Юрий
Колякин, генеральный директор Института информационных технологий, президент
компании CompassPlus, кандидат технических наук
Одним из
наиболее эффективных применений технологии электронных платежей, особенно в
современных экономических условиях, сложившихся в Российской Федерации, являются
корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств.
Разработанные в
Институте Информационных Технологий и реализованные компанией CompassPlus технология, методика и ряд технических,
финансовых и организационных ноу-хау, используемых при построении таких
платежных систем, названные PromCard в настоящее время эффективно применяются на многих
промышленных предприятиях страны, обеспечивая решение целого ряда социальных
и финансовых проблем.
Суть методики PromCard заключается в использовании технологии
электронных платежей и пластиковых карточек для обращения долговых
обязательств промышленных предприятий в интересах самих предприятий, их
работников, подрядчиков и
поставщиков
сырья материалов, местных и региональных бюджетов, работников бюджетных организаций,
пенсионеров и других незащищенных слоев населения.
Такая
корпоративная платежная система может быть создана промышленным предприятием,
местными и региональными администрациями (в сотрудничестве с
бюджетообразующими предприятиями), бюджетными и внебюджетными фондами и
розничными торговыми организациями.
В платежной
системе вводятся в обращение так называемые "внутренние", или
"корпоративные деньги", эмиссию которых выполняет специально образованная
управляющая компания или комитет, состоящий из представителей участников
платежной системы. "Корпоративные деньги" зачисляются на счета
предприятий и частных лиц в специальном электронном банке, ведущем счета и
учитывающем операции, совершенные с их использованием. Обеспечением
"корпоративных денег" являются продукты и товары народного
потребления, размещенные для продажи в торговых предприятиях, принимающих
"корпоративные деньги" в качестве средства платежа за товары и
услуги. Инструментом для совершения платежа является кредитная пластиковая
карточка, выпускаемая в обращение эмитентами — участниками платежной системы.
Внешней формой движения "корпоративных денег" в платежной системе
является взаимозачеты долговых обязательств между участниками, товарообменные
операции, обращение товарных и денежных векселей, выпущенных банками,
промышленными предприятиями и администрациями регионов и т.д.
В основу
технологии корпоративных платежей PromCard, положены несколько основных принципов.
Принцип
товарного обеспечения корпоративных денег. Товары. подлежащие реализации, поставляются промышленными
предприятиями (и другими участниками платежной системы) в торговые предприятия
платежной системы в счет их долгов перед работниками, подрядчиками,
поставщиками сырья и материалов или бюджетом. Эмиссия "корпоративных
денег" (путем зачисления на корпоративные счета предприятий в электронном
банке) осуществляется управляющеи компанией ровно в объёме поступивших в
торговые предприятия товаров народного потребления. Тем самым обеспечивается
платежеспособность "корпоративных денег" и ликвидность их
обеспечения.
Принцип
обращения корпоративных денег. Предприятия — участники платежной системы, поставившие товары в
торговую сеть и получившие на свои корпоративные счета в электронном банке
эквивалентное возмещение в виде "корпоративных денег", далее может
использовать их по своему усмотрению — зачислить часть средств на частные
счета своих работников, расплатиться с местным (региональным) бюджетом, с
предприятиями — поставщиками материалов, сырья и услуг, с подрядчиками и т.
д. Те, в свою очередь, могут также расплатиться со своими работниками,
поставщиками, бюджетом и т. д. Таким образом возникает обращение обеспеченных
"корпоративных денег" в платежной системе. Ликвидность товаров в
ассортименте обеспечивается торговыми предприятиями и управляющей компанией,
ориентирующихся при этом на сложившиеся потребительский спрос и потребительскую
корзину.
