Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

АРЧЕ: будни Группового координатора

АРЧЕ: будни Группового координатора

3560 дней назад 275

Какова нынешняя роль и место Ассоциации российских членов Европей в процессе EMV-миграции российского карточного рынка? Как сказались...

Какова нынешняя роль и место Ассоциации российских членов Европей в процессе EMV-миграции российского карточного рынка? Как сказались прошлогодние изменения в структуре Ассоциации на результатах ее деятельности,

с точки зрения взаимодействия как с отечественными банками, так и с MasterCard Europe? На эти и другие вопросы корреспондент журнала “ПЛАС” попросил ответить Андрея Королева, президента АРЧЕ и главу представительства MasterCard Europe в России.

ПЛАС: Как вы оцениваете нынешнее

состояние российского карточного

рынка и развитие бизнеса MasterCard

International в России в целом?

А. Королев: В настоящее время количество банков-участников MasterCard

и, соответственно, объем российского рынка карт платежной системы непрерывно растут.

Так, к началу второго полугодия

2003 г. в России было выпущено

310 тыс. карт с логотипом MasterCard,

что почти на 90% превысило аналогичный прошлогодний показатель.

За первые 6 месяцев 2003 г. по ним

было совершено 3 млн. 70 тыс. операций – на 71,2% больше, чем за тот же

период прошлого года.

Появляются новые продукты: кредитные карты, ко-брендовые проекты

(их зарегистрировано уже более 20),

продолжается развитие программы

дебетовых карт. В частности, совокупный объем эмиссии российских карт

Maestro на 30 июня нынешнего года

превысил 4 млн., увеличившись за 12

месяцев на 63%. Сеть приема карт

MasterCard International в России также постоянно расширяется, насчитывая к сегодняшнему моменту уже более 50 тыс. точек.

В течение прошлого года совокупные обороты по картам платежной

системы, эмитированным российскими банками, возросли почти

вдвое – на 89%. Ожидается, что к концу текущего года рост данного показателя как минимум сохранится на

том же уровне. С началом же развития новых сегментов рынка, например, программ револьверных кредитных карт, темпы увеличения объемов

карточных транзакций значительно

ускорятся.

Интенсивность роста бизнеса

MasterCard International на российском рынке по-прежнему остается

одной из самых высоких в Центральной и Восточной Европе, и у нас нет

никаких оснований ожидать их снижения в обозримом будущем.

В настоящий момент в состав АРЧЕ,

учрежденной в октябре 1995 г. шестью коммерческими банками, входят

35 из 120 российских банков, являющихся участниками MasterCard

International. Именно на их долю приходится в общей сложности более

75% бизнеса MasterCard на российском рынке. Кроме того, как известно,

с прошлого года участником АРЧЕ является MasterCard Europe.

ПЛАС: Каковы сегодня приоритетные

направления деятельности АРЧЕ?

А. Королев: При развитии новых направлений бизнеса MasterCard делает

ставку на группу банков-лидеров. Однако если возникает необходимость

урегулировать на рыночном уровне

какие-либо структурные нововведения, переход к которым банки должны осуществлять по международным

правилам, платежной системе необходимо организовать и поддерживать диалог со всеми своими банками-участниками. Партнером в таких

диалогах между банками

и MasterCard и является АРЧЕ, в рамках которой регулярно проводятся

заседания рабочих групп по вопросам, интересующим банки и платежную систему. При этом стратегические направления деятельности АРЧЕ

определяются Советом, в котором

представлены ведущие операторы

рынка.

По степени приоритетности стоящие перед АРЧЕ задачи можно условно

разделить на краткосрочные (на ближайшие 1-1,5 года) и среднесрочные.

К области долгосрочных стратегических задач можно отнести мероприятия по дальнейшему продвижению

процесса EMV-миграции, по развитию

сети приема карт MasterCard и повышению безопасности, реализацию

проектов по обучению банковского

персонала, защиту интересов банковучастников MasterCard, а также укрепление взаимодействия с российскими

государственными регулирующими

органами в области законотворчества.

На мой взгляд, одним из наиболее

важных стратегических направлений

работы АРЧЕ сегодня является организация содействия миграции российских банков на стандарт EMV. Участники российского карточного рынка пока еще в значительной степени

отстают по темпам миграции от своих европейских коллег. В связи с этим

свою непосредственную роль в данном процессе АРЧЕ видит в создании

для банков благоприятных экономических условий на переходный период, а также во внедрении ряда экономических стимулов. Таких, например,

как снижение ставок комиссии за обмен по национальным транзакциям.

При этом задачей MasterCard является сбор технической и аналитической информации, ее обработка и,

в конечном итоге, разработка конкретных рекомендаций по проведению процесса миграции, а также мероприятий, стимулирующих данный

процесс. Здесь Ассоциация выступает

в качестве некоего консолидирующего инструмента, как при проведении

маркетингового анализа, так и при

составлении более точной стратегии

миграции, которая учитывает реалии

российского рынка.

