Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Попытка найти «сущность» денег представляется  заслуживающей внимания

Попытка найти «сущность» денег представляется заслуживающей внимания

3366 дней назад 326

Валерий Лопатин, к.э.н., старший научный сотрудник Центра ДКП Института ФЭИ Финансового уни­верситета при Правительстве РФ,...

Валерий Лопатин, к.э.н., старший научный сотрудник Центра ДКП Института ФЭИ Финансового уни­верситета при Правительстве РФ, коммен­тирует статью Карла Сумманена «Модель безналичных денег: в поисках эффектив­ной альтернативы»

Автор статьи анализирует недостатки «конструкции текущего счета (ТС)» (под ним автор понимает любой счет, с которого могут выполняться платежи) и пытается найти альтернативу безналичным деньгам, которые, по мнению автора, «внесенные на ТС, «растворяются» в общей сумме денежной наличности банка, т. е. собственных денег банка (касса плюс средства на корсчетах), и используются им без учета желаний и ведома клиента».
Более того, «клиент, открывающий ТС для расчетов, даже если он не хочет передавать деньги в собственность банка и нести риски потери денег, вынужден это делать, так как не имеет другого выбора».

В рамках альтернативной модели, по мнению автора, можно организовать управление безналичными деньгами так, чтобы «зачисление денег на счет клиента не сопровождалось их передачей в собственность банка», для чего необходимо, чтобы «в качестве безналичных денег использовалась бы безналичная валюта, а не требования на получение наличной валюты, как это происходит в действующей модели».

При этом, по мнению автора, необ­ходимо «отделить функцию управления счетом от функции привлечения/размещения денег», для чего ввести две отдельные роли:

«оператор счета» или «Оператор», обеспечивающий техническое управление счетами, на которых учитываются принадлежащие клиентам деньги в форме безналичной валюты» (такие счета автор называет «собственными счетами» или «СС»);
«Сберегательно-кредитная организация», или «СКО», «привлекающая временно свободные деньги клиентов и размещающая их от своего имени».

В итоге, по мнению автора, мы получим следующий результат:

«поскольку функция управления СС чисто техническая, и деньги не передаются в собственность Оператора, между клиентом и Оператором не возникают финансовые отношения»;
«СС не отражается на балансе Оператора, на СС не распространяется требование отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР), банкротство Оператора не создает рисков для клиента».

В связи с предлагаемой моделью сде­лаем следующие комментарии.

Новый подход к понятиям «деньги» и «валюта»

В контексте статьи автор предполагает, что наряду с безналичными деньгами может существовать «безналичная валю-та», которую можно использовать вместо безналичных денег. При этом сами безна­личные деньги, по мнению автора, пред­ставляют собой требования на получение «наличной валюты».
В общем случае автор определяет день­ги как «валюту, массово используемую в качестве универсального средства платежа», причем сама «валюта» является объективным представлением некой «иде­альной валюты» и характеризуется фор­мой и моделью управления. Это позволяет автору использовать собственные понятия «наличная валюта», «безналичная валюта» и «система безналичной валюты».

Предлагая новый подход к понятиям «деньги» и «валюта», автор существенно отходит от устоявшихся экономических и правовых подходов, что, конечно, за­труднит практическое использование предлагаемой модели.
В частности, экономистам будет трудно обосновать понятие «идеальной валюты», которая является формой существования «монетизируемой идеальной материи», которая, в свою очередь, является формой существования «идеальной материи», которая, в свою очередь, является пред­ставлением «в области субъективной реальности философской категории материи в области объективной реальности».

В то же время, ради объективности, необходимо отметить, что в настоящий момент в экономической теории термин «деньги», как правило, рассматривается в качестве названия неопределяемой категории (не определяемой через другие категории) и, как правило, задается по­средством перечисления функций денег. 
В связи с последним замечанием по­пытка автора статьи найти до сих пор не найденную «сущность» денег представ­ляется как минимум заслуживающей внимания. 

Передача денег в собственность банка/оператора

Попытка найти «сущность» денег представляется  заслуживающей внимания - рис.1
Автор исходит из представлений, что внесение денег на ТС автоматически сопровождается передачей денег в соб­ственность банка. В то же время, в со­ответствии с сегодняшней правовой доктриной, передать в собственность банку можно только наличные деньги. 
Передача же банку безналичных денег (при переводе денежных средств на ТС) не увеличивает объем активов, находя­щихся в собственности банка (в лучшем случае, увеличивается объем требований банка к банкам­-корреспондентам).

