Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Сколько экспертов – столько мнений

Сколько экспертов – столько мнений

3331 день назад 315

         <p> Собственная платежная карта «МегаФона» вызвала огромный интерес профессионального сообщества. Оценки опрошенных нами...

Собственная платежная карта «МегаФона» вызвала огромный интерес профессионального сообщества. Оценки опрошенных нами экспертов колеблются от однозначно позитивных до умеренно-скептических.


Так, один из источников «ПЛАС» на банковском рынке и признанный эксперт в области карточного бизнеса отмечает несколько важных моментов, характеризующих инициативу «МегаФона» и, на наш взгляд, проясняет ряд вопросов, которые читатели аккаунтов «ПЛАС» уже успели задать в комментариях.

«На мой взгляд, «МегаФон» не случайно сделал ставку в этом проекте именно на физические карты. Целью оператора и смыслом всей истории, очевидно, было развернуть платежи с баланса телефона (ранее использовавшиеся преимущественно для сферы мобильной коммерции) на огромной платежной инфраструктуре Mastercard в России и за рубежом. А для этого нужны именно классические карты, т. к. та же перспективная NFC-технология является пока что нишевой историей, для которой еще не создана необходимая инфраструктура (как в части нужного количества мобильных устройств с этой технологией, так и в части инфраструктуры приема таких платежей).

Кроме того, на мой взгляд, оператор и банк-партнер подошли к деталям карточного продукта весьма разумно. Так, введенная комиссия за снятие средств в банкоматах призвана, во-первых, исключить такой фактор риска, как появление среди держателей профессиональных «обнальщиков» (и возможные соответствующие претензии регулятора), а во-вторых, частично компенсировать затраты самого оператора на поддержание нулевой комиссии за пополнение карты. Такой подход представляется в текущих условиях более правильным, чем подход некоторых онлайн-банков с «бескомиссионным» (а на самом деле комиссию здесь попросту платит сам банк-эмитент) снятием наличных свыше определенной суммы в банкоматах других кредитных организаций. Если для банка это еще может быть приемлемо, то в случае баланса лицевого счета для оператора это прямой убыток. В целом такой мерой, как комиссия за снятие наличных, «МегаФон» и «Раунд», привлекая средства клиентов на карточные счета, стимулируют их использовать преимущественно в безналичном канале (в торгово-сервисной сети и в онлайн-платежах).

Что касается уже появившихся в сети высказываний о том, что совмещение балансов лицевого абонентского счета и карты якобы грозит пользователям проблемами с некими «хакерами», которые воспользуются этим, то эти рассуждения по меньшей мере странны. Во-первых, сегодняшние кибермошенники в России преимущественно пользуются «дырами» в Android для перехвата управления смартфоном и вывода денег с карты на баланс телефона. Они прекрасно делают это тысячей способов без этой карты, и почему новая карта вдруг должна привлечь их внимание, не очень понятно. Карта «МегаФона» ничем не отличается в плане безопасности от других карт международных платежных систем, а средства защиты лицевого абонентского счета у операторов остались точно такими же, как и ранее. В плане безопасности здесь ничего не изменилось – никакого дополнительного риска от «совмещения» балансов, очевидно, нет, так как каких-то «новых» возможностей для хакеров тут не прибавилось».

Сколько экспертов – столько мнений - рис.1

Мария Михайлова,
исполнительный директор Ассоциации «Национальный платежный совет»
В целом положительно оценивает инициативу телеком-оператора, но видит и ряд «узких мест» в его маркетинговой стратегии.

«Появление новых платежных инструментов, новых способов и форм безналичных платежей – безусловно, положительный фактор для развития платежной индустрии и движения по пути к цифровой экономике. То, что карта выпущена под брендом оператора связи, – очевидный тренд на расширение состава субъектов оказания платежных услуг, выстраивание коопераций между кредитными организациями и компаниями, профессионально работающими с массовыми розничными клиентами.

В случае с данной картой представляется, что было бы целесообразно все-таки делать более аккуратный маркетинг. И хотя специалисты рынка, безусловно, разобрались с тем, каким образом при прямом запрете начислять проценты на остаток ЭДС данная опция активно рекламируется, потребители могут оказаться в несколько затруднительном положении».

Сколько экспертов – столько мнений - рис.2

Андрей Чирков,
независимый эксперт
Новый продукт «МегаФона» является по сути кошельком ЭДС с присущими ему ограничениями. На наш взгляд, вопросы, поднятые А. Чирковым в своем комментарии нашей редакции, очень важны и требуют дополнительных разъяснений от оператора и банка (которые мы надеемся получить от них в ближайшем времени).

«23 августа «МегаФон» презентовал «первую в мире карту, привязанную к лицевому счету абонента». Честно говоря, я совсем не понял, в чем состоит «цимес» для клиента. На презентации представитель «МегаФона» заявил, что, по их опросам, каждый второй абонент испытывает потребность оплачивать товары и услуги не картой, а телефоном. Он не уточнил, имелся ли в виду телефонный аппарат как средство идентификации или абонентский счет, как источник средств, но дальнейшая логика повествования строилась, исходя из того, что абоненты спят и видят, когда им дадут карту, с помощью которой можно будет потратить деньги, внесенные на лицевой счет. Честно говоря, я не могу представить себе человека, который, имея официальный доход на зарплатную карту или серый доход наличными, вносит его на мобильный телефон и страдает от того, что он там лежит без возможности его потратить, упорно не оформляя бесплатную карту, например, Тинькофф Банка с кэшбэком.

В презентации авторы проекта сравнивают свой продукт, который, по сути, представляет собой карту, привязанную не к банковскому счету, а к не подпадающему под систему страхования вкладов электронному кошельку, обремененному законодательными лимитами, эмитентом которого является не «МегаФон», а малоизвестный банк «Раунд» (который не аффилирован с компанией напрямую и контролируется частным лицом) с другими банковскими продуктами от лидеров рынка. На мой взгляд, логичнее сравнить его с продуктом МТС, который представляет собой банковскую карту крупнейшего МТС-Банка, прямо входящего в АФК «Система», не имеющую лимитов кошелька и защищенную АСВ: 

  • выпуск карты у «МегаФона» – даром для абонентов некоторых тарифных планов, или 249 руб. для остальных. У МТС – 199 руб.; 
  • годовое обслуживание и СМС-сервис у обоих бесплатно; 
  • снятие наличных у «МегаФона» – 2,5%, у МТС бесплатно в своей сети и 1% min 100 руб. в «чужой» сети;
  • переводы на чужие карты у «МегаФона» – 1,99%, у МТС – 1% min 60 руб.; 
  • бесплатная связь. При соблюдении вполне небольших оборотов или остатков тарифы линейки Smart становятся бесплатными, а это от 450 руб. в месяц экономии; 
  • кэшбэк и проценты на остаток анонсированы «МегаФоном», но в тарифах почему-то не прописаны; видимо, они регулируются отдельным соглашением с «МегаФоном».     

Назад