Принцип
учета торговых наценок. Известно,
что разница в ценах при розничных и оптовых продажах товаров народного потребления
может достигать по разным группам товаров от 30% до 1000% и сильно зависит от
объемов оптовых партий. Исследования показывают, что реальная оптовая разница
с учетом сложившейся потребительской корзины в российских регионах при
достаточно больших торговых оборотах (обеспечивающих товарное снабжение для 5
тыс. человек и более) может достигать до 200%. Таким образом в корпоративной
платежной системе возникает возможность поддерживать низкие (конкурентные)
цены на предлагаемые населению товары народного потребления, уменьшая тем самым
социальные проблемы, связанные, например, с ростом цен. Кроме того,
возникающая ценовая разница может использоваться промышленными предприятиями
для покрытия высоких издержек производства, связанных с платежами естественным
монополистам, федеральных налогов, а также для собственного развития и
инвестиций. Принцип отложенных налоговых платежей. Чем выше оборот
товаров в платежной системе и шире круг её участников, тем:
• больше
оптовые скидки, получаемые у крупных оптовых торговых предприятиях или непосредственно
у производителей товаров;
• больше объемы
сэкономленных предприятиями средств;
• выше
эффективность такой дотационной финансовой схемы, реализуемой в корпоративной
платежной системой.
Эффективность
такой дотационной схемы сравнима только разве что с крупными прямыми
финансовыми инвестиция-
ми, что в
настоящее время является весьма проблематичным для большинства промышленных
предприятий России. Дополнительно, при правильной организации учета выплат
заработной платы работниками предприятий на основе времени фактического приобретения
товаров в розничной сети, можно организовать более рациональные (экономные)
схемы налоговых платежей, связанных с заработной платой.
Принцип
кредитование промышленных предприятий. Возможна и более консервативная схема товарного обеспечения работников
промышленных предприятий и других участников корпоративной платежной системы,
когда товары народного потребления приобретает и предлагает к продаже само
розничное торговое предприятие, участвующее в платежной системе, а другие
участники платежной системы (предприятия, бюджетные фонды) рассчитываются с
ним в денежной форме по мере поступления денежных средств и реализации товаров
их работникам. При этом устанавливаются льготные (по сути — оптовые) цены при
таких компенсационных платежах (с учетом фиксированных торговых наценок
торгового предприятия, определяемых прямым соглашением с управляющей компанией
и предприятиями). В этом случае торговое предприятие, получающее солидное
увеличение оборотов, как правило, пользуется коммерческим банковским кредитом
для обеспечения своих оборотных средств. Тем самым, во-первых, возникают
условия, при которых коммерческие торговые предприятия кредитуют фонд
заработной платы предприятий и расчеты бюджета с населением, в том числе по
пенсиям, пособиям, бюджетным дотациям, заработной плате бюджетных учреждений
и организаций и т. д. а, во-вторых, обеспечивается надежное ликвидное вложение
денежных средств коммерческих банков, в том числе средств местного населения
и тех же обслуживаемых банками предприятий —участников корпоративной
платежной системы. Очевидно, что такие кредиты более привлекательны для банков
из-за высокой "ликвидности, нежели выданные непосредственно промышленным
предприятиям. Принцип увеличения налогооблагаемой базы бюджета. Очевидно,
что используемая в корпоративных платежных системах безналичная форма платежей
за товары и услуги исключает возможность уклонения от налогов в розничной
торговле (по крайней мере, в части, связанной с обращением неучтенных наличных
денежных средств) и предполагает исполнение обязательств перед бюджетом всеми
участниками электронных платежей, что легко контролируется фискальными
органами ввиду обязательной электронной фиксации всех совершаемых операций.
Таким образом, безналичный денежный оборот корпоративной платежной системы
увеличивает налогооблагаемую базу бюджетов. Эта обстоятельство с учетом
реального положения на криминализированном российском рынке розничных продаж
является основой для наиболее приемлемой в настоящее время стратегии местных
и региональных администраций по контролю за наличным денежным обращением и
полным и своевременным сбором налогов.
Принцип
повышения качества розничной торговли. Приведенные выше особенности корпоративных платежных систем, стимулирующие
всех её участников к развитию и расширению оборотов и электронных платежей,
естественным образом требуют от розничной торговли более высокой организации и
автоматизации для обеспечения высокой пропускной способности торговых точек и
эффективности использования торговых площадей. Это влечет за собой обязательное
увеличение качества и скорости обслуживания населения, снижению непроизводительных
торговых расходов и издержек.
