платежей, защиту от фрода, а также в блокчейн-технологии для верификации транзакций. Принцип «zero trust» (нулевого доверия) все чаще используется при проектировании внутренних систем. Пользователи же получают все больше инструментов контроля: от прозрачной истории покупок до удобной блокировки карты в случае подозрительной активности.

Логистика — один из самых уязвимых секторов экономики с точки зрения кибербезопасности. Отрасль опирается на сложную цифровую инфраструктуру, взаимодействует с десятками подрядчиков и все активнее использует облачные технологии. Ситуацию комментирует директор корпоративного страхования СберСтрахования Зара Геворкян: «В 2025 году логистические компании вышли в лидеры по числу утечек персональных данных в России. Об этом заявил член комитета Госдумы РФ по информационной политике Антон Немкин, подчеркнув, что киберпреступники все чаще выбирают отрасли с высокой цифровой нагрузкой и разветвленной инфраструктурой. Логистика — идеальный пример: десятки подрядчиков, внутренние ИТ-системы, мобильные приложения, API-интеграции с партнерами. Каждый из пунктов — потенциальное «окно» для проникновения злоумышленников. Несмотря на растущие риски, лишь около 40% российских компаний инвестируют в совершенствование кибербезопасности.

Цифровизация логистических процессов привела к массовому внедрению ERP- и TMS-систем (планировщики ресурсов предприятия), облачных сервисов, стороннего ПО и API-интерфейсов.

Также современные компании все чаще используют комплексные решения для защиты от киберугроз. Это могут быть как внутренние системы безопасности, так и внешние сервисы, включающие защиту рабочих устройств и работу центров реагирования на инциденты (SOC). При наличии необходимых ресурсов SOC можно организовать внутри предприятия, однако во многих случаях эффективнее и экономичнее использовать аутсорсинговые модели».

Безопасность безналичных платежей и противостояние новым цифровым угрозам

lori-0042957473-a7.jpg

В 2025 году кибербезопасность финансовой отрасли перестала быть техническим вопросом — это уже неотъемлемый элемент национальной и экономической стабильности. Рост безналичных транзакций, развитие цифровых банков, маркетплейсов и финтех-экосистем сделали платежную инфраструктуру одной из главных целей для киберпреступников. Ситуация требует от банков и регуляторов не только усиленной защиты, но и стратегической устойчивости — киберустойчивости, в условиях постоянной и эволюционирующей угрозы.

Киберугрозы сегодня: точечные атаки и сценарии широкого охвата
Согласно аналитике RED Security SOC, в первом полугодии 2025 года наибольшее количество массовых атак, в том числе автоматизированных, пришлось на сферы ИТ, финансов и телекоммуникаций. Общее количество кибератак на российские компании с января по июнь 2025 года превысило 63 тысячи, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Пик хакерской активности в этом году пришелся на апрель и май, что косвенно указывает на политическую мотивацию злоумышленников и попытку «приурочить» взломы к крупным государственным праздникам. Таким образом, действия хактивистов до сих пор составляют значительную часть киберугроз в отношении российских компаний.
Исследование выявило изменение тактики злоумышленников в части выбора тех или иных отраслей для атак. В первом полугодии лидерами по количеству направленных на них кибератак стали компании из сфер телекоммуникаций (35%), ИТ (19%) и финансов (17%). Эти отрасли остаются привлекательными мишенями из-за больших объемов чувствительных данных, а также критически важной роли в экономике и жизни граждан, поэтому вынуждены отражать до сотни атак ежедневно. Аналитики отмечают, что эти организации часто сталкиваются с автоматизированными атаками, когда хакеры сутками непрерывно перебирают все возможные способы взлома, чтобы найти брешь в защите.
Современная преступная активность выходит за пределы взломов: хакеры все чаще прибегают к комплексным схемам, где технические уязвимости сочетаются с элементами социальной инженерии. Уязвимыми остаются мобильные приложения, SMS- и push-каналы, а также сценарии, связанные с подключением удаленных помощников и чат-ботов.

Ответ отрасли: аудит, тесты, учения и стандарты
Финансовые организации усилили контроль защищенности. В повестке — регулярные пенетрационные тесты, аудиты по стандартам ФСТЭК и ЦБ, киберучения, включая участие в национальных тренировках по защите инфраструктуры. В 2024–2025 годах активно реализуется комплекс «Основных направлений развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы», утвержденный Банком России. Реализованы обязательные процедуры оценки ИБ-рисков, выстроены методики мониторинга и реагирования. Однако дальнейшие усилия должны быть направлены на унификацию требований и вовлечение малого финтеха в эти процессы.