Другое не менее важное направление работы Ассоциации – адаптация

российских POS-терминальных сетей

для проведения карточных транзакций с использованием ПИН-кода. Как

известно, с 1 января 2002г. вступило

в силу решение MasterCard о переносе

ответственности за мошеннические

операции с эмитента на эквайера

в случае, если последний не обеспечил

в своей торговой точке прием дебетовых карт Maestro с использованием

технологии PIN-base. Однако для российских банков вступление в силу данного соглашения, согласно которому

эмитент получает право на charge-back

по мошенническим операциям в случае, если торгово-сервисная сеть точки эквайера не адаптирована для использования ПИН-кода, мы регулярно

откладываем каждые полгода, учитывая пока еще низкий уровень готовности отечественной POS-терминальной

сети для работы по новой технологии.


“Еще одной стратегической задачей, стоящей перед нами, является маркетинг. Узнаваемость торговой марки MasterCard

в России сегодня растет медленнее, чем нам хотелось бы”


В то же время следует отметить, что

стимулирующие мероприятия для банков, в частности, уменьшение комиссии за обмен, уже привели к заметному

продвижению процесса миграции.

Так, если в начале 2003г. число адаптированных к работе с ПИН-кодом POSтерминалов составляло в России порядка 30%, то в настоящее время их доля приближается к 60%. При этом мы

также осуществляем мониторинг в тех

российских банках, которые пока отстают по темпам миграции от лидеров.

Все это дает основания надеяться, что

к концу текущего года, когда наступит

очередной срок пересмотра вопроса

о неприменении права на charge-back,

к использованию новой технологии

будет подготовлено порядка 90% всех

установленных на российской территории POS-терминалов.

Еще одной стратегической задачей,

стоящей перед нами, является маркетинг. Узнаваемость торговой марки

MasterCard в России сегодня растет

медленнее, чем нам хотелось бы. Поэтому в ближайшем будущем московский офис MasterCard при активной

поддержке и непосредственном участии АРЧЕ приступит к проведению

комплексных масштабных мероприятий по повышению узнаваемости

бренда. Будут также реализованы ряд

маркетинговых программ совместно

с банками, а также проекты, направленные на увеличение потребительской

активности держателей карточек. Так,

благодаря активной маркетинговой

политике банков в 2002г. узнаваемость

торговой марки MasterCard на российском рынке выросла на 9%. Кроме того,

специалисты АРЧЕ будут исследовать

возможности для внедрения новых

маркетинговых технологий.

Следующая краткосрочная задача,

которая стоит перед нами из года

в год, – решение вопросов дальнейшего повышения безопасности карточного бизнеса. Соответствующая

рабочая группа АРЧЕ собирается регулярно.

В дополнение к этому тесное взаимодействие по проблемам предотвращения мошенничества уже в ближайшее время будет налажено нами со

специализированными подразделениями российских силовых структур.

Не менее актуальной для нас задачей на ближайшее будущее является

проведение мероприятий по обучению банковских специалистов. Так,

например, в текущем году мы провели

ряд семинаров с региональными банками, активно развивающими карточные проекты. Кроме того, не исключено, что в будущем мы организуем

обучающие мероприятия, ориентированные непосредственно на держателей карточных продуктов, а также

специалистов и руководителей торгово-сервисных предприятий. Данную инициативу можно рассматривать как часть процесса по стимулированию развития сети приема карт.

Нельзя не отметить и еще одно

стратегически важное направление

работы АРЧЕ – защиту интересов

российских банков-участников

MasterCard International, в рамках которой мы приняли активное участие

в пресечении незаконной деятельности некоторых недобросовестных

карточных эмитентов. Вот только

один пример. В прошлом году сразу

несколько коммерческих банков Балтии стали распространять на российском рынке эмитированные ими карты платежной системы, а также провели рекламные кампании среди россиян, нарушив тем самым правила, установленные MasterCard International.

Мы направили запрос в ЦБ РФ, а также требование в MasterCard о принятии в отношении этих банков соответствующих мер. В результате платежная система уведомила банки-нарушители о незаконном характере их

деятельности на территории России,

после чего они вынуждены были

в спешном порядке свернуть здесь

свои программы.

В наших планах на ближайшее будущее – разработать и представить

банкам-членам Совета Ассоциации

предложения о том, какие конкретные действия АРЧЕ намерена предпринять в рамках реализации таких

основных направлений своей деятельности, как дальнейшее расширение POS-терминальной сети, улучшение в стране экономического климата для приема карт и т. д.

ПЛАС: Какие шаги предпринимает сегодня АРЧЕ в плане повышения качества клиентских услуг, предоставляемых ее банками-участниками?