Учитывая, что автор не ограничивает рассмотрение процедуры «внесение денег на ТС» внесением только наличных денег, он замахивается на создание но­вой правовой доктрины, в рамках которой права требований включены в права собственности.

Именно с этих позиций необходимо рас­сматривать предположение автора о том, что использование «безналичной валю­ты» поможет избежать передачи денег в собственность банка. Фактически автор предполагает, что остаток валюты на СС у Оператора не будет отражать никаких прав требований клиента к Оператору.


Обязательства Оператора


Учитывая, что в концепции автора Опе­ратор осуществляет «техническое управление счетами» и «СС не отражается на балансе Оператора» (остаток валюты на СС не отражается как обязательства Опе­ратора перед клиентом), в случае банкрот­ства Оператора «техническое управление» остатком валюты на СС клиента, как можно предположить, перейдет к другому Опе­ратору.
В то же время, хотя автор об этом не говорит, деятельность Оператора долж­на будет регулироваться договором или законом. При этом в рамках договора или закона Оператор будет нести перед клиен­том или СКО целый ряд обязательств в от­ношении правильного отражения остатка валюты на СС и «перевода валюты между двумя СС одного или разных клиентов». 

И здесь возможны две ситуации:
1) договор или закон регулирует обяза­тельства оператора перед клиентами;
2) договор или закон регулирует обяза­тельства оператора перед СКО.

В первом случае обязательства Опера­тора будут аналогичны обязательствам банка в рамках договора банковского сче­та в отношении правильного отражения остатка безналичных денег на банковском счете клиента и перевода безналичных денег между двумя банковскими счетами одного или разных клиентов. 
В этом слу­чае обязательства банка перед клиентами отражаются на балансе банка.

Во втором случае обязательства Опе­ратора будут аналогичны обязательствам независимого процессингового центра, осуществляющего авторизацию и платеж­ный клиринг по картам, перед банками, в которых ведутся банковские карточные счета клиентов и которые передали про­цессинговому центру ряд функций. В этом случае процессинговый центр осуществля­ет технический учет клиринговых позиций банков на основе транзакций клиентов банка, причем информацию о клиринговых позициях он передает в расчетный центр.

Таким образом, в рамках сегодняшней практики логично считать, что если Опе­ратор хочет вести остатки валюты на СС клиентов, то он должен отражать свои обязательства перед клиентами на своем балансе. А если не хочет нести обязатель­ства, то должен оставить СКО функцию ведения остатков валюты на СС клиентов, а на себя взять учет транзакций клиентов СКО с последующим представлением СКО клиринговой информации.

Однако в рамках модели автора допу­скается существование третьего вариан­та – ведение Оператором остатков валюты на СС клиентов без несения (и соответ­ствующего отражения на балансе) обяза­тельств перед клиентами. Такая концепция представляется жизнеспособной в одном случае – если в качестве Оператора пони­мается не юридическое лицо, а некий про­граммно-аппаратный комплекс, существу­ющий независимо от СКО и выполняющий свои функции в соответствии с заданным алгоритмом.

Возможность практической реализации


В принципе аналоги такого комплекса уже существуют – это пиринговые сети компью­теров, обеспечивающие эмиссию и расчеты с помощью той или иной криптовалюты. Если предположить, что участниками пиринговой сети станут клиенты СКО, криптовалюту будут использовать в качестве «безналич­ной валюты» (в понимании автора статьи), а кошельки криптовалюты – рассматривать как СС, то такая сеть будет способна обеспе­чить поддержание остатков «безналичной валюты» на СС клиентов и осуществление трансфертов между СС в соответствии с заданным в системе алгоритмом.

Однако как только мы оторвем такую «безналичную валюту» от счетов клиентов в банках, она пустится в собственное пла­вание, и обратное превращение без потерь «безналичной валюты» на СС у Оператора в «безналичные деньги» на счетах в СКО потребует значительных усилий (например, создания фонда, который будет гарантиро­вать исполнение обязательств СКО перед клиентами).

Назад