Без согласия клиента: борьба с незаконными списаниями
Наряду с техническими мерами ужесточается и правовая защита. Поправки к закону «О национальной платежной системе» (№ 369-ФЗ от 24.07.2023, вступившие в силу в июле 2024 года) закрепили обязанность банков возвращать средства при доказанном мошенничестве, если клиент своевременно сообщил о попытке хищения. Это стало серьезным шагом в пользу защиты потребителя, но требует постоянного совершенствования процедур возврата.

Операции против кол-центров и «дропперов»: кибервойна на практике
2024–2025 годы стали прорывными с точки зрения борьбы с организованной преступностью в цифровом поле. Впервые были проведены масштабные операции, направленные на нанесение чувствительного ущерба структурам, занимающимся подменой номеров, управлением «дропперскими» сетями и вербовкой россиян в фейковые финансовые кол-центры. Поддержка этих операций со стороны профильных ведомств, включая ЦБ, МВД и ФСБ, позволила дестабилизировать ряд крупных преступных каналов, однако полностью ликвидировать инфраструктуру пока не удалось — она адаптируется и мигрирует в новые цифровые зоны.

Попытки взять под контроль «дропперов» — людей, предоставляющих свои счета или SIM-карты для обналичивания средств, — уже нашли отражение в законодательстве. Ужесточены меры ответственности, введены инструменты автоматического мониторинга транзакций и привязки данных к биометрическим и устройственным признакам. Однако слабым звеном остается проблема добровольного вовлечения людей — зачастую социально уязвимых — в преступные схемы под видом подработки.

lori-0040519376-a7.jpg

Социальная инженерия и дипфейки — новые границы угроз
Отдельный фронт цифровой войны — социальная инженерия. Это не просто способ обмана — это тонко выстроенные психологические сценарии, опирающиеся на стресс, доверие к авторитетам и личную информацию. В 2025 году на авансцену выходят дипфейки: голосовые и видеофальсификации, с помощью которых преступники имитируют звонки «родственников», сотрудников банка или даже государственных структур. Эти технологии становятся мощным катализатором атак, разрушая главный защитный барьер — интуитивное недоверие.
Меры противодействия включают в себя техническую фильтрацию голосов, распознавание речевых паттернов, обучение операторов, а также алгоритмы анализа голоса в реальном времени. Однако ключевым фактором остается финансовая грамотность: пользователь, который умеет критически оценивать ситуацию, остается главным барьером на пути мошенников.
Ситуацию комментирует Андрей Попов, начальник информационной безопасности банка Хлынов: «Развитие искусственного интеллекта привело к появлению нового оружия мошенников – дипфейков. С помощью фальсификации аудио- и видеоконтента преступники реализуют изощренные схемы хищения денежных средств и личных данных. Сгенерированный образ человека рассылают знакомым через мессенджеры или социальные сети. В коротком фальшивом ролике герой рассказывает якобы о своей проблеме и просит перевести деньги. Возможен также и другой сценарий: вам поступает видеозвонок, где видно собеседника, но отсутствует звук. Звонок неожиданно прерывается, и сразу же приходит сообщение с жалобой «Вас не слышно». Под этим предлогом мошенник настойчиво предлагает перейти к переписке в мессенджере, где и разворачивается основной сценарий обмана. За счет своей реалистичности образ очень сложно отличить от прототипа. Однако существует несколько основных признаков подделки: неестественно монотонная речь, странная мимика (особенно в области глаз и губ), несовпадение движений губ с произносимыми словами. Если вы столкнулись с подобными сообщениями – не переводите деньги.
Обязательно верифицируйте запрос через независимый канал связи – позвоните человеку по известному вам номеру или встретьтесь лично. Бдительность и перепроверка – ваша лучшая защита».

Финансовая грамотность: щит, который нужно развивать
Финансовое образование становится неотъемлемой частью политики кибербезопасности. Однако сегодня оно должно выходить за рамки базовых понятий — пользователям нужно объяснять сложные схемы, обучать взаимодействию с биометрией, цифровыми помощниками, новыми типами уведомлений и безопасного поведения в соцсетях. Важно развивать не только федеральные программы, но и локальные инициативы, включая обучение школьников, пенсионеров и уязвимых групп.

