Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств

Корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств

4800 дней назад 917

Юрий

Колякин, генеральный ди­ректор Института информацион­ных технологий, президент

компа­нии CompassPlus, кандидат техни­ческих наук

Одним из

наиболее эффектив­ных применений технологии электронных платежей, особен­но в

современных экономичес­ких условиях, сложившихся в Российской Федерации, являют­ся

корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств.

Разработанные в

Институте Информационных Технологий и реализованные компанией CompassPlus технология, мето­дика и ряд технических,

финан­совых и организационных ноу-хау, используемых при построе­нии таких

платежных систем, на­званные PromCard в настоящее время эффективно применяются на многих

промышленных пред­приятиях страны, обеспечивая решение целого ряда социаль­ных

и финансовых проблем.

Суть методики PromCard за­ключается в использовании тех­нологии

электронных платежей и пластиковых карточек для об­ращения долговых

обязательств промышленных предприятий в интересах самих предприятий, их

работников, подрядчиков и

поставщиков

сырья материалов, местных и региональных бюдже­тов, работников бюджетных ор­ганизаций,

пенсионеров и других незащищенных слоев населения.

Такая

корпоративная платеж­ная система может быть создана промышленным предприятием,

местными и региональными ад­министрациями (в сотрудниче­стве с

бюджетообразующими предприятиями), бюджетными и внебюджетными фондами и

розничными торговыми орга­низациями.

В платежной

системе вводятся в обращение так называемые "внутренние", или

"корпоратив­ные деньги", эмиссию которых выполняет специально образо­ванная

управляющая компания или комитет, состоящий из пред­ставителей участников

платеж­ной системы. "Корпоративные деньги" зачисляются на счета

предприятий и частных лиц в специальном электронном бан­ке, ведущем счета и

учитываю­щем операции, совершенные с их использованием. Обеспече­нием

"корпоративных денег" яв­ляются продукты и товары на­родного

потребления, разме­щенные для продажи в торговых предприятиях, принимающих

"корпоративные деньги" в качестве средства платежа за товары и

услуги. Инструментом для совершения платежа является кредитная пластиковая

карточка, выпускаемая в обращение эми­тентами — участниками платеж­ной системы.

Внешней формой движения "корпоративных де­нег" в платежной системе

явля­ется взаимозачеты долговых обязательств между участника­ми, товарообменные

операции, обращение товарных и денеж­ных векселей, выпущенных бан­ками,

промышленными пред­приятиями и администрациями регионов и т.д.

В основу

технологии корпора­тивных платежей PromCard, по­ложены несколько основных принципов.

Принцип

товарного обеспечения корпоративных денег. Товары. подлежащие реализации, по­ставляются промышленными

предприятиями (и другими уча­стниками платежной системы) в торговые предприятия

платеж­ной системы в счет их долгов пе­ред работниками, подрядчика­ми,

поставщиками сырья и мате­риалов или бюджетом. Эмиссия "корпоративных

денег" (путем зачисления на корпоративные счета предприятий в электрон­ном

банке) осуществляется управляющеи компанией ровно в объёме поступивших в

торговые предприятия товаров народного потребления. Тем самым обеспе­чивается

платежеспособность "корпоративных денег" и лик­видность их

обеспечения.

Принцип

обращения корпора­тивных денег. Предприятия — участники платежной системы, поставившие товары в

торговую сеть и получившие на свои кор­поративные счета в электрон­ном банке

эквивалентное возме­щение в виде "корпоративных денег", далее может

использо­вать их по своему усмотрению — зачислить часть средств на част­ные

счета своих работников, расплатиться с местным (регио­нальным) бюджетом, с

предпри­ятиями — поставщиками матери­алов, сырья и услуг, с подрядчи­ками и т.

д. Те, в свою очередь, могут также расплатиться со сво­ими работниками,

поставщика­ми, бюджетом и т. д. Таким обра­зом возникает обращение обес­печенных

"корпоративных де­нег" в платежной системе. Лик­видность товаров в

ассортимен­те обеспечивается торговыми предприятиями и управляющей компанией,

ориентирующихся при этом на сложившиеся потре­бительский спрос и потреби­тельскую

корзину.