Следствием
создания и развития корпоративной платежной системы является организация
системы розничных торговых предприятий, имеющих возможность, в силу высоких товарных
оборотов, диктовать цены и уровень торговых наценок на розничном рынке. Это
дает возможность местной администрации контролировать уровень цен вполне
рыночными механизмами и тем самым решать многие острые социальные вопросы.
Принцип
отказоустойчивости технических систем. Функционирование организованных согласно описанным выше принципам
электронных платежных систем, являющихся, по существу, социально ориентированными
платежными системами, предполагает использование современных отказоустойчивых
технологий электронных платежей высокого уровня, рассчитанных на массовое широкомасштабное
использование населением. Отсюда вытекают требования к техническому обеспечению:
• надежность на
уровне отказоустойчивости критических и опасных производств и технологий — 24
часа в день 7 дней в неделю 365 дней в году;
•
масштабируемость производительности в широком диапазоне;
•
работоспособность при пиковых нагрузках;
• низкая
стоимость носителей информации — пластиковых карточек, обеспечивающая приемлемые
затраты при переиздании и эмиссии;
• комплексные технологии электронных платежей, обеспечивающие
выполнение банковских операций, учет эмиссии и обращения пластиковых карточек,
розничных операций в торговых предприятиях,
выполнение платежей (в том числе
-коммунальных), непрерывное интерактивное
телефонное обслуживание и т. д.
Подводя итоги,
можно определить следующие преимущества использования технологии
корпоративных платежных систем на основе обращения долговых обязательств:
Для
работников промышленных предприятий, бюджетных предприятий, пенсионеров,
населения региона:
1. Решение
проблемы задержек выплат зарплаты, пенсий и других выплат вследствие кризисных
явлений в экономике.
2. Стабилизация
и снижение розничных цен на товары народного потребления.
3. Повышение
качества торгового обслуживания.
4. Фактическое
инвестирование средств фонда заработной платы предприятий в сохранение
рабочих мест для работников этого предприятия, развитие производства и
стабилизацию финансового состояния предприятия.
5. Повышение
платежеспособности бюджета вследствие увеличения налогооблагаемой базы,
уменьшения теневого денежного оборота и пр.
Для промышленных
предприятий:
1. Смягчение
социальной напряженности благодаря обеспечению бесперебойного снабжения
работников предприятий необходимыми товарами и услугами вне зависимости от
финансового положения предприятия.
2. Появление
дополнительных ресурсов для расчетов с федеральным бюджетом и для собственного
развития и модернизации
производства в следствии:
• сокращения
объёма денежных средств, направляемых предприятиями на выплату заработной
платы;
• сокращения и
отсрочки текущих налоговых платежей на фонд заработной платы и платежей во
внебюджетные фонды;
• появления
дополнительной возможности экономии денежных средств путем расчета с местными
бюджетами обращающимися в платежной системе долговыми обязательствами;
• появления
возможности рассчитываться долговыми обязательствами предприятий с поставщиками
оборудования, материалов, муниципальным транспортом и предприятиями связи.
3. Включение
внутренних дотационных механизмов в результате создания благоприятных условий
для реализации различных схем товарной конвертации дебиторских и кредиторских
задолженностей, а также экспортно-импортных компенсационных операций.
4. Значительное
сокращение издержек на сопровождение и эксплуатацию ненадежных и громоздких
талонных систем питания и списочных систем распределения товаров.
Для
предприятий розничной торговли:
1. Значительное
повышение роли, масштабов и форм деятельности предприятий розничной торговли.
2. Создание
благоприятных условий для повышения уровня обслуживания населения в розничной
торговой сети, увеличения качества и ассортимента предлагаемых товаров и
услуг, снижение цен на товары первой необходимости.
3. Значительное
увеличение оборота товаров повседневного спроса, получение дополнительных
стимулов для обеспечения стабильных поставок по долгосрочным программам и
возможности реализации оптовых контрактов по низким ценам.