Итоги: кибербезопасность — часть стратегической устойчивости
Сегодня безопасность безналичных платежей — это не только защита данных или возврат денег. Это — защита доверия. Устойчивость финансовой системы напрямую зависит от способности противостоять киберугрозам, адаптироваться к новым сценариям атак, реагировать проактивно и — главное — формировать культуру осознанного цифрового поведения у населения.

Сильные ИБ-практики, продуманные законы, действенные меры против криминала и умная профилактика через обучение — вот те опоры, на которых должна строиться киберустойчивость российской финансовой отрасли в ближайшие годы.

Цифровой ID, биометрия и биоэквайринг: идентичность как новая валюта

lori-0050447120-a7 (1).jpg

Одним из ключевых направлений развития банковской сферы становится цифровая идентичность (digital ID). Переход от паролей и пластиковых карт к аутентификации по биометрии — это не просто технологическая модернизация, а смена парадигмы в отношениях между банком и клиентом. Биометрия становится новым «ключом» к финансам: лицо, голос или отпечаток пальца — удобные и уникальные данные, которые невозможно забыть или передать третьему лицу.

На этом фоне набирает силу концепция биоэквайринга — системы, при которой клиент может оплачивать товары и услуги по биометрии, вне зависимости от того, в каком банке у него открыт счет. Инициируется создание общенациональной платформы, объединяющей разные решения банков и обеспечивающей совместимость инфраструктуры. Это означает, что любой терминал, подключенный к платформе, сможет принять биометрическую оплату от любого гражданина — даже если его счет в другом банке, а оборудование принадлежит стороннему биоэквайреру.

QR-революция и СБП: универсальность и экономичность

Параллельно с развитием биометрии торговый эквайринг в России делает ставку на QR-коды и Систему быстрых платежей (СБП). Эта модель уже доказала свою эффективность: она доступна для бизнеса, удобна для потребителя и выгодна с точки зрения комиссий.

Согласно планам Банка России, в 2026 году в стране будет введен универсальный платежный метод – Универсальный QR, который заменит разрозненные системы и станет единым стандартом. Это будет огромным шагом в сторону унификации и повышения доступности цифровых платежей, особенно для малого и среднего бизнеса, которому дорого разворачивать традиционные POS-решения.

POS-терминалы нового поколения: гибкость, открытость, биометрия

POS-терминал больше не ограничен лишь чтением карты. Сегодня он превращается в многофункциональное устройство, способное работать с биометрией, QR-кодами, токенами и виртуальными картами.

На рынке активно развиваются решения на базе SoftPOS — когда терминалом становится обычный смартфон. Это особенно важно для микропредпринимателей, курьеров, выездных точек. Добавление технологий вроде FacePay или отпечатков пальцев в эту экосистему позволяет обойтись вообще без физических носителей — достаточно взгляда или прикосновения.

Отдельно стоит отметить разработку технологии «Волна» — российской платформы, которая создает единую архитектуру для работы POS-терминалов с различными банковскими и государственными системами, включая биометрическую идентификацию, цифровой рубль и экосистему СБП.

СБПэй и токенизация: цифровой платеж без карты

Еще одним важным направлением становится токенизация банковского счета — технология, позволяющая скрыть реальные банковские реквизиты за цифровым токеном. Это увеличивает безопасность транзакций и делает их универсальными: токен можно использовать в любом приложении или устройстве, без привязки к конкретной карте.
Сервис СБПэй, активно продвигаемый регулятором и крупнейшими банками, уже реализует эту модель. Покупатель может совершить оплату в адрес продавца напрямую со счета покупателя, минуя карточную инфраструктуру, что делает процесс дешевле, быстрее и безопаснее. В будущем эта модель может полностью заменить карты в ряде сегментов рынка.

Трансграничные платежи: когда технологии упираются в политику

На фоне ограничений, вызванных санкциями и отключением от международных расчетных систем, особое значение приобрели трансграничные платежи. Россия активно развивает двусторонние расчеты в национальных валютах, а также работает над интеграцией собственной платежной инфраструктуры с дружественными странами.

Однако здесь технологии сталкиваются с реальностью: геополитические барьеры порой важнее технической совместимости. Даже готовые решения часто не могут быть реализованы из-за регуляторных или политических ограничений.