Принцип

учета торговых наце­нок. Известно,

что разница в це­нах при розничных и оптовых продажах товаров народного по­требления

может достигать по разным группам товаров от 30% до 1000% и сильно зависит от

объемов оптовых партий. Исследования показывают, что реаль­ная оптовая разница

с учетом сложившейся потребительской корзины в российских регионах при

достаточно больших торго­вых оборотах (обеспечивающих товарное снабжение для 5

тыс. человек и более) может дости­гать до 200%. Таким образом в корпоративной

платежной сис­теме возникает возможность поддерживать низкие (конку­рентные)

цены на предлагаемые населению товары народного потребления, уменьшая тем са­мым

социальные проблемы, свя­занные, например, с ростом цен. Кроме того,

возникающая цено­вая разница может использо­ваться промышленными пред­приятиями

для покрытия высо­ких издержек производства, свя­занных с платежами естествен­ным

монополистам, федераль­ных налогов, а также для собст­венного развития и

инвестиций. Принцип отложенных налого­вых платежей. Чем выше оборот

товаров в платежной системе и шире круг её участников, тем:

• больше

оптовые скидки, получаемые у крупных оптовых торговых предприятиях или не­посредственно

у производите­лей товаров;

• больше объемы

сэконом­ленных предприятиями средств;

• выше

эффективность та­кой дотационной финансовой схемы, реализуемой в корпора­тивной

платежной системой.

Эффективность

такой дота­ционной схемы сравнима толь­ко разве что с крупными прямы­ми

финансовыми инвестиция-

ми, что в

настоящее время явля­ется весьма проблематичным для большинства промышлен­ных

предприятий России. До­полнительно, при правильной организации учета выплат

зара­ботной платы работниками предприятий на основе време­ни фактического приобретения

товаров в розничной сети, мож­но организовать более рацио­нальные (экономные)

схемы на­логовых платежей, связанных с заработной платой.

Принцип

кредитование промыш­ленных предприятий. Возможна и более консервативная схема то­варного обеспечения работни­ков

промышленных предприя­тий и других участников корпо­ративной платежной системы,

когда товары народного потреб­ления приобретает и предлагает к продаже само

розничное тор­говое предприятие, участвую­щее в платежной системе, а дру­гие

участники платежной систе­мы (предприятия, бюджетные фонды) рассчитываются с

ним в денежной форме по мере по­ступления денежных средств и реализации товаров

их работни­кам. При этом устанавливаются льготные (по сути — оптовые) цены при

таких компенсацион­ных платежах (с учетом фикси­рованных торговых наценок

торгового предприятия, опреде­ляемых прямым соглашением с управляющей компанией

и пред­приятиями). В этом случае тор­говое предприятие, получающее солидное

увеличение оборотов, как правило, пользуется коммер­ческим банковским кредитом

для обеспечения своих оборот­ных средств. Тем самым, во-пер­вых, возникают

условия, при ко­торых коммерческие торговые предприятия кредитуют фонд

заработной платы предприятий и расчеты бюджета с населени­ем, в том числе по

пенсиям, по­собиям, бюджетным дотациям, заработной плате бюджетных уч­реждений

и организаций и т. д. а, во-вторых, обеспечивается на­дежное ликвидное вложение

де­нежных средств коммерческих банков, в том числе средств ме­стного населения

и тех же обслу­живаемых банками предприя­тий —участников корпоратив­ной

платежной системы. Оче­видно, что такие кредиты более привлекательны для банков

из-за высокой "ликвидности, неже­ли выданные непосредственно промышленным

предприятиям. Принцип увеличения налогооблагаемой базы бюджета. Очевид­но,

что используемая в корпора­тивных платежных системах безналичная форма платежей

за товары и услуги исключает воз­можность уклонения от налогов в розничной

торговле (по край­ней мере, в части, связанной с обращением неучтенных налич­ных

денежных средств) и пред­полагает исполнение обяза­тельств перед бюджетом всеми

участниками электронных пла­тежей, что легко контролирует­ся фискальными

органами вви­ду обязательной электронной фиксации всех совершаемых операций.

Таким образом, без­наличный денежный оборот корпоративной платежной системы

увеличивает налогооблагаемую базу бюджетов. Эта об­стоятельство с учетом

реально­го положения на криминализированном российском рынке розничных продаж

является ос­новой для наиболее приемле­мой в настоящее время страте­гии местных

и региональных ад­министраций по контролю за наличным денежным обращени­ем и

полным и своевременным сбором налогов.

Принцип

повышения качества розничной торговли. Приведен­ные выше особенности корпора­тивных платежных систем, сти­мулирующие

всех её участников к развитию и расширению обо­ротов и электронных платежей,

естественным образом требуют от розничной торговли более высокой организации и

автома­тизации для обеспечения высо­кой пропускной способности торговых точек и

эффективнос­ти использования торговых пло­щадей. Это влечет за собой обя­зательное

увеличение качества и скорости обслуживания населе­ния, снижению непроизводи­тельных

торговых расходов и из­держек.