4. Создание
благоприятных условий для организации различных эффективных схем товарной
конвертации и зачета долгов с контрагентами с вовлечением в этот процесс независимых
комиссионеров, трейдеров, крупных оптовых поставщиков товаров народного
потребления и других специализированных фирм, способных привлечь при этом
свои собственные источники финансирования.
5. Создание
стимулов для активизации деятельности по оснащению системами автоматизации
торговых предприятий, контроля и учета товарных потоков и материальных
ценностей, и применения эффективных способов организации торговых площадей.
6. Значительное
уменьшение возможности хищений, махинаций и злоупотреблений со стороны
работников торговли ввиду резкого уменьшения наличного кассового оборота и
ликвидации талонной и списочной систем.
7. Резкое (в 3-4 раза) увеличение пропускной
способности кассовых узлов в предприятиях общественного питания (заводских
столовых) и существенное уменьшение очередей в час-пик.
8. Появление
возможности автоматизировать учет работы кассовых узлов, контролировать и
проверять качество работы кассиров.
Для
региональных банков:
1. Повышение
рентабельности вложения средств в развитие системы безналичных расчетов на
базе пластиковых карточек: благодаря возможности двойного использования
создаваемой инфраструктуры - для обслуживания как банковских, так и корпоративных
карточек.
2. Извлечение
дополнительного дохода из обслуживания возрастающих масштабов деятельности
системы розничных торговых предприятий и корпоративной платежной системы.
3. Появление
дополнительных кредитных ресурсов для инвестиционного и текущего кредитования
предприятий местной промышленности за счет экономии средств, направляемых на
выплату заработной платы работникам этих предприятий.
Для
администраций и местных (региональных) бюджетов:
1. Обеспечение
своевременной выплаты пенсий, пособий, компенсаций и дотаций населению
регионов расположения предприятий (при расчете с местным бюджетом долговыми
обязательствами предприятий
в рамках
корпоративной платежной системы с выдачей пластиковых карточек работникам
бюджетной сферы).
2. Перевод
значительной части наличных денежных средств, обращающихся в регионах (в том
числе и в теневом секторе), на банковские счета, и, следовательно, - резкое
увеличение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней и, самое важное, -
кредитной базы местных банков для финансирования развития местной промышленности,
муниципальных и социальных программ.
3. Возможность
перевода всех коммунальных платежей на безналичную основу, телефонное
интерактивное обслуживание и новые современные средства документооборота
(машиночитаемые документы) с целью повышения удобства и уменьшения затрат при
оплате коммунальных платежей для жителей, резкое сокращение издержек на
эксплуатацию.
4. Организация
региональной системы телекоммуникаций на базе телекоммуникаций корпоративной
платежной системы с целью создания развитой региональной инфраструктуры сбора
и передачи данных.
5. Возможность организации внутрирегионального клиринга
банковских, коммунальных, налоговых и прочих платежей, а также перечислений
заработной платы, пенсий, стипендий, дивидендов, компенсаций, дотаций,
страховых платежей и пр. (в том числе и клиринг неплатежей
и долговых обязательств).
6. Возможность
выпуска в обращение специальной дисконтной торговой пластиковой карточки для
населения с низким уровнем доходов.
7. Возможность
выпуска в обращение карточки медицинского страхования для предъявления в
качестве страхового полиса в медицинских учреждениях.
8. Общее
улучшение криминальной обстановки ввиду снижения наличного денежного оборота.
9. Возможность
присоединения к другим локальным и региональным, а также к российским и
международным платежным системам, с целью обеспечения населения дополнительными
видами финансовых услуг и уменьшения оттока денежных средств из городов и
регионов.
10. Появление
предпосылок для создания централизованной высокоинформативной базы данных
населения (с участием адресных столов, ЗАГС, УВД, ГАИ, налоговых органов, банков,
прокуратуры, служб безопасности предприятий, муниципальных служб, администраций,
органов ФСБ и т. д.).
Описанная схема
организации корпоративной платежной системы апробирована во многих проектах,
реализованных компанией CompassPlus в Уральском регионе, и показала свою высокую
эффективность при решении многих социальных и финансовых проблем промышленных
предприятий.