Российская налично-денежная отрасль (НДО) 2024–2026: трансформация, безопасность и цифровизация в новых условиях

lori-0040476907-a7.jpg

Налично-денежная отрасль в России переживает период глубокой трансформации. С одной стороны — снижение оборотов, с другой — повышенные требования к безопасности, прозрачности и эффективности. После 2022 года отрасль была вынуждена перестраиваться в условиях санкционного давления, отказа иностранных поставщиков и растущей цифровизации. К середине 2025 года НДО демонстрирует устойчивость и способность к локализации ключевых решений, но при этом сталкивается с новыми вызовами: от киберугроз до обоснованности затрат на инкассацию. Ниже — обзор ключевых трендов и перспектив на 2026 год.

Тренды НДО: устойчивость, импортонезависимость и снижение наличного оборота
В 2024–2025 годах НДО продолжает сокращать свою долю в розничных расчетах. По официальным оценкам Банка России, в 2024 году доля наличных в потребительских платежах снизилась до 15% и продолжает уменьшаться. Основной спрос на кэш остается в малых городах, среди пожилых групп населения, а также в теневом сегменте экономики.

Одновременно усиливаются процессы импортонезависимости. С 2022 года отрасль начала отказ от западных вендоров в сфере банкоматного ПО, оборудования для работы с наличными и ИБ-решений.

Безопасность банкоматных сетей: что обеспечивает устойчивость в 2025 году

lori-0046276811-a7.jpg

На фоне роста атак на банкоматы (включая вирусные атаки на интерфейс и физические попытки хищений) ключевым фактором стала комплексная защита оборудования и сетевого периметра. Большие игроки, такие как Сбер, перешли на полностью управляемые решения: отечественные ОС (на базе Linux), изолированные сети, машинное зрение для слежения за подозрительной активностью, а также предиктивную аналитику инцидентов.

Кроме того, все чаще используется биометрическая идентификация при снятии наличных и операции по QR-кодам, что снижает риск компрометации карт и фишинга. Переход на ПО, разработанное в России, а также усиление мониторинга со стороны операторов банкоматных сетей обеспечивают сравнительно высокий уровень безопасности, притом что киберугрозы становятся все изощренней.

Защищенность банкнот: новые технологии против подделок
Несмотря на рост цифровых платежей, безопасность наличных — по-прежнему актуальный вопрос. Банкноты Банка России, выпускаемые с 2022 года, содержат усложненные голограммы, оптические элементы, переменную окраску, микротекст и метки для машинного считывания.
Бизнес-кейсы по обнаружению подделок показывают высокую эффективность многоуровневой защиты — сегодня на один миллион настоящих купюр приходится менее пяти фальшивых. При этом продолжается развитие систем автоматической проверки подлинности в банкоматах и кассовых аппаратах. Параллельно тестируются системы маркировки банкнот и RFID-меток, что может в перспективе обеспечить отслеживание перемещения крупных партий наличности внутри страны.

Инкассация: сжимающийся рынок и новые инициативы
Тренд последних лет — снижение маржи в инкассации, вызванное как общим падением оборота наличности, так и конкуренцией между частными инкассаторами и структурами крупных банков.
Объемы инкассируемых наличных неуклонно снижаются вместе с доходностью услуг, при этом инфраструктуру необходимо поддерживать в любом случае.
В условиях, когда рынка как такового не существует, его участники вынуждены искать некий выход из ситуации – оставить всю эту инфраструктуру «на произвол судьбы» нельзя, поскольку это может привести к самым катастрофичным последствиям. Инкассаторы станут уходить из регионов, и со временем этот функционал вообще перестанет быть доступным для торгового ритейла и банков.
Тем временем Сбер продолжает разрабатывать и внедрять передовые технологии искусственного интеллекта в инкассацию для еще более безопасной и эффективной перевозки денег и ценностей. AI-помощников планируется использовать на всех этапах — от подготовки бригад перед выездом на маршруты до взаимодействия с клиентами.

Резюме

Российская отрасль НДО вступает в фазу зрелой адаптации. Устойчивость к санкциям, развитие ИБ-навыков, переход на отечественные решения, отказ от зависимости от карт и классического POS, развитие QR и биометрии — все это говорит о глубокой переориентации сектора.
2026 год, вероятно, станет годом консолидации усилий: появятся единые эквайринговые и инкассаторские платформы, новые лимиты операций, расширятся биометрические сценарии в банкоматах. А значит, НДО будет жить — но в совершенно новом цифровом формате.

Эти и другие, не менее актуальные темы и вопросы будут рассмотрены на

ПЛАС-Форуме «Платежный бизнес и денежное обращение».

Ждем вас 9–10 сентября 2025 года в Москве!

Назад