А. Королев: В принципе, вся стратегия

АРЧЕ направлена в конечном итоге

на повышение качества услуг для конечного потребителя. Так, в долгосрочной перспективе реализация

проектов по маркетингу, популяризации торговой марки и расширению бизнеса банков приведет именно к повышению качества банковских продуктов и услуг. И важной составляющей нашей работы в этом

направлении является обучение специалистов торговых точек, проведение мероприятий по повышению

компетенции конечных потребителей банковских услуг в области карточных продуктов.

Стоит отметить, что в недалеком будущем АРЧЕ намерена занять более активную позицию в этом вопросе, принимая непосредственное участие

в бизнес-процессе, частью которого

станет реализация национальных маркетинговых программ с обучающей

составляющей, а также выступив гарантом эффективности этих проектов.

ПЛАС: Каковы результаты структурных преобразований, произошедших

в АРЧЕ в прошлом году? Каким образом они повлияли на эффективность

работы Ассоциации?

А. Королев: Как известно, в течение

2002 г. в АРЧЕ произошел ряд важных

структурных изменений, связанных

с необходимостью более скоординированных действий между Ассоциацией и MasterCard Europe. В результате MasterCard получила статус члена

Ассоциации, а президентом АРЧЕ был

избран глава московского офиса

MasterCard Europe. В свою очередь,

MasterCard предоставила АРЧЕ статус

Группового координатора (Group

Coordinator) для российских банков.

Проведенное структурное преобразование сделало Ассоциацию полноправным партнером MasterCard по

работе на рынке. С организационной

точки зрения, мы получили возможность самостоятельно разрабатывать

правила, регулирующие деятельность

российских банков-участников

MasterCard, а также обязательные

межбанковские тарифы, утверждать

их в платежной системе, внедрять

процедуры вступления этих правил

в силу и проводить мониторинг их

соблюдения.


“В долгосрочной перспективе реализация проектов по маркетингу, популяризации торговой марки и расширению бизнеса банков

приведет к повышению качества банковских продуктов и услуг”


При этом эффективность проведенных к настоящему времени преобразований уже подтверждают первые конкретные результаты работы

АРЧЕ в новом статусе Группового координатора. В течение 2002 г. мы

провели работу с 41 российским банком по предварительному знакомству с платежной системой MasterCard

International, предоставив информацию по продуктовому ряду, оказываемым услугам, вопросам эмиссии и эквайринга, типам предоставляемого

членства и тарифам вступления

в MasterCard. Для 28 российских банков Ассоциация подготовила необходимую для вступления в платежную

систему документацию, составленную в соответствии с требованиями

MasterCard и включающую в себя финансовую отчетность, учредительные

документы, бизнес-планы по эмиссии и эквайрингу на трехлетний период и т. д. 48 банкам была оказана

помощь в составлении документов

для реализации 63 карточных проектов. Кроме того, 55 банков получили

нашу поддержку при прохождении

обязательных для всех членов

MasterCard проектов TripleDES migration

и 3 банка – при прохождении

проектов TCP/IP migration. В 19 банках специалисты Ассоциации провели консультации по вопросам проведения процедур Authorization release

02.1, в 10 банках – по процедурам

SAFE compliance, 5 банков были проконсультированы по проблемам

MATCH compliance.

Повышенное внимание было уделено Ассоциацией и вопросам маркетинга. Так, совместно с московским

представительством MasterCard мы

принимали участие в проведении

глобальной акции MasterCard “Бесценные воспоминания” (“Priceless

Memories”).

ПЛАС: Принесло ли какие-либо позитивные результаты изменение формулы выборов в Совет Ассоциации?

А. Королев: Стоит отметить, что этот

аспект всегда был предметом оживленных дискуссий среди банков.

И в разные времена предпочтение попеременно оказывалось то более активным эмитентам, то более активным эквайерам. Принципиально новую формулу выбора банков в Совет

АРЧЕ банки-участники утвердили на

общем собрании Ассоциации, состоявшемся в марте 2003 г., приведя ее

в соответствие с методологией подсчета долей банков-участников в акционерном капитале MasterCard

Incorporated. Теперь при выборах будут учитываться такие параметры, как

доходы, получаемые MasterCard

International от обращения эмитированных банком карт, и, в равных долях, достижения банка в области

эмиссии и эквайринга.

Последние выборы в состав Совета

АРЧЕ прошли в марте 2003 г. в соответствии с новой формулой. По результатам работы с карточными продуктами MasterCard в 2002 г. в него вошли представители Альфа-банка, Банка Москвы, Балтийского банка, банка

“Первое О.В.К.”, РОСБАНКа и Сбербанка РФ. Представители еще двух

банков – ИМПЭКСБАНКа и Внешторгбанка – были избраны в Совет

путем прямого голосования.

Следующие выборы пройдут через

год.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (88) ’2003 стр. 11

Назад