Следствием

создания и разви­тия корпоративной платежной системы является организация

системы розничных торговых предприятий, имеющих воз­можность, в силу высоких то­варных

оборотов, диктовать це­ны и уровень торговых наценок на розничном рынке. Это

дает возможность местной админис­трации контролировать уро­вень цен вполне

рыночными механизмами и тем самым ре­шать многие острые социаль­ные вопросы.

Принцип

отказоустойчивости технических систем. Функциони­рование организованных со­гласно описанным выше прин­ципам

электронных платежных систем, являющихся, по сущест­ву, социально ориентированны­ми

платежными системами, предполагает использование современных отказоустойчи­вых

технологий электронных платежей высокого уровня, рас­считанных на массовое широ­комасштабное

использование населением. Отсюда вытекают требования к техническому обеспечению:

• надежность на

уровне отка­зоустойчивости критических и опасных производств и техноло­гий — 24

часа в день 7 дней в не­делю 365 дней в году;

масштабируемость произ­водительности в широком диа­пазоне;

работоспособность при пи­ковых нагрузках;

• низкая

стоимость носите­лей информации — пластиковых карточек, обеспечивающая при­емлемые

затраты при переизда­нии и эмиссии;

•   комплексные    технологии электронных платежей, обеспе­чивающие

выполнение банков­ских операций, учет эмиссии и обращения пластиковых карточек,

розничных операций в торговых предприятиях, 

выполнение платежей  (в том числе

-коммунальных),     непрерывное интерактивное

телефонное об­служивание и т. д.

Подводя итоги,

можно опре­делить следующие преимущест­ва использования технологии

корпоративных платежных сис­тем на основе обращения долго­вых обязательств:

Для

работников промышленных предприятий, бюджетных предприя­тий, пенсионеров,

населения региона:

1. Решение

проблемы задер­жек выплат зарплаты, пенсий и других выплат вследствие кри­зисных

явлений в экономике.

2. Стабилизация

и снижение розничных цен на товары народ­ного потребления.

3. Повышение

качества торго­вого обслуживания.

4. Фактическое

инвестирова­ние средств фонда заработной платы предприятий в сохране­ние

рабочих мест для работни­ков этого предприятия, разви­тие производства и

стабилиза­цию финансового состояния предприятия.

5. Повышение

платежеспо­собности бюджета вследствие увеличения налогооблагаемой базы,

уменьшения теневого де­нежного оборота и пр.

Для промышленных

предприятий:

1. Смягчение

социальной на­пряженности благодаря обеспе­чению бесперебойного снабже­ния

работников предприятий необходимыми товарами и услу­гами вне зависимости от

финан­сового положения предприятия.

2. Появление

дополнитель­ных ресурсов для расчетов с федеральным бюджетом и для собственного

развития и модернизации   

производства    в следствии:

• сокращения

объёма денеж­ных средств, направляемых предприятиями на выплату зара­ботной

платы;

• сокращения и

отсрочки те­кущих налоговых платежей на фонд заработной платы и плате­жей во

внебюджетные фонды;

• появления

дополнитель­ной возможности экономии де­нежных средств путем расчета с местными

бюджетами обращаю­щимися в платежной системе долговыми обязательствами;

• появления

возможности рассчитываться долговыми обя­зательствами предприятий с по­ставщиками

оборудования, мате­риалов, муниципальным транс­портом и предприятиями связи.

3. Включение

внутренних до­тационных механизмов в резуль­тате создания благоприятных ус­ловий

для реализации различ­ных схем товарной конвертации дебиторских и кредиторских

за­долженностей, а также экспорт­но-импортных компенсацион­ных операций.

4. Значительное

сокращение издержек на сопровождение и эксплуатацию ненадежных и громоздких

талонных систем пи­тания и списочных систем рас­пределения товаров.

Для

предприятий розничной тор­говли:

1. Значительное

повышение роли, масштабов и форм дея­тельности предприятий рознич­ной торговли.

2. Создание

благоприятных ус­ловий для повышения уровня обслуживания населения в рознич­ной

торговой сети, увеличения качества и ассортимента предла­гаемых товаров и

услуг, сниже­ние цен на товары первой необ­ходимости.

3. Значительное

увеличение оборота товаров повседневного спроса, получение дополнитель­ных

стимулов для обеспечения стабильных поставок по долго­срочным программам и

возмож­ности реализации оптовых кон­трактов по низким ценам.

4. Создание

благоприятных условий для организации раз­личных эффективных схем то­варной

конвертации и зачета долгов с контрагентами с во­влечением в этот процесс неза­висимых

комиссионеров, трей­деров, крупных оптовых по­ставщиков товаров народного

потребления и других специа­лизированных фирм, способ­ных привлечь при этом

свои собственные источники фи­нансирования.

5. Создание

стимулов для ак­тивизации деятельности по осна­щению системами автоматиза­ции

торговых предприятий, кон­троля и учета товарных потоков и материальных

ценностей, и применения эффективных спо­собов организации торговых площадей.

6. Значительное

уменьшение возможности хищений, махина­ций и злоупотреблений со сторо­ны

работников торговли ввиду резкого уменьшения наличного кассового оборота и

ликвидации талонной и списочной систем.

 7. Резкое (в 3-4 раза) увеличе­ние пропускной

способности кассовых узлов в предприятиях общественного питания (завод­ских

столовых) и существенное уменьшение очередей в час-пик.

8. Появление

возможности автоматизировать учет работы кассовых узлов, контролиро­вать и

проверять качество рабо­ты кассиров.

Для

региональных банков:

1. Повышение

рентабельнос­ти вложения средств в развитие системы безналичных расчетов на

базе пластиковых карточек: благодаря возможности двойно­го использования

создаваемой инфраструктуры - для обслужи­вания как банковских, так и кор­поративных

карточек.

2. Извлечение

дополнитель­ного дохода из обслуживания возрастающих масштабов дея­тельности

системы розничных торговых предприятий и корпо­ративной платежной системы.

3. Появление

дополнитель­ных кредитных ресурсов для инвестиционного и текущего кредитования

предприятий ме­стной промышленности за счет экономии средств, на­правляемых на

выплату зара­ботной платы работникам этих предприятий.

Для

администраций и местных (региональных) бюджетов:

1. Обеспечение

своевремен­ной выплаты пенсий, пособий, компенсаций и дотаций населе­нию

регионов расположения предприятий (при расчете с ме­стным бюджетом долговыми

обязательствами предприятий

в рамках

корпоративной пла­тежной системы с выдачей пла­стиковых карточек работникам

бюджетной сферы).

2. Перевод

значительной ча­сти наличных денежных средств, обращающихся в реги­онах (в том

числе и в теневом секторе), на банковские счета, и, следовательно, - резкое

увели­чение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней и, самое важное, -

кредитной базы мест­ных банков для финансирова­ния развития местной промыш­ленности,

муниципальных и со­циальных программ.

3. Возможность

перевода всех коммунальных платежей на безналичную основу, телефон­ное

интерактивное обслужива­ние и новые современные сред­ства документооборота

(маши­ночитаемые документы) с целью повышения удобства и уменьше­ния затрат при

оплате комму­нальных платежей для жителей, резкое сокращение издержек на

эксплуатацию.

4. Организация

региональ­ной системы телекоммуникаций на базе телекоммуникаций кор­поративной

платежной системы с целью создания развитой реги­ональной инфраструктуры сбо­ра

и передачи данных.

5. Возможность организа­ции внутрирегионального кли­ринга

банковских, коммуналь­ных, налоговых и прочих пла­тежей, а также перечислений

заработной платы, пенсий, сти­пендий, дивидендов, компенса­ций, дотаций,

страховых плате­жей и пр. (в том числе и клиринг  неплатежей 

и долговых обязательств).

6. Возможность

выпуска в об­ращение специальной дисконт­ной торговой пластиковой кар­точки для

населения с низким уровнем доходов.

7. Возможность

выпуска в об­ращение карточки медицинско­го страхования для предъявле­ния в

качестве страхового поли­са в медицинских учреждениях.

8. Общее

улучшение крими­нальной обстановки ввиду сни­жения наличного денежного оборота.

9. Возможность

присоедине­ния к другим локальным и регио­нальным, а также к российским и

международным платежным системам, с целью обеспечения населения дополнительными

ви­дами финансовых услуг и умень­шения оттока денежных средств из городов и

регионов.

10. Появление

предпосылок для создания централизованной высокоинформативной базы данных

населения (с участием адресных столов, ЗАГС, УВД, ГАИ, налоговых органов, бан­ков,

прокуратуры, служб безо­пасности предприятий, муници­пальных служб, администра­ций,

органов ФСБ и т. д.).

Описанная схема

организации корпоративной платежной сис­темы апробирована во многих проектах,

реализованных компа­нией CompassPlus в Уральском регионе, и показала свою высо­кую

эффективность при реше­нии многих социальных и фи­нансовых проблем промышлен­ных

предприятий.

Назад